УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
(поиск с помощью сочетания клавиш: Ctrl F)
Абрамова 3. А. — 194
Абрахам К. — 370
Авель (библ.) — 346
Авраам (библ.) — 3, 77, 221 256
Адам (библ.) —3,159,161
Адорво Т. — 5, 270
Азимов А. — 509
Айзенберг Л. — 36
Акерман Й. — 379
Акерт К. — 123
Аксманн А. — 541
Акулов И. А. — 361
Альтман Дж. — 326
Альтман С. — 141
Амес О. —188
Аммахер П. — 119, 569
Андерсон —138
Авдрески С. — 185, 329
Аполлинер Г. — 435
АрдриР. - 17f 146, 159
Аристотель —272, 333
Артемида (мифол.) — 192
Астрай М. — 415
Афина (мифол.) — 193
Афродита (мифол.) — 192, 597
Балабанова А. — 406
Валинт М. — 116
Балеток Т. — 119
Варнет С. — 151
Басе А. - 67, 68, 71, 95
Бах И. С. - 532
Бахофен И. — 4, 194-196,
БегМ. — 134, 141
Бек И. - 543
Бендер Л. — 445, 457
Бенедикт Р. — 185, 186, 206, 211, 216,217
Бергер Г. — 541 Берд Г. — 234 Бергунио Ф. — 285 Берия Л. П. — 363 Беркович Л. — 36, 68, 95, 136 Бернард Л. — 103 Бернфилд С. — 604 Берталанфи Л. — 108, 230 Бёртон А. — 306 Бетман-Хольвег Т. — 261 Беттельхайм Б. — 89, 90, 91 Биман — 234 Бннгхэм — 141 Бинсвангер Л. — 116 Бисмарк О. — 517 Бнч Ф. — 100, 234
Бланк А. - 223, 224, 341
Блейлер Э. — 316, 443, 446, 457
Блох Э. — 534
Блюм Л. — 545
Блюхер В. К. — 361
Боресман В. — 11
Борн М. — 444
Боулби Дж. — 599, 290
Боулдинг К. — 36
Брамс Ж. — 10
Брандт К. — 541
Брандт X. — 11, 88, 91, 374
Браун Е. — 508, 511, 513, 518-522, 524, 537, 540
Брентано Л. — 259
Бросс Ж. - 474, 475, 519, 521, 547
Брук А. — 423
Брюкке фон — 569, 597
Будда — 270, 574 Будмор М. — 378
Буке Р. — 272
Бунцель Р. — 209
Бурке Й. — 340, 419
Буркхардт К. — 379, 387, 547
Буци П. — 124
Бюхнер Л. — 569
Бэнкс — 88, 91
Вагнер Р. — 492, 532 Вайс П. — 108 Вакх (мифол.) — 340 Валенштайн Э. — 121 Варела Ф. — 121 Варлимонт В. — 514 Вебер А. — 4 Вебер М. — 4, 259 Вейль С. — 424 Вивес Х.-Л. — 272 Видеман Ф. — 507 Вильгельм II — 536 Вильсон В. — 251 Винникот Д. — 116 Володин В. М. — 610 Вольф К. — 380, 381, 402 Вольф П. — 298 Ворден Ф. — 121 Враницки П. — 6 Вэльдер Р. — 105
Галилей Г. (1564-1642), итал. ученый —199 Геббельс И. - 396, 508, 517, 518, 541.
Гегель Г. В. Ф. — 333 Геддес П. — 204 Гедигер Г. — 247 Гейзенберг В. — 444 Гельмгольц Г. — 569 Гельмут Г. — 205 Генрих Баварский (принц) — 389 Генрих VIII — 510 Гентиг Г. — 410, 413, 415, 462 Гера (мифол.) — 340 Гераклит — 317, 333 Геринг Г. — 507 Геродот — 183 Герон В. — 306 Гесс В. — 122, 123, 125 Гёте И. В. — 53, 301 Гилл Д. — 359 Гиммлер Г. — 23, 368, 378, 379-
409, 541 Гиммлер Гебхард — 380, 381,
387, 390, 398, 400 Гинсберг М. — 185, 260 Гитлер А. — 5, 11, 23, 55, 61,
155, 164, 251, 262, 264, 345,
369,370,378-384,389,394, 396,
403, 404, 414, 416, 419, 435,
438,461, 468-550 Гитлер Алоис — 471-474, 480,
481,487
Гитлер К. - 471, 472, 479 Гликман С. —137 Гловер Э. — 260 Гоббс Т. — 39, 129, 170, 176 Гобино Ж. — 532 Голдман И. — 209, 211 Гольбах П. — 26 Гравиц — 403 Грин М. — 457 Гроос К. — 294 Гудериан X. — 380, 528 Гунзикер М. —11 Гунзикер-Фромм Г. — 11, 446 Гуттингер Р. — 135
Данлап К. — 103
Дарвин Ч. — 32, 53, 54,103, 272-
Дарт Р. — 157 Де Вор И. — 141, 129 Дельбрюк X. —183 Дельгадо X. — 122, 123, 150 Деметра (мифол.) — 196 Де Ривер — 411, 413, 354 Джеймс У. — 32, 53, 186 Джонс Э. — 370, 571, 604 Диос Эрнандес X. — 11, 245 Добжанский Т. — 273 Доллард Дж. — 95, 96 Дунаевская Р. — 332 Дэви М. — 220 Дюбо Р. — 603 Дюркгейм Э. — 138
Ева (библ.) —3, 193
Заюр Дип — 457 Зевс (мифол.) — 15, 582 Зиг Э. - 234 Зиммель Э. — 585 Золя Э. — 383Зомбарт В. — 259
Иисус Христос — 113, 270, 384,
292, 340
Иллич И. — 6, 11, 409 Иоанн XXIII — 466 Исаак (библ.) — 221, 222, 256 Исайя (библ.) — 3
Йеркс Р. и Иеркс А. — 277 Йодль А. — 517, 546
Каада Б. — 120, 123, 125 Кавтарадзе С. И. — 363, 364 Каганович Л. М. — 362 Каганович М. М. — 362, 363 Каин (библ.) — 154, 346, 549 Кали (божество в индуизме) —
Калигула — 365, 366 Калинин М. И. — 362 ч Камю А. — 365 )
Кан Г. — 442 Каннер Л. — 445 Кант И. — 333, 584 Каригар С. —151 Карпевтер Ч. —141 Кафка Ф. — 301 Кельта В. — 77, 154 Кемпе Ч. — 359 Кемпнер Р. — 11 Керстен — 387 Кибела (мифол.) —192 Киров С. М. — 363 Кларк Г.—186, 234 Клювер Г. — 124 Клюге Ф. — 348 Коблинер Г. — 290 Коллиас Н. — 135 Колхаун Дж. — 135, 151 Кортланд А. — 137,141-144, 150,
Коттулински — 403 Коул С. — 186 Коффлер Ф. — 298 Краузе Р. — 3 Краусник X. — 504 Кребс А. — 379 Кришна {божество в индуизме)
- 384
Кропоткин П. А. — 323 Крэйг В. — 37
Ксирау Р. — 11
Кубичек А. — 471, 479, 480, 492, 494,495,499,517,518, 520, 525 Куммер X. — 133 Куусинен О. — 362 Кэдоган А. — 545 Кэмдбелл Б. —158 Кэннон В. — 604 Кэпп Р. — 603
Лавик-Гудолл Дж. — 141-146
Лагершпетц К. ~ 235, 237
Лазарсфельд П. — 74
Лайхаузен П. — 98, 99, 134,. 137
Лангер В. — 474, 523
Ланкастер —162, 167
Лафлин У. — 166
Левенталь Л. — 5
Лейивг Р. — 116, 446-447
Ленин В. И. — 364, 415
Лерман Д. — 36
Ли Р. — 179
Ливингстон Р. — 11, 119, 278, 297, 322-324, 327
ЛидцТ. — 116, 446
Линтон Р. — 206
Литвинов М. М. — 364
Лоренц К. — 13, 16-20, 33, 36-56, 98, 99, 102, 104, 107, 126, 132, 151, 152, 156, 229
Лоу Б. — 600
Люксембург Р. — 353
Мазер В. — 471, 495, 500, 504,
514,521,524,529,530, 534, 539 Майер А. — 115, 446 Майер Б. —11 Майер Н. — 100 Майерхофер Й. — 481 Мак-Гаф Д. — 290 Макдональд Дж. — 540 Мак-Дугалл У. — 32, 33 Маккоби М. — 11, 61, 74, 92,
372, 429, 466 Мак-Лин П. — 119, 122 Малер М. — 290, 457, 446 Малиновский Б. — 216 Мардук (вавилонское божество)
- 202, 203 Маринетти Ф. — 29, 432-434,
Марк В. — 123-125, 128 Маркович М. —- 6 Маркс К. — 4, 5, 6, 51, 66, 108, 272, 277, 282, 293, 301, 327, 330, 332, 427, 456, 585 Маркузе Г. — 5, 355, 587 Маршак А. — 194 Маршалл Дж. — 373 Маслоу А. — 275 Матурана Н. — 121 Мдивани Б. — 363 Мегарже Э. — 94, 97 Меггит М. — 171, 175, 180 Медведев Р. А. — 361, 362, 364,
Мелларт Д. — 186, 190-193 Мельничук Т. — 11, 121 Мердок Дж. — 169, 206 Мид М. — 206, 209, 213 Мидас (царь Фригии) — 418 Микелавджело Б. — 53 Микоян А. И. — 363 Миллан Д. — 372 Миллер Н. — 95 Милль Дж. С. — 16, 584 Мильграм С. — 74, 78, 79, 92 Мильнер П. — 123 Митфорд Ю. — 524 Мичерлих А. — 260 МойерК. — 128 Молотов В. М. — 362 Молох (библ.) — 442, 613 Монаков К. фон — 324, 445 Монтегю М. Ф. — 36, 236, 276 Мор Т. — 272 Маран лорд — 423 Морган Л. — 195 Моррис Д. — 17 Моцарт В. А. — 532 Муссолини Б. — 406, 406, 545 Мэзон В. — 11, 149 Мэй К.' — 483, 485, 529 Мэйо Э. — 138
Мэмфорд Л. — 158, 166, 170, 186, 188, 194, 204, 223, 277,.341, 430, 436 Мэтьюз Л. — 134 Мюллер А. — 525 Мюллер Р. — 524
