АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Выражение признательности 13 страница
И наконец, недостаточность чувства направления может укрываться за установкой на уступчивость. Тогда человек делает то, чего, по его понятиям, от него ждут; становится тем, кем, как он думает, другие хотят его видеть. И у него может выработаться значительная проницательность относительно желаний и ожиданий других. Обычно он (вторично) возвеличивает это свое искусство, как чуткость или внимательность. Когда он начинает отдавать себе отчет в вынужденном характере такой “уступчивости” и пытается ее анализировать, он обычно обращает внимание на то, что касается личных взаимоотношений, например, на потребность угодить другим или оградить себя от их враждебности. Однако он “уступает” в ситуациях, к которым это неприложимо, например, в аналитической ситуации. Он предоставляет инициативу аналитику и хочет узнать или догадаться, чего тот от него ждет. Он поступает прямо противоположно тому, на что открыто вдохновляет его аналитик: следовать собственным интересам. И здесь становится видна подоплека “уступки”. Нимало не осознавая этого, он вынужден предоставлять другим направлять свою жизнь вместо того, чтобы взять ее в свои руки. Предоставленный сам себе, он чувствует себя потерянным. В сновидениях появляются такие символы, как лодка без руля, потеря компаса, путешествие без гида по чужой и опасной стране. То, что отсутствие внутренней направляющей власти — существенный элемент его “уступчивости”, становится ясно позднее, когда начинается борьба за внутреннюю независимость. Тревога, появляющаяся во время этого процесса, связана с отбрасыванием привычных целей, при том, что еще не хватает смелости довериться себе.
В то время как недостаточность или утрата власти направлять свою жизнь могут быть скрытыми, есть и другая, всегда ясно различимая, по крайней мере, для подготовленного наблюдателя, недостаточность: способности принимать на себя ответственность. Слово “ответственность” может означать три разных вещи. Я не буду, в данном контексте ссылаться на выполнение обязательств или на верность данному обещанию, или на
Глава 6 Отчуждение от себя
способность отвечать за других людей. Установки на этот счет слишком разняться, чтобы можно было выбрать нечто постоянное, характеризующее любой невроз. Невротик может быть надежным человеком, а может брать на себя слишком мало или слишком много ответственности за других.
Не будем мы философствовать и о нравственной ответственности. Ком-пульсивность при неврозе так велика, что свобода выбора становится пренебрежимо малой. Для практических целей мы примем, что пациент, в общем, не мог бы вырасти иным человеком; а в частности, не мог бы поступать, думать и чувствовать иначе, чем он поступает, думает и чувствует. Но пациент, однако, не разделяет этой точки зрения. Его высокомерное пренебрежение ко всем законам и к любой необходимости простирается и на него самого. Тот факт, что его развитие (принимая во внимание его прошлое) могло пойти только в определенном направлении, им во внимание не принимается. Сознательными или бессознательными были такие-то и такие-то влечения и установки, тоже ничего не значит. Неважно, насколько непреодолимыми были исключительно неблагоприятные условия, с которыми ему приходилось бороться, он Должен был сражаться с ними с неослабевающей силой, храбростью и хладнокровием. Если он не смог, значит он дрянь. И наоборот, в своей самозащите он может жестко отрицать любую свою вину, провозглашая себя безупречным, и возлагать на других вину за любые трудности, прошлые или настоящие.
Здесь, как и в других случаях, гордость берет на себя функции ответственности и травит его презрительными обвинениями, когда ему не удается сделать невозможное. Поэтому почти невозможно для него принять на себя единственную имеющую значение ответственность. А это, по сути, не больше, но и не меньше, чем обычная, простая честность в ответах самому себе—о себе и о своей жизни. У этой честности три дела: прямое признание себя таким, какой ты есть, без преуменьшений или преувеличений; готовность отвечать за последствия своих действий, решений и т. п., не пытаясь “вывернуться” или свалить вину на других; осознание, что решение твоих проблем зависит от тебя, а не другие люди, судьба или время должны их за тебя решать. Это не значит, что нельзя принимать постороннюю помощь, напротив, это подразумевает получение всевозможной помощи. Но даже лучшая помощь со стороны не принесет пользы, если ты сам не делаешь усилий к конструктивным изменениям.
