Архетипическая схема сказки
1. Указание на время (давным-давно) и место (в тридевятом царстве).
2. Происхождение героя, жизнь в отчем доме (наследственность, статус, базовое отношение к Миру).
3. Уход из родительского дома (сепарация с родителями).
4. Выбор пути (самоопределение, начало инициации, взросление).
5. Искушения (проверка на «доброе сердце», ответственность за выбор пути, преодоление соблазнов и сомнений, принятие самого себя и своего пути).
6. Награда (нахождение помощников).
7. Испытание (борьба с антагонистом, преодоление, смерть и возрождение, индивидуация, поиск Самости).
8. Награда (метаморфоза, трансформация, духовный рост).
9. Возвращение домой, трудности в пути (проверка истинности трансформации).
10. Прибытие в отчий дом (принятие своего раннего детского опыта, воссоединение со своими корнями, окончательная трансформация героя, нахождение Самости).
11. Награда (свадьба – воссоединение мужского и женского начала, восстановление целостности, идентификация с Самостью; коронование – завершение индивидуации, осуществление своего предназначения.
Анализ сказки из детства
- Какие были искажения в сюжете сказки.
-. Какие переживания вызывает герой.
- Урок сказки («Теперь я знаю, что…»).
- Проблемная зона героя («Что герой учится делать в сказке»).
- Ресурсная зона героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»).
- Как герой относится к миру.
- Что получает герой в награду.
Анализ клиентской сказки
- Тональность и колорит сказки.
- Что труднее всего было сочинять (начало, перипетии, окончание и пр.).
- Какая часть сказки самая длинная.
- Получил ли герой то, что хотел (или нечто другое).
- Персонажи (кто есть кто, кого нет в сказке, что с ними происходит к концу сказки).
- Где по сюжету нарушена традиционная схема.
- Какую сказку напоминает.
- Оригинальные сюжетные ходы.
- Линия героя (как он относится к миру, к людям, к себе).
- Символическое поле.
Примеры архетипических (инициация) смыслов
Таинственный лес – место посвящения, через него идет дорога в иной мир (Данте, Овидий: вход в Аид «сумерком леса хранимый» и пр.).
Баба Яга – охраняет границу мира живых и мира мертвых, яви и нави, повелительница животных, смерть (инициация смерти).
Избушка на курьих ножках – вход в царство смерти, герой знает «слова», чтобы войти, т.е.он знает, зачем идет в иной мир. За это он бывает награжден волшебными дарами.
Запретный чулан – детское (родительское) табуирование и преодоление его (как индивидуация).
Мнимое умирание (сжигание – очищение, чистилище, заглатывание, разрубание на части, живая и мертвая вода) – отработка страха смерти, инициация взросления.
Дракон – внутренняя сила.
Птица – внутренняя свобода, способность мечтать, «взлетать» над обыденностью, быть свободным от правил, норм, границ и т.п.
Конь – внутренняя гармония, чувство прекрасного внутри каждого человека, умение видеть красоту в окружающем мире.
Кощей Бессмертный – страх смерти (поэтому он бессмертен).
Превращение - метаморфоза, трансформация личности как переход на более высокий уровень развития, не имеющий возможности возвращения назад, необратимое изменение.
Оборотничество – возможность использовать свои сильные (добрые) или слабые (злые) качества в сложных жизненных ситуациях, пример того, как способность может стать дезадаптивным, разрушающим личность паттерном.
Змея – мудрость, причем изначальная, древняя, непостижимая разумом, архетипический уровень решения проблем, внутренняя гибкость, пластичность, способность к изменению и трансформации.
Дата добавления: 2015-08-14 | Просмотры: 623 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
|