Нарр К. — 223 Нарцисс (мифол.) — 609 Нильсен Д. — 236 Ниссен Г. — 141 Ной (библ.) — 340
Одомирок М. — 11 Озбекхан X. — 61 Окладников А. П. — 194 Олдс Дж. — 122, 123 Олендорф О. — 404 Оппенгеймер Р. — 72 Орджоникидзе Г. К. — 361
Пальмер С— 220
Панфилова Т. В. — 614
Парацельс — 301
Паскаль Б. — 333
Пастернак Б. Л. — 364
Пасторе Н. — 105
Пенроуз Л. — 603
Пенфилд У. — 120
Пеон Р. — 11, 119
Перри У. — 182
Петрович Г. — 6
Пиаже Ж. — 295
Пигго С. — 179
Пикассо П. — 435
Пикер X. — 504, 536, 537
ПилоимД. — 157, 158, 182, 276
Пиллинг А. — 178
Платон — 578, 579, 581
Плуг Д. — 121
Поллок Ч. — 359
Поллок Ф. — 5
Пратт Дж. — 570
Прибрам К. — 119, 604
Райт К. — 183-185, 267, 220 Рапопорт Д. — 183 Рассел Ч. и Рассел У. — 137, 229 Ратенау В. — 350, 351, 394 Раубаль Г. — 513, 520, 521, 524 Реаж П. — 357 Рейнольде В. — 133 Рейнольде В. и Рейнольде Ф. —
142,148
Рембрандт X. ван Рейн — 533 Рём Э. — 395, 396, 506, 514 Риббентроп И. — 546 Риккерт Г. — 4 Рокфеллер Н. — 120Роуэлл Т. — 148, 149 Рузвельт Ф. — 251, 521
Сад де — 355, 357, 360 Салинс М. — 170, 178, 179 Салливан Г. — 116, 446, 457 Саломон Э. — 350-353 Сартр Ж. П. — 22, 332 Саусвик Ч. — 134-136, 141 Сеннахериб — 205 Сервантес М. — 416 Сервис Э. - 171, 172, 175, 176,
178, 180, 182, 184, 207 Сердич Д. Ф. — 361 Серебровский А. П. — 361 Сеченов И. М. — 297 Сиддики М. — 134, 141 Симоне Э. — 158 Снмонсон Г. — 88 Симпсон Дж. — 274
Скиннер Б. — 19, 57-67 Скотт Дж. — 130, 146, 151 Сматс Я. — 15 Смит Б. — 382, 387, 397, 398,
471, 472, 479, 480, 485, 487,
496, 497, 500, 340 Смит Дж. — 182 Смолла Г. — 186, 276 СойерЧ. — 186 Соломон (библ.) — 36, 425 Спенсер М. — 151 Сперри Т. — 410, 413 Спиноза Б. — 14, 24, 27, 50, 286,
301, 333, 448, 449, 584 Срогес Р. — 137 Сталин И. В. — 23, 251, 360-
364, 406
Стеклов Ю. М. — 361 Стил Б. — 359 Стоянович С. — 6 Стрэчв Дж. — 558, 562, 573, 592, 598, 599
Стюарт Д. — 182 Судзуки Д. — 233 Сукарно — 345 Супек С. — 6
Таубер Э. — 298 Тейяр де Шарден П. — 272 Телятнякова Э. М. — 9, 447 Теннис Ф. — 138
Тёрнбал К. — 170, 171, 206 Терни-Хай Г. — 183 ТерраГ. — 11, 170 Тиамет (вавилонское божество)
- 202
Тиллих П. — 289 Тинберген Н. — 15, 40, 43, 146 Томпсон Р. — 290 Троост П. — 533 Троцкий Л. Д. — 362 Торо Г. — 6
Уайт Б. — 298 Уайт Р. — 294 Уайтхед А. — 333 Уаамуно М. — 414, 416 Уотсон Дж. *— 57 Уошберн С. — 141, 161-164, 167, 168
Файтенберг С. — 604
Фантц Р. — 299
Федерн П. — 570, 574
Фенихель О. — 575, 579
Ференци Ш. — 290
Фёрстер X. — 11, 121, 324
Фехнер Г. — 602, 603
Фишер Ф. — 262
Флетчер Р. — 32
Флинт Р. — 433
Фольхард Э. — 224
Фома Аквинскай — 333
Форд Г. — 407
Франклин Б. — 276
Франко Ф. — 545
Фрейд А. — 260
Фрейд 3. — 4-6, 8, 16, 23, 24, 25, 33-36, 38, 40, 41, 42, 49-51, 56, 65, 68, 72,106-114,160, 195, 205,211-213,248,253,260, 284, 354, 356, 371, 416, 418, 423, 443, 454. 457, 462, 464, 477, 538, 557-606, 607,611
Фриман Д. — 159, 160, 167, 205
Фройхен П. — 172
Фромм-Райхман Ф. — 116, 446
ФроммЭ.— 3-8,11,91, 116,130, 161, 175, 178, 197, 201, 248, 277, 286, 289, 291, 403, 429, 431, 435, 462, 475, 564, 589, 607, 608, 611, 612, 613
Хабермас Ю. — 5 Хайдеггер М. — 22, 294 Хаксли Дж. — 160 Халлгартен Г. — 388, 390 Ханиш Р. — 497 Ханфштенгль — 342, 346, 350,
353-355, 361, 364 Хань Фэй-цзы — 185 Харлоу Г. — 290, 298 Хауэлл Ф. — 158 Хвалковский Ф. — 506 Хейни Ч. — 88, 91 Хельфнер Р. — 359 Хельфферих Э. — 380 Херригел Э, — 233 Херрик Дж. — 278, 322 Хинде Р. — 33 Хиршгорн К. — 39 Хит Р. — 11, 119, 122, 298, 313 Холл К. — 141 Холл Т. — 135 Хольт Р. — 119, 569 Хомский Н- — 57 Хоркхаймер М. — 5 ХорниК. — 115 Хоффман Г. — 534 Хэбл Э. — 186
Цейслер А. — 524 Циглер X. — 529 Цимбардо Р. — 80, 88, 91 Цинг Янг Куо — 103, 152 Цукерман С. — 133, 136, 229
Чайлд В. — 186, 188, 189, 190,
199, 200, 202 Чаплин Ч. — 419, 539 Чаренц Е. — 361 Чемберлен Н. — 532, 545 Черчилль У. — 251, 423, 424
Шаллер Г. — 141, 145, 148 Шахтель А. — 74 Шахтель Э. — 74 Шварц Ф. — 521 Швейцер А. — 6, 463, 466 Шекспир У. — 337, 345 Шехтер Д. — 11, 298, 299, 446, 457
Шмидт Ф. — 11 Шнайрла Т. — 76, 100 Шопенгауэр. А. — 530
Шцеер А. — 11 419, 422, 504, 505, 508-510, 511, 514, 515, 517, 518, 520, 527, 528, 532-536, 538, 542, 544, 547
Шпитц р, _ 290, 298
Шрамм П. — 504, 517, 529, 532, 536, 537, 538, 546
Шредингер Э. — 444
Штайнигер Ф, — 151
Штекель В. — 414
Штрассер Г. _ 383, 396, 397
Штрассер О. — 396
Шульц X. — 8
Шумахер Э. — 6
Шушниг К. — 528
Эгган Д. — 207
Эггер М. — 128 Эдип (Эдипов комплекс) — 108, 290, 337, 452, 453, 457, 474, 477, 481, 490, 610, 611 Эйбл-Эйбесфельд И. — 17 Эйвис В. — 162 Эйзенхауэр Д. — 373 Эйнштейн А. — 49, 213, 261,
444, 466, 590, 592, 593, 596 Экхарт Майстер — 289, 301 Эмерсон Р. — 6, 272 Эмпедокл — 597 Энгельс Ф. — 194, 584 Эпплер Э. — 6 Эразм Роттердамский — 272 Эрвин Ф. — 123, 124, 125, 128 Эренбург И. Г. — 364 Эриксон Э. — 110 Эслер — 310, 314
Юнг К. Г. — 284, 572 Ясперс К, — 4 СОДЕРЖАНИЕ
ЭРИХ ФРОММ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.......... 3
Предисловие........................................ 9
Терминологические пояснения........................ 12
Введение: инстинкты и Человеческие страсти............ 16
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
УЧЕНИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ И ВЛЕЧЕНИЯХ; БИХЕВИОРИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ
I. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНСТИНКТИВИЗМА............. 32
Старшее поколение исследователей...........................32
Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд
и Конрад Лоренц.......................................33
Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда...........................33
Теория агрессии Конрада Лоренца................................36
Фрейд и Лоренц: сходство и различия...........................40
"Доказательство" по аналогии..................................42
О воине: итог концепции Лоренца...............................49
Обожествление эволюции........................................54
П. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СРЕДЫ..................56
Теория среды у просветителей............................... 56
Бихевиоризм..............................................57
Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера............................. 57
Цели и ценности..................................................59
Причины популярности Скиннера...............................65
