АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Коричневый

Это чисто земной цвет - тут и шкуры животных, кал, почва, кора деревьев и т.п. И ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоре­нением повседневности. Вместе с тем индийские традиции (передавать в цвете свои эмоциональные состояния) наделяют эротическую настроенность и ко­ричневым цветом.

Указывает на эмоции, непосредственно связанные с физическим организмом. Если человек ощущает болезнь или физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности.

Эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью. В коричневом остается жизненность, которая потеряла свою активность. Выражает жизненные ощущения тела. Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя. Коричневый цвет олицетворяет стабильность, он весь на поверхности. Успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений. Выбирается при нервном истощении, когда человеку кажется, что ситуация конфликта неразрешима. Отвергается, когда человек хочет найти свою индивидуальность, уйти от инстинктов тела, перестать от них зависеть.

Любовь к коричневому - тоска по защищенности. Шоколад вызывает чувства спокойствия и блаженства не только вкусом, но и цветом. Так, и в западной культуре коричнево-красный цвет в ка­честве самого любимого говорит о страстном желании физического истоще­ния. Иногда он остается даже в случае явного переутомления. Например, при супружеской неверности или ревности. А в христианской символике этот цвет обозначает даже духовную смерть.

С коричневым цветом поэзия ислама связывает функции гибели и распада. И хотя в Коране фигу­рирует выражение «коричневый сор», мы не найдем, наверное, ни одной мече­ти без деталей этого цвета на зеленовато-голубом поле куполов и украшений.

Как и красный или оранжевый, коричневый также является громким и шумным цветом. У эмпатиков отмечается его способность к укачиванию и уси­лению морской болезни.

Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктив­ную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потреб­ностям. По мнению психологов, лица, предпочитающие коричневые тона одеж­ды, имеют весьма устойчивые взгляды на жизнь. То есть постоянны, умерен­ны, аккуратны. И обычно консервативны.

Коричневатых оттенков сердолик принято подразделять на «мужской»- темно-коричневый и «женский» - розовато-оранжевый.

Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как ярчайшее проявление животного начала в человеке коричневый может вызы­вать асоциальность и антиобщественное поведение.

Хроматическим архетипом тоталитаризма (любого вида) является именно коричневый сублимат - это главенство черного бессознания над оран­жевой «обезличенностью» мужского и женского бессознаний.

Коричнево-желтые оттенки свидетельствуют о потребности в забытьи или в ласково-чувственных наслаждениях (медовый месяц, коньяк, шам­панское, наркотики и др.). Коричнево-зеленые тона как предпочтительные содей­ствуют расслабляюще-чувственным восприятиям в ощущениях собственного тела при внешне возбуждающих развлечениях (путешествия и др.).

Коричневые тона подкрепляют интеллект эротикой, вином, телесно-чув­ственными ощущениями, сексуальным удовлетворением и др. Как показывает практика цветотерапии, коричневый цвет периодически необходим и лицам, желающим просто расслабиться, пожить в простом крестьянском доме, побро­дить по лесу, порыбачить, поохотиться и т. п. В общем, отдохнуть от достаточ­но навязчивых условностей цивилизации.

Белый

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу и снятие препятствий. Его фундаментальное качество - равенство, т.к. он заключает в себе все цвета, они в белом равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). В мифологии белый цвет часто используется в Африке - его носили жрецы, т.к. он оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Принесение в жертву белого животного - это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса - человека).

Белый парик судьи - символ справедливости. «Белый рыцарь» - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. В большом количестве затухание эмоций, стерильность.

В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. (В Африке белый цвет траура надевали в особых случаях, когда хотели увеко­вечить память о почтенном человеке. Обычно же цветом траура служил серый и черный. А. Д. Чернова замечает, что смысл траурного цвета - это символ неокра­шенной одежды в знак отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь).

Белый цвет - цвет Великой Матери, цвет женщины, ибо создана она белой: «И создал Господь Бог из ребра, взято­го у человека, жену» (Быт. 2, 22). В древних обществах белый обычно олицетворял союз мужчины и жен­щины (семя) и одновременно - союз матери и младенца (молоко). Белым цветом наделялись такие свойства человека, как сознательное исполнение долга, социальная сплоченность, сохранение традиций, всеобщая осведомленность и память. В обычных условиях существования племен белизна служила неиз­менным символом женских качеств.