Проиллюстрируем это искусственным примером, собранным из многих подобных случаев: молодой женатый мужчина постоянно тратит денег больше, чем может себе позволить, несмотря на регулярную финансовую помощь от отца. Он дает себе и другим множество объяснений: это ошибка его родителей, которые никогда не учили его обращаться с деньгами; это ошибка его отца, который назначил ему малое содержание. Но это продолжается, потому что он слишком робок, чтобы попросить больше; ему нужны деньги потому, что его жена не умеет экономить, или потому, что ребенку нужна игрушка; потом идут налоги и счета от врачей — и что, разве он не заслуживает, как и всякий, немного развлечений здесь и сейчас?
151 —
Карен Хорчи Невроз и шчностныи рост
Все эти доводы — непосредственные данные для аналитика Они рас крывают требования пациента и его склонность считать себя обиженным Для пациента — они не только полностью и удовлетворительно отвечают за его затруднительное положение, но по сути, он использует их, как волшеб ную палочку, чтобы устранить тот простои факт, что, по каким бы то ни бьпо причинам, он действительно тратит слишком много денег Прямо заявить о фактах, назвать лопату лопатой, часто почти невозможно для невротика, раздираемого гордостью и презрением к себе Конечно, последствия не заме дляют сказаться банковский счет истощается, он влезает в долги Он в ярости на банк, который вежливо уведомляет его о состоянии его счета, в ярости на друзей, которые не хотят ссудить его деньгами Когда дело становится совсем плохо, он ставит отца и друзей перед фактом и так или иначе вынуждает их прийти ему на выручку Он не усматривает той простейшей связи, что его не приятности — последствие его нерасчетливых трат Он принимает зароки на будущее, которые вряд ли чего-то стоят, потому что он слишком занят тем, чтобы оправдать себя и обвинить других, и не имеет на самом деле в виду того, что планирует До его сознания так и не доходит трезвая мысль, что недостаток расчетливости — его проблема, которая по-настоящему затруд няет его жизнь, и что, следовательно, от него зависит ее решение
Вот другая иллюстрация того, насколько упорно невротик может быть слеп к последствиям своих проблем или своих действии человек, таящий бессознательное убеждение, что его не касается обычная причинно-следст венная связь, вдруг осознает свое высокомерие и мстительность Но он просто не видит того следствия, что другие возмущены этими его качест вами Если кто то негодует на него, это неожиданный удар, он считает себя обиженным и часто бывает довольно проницательным, указывая на невроти ческие факторы (в других'), которые заставляют их возмущаться его поведе нием Он легко сбрасывает со счета все представленные доказательства Он считает это попыткой других рационализировать их собственную вину или уход от ответственности
Эти иллюстрации, хотя и типичные, не показывают и малой части спо собов уйти от ответственности за себя Мы уже обсуждали их, когда гово рили о способах сохранить лицо и спастись от бешеных атак ненависти к себе Мы видели, как невротик возлагает ответственность на всех и вся, кроме себя, как он делается отстраненным наблюдателем над собой, как искусно он отделяет себя от своего невроза В результате его реальное Собственное Я значительно ослабевает или еще больше отдаляется Если, например, он отрицает, что бессознательные сипы являются частью его личности, они могут стать для него загадочной, пугающей до безумия властью И чем слабее его контакт со своим реальным Собственным Я из за таких бессознательных уверток, тем больше он становится беспомощной добычей своих бессознательных сил, и тем больше и больше у него насто ящих причин бояться их И напротив, каждый шаг к собственной ответст венности за весь этот свой комплекс заметно прибавляет человеку сил
— 152
Глава 6 Отчуждение от сеоя
Более того, уход от ответственности за себя мешает любому пациенту увидеть и преодолеть свои проблемы Если бы можно было выйти на эту тему в самом начале анализа, это сэкономите бы массу времени и труда Однако, пока пациент отождествляет себя со своим идеальным образом, он не может даже усомниться в его правильности И ее™ на переднем плане находится ненависть к себе, в ответ на идею ответственности за себя он может окаменеть от ужаса, ничего из нее не извлекая Мы должны помнить также, что неспособность отвечать за себя — только одно из выражений общего отчуждения от себя Следовательно, мы тщетно будем браться за эту проблему до тех пор, пока у пациента не появятся чувства к себе и ощущение себя