Бихевиоризм и агрессия....................................67
О психологических экспериментах...........................71
Теория фруетрационной агрессивности........................95
III. БИХЕВИОРИЗМ И ИНСТИНКТИВИЗМ:
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ......................... 98
Черты сходства............................................98
Новые подходы............................................99
О политической и социальной подоплеке обеих теорий........102
IV. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ПОНИМАНИЮ АГРЕССИВНОСТИ............... 106
Выводы........................................................... 114
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОТКРЫТИЯ, ОПРОВЕРГАЮЩИЕ ИНСТИНКТИВИСТОВ
V. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ.............................118
Отношения между психологией и нейрофизиологией.......... —
Мозг как основа агрессивного поведения.....................122
Защитная функция агрессивности..........................124
Инстинкт "бегства"........................................... 126
Поведение хищников и агрессивность........................127
VI. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ........................131
Агрессивность в неволе......................................... 132
Перенаселенность и агрессивность у людей................... 137
Агрессивность животных в естественных условиях обитания..... 141
Проблема территории и лидерства.......................... 146
Агрессивность других млекопитающих...................... 150
Есть ли у человека инстинкт "Не убивай!"?................
VII. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ..............................156
Является ли человек особым видом?........................ —
Является ли человек хищником?...........................157
VIII. АНТРОПОЛОГИЯ...............................161
"Человек-охотник" — это ли Адам антропологии?............
Первобытные охотники и агрессивность..................... 169
Можно ли первобытных охотников считать обществом благоденствия?..........................178
Война у первобытных народов..............................180
Революция эпохи неолита.................................186
Доисторическое общество и природа человека.................197
Революция городов.......................................199
Агрессивность в первобытных культурах....................205
Анализ тридцати первобытных племен......................206
Система А: жизнеутверждающие общества.................. 207
Система В: недеструктивное,
но все же агрессивное общество................................ 208
Система С: деструктивные общества......................... 208
Иллюстрации к трем системам............................... 209
Симптомы жестокости и деструктивности....................220
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ
IX. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ................228
Предварительные замечания.......................... —Псевдоагрессия...........................................232
Непреднамеренная агрессия..................................... 232
Игровая агрессия................................................ 232
Агрессия как самоутверждение................................ 233
Оборонительная агрессия..................................241
Различие между человеком и животным...................... 241
Агрессивность и свобода........................................' 245
Агрессия и нарциссизм.......................................... 248
Агрессивность и сопротивление............................... 253
Агрессия и конформизм......................................... 256
Инструментальная агрессия................................... 257
О причинах войн................................................ 260
Условия снижения оборонительной агрессии................. 268
X. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ... 270
Предварительные замечания...............................
Природа человека.........................................271
Экзистенциальные потребности человека и различные
укоренившиеся в его характере страсти1.....................286
Ценностные ориентации и объект почитания.............. 286
Исторические корни............................................ 290
Чувство единения............................................... 292
Творческие способности........................................ 294
Возбуждение и стимулирование............................... 297
Хроническая депрессия и скука (тоска)....................... 304
Структура характера.......................................... 316
Предпосылки для формирования страстей, обусловленных характером................................320
Нейрофизические предпосылки................................. 321
Социальные условия.'............................................ 326
О рациональности и иррациональности инстинктов
и страстей...................................................... 332
Психологическая функция страстей.......................... 336
XI. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ЖЕСТОКОСТЬ И
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ............................. 339
Кажущаяся деструктивность...............................
Спонтанные формы....................................... 342
Исторический обзор............................................ 342
Деструктивность отмщения.................................. 343
Экстатическая деструктивность............................. 347
Поклонение деструктивности................................ 349
Эрнст фон Саломон и его герой Керн.
Клинический случай поклонения идолу разрушения.........
Деструктивный характер: садизм...........................354
Примеры сексуального садизма и мазохизма..................
Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма.. 360
Сущность садизма............................................... 364
Условия, вызывающие садизм................................... 375
Генрих Гиммлер, клинический случай
анально-накопительского садизма...............................378
Выводы........................................................... 405
XII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: НЕКРОФИЛИЯ.... 409
Традиционные представления...............................—
Некрофильский характер..................................415
Некрофильские сновидения................................ 417
"Непреднамеренные" некрофильские действия...............