Белый в иудаизме передает значение высокой, чистой сущности. В одеж­ды белого цвета из виссона одеваются ангелы и праведники. Талес - мужская накидка для молитв - чисто белого цвета. В «белый» пост надевают белые одежды и в молитвах просят, «чтобы наши грехи побелели». В праздник сбора винограда и танцев еврейские девушки наде­вают простые белые платья и танцуют при свете полной луны. Юноши стоят вокруг и выбирают себе невест. Полотняные белые платья снимают различия в имущественном положении.

Показательно, что индийская традиция (выражать цветом соответствую­щее эмоциональное состояние) наделяет белый значением комической настро­енности при самопрозрении. И здесь же белый цвет наделяется свойствами благости, так как характеризует касту жрецов (брахманов), которые на протя­жении тысячелетий сохраняли неизменными традиции общества.

Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира: «Ведущая наружу за тьму оков незнания» «Мать всех Будд».

Конфуцианство в Китае канонизировало белый цвет как истину, долг и са­мопожертвование. И одновременно оставило в силе такие значения, как спра­ведливость и печаль (в трауре). Интересно, что в китайском театре (виртуаль­ная реальность, то есть экстремум бытия) маска белого цвета означала отри­цание прямодушия и искренности.

В Античном мире в белое одеты жрицы Афродиты. И здесь же рождается миф о Белой скале, пролетая мимо которой, души умерших теряют память о земном существовании. Платон в рассуждениях о душе человеческой наделил белым цветом совестливую ее часть, которая чтит за­коны, традиции и нравы общества.

В христианстве белый цвет символизирует божественный свет Бога-Отца. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи цвет Богоматери и Святых девственниц. В православии белый цвет церковных облачений используется в Рождество Христово, Преображение и Благовещение. В них же начинается Пасхальная утреня.

Белые ризы одеваются при крещениях, помолвках, браке, погребениях, ибо эти стадии человеческой жизни характеризуются переходом в новую форму существования души. «Белое - венчальное, черное - печальное». Белый цвет означает здесь очищение души, принятие ею девственности, невинности и це­лостности. В католичестве священник надевает белые одеяния на все указан­ные службы, а также при конфирмации. Белый цвет здесь олицетворяет и свя­тых, не испытавших мучений.

В исламе белые цвета ничем не отличаются от других цветов в одежде свя­щенников и прихожан. Главное условие белизны (как и в иудаизме) - чистота одежды, а не ее окраска. Серов замечает, что на Востоке траурным цветом являлся и является не белый, как это иногда считают на Западе, а свет­ло-серый цвет чистого (неотбеленного) холста.

Венцом радости и очищения считает Каббала корону белого цвета, ибо и алхимия гласила, что белый цвет - это «женский принцип», «белая жен­щина, белая лилия - в общем, женщина». Белый цвет связывался здесь с Луной, серебром и ртутью как чистота индивидуального света. Логично-белые цвета в иоанновских ложах франкмасонов предназначены для подма­стерьев и учеников. В средние века белые одежды в миру носили преиму­щественно те, кто хотел «выказать чистоту и неподкупность сердца». Белый флаг символизирует капитуляцию, перемирие, дружбу и добрую волю.

Поляки и венгры без какого-либо стеснения называли женщин белым на­родом. Возможно и не только потому, что кожа женщин всегда светлее мужс­кой. По мнению современных психологов, женщинам в белом свойственны бес­компромиссность, некоторая холодность сердца и отсутствие кокетства с муж­чинами.

Белый свет и цвет считается нормой цветового приятия. Хотя и солнце, и лампы накаливания, не говоря уже о свечах, дают не белый, а желтоватый цвет. Психология цвета в предпочтении белого над серым и черным видит стремле­ние человека освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь.Психологи считают, что белый цвет - это цвет без эффекта. Это tabula rasa (чистая доска), на которой еще предстоит написать нечто содержательное.

В хроматизме белый цвет является сублимированным архетипом рациона­лизма.

