Термином «Группы крови» обозначают иммунологические свойства крови, на основании которых кровь всех людей независимо от расы, пола,
возраста можно разделить на строго определенные группы. Принадлежность к той или иной группе обусловлена наличием или отсутствием в клеточных элементах крови человека соответствующих групповых антигенов. К настоящему времени у человека известно более 200 различных групповых антигенов крови, которые объединены в несколько групповых антигенных систем. Групповые антигены передаются по наследству и в течение жизни не меняются. Сочетание их индивидуально у каждого больного, исключение составляют однояйцовые близнецы, групповые антигены которых идентичны. В эритроцитах содержится 20 независящих друг от друга антигенных систем.
Кроме уже известных эритроцитарных антигенов (АВО, резус-фактор и др.), в 1953 г. М. Стефанини открыл специфические тромбоцитарные антигены, в 1954 г. Ж. Досе – лейкоцитарные антигены. Лейкоциты содержат более 90 антигенов, а в 1956 г. р. Груб выявил антигенные различия глобулинов крови.
В клинической практике знание антигенных систем крови необходимо:
1) Для определения трансфузионной совместимости, т.е. подбор среды, которая бы не разрушалась в кровяном русле;
2) Для предотвращения введения лишних антигенов, которые сенсибилизируют организм и могут дать реакции при повторном переливании.
Групповые антигены крови (агглютиногены) бывают клеточными и плазменными.
Клеточные антигены представляют собой сложные углеводно-белковые комплексы, которые являются структурными компонентами мембраны клетки крови. От других компонентов клеточной мембраны они отличаются двумя свойствами: иммуногенностью и серологической активностью (антигенной специфичностью). Иммуногенность – способность групповых антигенов индуцировать выработку антител, если они попадают в организм, у которого эти антигены отсутствуют (например, иммунизация реципиента с резус-отрицательной группой крови при переливании резус-положительной крови). Серологическая активность – способность групповых антигенов соединяться с одноименными антителами.
Антигены эритроцитов образуют более 20 антигенных систем, из которых клиническое значение имеют 13: АВО, резус (Rh-Hr), Келл (Kell), Даффи (Duffi), MNSs, Кидд (Kidd), Левис (Levis), Лютеран (Lutheran), Диего (Diego), Аубергер (Auberger), Домброк (Dombrock) и Ай (I).
Для клинической практики 1) первостепенное значение занимает система АВО. 2) Второе место занимает система резус. Другие антигены системы эритроцитов имеют меньшее значение в переливании крови.
Система АВО была открыта венским врачом К. Ландштайнером в 1901 г. (данные о существовании у людей трех групп крови). Приоритет открытия в 1907 г. четвертой группы, а также создания полной классификации групп крови, принадлежит чешскому врачу Янскому.
Система АВО является основной серологической системой, определяющей совместимость или несовместимость переливаемой крови. Ее составляют два агглютиногена (антигена) А и В, которые содержатся в строме эритроцитов и два агглютинина (антитела) – α и ß, содержащихся в сыворотке крови. Агглютинин α является антителом по отношению к агглютиногену А, а агглютинин ß – по отношению к агглютиногену В. В эритроцитах и сыворотке крови одного человека не может быть одноименных агглютиногенов. При встрече одноименных антигенов и антител возникает реакция агглютинации. Именно эта реакция является причиной несовместимости крови при ее переливании.
Дифференцировка крови на группы по системе АВО основана на 4-х различных комбинациях двух агглютиногенов (антигенов) А и В в эритроцитах и двух агглютининов (антител) α и ß в сыворотке людей.
В России, как и в других странах, принято буквенно-цифровое обозначение групп крови Оαß(I) и т.д. Оно включает цифровую номенклатуру, предложенную Я. Янским и буквенную, предложенную Дунгером и Гиршвельдом, которая в 1928 г. гигиенической комиссией Лиги наций была утверждена в качестве международной.
У лиц с I группой крови эритроциты не содержат агглютиногенов А и В, поэтому I группу крови обозначают символом О(I). В сыворотке кровиимеются агглютинины α и ß анти А и анти В. Частота встречаемости 33,5%, нет цветовой маркировки.