Некрофильский язык............................................ 428
Обожествление техники и некрофилия......................
Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе.................. 452
Отношение фрейдовской теории влечений
к биофилии и некрофилии................................. 462
Симптоматика "некрофилии"............................... 464
XIII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: АДОЛЬФ ГИТЛЕР — КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ НЕКРОФИЛИИ..................................468
Предварительные замечания................................—
Родители Гитлера и раннее детство.........................471
Клара Гитлер................................................... 471
Алоис Гитлер................................................... 473
Раннее детство Адольфа Гитлера
(до шести лет: 1889-1895)..................................... 475
Детство Гитлера
(с шести до одиннадцати лет: 1895-1900)................... 480
Отрочество и юность
(с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906)............. 482
Вена (1907-1913)................................................ 492
Мюнхен.......................................................... 500
Методологические замечания...............................502
Деструктивность Гитлера..................................504
Вытеснение деструктивности................................ 512
Другие аспекты личности Гитлера..........................515
Отношения с женщинами...................................... 519
Таланты и способности........................................ 524
Маскировка...................................................... 536
Недостаток воли и реализма...............................541
Эпилог: о двойственности надежды.....................551
Приложение: Фрейдова теория агрессивности
и деструктивности................................557
Примечания........................................607
Указатель имен.....................................614
[1] Круг ученых, работавших с М. ХоркхаЙмером, известен у нас под названием франкфуртской школы. В него входили Л. Левенталь, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Поллок, Витфогель и другие.
[2] Это было первое в Европе социологическое исследование ценностных ориентации в больших и малых группах. Было проанализировано 600 анкет, в каждой по 270 открытых вопросов, направленных на изучение неосознанных мотивов поведения.
[3] Программа называлась "Авторитет и семья". По результатам этих исследований Фромм написал книгу "Бегство от свободы" (1941), которая сделала ему имя в Америке. Позднее эти материалы были использованы Теодором Адорно в книге "Авторитарная личность" (I950).
[4] Первым программным сочинением по этой проблеме считается его работа "Человек для самого себя". Идея о "новом человеке" одухотворяет все послевоенное творчество Фромма, особенно яркое выражение она находит в работах: "Здоровое общество" (1955), "Образ человека у Маркса" (1961), "Душа человека" (1964), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973) и "Иметь или быть" (1976).
[5] Последующий текст до конца абзаца был добавлен Фроммом в немецкое издание.
[6] Названия работ даны в редакции переводчика. — Прим. ред.
[7] Звездочками в тексте обозначаются примечания, помещенные в конце книги. — Прим. ред.
[8] Правда, следует учесть, что у Фрейда была идея о различных формах агрессии. Кроне того, Фрейд рассматривал мотивы, лежащие в основе агрессии, не а духе бихевиоризма; скорее всего, он следовал общераспространенному употреблению этого понятия, выбирая самый широкий его смысл, в рамках которого ему было удобнее всего разместить свои собственные категории, например влечение к смерти.
[9] Quod est demonstrandum — что и требовалось доказать (лат.). — Прим. перев.
[10] Без разделения по принципу пола: "он" или "она". — Прим. перев.
[11] Лоренц назвал исследование поведения животных "этологией", что кажется мне довольно странным; ведь само слово "этология" должно переводиться как "наука о поведении" (от греческого ethos — "поведение", "норма"), и потому вернее было бы назвать эту область звания "этологией животных". Тот факт, что Лоренц не придерживается подобной классификации, свидетельствует о его принципиальной установке, согласно которой человеческое поведение — это всего лить одна из форм поведения животных вообще. Интересен и тот факт, что Джон Стюарт Милль задолго до Лоренца под термином "этология" понимал науку о характере, я если привести к одному знаменателю главную цель моей книги, то я бы сказал, что в ней рассматриваются проблемы этологии, но только в смысле не Лоренца, а Милля.
[12] Лоренц тоже ограничивает понятие "врожденного", допуская, что и фактор обучения имеет определенное значение.
[13] Я пользуюсь здесь пока несколько устаревшим понятием "инстинкт". Позже я заменю его понятием "органические влечения".
[14] Большинство существовавших с древних времен психологических направлений (например, в буддистских текстах, у греков, средневековая и нововременная психология вплоть до Спинозы) считали человеческие страсти важнейшим объектом своих исследований, главным методом при этом было тщательное наблюдение (причем без эксперимента) в соединении с критическим мышлением.
[15] Трюк (фр.). — Прим. ред.
[16] Ср.: Ливингстон Р. Б. Гл. 10 о структуре мозга.
[17] Разумеется, это положение Гольбаха следует понимать в контексте философского мышления его эпохи. В философии буддизма или у Спинозы мы находим совершенно иные рассуждения о страстях: с их точки зрения, дефиниция Гольбаха имеет отношение к большинству людей, хотя она в действительности диаметрально противоположна тому, что они считают целью человеческого развития. И чтобы пояснить эту разницу, я хотел бы проследить разграничения между "иррациональными страстями" (типа жадности или тщеславия) и "рациональными страстями" {любовь, заботливое отношение к каждому живому существу). Далее я рассмотрю эти вопросы более подробно. Но здесь важно для обсуждения не столько это различие, сколько идея о том, что жизнь, которая ориентирована, исключительно на свое собственное самосохранение, не является человеческой.
[18] Английское слово "salvation" (благость, спасение) происходит от латинского корня sal — соль (в исп. яз. — salud — здоровье). Это значение возникло оттого, что соль защищает мясо от разложения; salvation — оберегает человека отпадения (сохраняет его здоровье и благополучие). Именно в этом смысле (а вовсе нев теологическом) каждый человек нуждается в спасении.
[19] Особенно рекомендую по истории этой проблемы умную работу Р. Флетчера.
[20] Детальный анализ фрейдовского понятия агрессии дан в Приложении.
[21] Подробный и широко известный (почти классический) анализ и критику теории Лоренца (и Тинбергена) можно найти у Д. С. Лериана; "Так называемое зло" критически анализируется также Л. Берковичем и К. Боулдингом; интерес представляет также полемика Н. Тинбергена с Лоренцем, а также сборник критических статей под ред. М.-Ф. А. Монтегю и короткая, но острая работа Л. Айзенберга.
[22] Впустую; буквально — "в вакууме" (лат.). — Примеч. ред.
[23] Под влиянием критики различных американских психологов и Н. Тинбегена Лоренц позднее внес поправку в эту свою посылку и признал определенную роль обучения.
[24] Вопрос об агрессивности у собирателей плодов и охотников подробно рассмотрен в главе VIII.
[25] В этом вопросе я благодарен профессору Курту Хиршгорну за его указания на генетическую сторону проблемы.
[26] Во всяком случае, в тот период, когда Лоренц писал свой труд "Так называемое зло", он еще вообще не читал Фрейда в подлиннике. Он нигде напрямую не ссылается на его работы, а когда упоминает его, то опирается при этом на Фрейда в интерпретации своих друзей-психоаналитиков. К сожалению, они не во всем и не всегда были правы, или же Лоренц не все у них понял правильно.
[27] Уже в 1940 г. Лоренц обнаружил склонность к сравнению биологических и социальных феноменов (что в целом совершенно недопустимо). Это проявилось самым ярким образом в его работе, где он доказывал, что в тот Момент, когда принципы естественного отбора перестают служить биологическим потребностям расы, им на смену должны прийти государственные законы.
[28] Этот термин принадлежит Н. Тинбергену.