Наконец, когда реальное Собственное Я “заперто” или “сослано”, спо собность к интеграции тоже будет находиться на низком уровне Здоровая интеграция — результат того, что человек является самим собой, и только на этой основе она и может быть достигнута Если мы в достаточ ной степени мы сами, чтобы иметь спонтанные чувства, принимать собственные решения и нести за них ответственность, тогда у нас есть ощущение цельности, и у него — прочная основа Приведем слова поэта, воспеваю щего обретение себя
Все воедино сплавилось и место обрело Желанье, действие, молчанье, слово, Работа и любовь, мои возраст и лицо Все перестало нынче жить поодиночке, Срослось, как корни перед выходом на свет *
Отсутствие спонтанной интеграции мы обычно считаем прямым следствием невротических конфликтов Это верно, но мы не поймем до конца, какой властью обладают силы дезинтеграции, если не рассмотрим образу ющиеся в этом случае порочные круги Если в результате стечения многих обстоятельств мы теряем себя, то у нас больше нет той твердой почвы под ногами, стоя на которой мы можем попытаться выпутаться из наших внут ренних конфликтов Мы остаемся в их силках беспомощной добычей их дезинтергирующей силы и вынуждены цепляться за любое доступное средство их разрешения Это то, что мы называем невротической попыткой решения,— и невроз, с этой точки зрения, представляет собой серию таких попыток Но в этих попытках мы уходим еще дальше от себя, и дезинтегри-руюшее влияние конфликтов нарастает Нам становятся нужны искусственные средства, чтобы как-то собрать себя воедино Надо, орудия гордости и ненависти к себе, проиобретают новую функцию защищать нас от хаоса Они управляют человеком железной рукой, но, как и политическая тирания, создают и поддерживают определенный неестественный порядок Жесткий контроль силы воли и рассудка — другая грубая веревка, которой человек
Мэи Сартон “Теперь я стена сооои” 1948 (May Sal-ton “Now I Become Myself”) — 153—
Карен Хорни. Невроз и личностный рост
пытается связать вместе все отдельные части личности. Мы обсудим это, наряду с другими средствами ослабления внутреннего напряжения, в следующей главе.
Общее значение этих нарушений в жизни пациента вполне очевидно. То, что он не является активным определяющим фактором в своей собственной жизни, создает у него чувство глубокой неуверенности, неважно, насколько оно прикрыто вынужденной жесткостью. Он не чувствует своих собственных чувств, и это делает его неживым, неважно, насколько велика его поверхностная живость. Он не отвечает за себя, и это отнимает у него внутреннюю независимость. Вдобавок, бездеятельность его реального Собственного Я оказывает значительное влияние на развитие его невроза. Именно здесь яснее всего видна та грань отчуждения от себя, которую составляет механизм порочного круга. Сам являющийся порождением невроза, он становится причиной его дальнейшего продвижения. Ибо чем больше отчуждение от себя, тем более беспомощной жертвой гордыни становится невротик. У него все меньше и меньше живой силы, чтобы ей сопротивляться.
В некоторых случаях могут возникнуть серьезные сомнения, не пересох ли этот живой источник энергии совсем, не был ли постепенно перекрыт к нему доступ? По моему опыту, мудрее не выносить приговора. Чаще все-таки получается, при достаточном терпении и умении аналитика, вернуть реальное Собственное Я из ссылки или “к жизни”. Например, нас обнадеживает, если энергия, пусть и недоступная для применения в личной жизни, уходит на конструктивные усилия ради других. Излишне говорить, что такие усилия могут делаться и делаются вполне цельными людьми. Но те, кем интересуемся мы, обнаруживают поразительное расхождение между безграничной на вид энергией, которая тратится на других, и недостатком конструктивного интереса или заботы о своей собственной личной жизни. Даже когда они проходят анализ, их родственники, друзья или ученики часто извлекают больше выгоды для себя из их аналитической работы, чем они сами. Тем не менее, как врачи, мы держимся за факт, что их заинтересованность в своем росте жива, пусть и вынесена жестко вовне. Однако развернуть их интерес обратно, к самому себе, может оказаться нелегким делом. Не только грозные силы сражаются против конструктивных перемен в них, но и они сами тоже не слишком желают таких перемен, поскольку направление стремлений вовне создает подобие равновесия и дает им чувство, что они чего-то стоят.
