Современные представления о развитии ГО
ГО возникает в результате гематогенного распространения инфекции из первичных очагов инфекции (фурункулы, карбункулы, панариции, флегмоны, абсцессы, рожа, инфицированные ссадины, кариозные зубы, ангина, хронические воспалительные процессы в придаточных полостях носа и уха). Нередкой причиной ГО является септикопиемия, а у новорожденных – инфекция пупка. 
 Развитию ГО способствуют анатомо-физиологические, биологические, иммунобиологические и др. предрасполагающие факторы. 
 В детском возрасте трубчатые кости имеют богатую сеть кровеносных сосудов, а оба эпифиза и диафиз – самостоятельную артериальную систему. Диафизарная часть кости получает питание из сети надкостничных сосудов, а так же из системы a. nutricia, которая в виде одного или нескольких стволов, проникая в кость, образует сеть мелких ветвей, направляющихся к метафизу. 
 Эпифизарные концы костей снабжены самостоятельной разветвлённой системой сосудов, которые в свою очередь сообщаются с сосудами суставной капсулы и связочного аппарата. Это имеет важное значение для перехода инфекции из метафиза в указанные отделы сустава. 
 В отличие от системы питания диафизарной части кости (в основном магистральный тип) сосудистая система эпифизарной и частично метафизарной части представляют собой особую петлистую сеть мелких сосудов и капилляров, имеющих обширные анастомозы. 
 Внутрикостные сосуды имеют концевой характер только во внутриутробном развитии. 
 Биологические и иммунобиологические условия, которыми можно объяснить развитие ГО, зависят от степени реактивности организма, его тканей и, в частности, костного мозга. Остеомиелит развивается на почве сенсибилизации организма и заболевшего органа и протекает по типу гиперэргического воспаления. 
 К предрасполагающим причинам относятся: травма кости, общее или местное охлаждение, предшествующие инфекции, авитаминозы, общее истощение. 
   
 Паталогическая анатомия: 
 Зависит от протяжённости процесса, его локализации и темпа развития. Многообразие патологических изменений связано и с тем, что процесс протекает как в самой кости, так и окружающих мягких тканях, при этом сочетаются процессы как разрушения, так и новообразования кости. 
 В процесс вовлекается обычно метафиз и часть диафиза, а иногда поражается и вся кость. Бурно протекающий воспалительный процесс обычно не ограничивается площадью закупоренного сосуда и захватывает всю кость или большую её часть, что приводит к некробиозу и некрозу костного мозга, кости, надкостницы и окружающих мягких тканей. 
 Как правило, процесс начинается с костного мозга, где вначале развиваются гиперемия и отёк, которые пройдя кратковременную стадию серозного воспаления, приводят к флегмоне костного мозга, его нагноению и некрозу. 
 Рыхлость структуры губчатого вещества, особенно в раннем детском возрасте, способствует быстрому распространению процесса от метафиза к диафизу и наоборот. 
 Процесс, доходя до эпифиза, встречает препятствие со стороны эпифизарного хряща, обладающего большей резистентностью к инфекции. Лишь в тяжелых случаях он быстро переходит на эпифиз, вызывая вначале коллатеральный отёк и гиперемию суставной капсулы, а затем образование серозного и гнойного выпота в суставе. Нередко сустав вовлекается в процесс вследствие отслоения и омертвения суставного хряща. 
 Важной особенностью данного воспаления является то, что оно замкнуто ригидными стенками костной трубки, что приводит к сдавлению вен, а затем и артерий. Следствием гипертензии в костномозговом канале является возникновение боли. Величина внутрикостного давления при ГО достигает 300-500 мм.вод.ст. (при норме 60-100 мм.вод.ст.). 
 Одновременно с распространением процесса по костномозговому каналу, начиная с 4-5-х суток от начала заболевания гной распространяется по костным канальцам (гаверсовым) и фолькмановским каналам под надкостницу, постепенно отслаивая её, в результате чего образуется поднадкостничный абсцесс. Отслоение надкостницы при этом бывает вызвано не только гнойным экссудатом, но и воспалительным процессом, происходящим в ней самой. 
 Отслоение надкостницы, а так же тромбоз сосудов в гаверсовых каналах кости резко нарушают питание кости. Омертвение кости и надкостницы дает возможность гною поступать в окружающие мягкие ткани. Образуется межмышечная флегмона (параостит), которая в последующем способствует дальнейшему распространению процесса, но уже в мягких тканях, или постепенно направляясь к поверхности, самостоятельно прорывается с образованием свища. 
 В компактном веществе кости, омываемом снаружи и изнутри гноем, также происходит воспалительный тромбоз множества мелких артерий и вен. Омертвевшие участки кости постепенно отторгаются. 
 В зависимости от величины и расположения омертвевшего участка кости различают тотальный секвестр кости и частичные секвестры – корковый и компактный. Корковый образуется из поверхностных пластинок компактного вещества, а компактный возникает из глубоких слоёв кости, составляющих стенки костномозгового канала, и проникает в цилиндрическую кость, захватывая ту или иную часть окружности. 
 Секвестр, как правило, бывает неправильной формы, и чем он старше, тем более он неровный вследствие разъедающего действия грануляций. Процесс секвестрации весьма длительный (от 2 месяцев и более) в зависимости от величины отторгающегося участка кости. Основной причиной, поддерживающей реактивный процесс в кости в течение многих лет, является наличие мёртвой кости. 
 Морфологически это проявляется в виде очагового разрастания грануляционной ткани, способствующей более быстрому распаду его на мелкие отломки под влиянием протеолитических ферментов и отторжению через имеющиеся свищи. 
 Паталогоанатомически и рентгенологически секвестр имеет весьма характерный вид: он окружён секвестральной полостью, заполненной гноем и продуктами аутолиза костной ткани и отделённой от окружающей живой кости демаркационным валом. 
 При стихании острого воспалительного процесса усиливаются пластические, реактивные процессы во всех элементах кости. 
 Оссификация костного мозга приводит к утолщению костных балок и перекладин. Сливаясь в одну компактную массу, губчатый слой кости исчезает, а костномозговая полость облитерируется. 
 Разрастание кости может привести к дополнительному нарушению её питания и к развитию вторичных некрозов. В резко утолщённой надкостнице и в окружающих тканях также возникает остеобластический процесс (оссифицирующий периостит) 
 Весьма важное паталогоанатомическое проявление хронического остеомиелита – наличие секвестров с образование вокруг них сформировавшейся секвестральной капсулы и наличие свищей. 
   