[29] Возникает один интересный вопрос: почему гражданские войны и впрямь полны жестокостей и почему они будят значительно больше разрушительных импульсов, чем межнациональные войны? Вряд ли стоит пытаться искать причину в том, что, как правило, некто (по крайней мере в современных межнациональных конфликтах) не преследует цель уничтожить врага. Цель таких войн ограниченна: заставить противника принять такие условия мирного договора, которые наносят ему ущерб, но ни в коей мере не угрожают жизни народов побежденной страны. (Трудно сыскать более убедительную иллюстрацию, чем тот факт, что Германия, потерпев фиаско в двух мировых войнах, после каждого поражения подымалась и расцветала пуще прежнего.) Исключение из правила составляют войны, целью которых является физическое уничтожение или порабощение всего населения другой державы (такие войны, мы знаем, можно найти у римлян, но отнюдь не все войны были такими). В гражданской войне противники имеют целью если не физическое, то по меньшей мере экономическое, социальное и политическое уничтожение. Бели такая гипотеза верна, то это означает, что степень деструктивности в целом зависит от серьезности угрозы.
[30] Особенно очевидной становится нелепость лоренцовских идей о переориентации "бойцовского азарта", когда читаешь классическую работу Уильяма Джеймса "Моральные эквиваленты войны".
[31] "Религия" социал-дарвинизма — это один из опаснейших элементов в мировоззрении XX столетия. На его волне одерживают победу самые беззастенчивые варианты национализма и расизма. Бели у Гитлера была хоть какая-то вера — так это была вера в законы эволюции, которые оправдывали все его жестокости.
[32] Душа не имеет пола (фр.) — Прим. ред.
[33] Поскольку полноценный анализ теории Скиннера увел бы нас в сторону от нашей проблемы, я ограничусь лишь изложением общих принципов и анализом отдельных пунктов, имеющих отношение к нашей теме. А для серьезного изучения системы Скиннера я рекомендую его собственные лекции, а также более позднюю его книгу, где обсуждаются общие принципы бихевиоризма, их место и роль в культуре. Критическую оценку системы Скиннера можно найти у Н. Хомского.
[34] Правда, в отличие от многих бихевиорнстов, Скиннер даже допускает, что "факты индивидуальной жизни" нельзя совсем "вынести за скобки научного анализа"; он добавляет также, что "проникновение в мир индивида если не полностью исключено, то во всяком случае сильно затруднено". Это суждение Скиннера звучит как уступка, однако уступка столь незначительная, что ее можно расценивать самое большее как реверанс в сторону души как предмета психологии.
[35] Эта идея подробно изложена в моей книге "Революция надежды". Совершенно самостоятельно и очень близко к моим взглядам этот принцип формулирует X. Озбекхан в своей работе "Триумф технологии": "могу" означает "должен". Мое внимание к этой проблеме привлек доктор М. Маккоби, который в своих исследованиях в области менеджмента в высокоразвитых индустриальных странах пришел к выводу, что принцип: "могу" значит "должен" — более всего касается стран с сильным военно-промышленным комплексом. Однако я бы сказал, что и в других сферах этот принцип пробил себе дорогу. Яркие примеры тому — космос, а в последние годы — медицина с ее тенденцией к созданию приборов и аппаратов без учета их реальной применимости.
[36] Кому это выгодно? (лат.) — Прим. ред.
[37] Исходя из такой логики, отношения между жертвой пыток и ее мучителем следует считать "взаимными", ибо жертва, демонстрируя свою боль, стимулирует мучителя к применению всё более действенных методов.
[38] Сходные идеи мы находим у Л. Берковича, он также не отвергает идею мотивированных чувств, хотя и не выходит за рамки бихевиористской теории; он модифицирует теорию агрессии-фрустрации, но не отказывается от нее.
[39] В жизни (лат.). — Прим. ред.
[40] В пробирке (лат.). — Прим. ред.
[41] Об этом говорил Роберт Оппенгеймер и многие другие видные ученые-естественники.
[42] Я ставлю оба слова в кавычки, ибо довольно часто их отождествляют с выражениями "социально приспособленный" или "социально неприспособленный".
[43] Я обнаружил, что "интерпретативная" анкета является ценнейшим свидетельством при изучении неосознанных мотиваций в различных группах. Такая анкета анализирует скрытый смысл ответа на открытый вопрос а интерпретирует его с учетом характера личности. Я применил этот метод впервые в 1932 г. в одной из программ Франкфуртского института социальных исследований и повторно в 60-е гг. при составлении социального портрета маленькой мексиканской деревни. В первом случае со мной вместе работали Эрнст Шахтель и покойная Анна Шахтель, Поль Лазарсфельд. Я опубликовал только анкету и отдельные ответы. Второе исследование опубликовано полностью. Вместе с Маккоби мы разработали вопросник для выяснения факторов, характеризующих некрофильскую личность, а Маккоби позже с успехом опробовал эту анкету при изучении различных социальных групп.
[44] Все последующие цитаты взяты из этой работы Мильгрйма.
[45] Мне их сообщили лично X. Брандт и профессор Г. Симонсон, которые провели много лет в концлагерях как политзаключенные.
[46] Я знаю, что у д-ра Штайнера уже есть готовый материал.
[47] Надзиратель должен был писать письменное объяснение только в том случае, если заключенный умирал от побоев.
[48] Гораздо более подробное описание можнонайти вработе Х. Брандта, к которой Фромм наиисал предисловие.
[49] М. Маккоби своим исследованием о значении игровой установки для формирования личности американца привлек мое внимание к динамике "игровой" ситуации.
[50] Невольно приходит на ум главная черта телевизионной рекламы, в которой стирается грань между фантазией и реальностью и тем самым достигается суггестивное* воздействие. Зритель "знает", что употребление данного сорта мыла не произведет никаких чудесных перемен в его жизни, но
другой половиной своего Я он верит в такое чудо. И происходит раздвоение личности между реальностью и иллюзией.
[51] Именно по этой причине приснившийся человеку сон об убийстве позволяет лишь квалифицировать факт наличия подобного импульса, однако он не дает возможности фиксировать более точно в количественных характеристиках интенсивность этого импульса и возможность его проявления. Только многократное повторение может способствовать более точному анализу.
[52] Великолепный обзор психологических исследований проблемы насилия можно найти у Э. Мегарже.
[53] К важнейшим исследованиям на данную тему, кроме работы Басса, следует отнести публикацию Берковича, который приводит к тому же большой список новой литературы.
[54] Односторонность этой позиции напоминает искаженную форму психоанализа, который полагает, что весь анализ тождествен пониманию истории пациента, а динамика его сегодняшнего психического процесса не играет
роли.
[55] "Неорганические", конечно, не означает, что они лишены нейрофизиологического субстрата, а означает лишь то, что они не вызываются органическими потребностями индивида и не служат удовлетворению этих потребностей.
[56] Это особенно четко просматривается в феномене "махизме" (латиноамериканское название для мужского чванства).
[57] Эта интерпретация истории не имеет на самом деле ничего общего с теорией Дарвина, хотя она, вероятно, подпитывалась популярностью этой теории и игнорировала некоторые факты (например, такие, как роль кооперации и т. д.).
[58] Фрейд пользуется словом "Trieb" — "влечение", которое на английский язык переводится чаще всего словом "инстинкт", но имеется в виду более широкое значение слова "инстинкт", не чисто животное рефлекторное стремление, а такое, которое более или менее окрашивает все поведение в целом.
[59] Более детальный анализ развития фрейдовской теории агрессии дан в Приложении.
[60] Этим самым (лат.). — Прим. ред.
[61] Фрейдовскую теорию характера по-настоящему помогает объяснить "Теория систем", которая с начала 20-х гг. с успехом начала применяться в естественно-научном мышлении (особенно в биологии и нейрофизиологии), а также в некоторых областях социологии. Недостаток системности в мышлении, вероятно, очень сильно помешал пониманию и характерологии Фрейда, и социологии Маркса. Исключение составляют Петер Вайс, Бер-таланфи, Чёрчман. П. Вайс еще в 1925 г. выдвинул общую системную теорию поведения животных, но она не получила широкой известности, а в двух последних работах он так кратко и так блистательно изложил свое понимание сущности системы, что их можно считать великолепным введением в предмет.