Роль реального Собственного Я обозначается яснее, когда мы сравниваем ее с Фрейдовской концепцией Эго. Хотя я исходила из совершенно других предпосылок и шла совершенно другим путем, я кажется, пришла к тем же результатам, что и Фрейд, постулировавший слабость Эго. Вполне верно, что в теории есть очевидная разница. Для Фрейда Эго — служащий, у которого есть свои обязанности, но нет инициативы и исполнительной власти. Для меня реальное Собственное Я — источник эмоциональных сил,
— 154
Глава 6. Отчуждение от себя
конструктивной энергии, обладающий властью направлять и судить. Но, отводя реальному Собственному Я все эти возможности и считая, что все они осуществляются у здорового человека, спросим, велика ли разница между моей позицией и позицией Фрейда, когда речь идет о неврозе? Не все ли равно для практических целей — ослабело ли Собственное Я, парализовано ли или “пропало из виду”, увлеченное невротическим процессом, с одной точки зрения, или, с другой точки зрения, по своей сути не является конструктивной силой?
Рассматривая начальную фазу любого анализа, мы ответим на этот вопрос утвердительно. В этот период очень мало заметна деятельность реального Собственного Я. Мы видим лишь, что определенные чувства или верования, возможно, подлинные. Мы можем предполагать, что влечение пациента к развитию содержит крупицы искренности, помимо более очевидного стремления к величию; что сверх и наряду с его потребностью в интеллектуальной власти ему нужна еще и правда о себе; и т. д. и т. п.— но все это пока догадки.
Однако в течение аналитического процесса картина радикально изменяется. Когда гордыня подорвана, пациент, вместо того чтобы автоматически вставать в оборонительную позицию, начинает интересоваться правдой о себе. Он понемногу начинает брать на себя ответственность, в том смысле, о котором мы говорили: принимать решения, чувствовать свои чувства, верить в свои убеждения. Все функции, которые, как мы видели, были захвачены гордыней, постепенно вновь обретают непосредственность с возвращением к власти реального Собственного Я. Происходит перераспределение движущих сил. И в этом процессе реальное Собственное Я с его конструктивными силами оказывается более сильной стороной.
Мы обсудим позднее индивидуальные шаги, необходимые для этого лечебного процесса. Здесь я только указала на его осуществимость; в противном случае эти рассуждения об отчуждении от себя оставили бы у нас слишком негативное впечатление о реальном Собственном Я, впечатление, что это мираж, желанный, но вечно неуловимый. Только ознакомившись с более поздними фазами анализа, мы можем увидеть, что утверждение о его потенциальной силе — не спекуляция. При благоприятных условиях, как, например, в ходе конструктивной аналитической работы, оно снова может стать живой силой.
Только потому, что это реальная возможность, наше лечение и может приносить нечто большее, чем облегчение симптомов, и давать людям надежду на помощь в росте их личности. И только видя эту реальную возможность, можно понять, что отношения между ложным и реальным Собственным Я — это конфликт соперничающих сил, как подразумевалось в предыдущей главе. Этот конфликт может превратиться в открытую битву только тогда, когда реальное Собственное Я вновь станет достаточно активным, чтобы человек на это рискнул. До этой поры он может делать только одно:
защищать себя от раздирающих его конфликтов, находя их псевдорешения. Их мы и обсудим в последующих главах.