 Особое место с точки зрения паталогоанатомической характеристики занимают первично-хронические остеомиелиты; 
 · Абсцесс Броди - представляет ограниченный ГО, характеризующийся образованием полости в кости, содержащей гной и отграниченной от остальных участков кости соединительнотканной капсулой и утолщёнными костными балками. 
 · Альбуминозный остеомиелит Оллье - возникает в случаях, когда серозный богатый белком экссудат не принимает характер гнойного и процесс кости как бы застывает на этой стадии воспаления. Причиной этого является не только слабая вирулентность микробов, но и особенности реактивности организма. 
 · Склерозирующий остеомиелит Гарре - является также следствием малой вирулентности микроба и измененной реактивности организма. Анатомически отмечается резкий склероз кости, чаще диафизарной её части, в связи с резким утолщением и уплотнением костной ткани, утолщением костных балок и даже полной облитерацией костномозгового канала. 
 Клиническая картина ГО: 
   
 Клиническая картина зависит от: 
 · Вида возбудителя и его вирулентности; 
 · Источника возникновения процесса; 
 · Локализации процесса; 
 · Степени местной и общей сопротивляемости (сенсибилизации) организма; 
 · Возраста больного; 
 · Наличия осложнений (переход процесса на сустав, множественные очаги ГО, септикопиемия, амилоидоз и др.). 
   
 Стадии течения ГО: 
 1. Острая — продолжается от 2 до 4 недель; 
 2. Подострая — продолжается от 2—4 недель до 2—3 месяцев (патологический процесс останавливается, подвергается обратному развитию и приводит к выздоровлению, либо переходит в хроническую стадию); 
 3. Хроническая — развивается со 2—3 месяца от момента заболевания и далее, не ограничиваясь временным интервалом, может продолжаться до 10 лет и более. 
   