Черный

Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Черный всегда скрывает в себе все, что несет. Он связан с любопытством, притягивает к себе, пугает (страх из-за загадочности). Черный цвет всегда бросает вызов, требуя от человека попытки освободить свою сущность. Иными словами, человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. В мифологии черный широко используется в Африке. Он связан с сезоном дождей (цвет деревьев и воды), обозначает чувство неизвестности, загадочности, трудолюбия. Приношение черного животного - вызов дождя. Черные отметины на теле - болезнь.

Черный - абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь. Часто черный цвет ассоцииру­ется с пустотой и горем, сексуальностью Черной Девы.

Нередко в мифах черный цвет сопоставлен с опасной, инфернальной сти­хией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени, с мисти­ческим влечением к женскому лону. Любой материалист нам скажет, что именно черный уголь и черная нефть дают всю палитру радующих глаз цветов. Черный сохранил все цвета живущих когда-то цветков.

В рассуждениях о душе человеческой Платон наделил чер­ным цветом бессовестную ее часть, которая (вопреки традициям общества) неистово добивается своих низменных желаний. И Платон же полагал черный цвет наиболее верной характеристикой будущего времени.

В «черный» пост иудеи надевают черную одежду и даже занавес на священном шкафу, где хранятся свитки Торы, меняют на черный в память о разрушении Храма и народных несчастьях. И во время молитвы в синагоге полностью гасят свечи и плачут в темноте.

В буддизме черным характеризуется темнота скрытого (стесненного) бы­тия. Однако конфуцианство каким-то образом усмотрело в этом цвете симво­лику мудрости и знания. Индуизм же связывает черный цвет с чувственным движением «вниз».

Черным цветом в христианстве наделяются Дьявол и Ад. Отсюда и цвет панихид - черный. В католичестве черные одеяния священники используют при службах по усопшим и во время Доброй Пятницы. Черный (или темно-коричневый) в православии наиболее близок по духу Дням Великого Поста.

В геральдике черный означает благоразумие и мудрость. Черный - это аб­солютное поглощение всех цветов и «света» с его условностями, моралью и правопорядком. И по визуально-физическим свойствам черный цвет характе­ризуется такими значениями, как «темный, трудный, тяжелый, теплый, впиты­вающий, всасывающий, поглощающий». Об этом же говорят и устойчивые сло­восочетания типа «черная работа», «черный рынок», «черный юмор» и др.

Психология цвета утверждает, что лица, выбирающие черный цвет и ставя­щие его на первое место (среди ахромных), находятся в оппозиции к обществу: испытывают явное отвращение к происходящему, проявляют агрессивность в сочетании с деструктивной и импульсивной тенденциями, негативизм, конф­ликтность и четкую позицию протеста.Нега­тивизм черного цвета не имеет отношения к разрешению проблем, он лишь указывает на их наличие. Вместе с тем мрачность черного цвета никак не сказывается на его чрезвы­чайной популярности у женщин. Это до сих пор удивляет психологов: нравит­ся одно, выбирают другое, а носят третье...

Черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма.

Варианты работы с цветом

1. Рисунок одним цветом (цвет нравится, не нравится).

2. Рисунок двумя цветами (нравится и не нравится).

3. Рисунок по заданию состояния противоположным цветом (синий – печаль, рисунок синим цветом – «Радостное утро» и т.п.).

4. Цветовая палитра клиента (палитра земноводного – сине-зеленые и охра, акварель; палитра млекопитающего – яркие и чистые основные цвета, гуашь; палитра человека – полутона, оттенки всех цветов, пастель).

5. Цвето-эмоциональные приписывания (какого цвета для тебя чувства и эмоции: любовь, радость, печаль, гнев, раздражение, страх и пр.).

6. «Цветной человек», детский вариант.

7. Аппликации из цветной бумаги на свободную и заданную темы.

8. Рисование на цветной бумаге (например, черный лист – «Летний рассвет», красный лист – «Зимняя ночь», желтый лист – «Печаль моя светла» и т.п.).

9. Рисование архетипических амплуа (костюмов) заданными и противоположными цветами.

10. «Цветной костюм» (создание сценического костюма в одном цвете).

11. Раскрашивание «Рисунка человека».

12. «Составление несуществующих цветов» (вымешивание красок).

13. «Цветовой амулет».

14. «Сад красок».


Дата добавления: 2015-08-14 | Просмотры: 612 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)