— 155
Глава 7 Средства уменьшения напряжения
Все процессы, описанные до сих пор, раскрывают внутреннюю ситуацию, насыщенную душераздирающими конфликтами, невыносимым напряжением и грозящую всевозможными ужасами. Никто не сумеет выполнять свои обязанности и даже жить в таких условиях. Нужно предпринять какие-то попытки решить эти проблемы, убрать конфликты, ослабить напряжение, предотвратить ужасы,— и человек так и поступает, автоматически. В работу вступают те же самые силы интеграции, что и в процессе самоидеализации, который сам по себе — отчаяннейшая и наиболее радикальная невротическая попытка решения: разделаться со всеми конфликтами и происходящими от них затруднениями, поставив себя выше их. Но есть различие между этой попыткой и теми, к описанию которых мы приступаем. Мы не можем определить это различие точно, поскольку оно не качественное, а количественное, типа “больше — меньше”. Например, погоня за славой, тоже возникшая в силу непреодолимой внутренней необходимости, в большей степени творческий процесс. Хотя и деструктивный по своим последствиям, он, тем не менее, исходит из лучшей человеческой страсти — подняться над своей ограниченностью. В конечном счете очевидно, что именно невероятная эгоцентричность погони за славой отличает ее от здорового стремления. Что же касается разницы между этим решением и нижеследующими, ее причина не в том, что истощается воображение. Оно продолжает работать — но на ухудшение внутреннего состояния. Это состояние вызывало опасения уже тогда, когда наш Икар предпринимал свой первоначальный полет к солнцу; теперь (под разрушительным воздействием конфликтов и напряжения) опасность психической дезинтеграции приблизилась.
Прежде чем представить новые попытки решения, мы должны поближе познакомиться с определенными средствами, цель которых — уменьшить постоянное напряжение*. Достаточно кратко перечислить их, поскольку они уже обсуждались в этой книге и в предыдущих публикациях, а в последующих главах будет подведен итог.
* Они соответствуют в принципе, если не по содержанию, тому, что я назвала “вспомогательными подходами для достижения искусственной гармонии” в “Наших внутренних конфликтах”
— 156—
Глава 7 Средства уменьшения напряжения
Отчуждение от себя, рассматриваемое с такой точки зрения, одно из этих средств, и, возможно, первое по значимости. Мы обсуждали причины, создающие и усиливающие его. Оно, повторим, лишь последствие компуль-сивности влечений невротика и отчасти — результат предпринятых им активных шагов прочь от реального Собственного Я и против него. Нужно добавить в данном контексте, что у невротика есть определенный интерес отрекаться от него: отречение поможет избежать внутренней войны и свести внутреннее напряжение к минимуму *. Здесь действует тот же принцип, что и во всех попытках разрешить внутренние конфликты. Любой внутренний или внешний конфликт способен исчезнуть из поля зрения и действительно снизиться (искусственным путем), если подавить одну его сторону и сделать другую главенствующей**. Описывая это как конфликт потребностей и интересов двух человек или двух групп людей, можно сказать, что открытый конфликт исчезнет, если один человек или одна группа подчинится. Между грубым отцом и запуганным ребенком нет видимого конфликта. То же самое верно и для внутренних конфликтов. У нас может быть острый конфликт между враждебностью к другим и потребностью быть любимым. Но если мы подавляем враждебность (или потребность быть любимым), наши отношения с людьми упрощаются. Сходным образом, если мы “отправляем в ссылку” наше реальное Собственное Я, конфликт между ним и ложным Собственным Я не только уходит из сознания, но и распределение сил так меняется, что он на самом деле утихает. Естественно, это ослабление напряжения может быть достигнуто только ценой возрастания автономности гордыни.
Тот факт, что отречение от реального Собственного Я продиктовано желанием защитить себя, становится особенно очевиден в последней фазе анализа. Как я уже отмечала, мы действительно наблюдаем ужесточение внутренней войны, когда реальное Собственное Я становится сильнее. Всякий, кто пережил ярость этой битвы в себе или в других, может понять, что прежнее отступление реального Собственного Я с поля боя было продиктовано потребностью в выживании, желанием не быть разорванным в клочья.
