Особенности организации работы клинического психолога в реабилитационных центрах (отделениях) психиатрической службы
Важной составной частью работы психолога в учреждениях психиатрического профиля является его участие в реабилитационных мероприятиях. В ряде психиатрических клиник они проводятся в специальных реабилитационных центрах, комплексах, отделениях восстановительной терапии.
Содержание и объем работы психолога в реабилитационных подразделениях обусловлены конкретным содержанием реабилитационных программ, в которых медикаментозная терапия, психотерапия, психологическое воздействие и формирование социально-трудовых навыков составляют единое целое и способствуют конечной цели — возвращению больного в общество.
Итогом реабилитации должна явиться перестройка структуры личности больного. Это конечная цель всех реабилитационных программ. Важным их элементом являются современные модели терапии занятостью, одним из вариантов которой на более поздних этапах реабилитации является трудовая терапия. Тактика трудовой терапии на каждом этапе реабилитации варьирует и разрабатывается совместными усилиями специалистов. В состав бригады в настоящее время входят врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог, специалист по социальной работе, специалист по трудотерапии, а также инструкторы по труду, социальные работники, медицинские сестры. На заключительных этапах реабилитации — этапах так называемой пробной социализации — актуализируется влияние производственных коллективов, общежитий для лиц, утративших социальные связи, клубов бывших пациентов.
На первом, медицинском, этапе реабилитации реализуются психосоциальные методы воздействия в сочетании с лечебными программами, в том числе с применением биологических методов лечения. Этот этап чаще осуществляется в условиях стационарных (терапевтических) отделений.
Совместные усилия психолога и других участников терапевтической бригады направлены в первую очередь на профилактику явлений «госпитализма», ограничений во взаимоотношении пациента с социальным окружением, на сохранение и восстановление социального функционирования пациента.
На данном этапе психолог проводит обследование больного при выходе его из острого состояния, используя экспериментально-психологические методы, метод динамического наблюдения — для изучения характера участия пациента в лечебных и социально-реабилитационных мероприятиях, изучает анамнез, в том числе и профессиональный, знакомится с характером семейно-супружеских отношений. Проводится «первый срез» личности больного, выявляются нарушенные и сохранные стороны личности, интересы, сфера потребностей и структура мотивации, система отношений, познавательные возможности. Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации с учетом клинической картины, культурного уровня, интересов, личностных особенностей, профессиональных навыков, достижений и предпочтений.
Основное воздействие на этом этапе работы — медицинское, поэтому психолог уделяет особое внимание осознанному участию пациента в процессе терапии. Формы трудотерапии и терапии занятостью на этом этапе носят менее дифференцированный характер, хотя их значение трудно переоценить, поскольку раннее включение пациента в терапию занятости и трудовую терапию способствует предупреждению психологических эффектов его изоляции, формирования рентных установок и деструкций социально-культурного мировосприятия у пациента. Наблюдение за пациентом на этом этапе реабилитации позволяет охарактеризовать внепрофессиональные параметры деятельности больного: общую активность, критичность, устойчивость внимания и характеристики мотивационной сферы.
Психокоррекционная деятельность психолога включает в себя поведенческий тренинг в сочетании с реализацией несложных социально-ориентированных заданий, одним из воздействий которых является эмоциональная поддержка и демонстрация успеха для исключения негативных эмоций в процессе терапии занятостью и трудовой терапии.
Главным психологическим критерием успешного завершения первого этапа реабилитации считается появление у пациента положительного эмоционального отношения к общению с другими пациентами, к терапии занятостью и трудовой терапии.
Второй этап реабилитации проводится на базе лечебно-трудовых мастерских и в рамках «производственного труда». Основной задачей является возвращение больного к организованному профессиональному труду и подготовка его к самостоятельной жизни.
Трудовая терапия и терапия занятостью на этом этапе предусматривает формирование критического отношения к себе и своим возможностям, социально-трудовой оценки своей личности, установок, целей и отношений. Восстанавливается способность к сотрудничеству, постановке личностных задач, формирование трудовой перспективы.