[62] Позднее к первоначальным показателям анального синдрома добавились еще такие черты, как преувеличенная чистоплотность и пунктуальность; они также толковались как реакции на первоначальные анальные рефлексы.
[63] Этот тип я подробно описал после обследования большой группы немецких рабочих и служащих еще в 30-е гг. Этой же теме было посвящено исследование Теодора Адорно, только без психоаналитического аспекта и без динамического подхода к характеру.
[64] К аналогичным выводам пришел в 60-е гг. и Эрик Г. Эриксон в своей работе "Детство и общество". Когда, развивая свою теорию, он поставил вопрос о "модальностях" поведения, он не настаивал на своей особой позиции, отличной от позиции Фрейда. Обратившись к анализу индейского племени юрок, он показал, что характер определяется не либидозным началом и что роль социальных факторов в формировании личности очень велика.
[65] Данное суждение следует дополнить указанием, что в этом направлении уже были предприняты серьезные шаги. Например, покойный Рауль Эрнандес Пеон пытался обнаружить нейрофизиологический эквивалент активности сновидений; Р. Р. Хит исследовал нейрофизиологические основания депрессии и шизофрении, а Мак-Лин искал в мозгу особенности, связанные с паранойей. Собственный вклад Фрейда в нейрофизиологию описан К. Прибрамом, П. Аммахерои и Р. Хольтом.
[66] Не только неврология и физиология должны объединиться, когда речь идет о таком сложном "предмете", как человек; необходима интеграция многих других областей знания, таких как палеонтология, антропология, история, история религии, биология, физиология и генетика. Если мы хотим создать науку о человеке, то нас интересует человек как целостное и с биологической и с исторической точки зрения существо, понять которое можно, только исходя из запутанности и переплетенности всех этих аспектов, сознавая, что это существо постоянно развивается и процесс его развития протекает внутри сложной системы, имеющей многочисленные подсистемы.
"Науки о поведении" (это понятие получило популярность благодаря Фонду Рокфеллера) — психология и социология — интересуются преимущественно тем, что человек делает и как его заставить это делать. Их вовсе не касается вопрос, почему он это делает и кто он есть. Поэтому они представляют определенное препятствие на пути развития интегрированной науки о человеке.
[67] X. Фёрстер и Т. Мельничук рассказали о своих взглядах в личных беседах со мною.
[68] Благодарю авторов за предоставленную возможность ознакомиться с рукописями до их публикации.
[69] При обсуждении этой проблемы я собираюсь остановиться только на общепризнанных данных. За последние 20 лет в этой области проделана такая огромная работа, что я чувствую себя недостаточно компетентным, чтобы вдаваться в нюансы нескольких десятков специальных проблем. К тому же я считаю ненужным приводить цитаты из упоминаемой мною и очень обширной литературы.
[70] Некоторые из названных авторов считают слово "контролируется" совершенно неподходящим. По их мнению, реакция организма наступает в ответ на процессы, происходящие в других участках мозга, а с одним участком (который специально стимулируется) эти процессы взаимодействуют.
[71] Неокортекс также играет преимущественно стимулирующую роль и вызывает гнев и соответствующее поведение (см. эксперимент К. Акерта с удалением неокортекса, описанный в работе Б. Каады).
[72] Работы X. М. Р. Дельгадо отличаются обширной библиографией. См. также недавно вышедшую работу В. Марка и Ф. Эрвина, в которой кратко и ясно даже для неспециалиста излагаются весьма ценные данные о нейрофизиологических основаниях агрессивного поведения.
[73] Подробный анализ и дискуссия по поводу этих работ содержатся в упоминавшейся уже книге Каады.Животное любого вида реагирует на опасность одной из двух форм поведения: либо бегством, либо агрессивностью и насилием — это и есть борьба. При управлении любым поведением мозг функционирует как целостная структура; в результате этого механизмы мозга, влияющие на две различные формы самосохранения, находятся в тесной связи друг с другом и со всеми другими частями мозга; а четкое функционирование этой системы зависит от синхронизации многих сложных и тончайшим образом сбалансированных подсистем.
[74] Медведи с трудом укладываются в эту классификацию. Некоторые из них всеядны, они убивают маленьких зверей или раненых и едят их мясо, но сами не охотятся. С другой стороны, белый медведь, живущий в экстремальных климатических условиях, является настоящим охотником и хищником.
[75] Марк и Эрвин в названной выше работе высказывают такое же мнение, которое получило подтверждение в результатах исследования Эггера и Флинна. Они стимулировали специальную зону в латеральной части гипоталамуса и тем самым вызывали у животных такое поведение, которое напоминает подготовку к охоте.
[76] Немаловажным является тот факт, что многие хищники (например, волки) не проявляют агрессивности к товарищам по виду. И это находит свое выражение не только в том, что они друг друга не убивают, но и в том, что в своем общении они довольно дружелюбно относятся друг к другу.
[77] В целом проблема приписываемых человеку "хищнических признаков" будет обсуждаться в главе 7.
[78] Ведь не случайно у Гоббса появился такой образ для характеристики человеческих отношений: человек человеку — волк. Интересно с этой точки зрения проследить популярность сказок с такими героями, как волк и лиса.
[79] Выделение курсивом Фромм сделал специально для немецкого издания. — Прим. ред
[80] Цит. по: Russel С and Russel W. M. S., 1968: Violence: What are its roots?, in: New Society (24.11.1968), с 107 и далее.
[81] См. также исследование Лайхаузена о влиянии тесноты обитания на людей.
[82] Подобные явления подмечены и у людей: в ситуациях голода агрессивность скорее падает, чем возрастает.
[83] См. интересное исследование Т. Е. Холла о потребностях человека в пространстве.
[84] Яркий пример тому — описанный им случай с седой обезвяной, шимпанзе, который был вожаком, хотя физически был уже слабее многих своих молодых собратьев, но, очевидно, благодаря жизни на воле с ее многими радостями, у вожака сформировалась своего рода "мудрость", которая и сохраняла за ним реальное лидерство.
[85] Такое мнение высказывает и Элтон Мэйо.
[86] Первым, изучая шимпанзе, провел полевые исследования Г. В. Ниссен, затем Бингхэм опубликовал работу о гориллах и Карпентер о ревунах. Потом на 20 лет изучение приматов было приостановлено, и только в середине 50-х гг. начались систематические исследования на базе нового японского обезьянника при Университете Киото; одновременно Альтман провел серию работ в колонии резусов в Кайо (Сантьяго). Сегодня такими исследованиями занимаются более 50 ученых. Заслуживает внимания большая книга Де Вора, который выступил как автор и редактор и поместил в своем сборнике не только самые лучшие работы о приматах, но и великолепную библиографию. Особо хочется отметить следующие работы: о бабуинах — К. Холла и Де Вора, интересное исследование С. Саусвика, М. Бега и М. Сиддики о резусах в Северной Индии. А также: "О поведении горных горилл" — работа Шаллера, "Шимпанзе в лесах Бадонго" — братьев Рейнольде, исследование о шимпанзе — Джейн Лавик-Гудолл. Кроме того, я дальше использовал работы А. Кортланда и К. Холла.
[87] Так, супруги Хайес из лаборатории биологии приматов в врандж Парк во Флориде, которые в течение двух лет воспитывали дома шимпанзе и систематически подвергали ее проверкам по методикам "продвинутого" человеческого образования, установили у обезьяны в возрасте 2 лет и 8 месяцев коэффициент интеллектуальной деятельности на уровне 125 единиц шкалы IQ.банан и ринулся назад к бананам, схватил целую связку и опять взлетел на дерево. И тут он увидел, что самка исчезла; пока он ходил за бананами второй раз, она спрыгнула с ветки вниз, оглянулась еще раз через плечо на Голиафа и тихо "испарялась". Было забавно наблюдать его смятение. Он бросил бананы, кинулся наверх, туда, где он оставил подружку, "пошарил" всюду, где мог, а затем соскочил вниз и тоже исчез из нашего поля зрения. Следующие 20 минут он провел в поисках самки. Но найти ее он не смог и в конце концов отказался от этой затеи. Измученный и грустный, он снова вернулся в лагерь и медленно стал пожирать бананы.