Этот процесс самозащиты заявляет о себе, в основном, как заинтересованность пациента затемнять проблемы. Поэтому внешне все у него выходит складно, а в глубине — это запутавшийся человек. Но у него не только поразительная способность напускать туману, его, вдобавок, нелегко отговорить от этого. Заинтересованность пациента должна быть, и есть, та же самая и проводится в жизнь теми же путями, как и сознательная заинтересованность любого обманщика: у шпиона, которому надо скрыть свою личность, у мошенника, которому надо прикинуться честным, у уголовника, которому надо обеспечить себе алиби. Невротик ведет двойную жизнь, сам того не зная, и должен бессознательно скрывать правду о том, кто он,
* Этот интерес — другой фактор, усиливающий отчуждение от себя, он принадлежит к категории шагов от реального Собственного Я. ** См К Хорни “Наши внутренние конфликты” Глава 2 “Основной конфликт”
• 157
Карен Хорни. lleepos и личностный рост
чего он хочет, что чувствует, во что верит И весь его самообман вытекает из этого основного обмана Выделим динамику еще яснее он не точько на уровне рассудка запутался в том, что означают свобода, независимость, любовь, доброта, сила До тех пор, пока он не готов к борьбе с самим собой, у него есть веские субъективные основания оставаться в заблуждении. И их, в свою очередь, он может прикрывать фальшивой гордостью своим всепро-ницающим разумом.
Второе по значению средство — это вынесение во вне внутренних переживаний Это означает, повторим, что внутрипсихический процесс не переживается как таковой, но воспринимается или осмысливается как происходящий между индивидом и внешним миром Это довольно ради кальное средство разгрузить внутреннюю систему от напряжений, и его неизменная цена — внутреннее обеднение и растущие нарушения в меж личностных отношениях Сперва я описала вынесение вовне (экстернали-зацию*) как средство поддержания идеального образа, когда вина за все недостатки или беды, не укладывающиеся в данный образ, перекладывается на других. Затем мы увидели в нем попытку отрицать существование сил саморазрушения или попытку притушить внутреннюю войну, провели раз личие между активным и пассивным вынесением вовне “Я ничего не делаю для себя, все для других, и так и надо” и “Я вовсе не враждебен к другим, это меня сживают со свету” И теперь, наконец, мы делаем дальнейший шаг в понимании вынесения вовне Вряд ли хоть один из описанных мной внутренних процессов не может быть вынесен вовне Например, невротик может чувствовать сострадание к другим, когда было бы совершенно невозможно для него почувствовать его к себе Он будет энергично отрицать стремление к собственному спасению, и оно найдет выражение в том, что он станет проницательно отмечать остановки других в их духовном росте, проявляя иногда поразительную способность помогать им Fro бунт против принуждения со стороны внутренних предписаний может проявиться в неподчинении условностям, законам, влияниям Отказываясь от осознания собственной задавленной гордости, он может ненавидеть (ипи превозно сить) ее в других Он может презирать в других собственную покорность диктатуре своей гордыни Не зная, что сглаживает безжалостную жестокость своей ненависти к себе, он может выработать установку Потиан ны** по отношению к жизни вообще, убирая из нее всю грубость, жестокость и даже смерть
Третье основное средство ослабления внутреннего напряжения — тенденция невротика переживать себя по кускам, словно он набор не связанных между собой частей В психиатрической литературе это известно, как
* См К Хорни “Наши внутренние конфликты” Глава 7 “Экстернализация” ** Поллианна — героиня одноименного рассказа Элеоноры Портер, нарицательное имя для человека чрезвычайно, до слепоты, оптимистичного, склонного во всем видеть тотьио хорошее (Прим перев)
— 158—
Гчава 7 Средства уменьшения напряжения
психическая фрагментарность*, изолированность частей личности, и кажется нам ничем иным, как повторением того факта, что у него нет ощущения себя как целостного организма, единого целого, в котором каждая часть имеет отношение к целому и взаимодействует со всеми другими частями Конечно, точько у того, кто отчужден от себя и внутренне раздроблен, может отсутствовать такое чувство единства. Однако я хочу здесь подчеркнуть, что невротик активно заинтересован в своей раздробленности Он может уловить свои внутренние связи интеллектуально, когда ему их покажут Но это сюрприз для не1 о, это не затрагивает его глубоко и вскоре исчезает