Совместно с другими специалистами бригады, в том числе со специалистами по трудовой терапии, клинический психолог разрабатывает рекомендации по профессиональной переориентации пациента, в соответствии с его личностными и функциональными возможностями, профессиональной подготовкой и жизненным опытом.
Мероприятия по профессиональной переориентации должны учитывать данные клинико-психологического обследования пациента, динамику его социально-трудового восстановления, в которых отражается не только степень сохранности трудовых установок и интересов, критичность, структура внутренней картины болезни, но также понимание пациентом показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности на том или ином уровне, его личностную активность.
На данном этапе реабилитации результаты экспериментально-психологического обследования пациента дополняются сведениями о его работе в условиях лечебно-трудовых мастерских, участии в социотерапевтических мероприятиях, терапии занятостью, об отношении семьи к перспективам трудовой деятельности, о ресурсах профессиональной и социальной поддержки пациента. Анализ содержания структуры и динамики мотивов деятельности пациента нацелен на переход этой деятельности к сознательно регулируемой.
Индивидуальная программа реабилитации включает психокоррекционные мероприятия, предусматривающие ориентацию пациента на адекватные социальные отношения и профессиональную деятельность.
Главным психологическим критерием успешного завершения второго этапа реабилитации считают появление у пациента устойчивой потребности в межперсональном общении, осознание и принятие им плана трудового устройства, осознание необходимости включения в трудовую деятельность.
Третий этап реабилитации (заключительный) предполагает проведение комплекса мер, направленных на включение пациента в самостоятельную жизнь и самостоятельный труд в индивидуально созданных или обычных условиях профессиональной деятельности.
Для решения этой задачи, особенно при заболеваниях, сопровождающихся значительными изменениями личности и снижением возможностей социально-трудовой адаптации, предусматривается создание специальных общежитий для проживания пациентов, выписанных из психиатрических стационаров и лишенных возможности самостоятельного проживания и трудового устройства. Для бывших пациентов психиатрических клиник и инвалидов по психическим расстройствам предусматривается организация специальных рабочих мест.
Психолог и реабилитационная бригада выступают в ряде случаев в качестве посредника между больным и его обычным социальным и профессиональным окружением. Через активное участие в общении и труде жизнь и деятельность каждого пациента приобретают социально значимый характер.
Для обеспечения этого процесса психолог проводит психологический анализ участия пациента в социальной и профессиональной деятельности, учитывает индивидуальные профессиональные усилия, способствует установлению оптимального баланса возможностей пациента и требований к нему со стороны социального окружения. Для дальнейшего формирования у пациента устойчивой профессиональной мотивации психолог привлекает социальное и профессиональное его окружение; осуществляет тренинг психологических навыков, необходимых в профессиональной деятельности и межперсональном взаимодействии, используя богатый арсенал современных поведенческих и коммуникативно-ориентированных приемов психологического воздействия.
В комплексе мотивов жизнедеятельности материальная заинтересованность используется для развития системы мотивации, формирование целей, направленных не только на социальную адаптацию, но и социальную успешность. Для реализации плана реабилитации клинический психолог привлекает арсенал средств экзистенциальной психологии и психотерапии, позволяющих последовательно учитывать важнейшие сферы человеческой уникальности; возможности самоактуализации, партнерства, чувственных и близких отношений.
Важное значение имеет формирование (восстановление) эстетической мотивации профессиональной деятельности. Во взаимодействии с пациентом психолог стимулирует проявления его творчества и инициативы.
Еще одной стороной более полной социально-трудовой адаптации пациента является работа по изменению общественного мнения о нем у здорового микросоциального окружения. Психологический аспект этой проблемы предусматривает целенаправленную работу с окружением пациента по изменению системы доминирующих житейских отношений и преодолению предрассудков в отношении психических расстройств и психически больного человека. На конкретных примерах разъясняются характер поведения и особенности личностного реагирования пациента, подчеркиваются возможные ресурсы ближайшего окружения пациента в его социальной поддержке.