[88] На русском языке эта книга вышла в 1974 г. в изд-ве "Мир". — Прим, первв.
[89] Редко кто проводит аналогию между такого рода иерархией и диктатурой, а не то можно было бы говорить о "врожденно-инстинктивных" корнях диктатуры (и здесь было бы не меньше логики, чем при отождествлении территориального инстинкта с патриотизмом).
[90] Большинство психологов сразу оценит ситуацию не как полевой эксперимент, а как лабораторный, особенно если животные "случайно" сталкиваются друг с другом.
[91] См. исследования Барнета и Спенсера, а также работы Барнета.
[92] Цинг Янг Куо в своих экспериментах над позвоночными пришел к аналогичным результатам.
[93] По-моему, иудейский обычай, запрещающий в одно и то же время есть мясо и молоко, имеет те же самые корни. Молоко и молочные продукты — это символ жизни, живого животного. Поэтому запрет есть одновременно мясное и молочное указывает на тенденцию строго различать живое животное и мертвое, предназначенное в пищу. Такое разграничение в некоторых языках выражается в том, что существуют разные слова для понятия мясо (мясо живого зверя — flesh, а для еды — meat). В английском, например, есть разные обозначения живого и мертвого животного: о живых коровах и быках говорят cows и bulls, а об их тушах — beef, о живых свиньях — pigs, а о свинине — pork и т. д.
[94] Является ли рамапитек гоминидом и прямым предком человека — этот вопрос до сих пор дискутируется (см. подробный обзор и анализ у Д. Пилбима). Почти все данные палеонтологов во многом опираются на спекулятивные рассуждения. Не знаешь, какому автору можно больше доверять. Детали человеческой эволюции в общем не существенны для нашей цели, но я выбрал из всех самую распространенную точку зрения и старался не вдаваться в полемические подробности даже в отношении главных ступеней развития человеческого рода.
[95] Уошберн и Хауэлл считают маловероятным, чтобы ранние низкорослые австралопитеки, дополнявшие растительную пищу мясом, убивали много животных, а более поздние и более крупные человекообразные, которые пришли им на смену, начали выращивать молодняк. Нет никаких данных о том, что эти существа умели охотиться на вегетарианских млекопитающих (что было характерно для африканского плейстоцена). Это мнение Уошберн высказывал еще в своей ранней работе. "Австралопитеки сами скорее были дичью, чем охотниками". Хотя позднее он и допускал мысль, что гоминиды, возможно, были охотниками.
[96] Хищника даже нельзя назвать агрессором, ибо в отношении своих сородичей он вполне миролюбив и даже дружелюбен (примером может служить поведение волков).
[97] Что и требовалось доказать (лат.). — Прим. ред.
[98] Фромм использует понятие антропологии в естественнонаучном смысле для обозначения науки о происхождении и сути человеческого рода. Это словоупотребление не совпадает, а противостоит гуманитарным наукам о человеке, которые принято объединять под общим названием философской антропологии.
[99] Работы Уошберна и Ланкастера содержат богатейший материал о жизнедеятельности охотников. См. также работы Уошберна и Эйвиса.
[100] Приводится большой список авторов, которые описывали охотничьи обычаи и ритуалы.
[101] Фактически (лат.). — Прим. ред.
[102] Это наблюдение Лафлина подтверждает главный тезис Мэмфорда о роли орудий труда в эволюции.
[103] Сегодня, когда производство почти полностью механизировано, редко можно услышать признание, что кому-то доставляет радость делать что-то собственными руками, не считая, может быть, радости краснодеревщика или восторга дилетанта, наблюдающего работу ювелира или ткача. Возможно, что, восторгаясь скрипачом, мы не столько отдаем дань красоте музыки, сколько мастерству музыканта. В тех культурах, в которых основные предметы делаются вручную и их производство зависит от мастерства умельцев, сама работа и уровень совершенства в конкретном ремесле, несомненно, доставляют радость. И если радость охотника интерпретируется как радость убийства, а не радость самосовершенствования, то это издержки нашего сегодняшнего мировосприятия.
[104] Война типа вьетнамской представляет здесь исключение, ибо в этом случае завоеватели не считали "аборигенов" человеческими существами.
[105] На этот факт указывает также палеоантрополог Гельмут де Терра.
[106] К этой общей констатации Тёрнбал добавляет красочные иллюстрации из жизни примитивных африканцев племени мбути-пигмеев.
[107] Сервис охватил следующие народы: эскимосы, алголкинские и атабаские охотники Канады, шошоны из Большого каньона, индейцы из Тьерра дель Фуэго, австралийские аборигены, семанги с Малайского полуострова и андаманцы (полуостров Малайя).
[108] Такого же мнения о племенном лидерстве и Меггит, цитируемый Сервисом и Э. Фроммом (см. разницу авторитетов в книге "Бегство от свободы").
[109] Здесь Э. Фромм цитирует Харта и Пиллиага по книге Сервиса "Охотники". — Прим. перев.
[110] Такую же позицию занимает Р. Б. Ли б своей работе "Чем живут охотники, или Как обеспечить себя средствами к жизни?". Он сомневается, что жизнь охотников и собирателей в целом была жестокой борьбой за существование, и утверждает, что "новые данные научной антропологии создают принципиально иную картину".
[111] Очень похожий аргумент мы находим у С, Пигго. "Уважаемые археологи не подумали о том, к каким ошибкам можно прийти, если судить о доисторических общностях людей по остаткам их материальной культуры. Совершенно неправомерно употребление оценочных суждений из современного лексикона, как это делают археологи, характеризуя, например, место горшка в типологическом ряду «звучащих сосудов». В этом случае нередко присутствует слово «дегенеративный», которое имеет дополнительный смысл, и тогда возникает второй, эмоциональный фон в характеристике людей, создавших эти предметы. Люди, не оставившие после себя никаких следов, кроме звучащих сосудов, получают характеристику «бедных» (нищих), хотя их бедность состояла всего лишь в том, что они не представили находок, которые так любят археологи".
[112] Я не буду тратить место на пересказ работ старых авторов, таких как Перри, Смит, ибо их концепции устарели и оказались опровергнуты современными исследованиями.
[113] Д. Рапопорт в предисловии к книге Терни-Хая цитировал крупнейшего историка войн Ханса Дельбрюка, который считал, что при описании Марафонской битвы единственное достоверной деталью у Геродота была констатация факта, кто победил и кто побежден.
[114] Такого же мнения придерживается и С. Андрески. Он цитирует интересного китайского философа Хань Фэй-цзы (III в. до н. э.): "В старые времена люди не засеивали поля, им хватало фруктов и семян дикорастущих. Женщины не ткали полотна, ибо для одежды хватало шкур и перьев. Человек имел все необходимое для жизни и не работая. Людей было немного, всем всего хватало, поэтому между людьми не было споров и ссор. Людям не нужны были ни высокие награды, ни тяжелые наказания, так как у них было истинное самоуправление. Но сегодня люди считают, что пятеро детей — это немного, а каждый из них тоже имеет пять детей, и дедушка в конце жизни может иметь 25 внуков: А результатом этого стало много людей и мало средств, и человек вынужден много работать за мизерное вознаграждение. Поэтому люди начинают бастовать, но даже если удвоить оплату труда и усилить наказание — это все равно не поможет справиться с беспорядком".
[115] В этом разделе я опираюсь главным образом на работы Чайлда, Кларка, Коула, Мелларта иСмоллы. Противоположные идеи принадлежат Сойеру. И очень много информации я почерпнул у Мэмфорда.