II группа – А(II) характеризуется наличием в эритроцитах агглютиногена А, а в сыворотке агглютинин ß анти В встречается у 37,8%. Две синие полосы.
Подгруппы крови. Антиген А, содержащийся в эритроцитах группы А(II) и АВ(IV), может быть представлен двумя вариантами (подгруппами) – А1 и А2. Эритроциты с подвидом А1 встречаются в 88%, а А2 – у 12%. Поэтому при наличии агглютиногена А1 его обозначают как А, а обозначение с индексом применяется лишь для относительно редкого агглютиногена А2. В соответствии с этим группа А(II) имеет две подгруппы: А(II) и А2(II), а группа АВ(IV) - АВ(IV) и А2В(IV).
Агглютиногены А1 и А2 отличаются друг от друга по свойствам. Подтип А1 является сильным антигеном, обладает более выраженными агглютинабельными свойствами, очень быстро адсорбирует агглютинины α из сыворотки, чем подтип А2, являющийся слабым агглютиногеном.
Подгруппы с агглютиногенами А1 и А2 обладают и различными свойствами сывороток. Сыворотка подгрупп А2(II) и А2В(IV) часто содержит агглютинин, названный Ландштайнером экстраагглютинином α1, который дает агглютинацию только с эритроцитами А1 и не дает агглютинацию с эритроцитами А2. В то же время в сыворотке подгрупп А(II) и АВ(IV) довольно редко встречается экстраагглютинин α2, дающий агглютинацию лишь с эритроцитами А2.
Подгруппы крови в клинической трансфузиологии значения не имеют, поэтому при переливании эритроцитов их не учитывают. Лицам, имеющим антиген А2 можно переливать эритроциты А1; лицам, имеющим антиген А1 можно переливать эритроциты А2. Исключение составляют реципиенты, имеющие экстраагглютинины α1 и α2.. Эти антитела не вызывают посттрансфузионных осложнений, однако проявляют себя в пробе на индивидуальную совместимость.
В частности, сыворотка реципиента А2 α1 агглютинирует эритроциты А1 на плоскости или в пробирках при комнатной температуре, поэтому реципиентам А2 α2(II) переливают этитроциты О(I), реципиентам А2 α1(IV) прееливают эритроциты В(III) или О(I).
О существовании подгрупп крови следует постоянно помнить при определении групп крови, особенно у доноров.
Из-за слабой агглютинабельности эритроцитов А2, недостаточной продолжительностью наблюдения за реакцией, наличия экстраагглютининов крови в практике возможны ошибки при определении группы крови прямым способом, когда группу А2(II) можно принять за Оαß(I), а А2В(IV) – за Вα(III).
В эритроцитах лиц с III группой крови – В(III) имеется агглютиноген В, а в сыворотке содержатся агглютинины α - у 20,6% людей, три розовых полосы.
IV группа крови АВ(IV) встречается у 8%, четыре желтые полосы, является противоположностью первой – в эритроцитах имеются оба агглютиногена – А и В, а соответствующие агглютинины отсутствуют.
Кроме антигенов А и В в систему АВО входит еще антиген Аш(H), присутствующий в эритроцитах всех четырех групп, причем в небольшом количестве – группы О, не имеющей других антигенов. Вследствие этого, антиген Аш(Н) иногда называют «нулевым антигеном».
Исключение составляет фенотип «Бомбей»: у жителей индийского города нет агглютиногенов ОАВН, но есть антитела α и ß, анти-О, анти-Н.
В редких случаях (1-2 человека на 1 тысячу населения) наблюдается одновременное пребывание в кровяном русле двух популяций эритроцитов, отличающихся по группе крови и другим антигенам. Трансфузионные химеры возникают в результате многократного переливания эритроцитной массы или взвеси группы О(I) реципиентам другой группы. Истинные химеры встречаются у гетерозиготных близнецов, а также после пересадки аллогенного костного мозга. Установление группы крови при кровяных химерах затруднено, поскольку в некоторых случаях половина эритроцитов, циркулирующих в кровяном русле, имеет одну группу крови, а другая половина – другую. Реципиенту, имеющему кровяную химеру, переливают эритроцитную массу или взвесь, не содержащие антигены, по отношению к которым у реципиента могут быть антитела.