Таким образом, к практическим задачам деятельности клинического психолога в реабилитационном центре или отделении относятся:
— экспериментально-психологическое обследование пациентов в целях дифференциальной диагностики, прогноза и разработки перспектив терапии и социально-трудовой реабилитации;
— экспериментально-психологическое обследование с целью объективизации динамики психологической составляющей состояния пациента для учета предпосылок эффективности социально-трудовой реабилитации;
— экспериментально-психологическое обследование с целью оценки степени и структуры нарушений психического функционирования при проведении социально-трудовой реабилитации;
— психологический анализ особенностей семейной жизни;
— проведение психокоррекционных мероприятий для реализации лечебно-реабилитационных режимов на различных этапах реабилитационного процесса, направленных на профилактику психологических последствий перенесенного психического расстройства, преодоление изоляции, явлений госпитализма, развитие навыков взаимодействия, целеполагания, формирования жизненной перспективы;
— психологическое воздействие с целью оптимизации семейно-супружеских отношений;
— психологическая работа с микросоциальным окружением пациента на различных этапах реабилитации;
— формирование и актуализация социально-трудовых возможностей с их осознанием пациентом, выбор направления социальной и профессиональной адаптации.
Глава 6. Психогигиена и психопрофилактика
6.1. Понятие психогигиены. Психогигиена.
Для предупреждения (профилактики) нервно-психических расстройств и обеспечения оптимальной психической деятельности большое значение имеют психогигиенические мероприятия. Знание основ психогигиены необходимо для охраны психического здоровья и повышения уровня пропаганды здорового образа людей.
Психогигиена – наука о путях сохранения и укрепления психического здоровья – приобретает особое значение в связи с возросшей ролью психоэмоциональных факторов в деятельности человека и развития заболеваний, усложнением межличностных отношений в производстве и в быту.
К теоретическим и практическим проблемам психогигиены относятся: личная психогигиена, психогигиена труда, психогигиена общения, психогигиена отдыха, психогигиена быта, возрастная психогигиена.
Личная гигиена – раздел психогигиены, изучающий механизмы рациональной (психической) саморегуляции и разрабатывающий пути улучшения их функционирования с целью укрепления психического здоровья, предупреждения нервно-психических нарушений повышения работоспособности. В ее основу положены современные представления о том, что организм – саморегулирующаяся система, функционирующая по закону взаимообратной связи с помощью сознательных, произвольно управляемых механизмов, оптимизирующих высшую нервную деятельность.
Личная психогигиена использует приемы и методы индивидуальной психопрофилактики – аутогенную тренировку, психогимнастику и способы самопомощи, применяемые для предупреждения отрицательных последствий психотравмирующих факторов.
В настоящее время в качестве лиц, могущих вызывать внушения заболевания, иногда, к сожалению, оказываются медицинские работники.
Конечно, они совсем не хотят этого, но, недостаточно учитывая возможности последствия своих слов и действий, объективно становятся виновниками возникновения новых или утяжеления существующих заболеваний.
Широко известно понятие о ятрогениях, болезненных состояниях, вызванный действиями врача. В последние годы появился термин "сорроригения" – вредное психическое воздействие на больного медицинских сестер.
Речь идет о невольном патогенном внушении, которое было вызвано словами или действиями врачей, медицинских сестер или другими представителями медицинского персонала. Как уже упоминалось, большое значение при внушении имеет авторитет внушаемого. Для больных самыми авторитетными людьми являются медики. Ведь именно им пациенты вручают свое здоровье, и даже жизнь. Вот почему больные так внимательно следят за каждым словом и действием медиков. Поэтому медицинскому персоналу следует помнить, что в присутствии больных надо обдумывать каждое слово, каждое действие. Порой неосторожно брошенное, небрежное выражение врача или медицинской сестры устрашающе действует на больных, может отрицательно повлиять на их настроение, нарушить сон, аппетит, вызвать ухудшение в течение основного заболевания и возникновении новых, ятрогенных осложнений. Иногда можно слышать, как во время обходов медицинская сестра в присутствии больного докладывает врачу: "У больного частый пульс, очень высокое артериальное давление, резко повысилась температура". Такое сообщение может очень сильно подействовать на больного, особенно если в его характере имеются черты мнительности и тревожности.