[116] Это не означает, что все охотники были кочевниками, а все крестьяне оседлыми. Чайлд приводит ряд исключений из этого правила.
Чайлда упрекали в том, что он недостаточно полно учел сложность развития эпохи неолита, когда ввел понятие "неолитическая революция". И эта критика в какой-то мере справедлива, но в то же время необходимо учитывать, что произошел такой радикальный переворот в способе производства, что слово "революция" кажется здесь вполне оправданным. Так и Мэмфорд датирует гигантский прогресс в земледелии не одним этапом между 9 тыс. и 7 тыс. до н. э., а утверждает, что это был более длительный процесс, который можно разделить на 5 стадий. При этом он цитирует О. Амеса и Андерсона. Поэтому всем, кто интересуется тонкостями эпохи неолита, я рекомендую прочесть самого Мэмфорда.
[117] Чайлд дает интересный комментарий к этой теме: "Куски глины были совершенно пластичны, человек мог придать им любую форму... Когда человек раньше делал какие-то инструменты из кости или камня, он был ограничен размерами и формой материала. А деятельность горшечницы не имеет таких границ, она может придать сосуду любую форму и любой размер, добавить что-то по своему усмотрению... И когда думаешь о творчестве, то сразу представляешь себе свободный труд гончара, создающего совершенно новую форму из бесформенной массы. Иллюстрации к этому мы находим даже в Библии".
[118] Самое подробное описание города Чатал-Хююк дается ведущим археологом этой экспедиции Меллартом.При раскопках были обнаружены предметы роскоши: зеркала из обсидиана, декоративные церемониальные кинжалы и украшения из ценных металлов, явно принадлежавшие избранным. Медь и свинец были расплавлены, и из них делались трубки и металлические украшения. Таким образом, начало обработки металлов относится к седьмому тысячелетию до н. э. Многообразные сосуды из дерева были также очень красивы, а изделия из местного камня, обсидиана, были подлинными произведениями искусства.
[119] В дальнейшем я буду употреблять слово "матрицентрнзм" вместо "матриархат", ибо первый термин включает имплицитно фактор господства женщин над мужчинами. Действительно, в некоторых случаях такое господство имело место (например, по свидетельству Мелларта, в Хакиларе). Но в Чатал-Хююке женщина-мать хотя и играла ведущую роль, тем не менее, скорее всего, не была госпожой.
[120] Так, Мэмфорд подчеркивает, что в женских фигурах эротический элемент играет очень важную роль. И он, конечно, прав. Отсутствие этого элемента в анатолийской культуре неолита представляет явное исключение из правила. Один вопрос остается открытым: как квалифицировать подчеркнуто эротический характер остальных культур эпохи неолита — как подтверждение матрицентристскои ориентации всей культуры неолита или как ее опровержение.
[121] Матриархальные системы чаще изучались советскими исследователями, чем западными. Это, вероятно, связано с тем, что Энгельс находился □од сильным влиянием Бахофена и Моргана. Так, Абрамова исследовала двойную роль матери-богини как покровительницы домашнего очага, животных и зверей. См. также А. П..Окладникова, который обращает внимание на связь между матриархатом и культом смерти. Интересные данные можно найти также у А. Маршака, который устанавливает связь богинь эпохи палеолита с лунным календарем.
[122] См. об этом у Фромма работу "Социально-психологическое значение теории о материнском праве".
[123] Попутно хотелось бы напомнить, что во многих высокоразвитых обществах (например, в феодальном средневековье) члены одной и той же профессиональной группы (например, ремесленники) хотели только удержаться на общем уровне жизни группы, а вовсе не стремились к прибыли, даже если и сознавали, что вышестоящие классы живут в большей роскоши. Им нравилась их жизнь, она их удовлетворяла, и они не ставили цели увеличить свое потребление. То же самое можно сказать и о крестьянах. Причиной крестьянских восстаний XVI в. было не то, что крестьяне стремились к увеличению потребления, а то, что они хотели жить в условиях, не унижающих их человеческое достоинство.
[124] Термин "городская революция" принадлежит Чайлду, а затем к нему обращается также и Мэмфорд, который его критикует.
[125] Курсив сделан Фроммом только в немецком издании. — Прим. ред
[126] Чайлд считает, что когда возникла потребность в расширении земель, то завоеватели либо сгоняли аборигенов с насиженных мест, либо подчиняли их и заставляли работать на себя. Отсюда делается предположение, что в какой-то форме война имела место еще до городской революции. Чайлд признает, что эта гипотеза не имеет археологических доказательств. И все же Чайлд относит войну к эпохе, предшествующей городской революция (после 6 тыс. до н. э.), но считает, что тогда их масштаб был незначительным, по сравнению с кровавыми захватническими войнами эпохи городов-государств.
[127] Здесь я должен высказать слова благодарности в адрес покойного Ральфа Линтона, который в личных беседах и научных дискуссиях многому меня научил. В 1948—1949 гг. в Йельском университете проходил научный семинар по проблеме структуры личности в первобытных обществах. В нем принимал участие также Джордж Мердок, которому я также благодарен за идеи, хотя наши взгляды во многом диаметрально противоположны.
[128] Племена: зунн, добу и квакиутлы.
[129] Племена: арапеши, гренландские эскимосы, бачиги, квакиутлы, манусы, ирокезы, самоанцы, зуни, батонго, дакота и маори.
[130] Племена: самоанцы, семанги, тоды, аины, хаиды, гописы, инки, вито-ты, тасманцы, ганды, ацтеки, аранды, ирокезы.
[131] Племя: мбуту.
[132] Так, зуни и квакиутлы изучали не только Рут Бенедикт, но и Маргарет Мид; ирокезов и самоа описывали и Мид, и Мердок; я беру каждый раз какое-нибудь одно описание.
Из первобытных охотников, описанных Сервисом, я взял только семан-гов, эскимосов и австралийских аборигенов. Семанги и эскимосы подпадают под систему типа А, а австралийские аборигены — это тип В. Гописов я не включал в анализ, ибо их социальная структура представляется мне крайне противоречивой и не поддается классификации (ср. Эгган).
[133] Сексуальную одержимость у людей малоэмоциональных и угрюмых можно наблюдать и в современном западном обществе, например у "свингеров", которые занимаются групповым сексом, а во всем остальном являют пример тоски и скуки. Для них секс представляет единственное разнообразие в их несчастной жизни и одиночестве. И вероятно, они мало чем отличаются от той части общества потребления, для которой не существует ограничений в сексуальном потреблении, ибо для них секс (как наркотик) — это единственное разнообразие в их мрачном настроении и почти постоянной депрессии.
[134] С. Пальмер, занимаясь изучением агрессивности примитивных народов, отслеживал статистику убийств и самоубийств у сорока народов, лишенных письменности. Он включает убийства и самоубийства в категориальный ряд "деструктивных действий" и сравнивает частотность этих событий в сорока обществах. Среди обследованных групп одна показала низший индекс деструктивности (от 0 до 5); в нее входят 8 культур. Следующую группу составляют 14 социальных систем со средним индексом деструктивности (от 6 до 15). И третья группа, обнаружившая самый высокий индекс деструктивности (16—42), включает 18 культур. Если первые две группы объединить, то получится, что 22 культурам с низким и средним уровнем агрессивности противостоят 18 обществ с очень сильной агрессивностью. Анализ Пальмера подтверждает ту самую тенденцию, которую я сам обнаружил при исследовании 30 примитивных культур (хотя мои данные не показали такого высокого процента агрессивности).
[135] М. Р. Дэви приводит богатейший материал об агрессивности у них. (Ср. К. Райт о ведении войн в цивилизованных обществах.)
[136] Бланк обращает внимание на дионисийские мистерии древних греков.
[137] Это точка зрения братьев Рассел — двух известных ученых, исследовавших проблему насилия.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 516 | Нарушение авторских прав
|