 Выделяют три основные формы ГО: токсическую (адинамическую), септикопиемическую и местную. Токсическая (адинамическая) форма гематогенного остеомиелита характеризуется чрезвычайно быстрым (молниеносным) развитием и крайне тяжелым течением. В клинике заболевания преобладают общие и септические явления. Нечеткая для типичных форм остеомиелита картина токсической формы, как правило, представляет значительные трудности для диагностики. В связи с этим лечение таких больных, а иногда и секцию проводят под другим диагнозом. 
 Заболевание или возникает внезапно, или ему предшествует продромальный период, проявляющийся легким недомоганием, который обычно просматривается. Продромальный период длится в среднем от 1 до 4 суток. 
   
 Токсическая (адинамическакя) форма: 
 Протекает бурно с явлениями эндотоксического шока. Для неё являются характерными следующие клинические признаки: 
 · Коллапс с потерей сознания или бредом; 
 · Сразу появляющаяся и сохраняющаяся высокая температура больного до 40-41 градуса 
 · Одышка без клиники пневмонии 
 · Нарушение центрального и периферического кровообращения с гипотонией, явления сердечной недостаточности с клиникой токсического миокардита; 
 · Гиперемия лица, потливость кожных покровов, кожная токсическая экзантема; 
 · Адинамия с периодическими судорогами; 
 · Может отмечаться вздутие живота с болями в верхних отделах, увеличение печени; 
   
 Большинство таких больных погибают к исходу 1—3 суток. Если наступает улучшение состояния, то выявляется местная симптоматика: 
 · Отёк пораженной области; 
 · Болевая контрактура прилежащего сустава; 
 · Повышение местной температуры; 
 · Усиление подкожного венозного рисунка. 
   
 Септикопиемическая (тяжёлая) форма: 
 Наблюдается у 40% больных. Протекает с общими септическими явлениями, однако можно значительно раньше выявить местные симптомы. Для неё являются характерными следующие клинические признаки: 
 · Острое начало; 
 · Высокое до 39-40 градусов повышение температуры, которая по мере развития нагноения принимает ремитирующий характер с большими колебаниями на протяжении суток; 
 · Явления интоксикации (Общая слабость, разбитость, головная боль, рвота, сонливость. Аппетит исчезает, язык обложен, сухой. Лицо бледное, губы и слизистые оболочки цианотичные. Артериальное давление снижено, тоны сердца глухие, пульс частый слабого наполнения и соответствует температуре. Дыхание учащено, поверхностное.); 
 · Нарушение функции жизненно важных органов и систем (Печень и селезенка увеличены, болезненны при пальпации. Мочи мало. В моче белок и цилиндры); 
 · Нарушение сознания в виде бреда, эйфории, однако сознание ребёнок не теряет; 
 · Септические осложнения ввиду метастазирования гнойных очагов в различные органы (лёгкие, сердце, почки, другие кости); 
 · В анализе крови изменения значительно более выраженные, чем при молниеносно-токсической форме (наблюдается выраженный лейкоцитоз, резкий сдвиг формулы влево и появление юных форм лейкоцитов, быстро развивается анемия); 
 · Местные симптомы появляются с первых дней (интенсивные боли в конечности). 
   
 Характерны жалобы уже в первый день заболевания на острые боли в пораженной конечности. Вследствие рефлекторного сокращения мышц конечность принимает полусогнутое положение. Последующие 1—2 суток изменения выявляются в виде болезненной припухлости мягких тканей, умеренной красноты кожи, отечности, местного повышении температуры. К исходу второго дня заболевания в области поражения формируется субпериостальный абсцесс. В дальнейшем гной перфорирует надкостницу и из глубины достигает подкожной клетчатки. К этому моменту (5—7 сутки) появляется флюктуация. При развитии межмышечной флегмоны состояние больного несколько улучшается. 
   
 Местная форма: 
 Местная (легкая) форма. Наблюдается более легкое начало и дальнейшее течение заболевания. Местные воспалительные явления преобладают над общими. Воспалительный процесс не всегда разрешается нагноением. Иногда под отслоенной надкостницей в зоне поражения обнаруживается не гной, а скопление слизисто-белковой жидкости с примесью геморрагического экссудата. 
 С целью раннего выявления острого гематогенного остеомиелита следует особое значение придавать деталям анамнеза заболевания, которые можно установить с помощью матери ребенка. При обследовании ребенка целесообразно проводить осмотр, когда он спит. При необходимости можно прибегнуть к медикаментозному сну. 
 Специальные методы исследования: 
 Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 646 | Нарушение авторских прав 
   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
 
  
 |