Чаще ятрогении возникают у неврастеничных и психастеничных личностей, также у лиц, перенесших травму головного мозга.
Психогигиена – это отрасль медицинских знаний, изучающая обеспечение, сохранение и поддержание психического здоровья.
Выдающиеся представители медицины древности много внимания уделяли общей гигиене, включая сюда вопросы сохранения умственной и физической работоспособности, гигиену брака и некоторые другие. Гиппократ и Гален в своих сочинениях ставили важные психогигиенические проблемы. В последующем успехи, достигнутые в области гигиены, были постепенно преданы забвению, и лишь в конце XIX века научная психогигиена выделилась в самостоятельную отрасль знания, что было обусловлено бурным развитием психиатрии. Психические нарушения приобрели статус болезни и стали рассматриваться как любые другие соматические заболевания, которые, помимо распознавания и лечения, можно и нужно предупреждать.
В 1909 г. в США был создан Национальный комитет психической гигиены, а в 1910 г. на специальной конференции американскими и канадскими психиатрами было принято решение создать международную ассоциацию по психогигиене. В дальнейшем подобные комитеты стали организовываться в других странах – Канаде, Австралии, ФРГ, Германии и др. Эти комитеты занимались частными вопросами, не уделяя внимания изучению социальных условий и других вопросов психогигиены, не осуществляя диспансеризацию психически больных.
После второй мировой войны актуальность психогигиены стала очевидной. Созданная вскоре после войны Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уделяла большое внимание психогигиене, ее устав предусматривает "поощрение деятельности в области психогигиены, особенно такой, которая способствует гармоничности человеческих взаимоотношений". В 1949 г. в структуре ВОЗ выделились отдел психогигиены и комитет экспертов, который выработал основные принципы работы в области охраны психического здоровья. Эти принципы предусматривают:
– необходимость создания секций психигигиены при каждом национальном министерстве здравоохранения с целью координации работы по предупреждению нервно-психических заболеваний в стране и для обмена опытом с другими странами;
– акцент на психогигиенической работе среди детского населения, так как профилактические мероприятия в этом возрасте наиболее эффективны;
– необходимость объединить работу по психогигиене с другими видами деятельности ВОЗ (служба охраны здоровья матери и ребенка и др.), а также с работой различных специализированных и неспециализированных учреждений ВОЗ.
Острота и неотложность проблемы охраны нервно-психического здоровья населения вынуждают искать наиболее приемлемые формы психогигиенической деятельности. В США с этой целью функционируют Национальный комитет психогигиены и центры общественного психического здоровья, во Франции действует специальная Лига психогигиены, в Англии – Национальный совет психогигиены. Психогигиенисты этих стран видят радикальный выход из тяжелейшего положения, создавшегося в сфере охраны нервно-психического здоровья, в организации широких психотерапевтических мероприятий, не учитывая паллиативности этих мер в рамках капиталистического общества.
Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется на философии диалектического и исторического материализма, т.е. на основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. Отмежевание психогигиены от ее направлений, строящихся на идеалистической и метафизической основе, необходимо в первую очередь для того, чтобы правильно систематизировать варианты самой психогигиены, правильно раскрыть каждый из них [5, 10].
В психогигиене выделяют следующие разделы:
▪ возрастная психогигиена;
▪ психогигиена и быт;
▪ психогигиена трудовой деятельности и обучения;
▪ психогигиена семейной жизни.
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 1273 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |
|