АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Влияние травмы на восприятие времени
Рассмотрим теперь, как меняется видение прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы.
Представим себе годы жизни человека от рождения до смерти в виде горизонтальной линии. В какой-то момент жизни человек переживает психологическую травму. Известно, что самыми важными событиями в нашей жизни нам кажутся те, которые вызывают самые сильные чувства. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого травматический опыт кажется наиболее существенным событием в жизни, как бы "водоразделом", делящим всю жизнь на события, происшедшие до травмы и после. О чем бы человек ни рассказывал, он будет обязательно упоминать: "Это было до..." или "Это случилось уже после...". Так же, как говорят наши родители: это было до войны или уже после.
Полученная травма меняет видение не только настоящего, но и прошлого, и будущего. Человек, переживший травму, ощущает себя не таким, каким он был прежде, а значительно взрослее, старше и даже старее, чем его сверстники, не имевшие такого переживания, и он сам несколько дней назад.
Человек, переживший травму, уже никогда не станет таким, каким был до этого. Ему кажется — он был доверчивым, наивным, ничего не понимавшим в жизни. А вот теперь, кажется ему, у него раскрылись глаза. К сожалению, иногда то, что принимается за прозрение, может оказаться лишь другой иллюзией. Например, до травмы человек мог думать, что все люди хорошие, после же травмы — все люди для него стали плохими. Очевидно, что ни то ни другое не соответствует истинному положению дел.
Видение прошлого может быть искажено, часто идеализировано, а время, когда была пережита травматическая ситуация, несмотря на болезненные, трагические потрясения, именно из-за большой интенсивности пережитых чувств, вспоминается с большой теплотой. Примеров тому существует множество, и самый характерный — в большинстве своем теплые чувства, с которыми ветераны Великой Отечественной войны вспоминают то тяжелое и страшное время. По этой причине всегда достаточно велика вероятность для таких людей повторения травматической ситуации в будущем, так как они стремятся вернуться в то время и прожить его вновь. (Пример — ветераны войны в Афганистане едут воевать в горячие точки.)
Более того, травматическое событие как бы притягивает к себе и не отпускает человека от себя. Поэтому психологически он как бы остается в том времени и, что особенно важно, в том же возрасте. Психологически оставшись во времени, когда переживалась травма, он живет в совершенно другом измерении, продолжая придерживаться тех, прошлых законов и правил. Например, ветеран войны психологически никак не может "вернуться с войны" и в мирное время пытается строить взаимоотношения и свою жизнь, как если бы это было на войне. Но в мирной жизни все совершенно иначе, и человек оказывается неадекватен, хотя на войне он ориентировался прекрасно и всегда знал, что и когда надо делать.
Сейчас мало кто знает, что чрезвычайно тяжелым было первое время после окончания войны, когда фронтовики возвращались домой. Они не могли сразу перейти от военной жизни к мирной жизни. Поэтому тот период сопровождался массовыми самоубийствами, алкоголизмом, противоправными действиями и т.д.
Переживший травму человек может как бы останавливаться в своем личностном развитии, оставшись (психологически, разумеется) в том возрасте. В какой-то степени это может быть и неплохо, когда "постареют душой ветераны". Но, с другой стороны, особенно если травма была нанесена ребенку, человек имеет шанс никогда не стать психологически взрослой личностью. И даже в старости может быть инфантильным.
Травма влияет не только на прошлое, но и бросает свой отсвет на будущее. Широко известно, что с людьми, пережившими психологическую травму, чаще происходят несчастные случаи, они чаще, чем другие, совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками. По данным американских психологов, более 70% насильников сами в детстве пережили травму, связанную с насилием. То есть реализуется жизненный сценарий, направленный на саморазрушение. Человек как бы предпринимает все усилия, чтобы погибнуть или просто причинить вред самому себе.
Есть несколько причин этому.
1. Человек, переживший травму, стремится к ее повторению для того, чтобы отреагировать ее. Так, человек, не имевший возможности спасти близких во время пожара, бесконечное число раз во сне будет видеть пожар и спасать их или же пойдет работать пожарным для того, чтобы при каждом пожаре пытаться пережить все заново, но уже с успешной концовкой. Что, разумеется, невозможно: прошлое вернуть нельзя. Еще никому и никогда не удавалось это.
2. Другая причина отчасти связана с предыдущей — это чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Мы уже говорили о том, что чувство вины всегда разрушительно и направлено на саморазрушение, переживаемое как заслуженное наказание за неправильное поведение. Для человека, имеющего чувство вины, чем хуже его жизнь, его здоровье и т.п., тем лучше. Он не настроен на то, чтобы изменить что-либо в лучшую сторону. Таким людям противопоказано становиться лидерами и отвечать за других, так как они стараются погубить и себя, и ни в чем не повинных близких вместе с собой; у них нарушено ощущение ценности и своей, и чужой жизни.
Кроме того, они могут быть склонны к излишнему риску, подвергая ему и себя, и других. Это происходит от того, что по сравнению с травматическим переживанием все остальные жизненные события, присущие "мирной" жизни, кажутся серыми, скучными буднями. Именно в таких словах часто описывают свои первые впечатления от мирной жизни ветераны, вернувшиеся с войны, дети-беженцы из горячих точек и т.д.
Для того чтобы компенсировать "дефицит впечатлений", такие люди склонны к рискованным действиям. Этот феномен был давно отмечен среди американских ветеранов войны во Вьетнаме, которые чаще, чем другие, предпочитали становится наемниками, телохранителями, альпинистами и др.
Как уже упоминалось, вернувшиеся с войны фронтовики долго не могли привыкнуть, адаптироваться к мирному существованию, казалась им жизнь скучной, серой, а себя они ощущали неадекватными, неуместными, ненужными, отвергаемыми. Это-то и приводило к невероятному росту алкоголизма, самоубийств, насилия.
Людей, которые органически не могут жить, когда все хорошо, не так уж мало. Особенно наглядно это проявляется в семейной жизни. Если все в порядке, такой человек начинает скучать, маяться, тяготиться этим, пока, наконец, не придумает что-нибудь такое, что разрушит идиллию. То есть он создает себе трудности, а затем преодолевает их, тем самым "обретая свое счастье в борьбе".
В художественной литературе часто воспевается такое счастье борьбы, преодоления в контрасте с тихим, мирным существованием. Это и "гордый буревестник, черной молнии подобный", и сокол, противостоящий "глупому пингвину", который всего-то и хочет, что спокойного, мирного существования, и ужу, предпочитающему предсказуемость в своей жизни, протекающей пусть без особой яркости, но зато и без катаклизмов, эту яркость создающих. Это и "парус одинокий", ищущий бури, "как будто в бурях есть покой", и многие другие романтические, революционные образы.
Безусловно, каждому в своей жизни приходилось переживать состояния, когда "есть упоение в бою и бездны мрачной на краю", особенно в ранней юности. Однако, если взрослый человек строит свою жизнь согласно этим стремлениям, это свидетельствует о зарождении особой личности и о появлении специфических жизненных сценариев, типичных для людей, переживших травматический стресс и не справившихся с этим.
Глава 3
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 576 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
|