КЛАССИФИКАЦИЯ НПВС по продолжительности действия
1. Короткого действия (Т1/2 = 2-8 часов): диклофенак, ибупрофен, индометацин и др.
2. Средней продолжительности действия (Т1/2 =10-20 часов): напроксен; сулиндак и др.
3. Длительного действия (Т1/2 = 24 и более часов): оксикамы; фенилбутазон*.
Основные фармакологические эффекты НПВС:
Анальгетический эффект связан с нарушением образования простагландинов Е2 и I2 которые повышают чувствительность болевых рецепторов к брадикинину.
Ингибиторы ЦОГ эффективны в основном при болях, связанных с воспалением: в мышцах – миалгия, нервных стволах – невралгия, в суставах – арталгия, зубная боль, головная боль, боли, исходящие из органов малого таза (альгодисменорея), болях при метастазах опухолей в костной ткани. При альгодисменорее НОА уменьшают боль 1) за счет анальгетических свойств, 2) в связи с ослаблением сокращений миометрия (ослабление утеротонического действия простагландина F2α
Жаропонижающий эффект связан с уменьшением продукции простагландина Е2, который активирует центры терморегуляции в гипоталамусе. Нормальную температуру препараты не снижают, поскольку ПГ в поддержании нормальной температуры не участвуют.
Жаропонижающие средства применяются при температуре выше 38,5°С-39°С, когда есть опасность возникновения гипоксии с отеком мозга, гипертермических судорог, нарушения микроциркуляции почечного кровотока и деятельности сердца.
Важно: Повышение температуры носит защитный характер, поскольку при этом многие микроорганизмы снижают темпы размножения, вирусы – гибнут, имеет место стимуляция иммунной системы и т.д.
ВОЗ не рекомендует преморбидно здоровым детям вводить жаропонижающие при температуре ниже 39,0 – 39,5.
Оправдано применение жаропонижающих при температуре 38,0-38,5 у детей из группы риска: ●первые 2 месяца жизни, ●фебрильные судороги в анамнезе, ●хронические заболевания сердца, ●некоторые нарушения обмена, ●неврологическая патология (энцефалопатия, повышенная судорожная готовность).
Противовоспалительное действие ингибиторов ЦОГ в основном обусловлено угнетением синтеза ПГЕ2 и ПГI2 в очаге воспаления.
Следует отметить, что по степени выраженности противовоспалительного эффекта неопиоидные анальгетики существенно отличаются друг от друга в связи с тем, что, кроме ингибирования ЦОГ, существуют и другие механизмы противовоспалительного эффекта – прямое влияние на клеточную активацию на ранних стадиях воспаления.
Например: В механизме действия пиразолонов преобладает разобщение окисления и фосфорилирования (снижение энергообеспечения процессов воспаления) и угнетение активности протеолитических ферментов. Поэтому, реопирин (амидопирин+фенилбутазон), несмотря на высочайшую токсичность, не снят с производства, поскольку эффективен при лечении подагры в тех случаях, когда другие НПВС оказываются не эффективными.
Разные препараты могут иметь преимущественное воздействие на определённые звенья воспаления, например, салицилаты и пиразолоны обладают выраженным антигиалуронидазным действием, производные карбоновых кислот обладают значимым антикининовым действием. Наибольшая эффективность НПВС отмечается в ранних фазах воспалительных реакций при наличии выраженного экссудативного компонента.
НПВС показаны при воспалительных заболеваниях костно-мышечной системы и соединительной ткани. Например: артропатии, ревматоидный артрит, подагра, артрозы, ревматическая полимиалгия, остеохондроз позвоночника, анкилозирующий спондилит, спондилез, ишиас, люмбаго, миозит, поражения синовиальных оболочек и сухожилий, миалгии, невралгии. Кроме того - при аднексите, проктите.
Ингибирование ЦОГ-1 ведет к уменьшению синтеза тромбоксана А2, что обусловливает антиагрегационный эффект (торможение агрегации тромбоцитов) ненаркотических анальгетиков.
Следует помнить, что селективные препараты практически не влияют на агрегацию тромбоцитов.
АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА – АЦК (аспирин) обладает всеми 4-мя эффектами, включая противовоспалительный и применяется в качестве
● анальгезирующего при невралгиях, миалгиях, головной боли (1,5–2 г/сут.),
● жаропонижающего (сут дозы – (1,5–2 г)
● в качестве антиагреганта малых дозах (100-150 мг/сут., до 325 мг/сут.) при инфаркте миокарда и для его профилактики, при ишемическом инсульте.
● может быть использована в качестве противовоспалительного средства (однако! - сут. доза - 4–6 г, при ревматизме – до 12 г /сутки). Раньше (30 лет назад, когда не было других НПВС) назначали при ревматоидном артрите, но поскольку высокие дозы, да еще при длительном приеме (месяцами), вызывают значительное количество тяжелых НПР, сейчас в качестве противовоспалительного средства не назначают.
Таким образом, по спектру эффектов АЦК можно отнести к НПВС, хотя для регулярного длительного применения она назначается только в качестве антиагреганта (малая доза 1 раз в сутки). Как анальгетик и жаропонижающиее средство АЦК применяют только эпизодически. Курсовой прием не рекомендуется.
В педиатрии во многих странах АЦК запрещена к использованию у детей до 12-15 лет, так как у детей с лихорадкой вирусного происхождения АЦК в обычных дозах может вызывать синдром Рейе (Рея). Клинически синдром Рейе проявляется признаками острой печеночной недостаточности (развитием жировой инфильтрации печени.), быстро прогрессирующей энцефалопатией (вследствие отека головного мозга): интоксикацией, нервно-психическими расстройствами и нарушением сознания вплоть до развития комы. Летальность очень высока: погибает каждый второй-третий ребенок.
Синдром Рейе возникает обычно через 4–5 дней от начала лечения вирусных заболеваний аспирином в обычных дозах. Преимущественно страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
К другим опасностям применения АЦК относится развитие геморрагических осложнений и формирование «аспириновой» астмы. Так как ацетилсалициловая кислота ингибирует ЦОГ, активируется липоксигеназный путь превращения арахидоновой кислоты — образование лейкотриенов, которые, в частности, повышают тонус бронхов.
У новорожденных салицилаты могут вытеснять билирубин из его связи с альбумином, что способствует развитию билирубиновой энцефалопатии.
Другие побочные эффекты АЦК и других НПВС:
Со стороны ЖКТ – гастропатии и желудочно-кишечные расстройства. Не только в связи с прямым раздражающим действием, которое можно уменьшить применением кишечнорастворимых форм. Но, В связи с угнетением продукции простагландинов Е2 и I2, которые обладают гастропротекторными свойствами, все НПВС в разной степени нарушают целостность слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки.
У 30-40% больных, получающих НПВС, отмечаются диспептические расстройства (тошнота, чувство дискомфорта в области желудка), у 10-20% - эрозии и язвы желудка (ульцерогенное действие), у 2-5% - кровотечения и перфорации.
Особенность этих язв — их бессимптомность; случайно обнаруживают при гастроскопии, рентгеноскопии. Эрозии и язвы сопровождаются кровотечениями, которые усугубляются в связи с антиагрегантными свойствами НПВС; возможна перфорация желудка.
В настоящее время выделен специфический синдром - НПВС-гастродуоденопатия. Он лишь отчасти связан с локальным повреждающим влиянием НПВС (большинство из них - органические кислоты) на слизистую, а, в основном, обусловлен системным действием препаратов. Поэтому гастротоксичность может иметь место при парентеральном или ректальном введении НПВС.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 1379 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|