У него имеется бессознательная заинтересованность, например, не видеть причинно-следственных связей — того, что один психический фактор счедует из другого или усиливает его, что некая установка с необходимостью будет поддерживаться, поскольку защищает важную иллюзию, что любая компульсивная тенденция будет влиять на его отношения с людьми или на его жизнь вообще Он может не видеть самых простых причин и следствий Ему странно, что его неудовлетворенность имеет некое отношение к его требованиям, или что его огромная потребность в людях (по каким бы то ни было невротическим причинам) делает его зависимым от apyi их Для него может быть невероятным открытием, что его поздние утренние подъемы как-то связаны с тем, что он поздно ложится
У него может быть столь же сильная заинтересованность не воспринимать противоречивости сосуществующих в нем ценностей Он почти буквально может быть глух к тому, что терпит в себе, и даже лелеет, две осознанных взаимоисключающих системы ценностей. Его, например, может не беспокоить тот факт, что ценя святость, он ценит, когда другие находятся у него на побегушках, или что честность не сочетается со страстью “выходить сухим из воды” Даже когда он пытается исследовать себя, он получает всего лишь отдельные части, словно перед ним рассыпанная разрезная картинка-головоломка вот робость, вот соперничество, честолюбие, а вот мазохистские фантазии, потребность в любви других и много чего еще Он может увидеть все кусочки правильно, но ничего не изме нится от этого, поскольку он не видит контекста, не ощущает взаимосвязей, процесса, динамики
Хотя психическая фрагментарность по своей сути — дезинтегрирующий процесс, его функция — сохранить status quo, защитить невротическое равно весие от крушения Отказываясь задуматься над своими внутренними проти воречиями, невротик отворачивается от стоящих за ними конфликтов и тем самым поддерживает внутреннее напряжение на низком уровне У него нет ни малейшего интереса к ним, и они остаются далеки от его осознания
Тот же результат получится, если оторвать причины от следствий Разрывая эти связи, он защищает себя от осознания того, насколько влиятель-
См Эдвард Штреккер и Кеннет Аппель “Открывая самих себя” (Edward A Strecker, Kennet Appel “Discovering Ourselves”, 1943)
159-
Карен Хорни. Невроз и личностный рост
ны и имеют непосредственное отношение к происходящему с ним его определенные внутренние силы Обычный, но важный пример этого — человек, который иногда испытывает приступы мстительности Ему бывает невероятно трудно, даже рассудком, уловить тот факт, что эти приступы мотивируют его раненая гордость и потребность восстановить ее, и даже увидев эту связь ясно, он не придает ей значения Возьмем другой пример Человек может получить вполне ясное впечатление о вреде своего постоянного самооплевывания Он может увидеть на дюжине подробных примеров, что такие проявления резкого презрения к себе следуют за “неудачей” — когда у него не получается жить в соответствии с фантастическими предписаниями его гордости. Но и здесь сознание остается невосприимчивым к этой связи, и она распадается Следовательно, как сила его гордости, так и ее отношение к презрению к себе остаются, в лучшем случае, некими неясными теоретическими построениями — которые освобождают его от необходимости разобраться как следует со своей гордостью Она сохраняет свою силу, и напряжения удерживаются на невысоком уровне (потому что она не дает конфликтам всплыть), а невротику удается поддерживать обман чивое чувство цельности
Эти три попытки сохранить подобие внутреннего мира имеют общую черту при них убираются прочь все элементы, которые несут в себе воз можность разорвать невротическую структуру — исключается реальное Собственное Я, удаляются все виды внутреннего опыта, уничтожаются все связи, которые (будучи осознанными) могли бы нарушить равновесие Чет вертое средство, автоматический контроль, отчасти следует той же тенденции Его основная функция — наложить узду на чувства В структуре, находящейся на грани дезинтеграции, чувства — источник опасности, потому что они, так сказать, неприрученная первобытная сила внутри нас Я не говорю здесь о сознательном самоконтроле, которым мы можем, если так решим, обуздать импульсивные действия, взрыв гнева или порыв энтузиазма Система автоматического контроля обуздывает не только импульсивные действия или выражения чувств, но сами импульсы и чувства Она действует как автоматическая сигнализация, выдавая сигнал в виде страха, когда появляется нежелательное чувство
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 550 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
|