АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Педагог Рачинский С. А.

Прочитайте:
  1. III. Решение педагогических ситуаций родителями с последующим комментарием психолога.
  2. АНАЛИЗ ДАННЫХ И ОФОРМЛЕНИЕ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
  3. Биохимия и педагогические методы развития работоспособности.
  4. В научной и педагогической работе принимал большое участие проф. В.В. Строганов, получивший известность благодаря предложенной им системе лечения эклампсии.
  5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВРАЧА И ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА
  6. Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога
  7. Виды деятельности студентов на производственной педагогической практике
  8. Вопр.1 Значение возрастной физиологии и школьной гигиены в системе подготовки педагогических кадров. Школьная гигиена и возрастная физиология как науки.
  9. Воспитание и его связь другими педагогическими процессами
  10. ВРАЧ - ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ - БОЛЬНОЙ -ОКРУЖЕНИЕ БОЛЬНОГО

Выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в с. Татеве Бельского уезда Смоленской губернии. Выходец из дворянской семьи, мать его, родная сестра известного поэта Е. А. Баратынского, воспитала в нем огромную любовь к Родине и русскому народу. В 15 лет отлично владеет немецким, английским, французским и латинским языками. Через год С. А. Рачинский начал обучение сначала на медицинском факультете Московского университета, а затем (со второго курса) перешел на естественное отделение и в 1863 г. окончил его кандидатом. Осенью 1856 г. выехал в Германию для продолжения научной подготовки по специальности (ботаника). Во время пребывания за границей (1856-1858 гг.) С. А. Рачинский заинтересовался немецкой философией (Г. Гегель, И. Фихте и др.), прослушал в Берлинском университете курс лекций по философии. Кроме занятий по ботанике в Берлинском и Йенском университетах он увлекался музыкой, в Веймаре сблизился с компо­зитором и пианистом Ф. Листом, который высоко оценил музыкальные способности С. А. Рачинского. В Германии близко сошелся с не­мецким писателем П. Гейзе, а историк философии К. Фишер посоветовал С. А. Рачинскому посвятить себя философии. Поэтическое дарова­ние С. А. Рачинского проявилось в сочинении немецких песенок, он перевел на немецкий язык "Семейную хронику" С. Т. Аксакова.

В 1858 г. С. А. Рачинский вернулся в Москву, и защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и занял в Московском университете кафедру ботаники (физиологии растений) в качестве экстраординарного профессора. Через восемь лет он защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и стал ординарным профессором ботаники. Зимой 1867 г. в совете университета произошел раскол между молодыми и старыми профессорами по поводу нарушения университетской автономии при перевыборах на новый срок профессора полицейского права В. Н. Лешкова. В знак протеста в 1868 г. С. А. Рачинский подал прошение об отставке. В Москве С. А. Рачинский часто посещал Л. Н. Толстого.

В 1872 г. С. А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве, где он обрел свое новое призвание – сельского учителя, проповедующего в детской среде идеи трезвости. В 1874 г. по проекту Рачинского и при его содействии построено новое школьное здание, в котором он более четверти века жил и учительствовал.

Чтобы хоть как-то противостоять пьяному разгулу взрослых на селе, директор школы С. А. Рачинский в 1875 г. наряду с преподаванием учебных предметов, стал проводить с учащимися беседы о вреде употребления детьми алкогольных изделий. Но однажды, увидев в луже ученика своей школы в пьяном состоянии, он приходит к выводу о необходимости организации ученического общества трезвости. С. А. Рачинский был глубоко уверен, что в это общество должны войти и педагоги, которые своим личным примером будут убеждать школьников в необходимости соблюдения трезвости. Поэтому 5 июля 1882 г. он совместно с 30 учащимися дал обещание не употреблять алкоголь в течение одного года и основал в России первое ученическое общество трезвости, в кото­рое затем стал вовлекать родителей учащихся, учителей других школ и крестьян близлежащих деревень. Обет трезвости соблюдал­ся членами этого общества свыше 20 лет. Результатом педагоги­ческих поисков по антиалкогольному воспитанию школьников стали статьи и брошюры. Это такие, как: "Письма к воспитанникам Казан­ской учительской семинарии" (1890 г.), "По поводу обществ трез­вости" (1890 г.), "Из записок сельского учителя" (1898 г.), "Открытое письмо" (1898 г.) и "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" (1899 г.). В 1899 г. Рачинскому назначена пенсия, которую он перечислял на постройку второй новой школы. 2 мая 1902 г. сельский учитель, директор школы, профессор С. А. Рачинский умер за рабочим столом. О нем и его антиалкогольной деятельности писали: Георгиевский В. Т., Горбов Н. М., Горев М., Мироносецкий П. П., Мордвинов А. И., Танаевский С. и Энгельгард Н.

По словам самого С. А. Рачинского, его 16-летняя трезвенная деятельность имела определенный успех. "...Из всех учителей, воспитанных мною (около 40), только одного не удалось мне оградить от винопития". К 1898 г. общество трезвости в с. Татеве насчитывало 1018 человек.

Одной из форм общения с местными священниками и воспитанниками духовных учебных заведений С. А. Рачинский избрал письма, которые, как он сам заметил, пишутся "под впечатлением минуты". "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" написаны автором давно. По сути в них Рачинский описал содержание и отдельные элементы методики антиалкогольного воспитания учащихся. Всего в сборнике 36 писем. К сожалению, "утрачено одно письмо, именно первое, служившее как бы предисловием к прочим", - пишет С. А. Рачинский. Если говорить о содержании писем, то во 2-ом автор рассуждает о причинах первого употребления учащимися духовного училища алкоголя, о необходимости личного примера в соблюдении трезвости со стороны преподавателей училища, священников и пастырей. "Ибо алкоголизм, привитый в детстве, упорен и едва победим. (...) Трезвость, - отмечает С. А. Рачинский, - еще не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспевания. Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания. (...) Поэтому обращаюсь именно к вам. Пьянство каждого отдельного священника – тяжелый крест для его прихода. Пьянство же пастыреучителя, - а таковым будет почти каждый из вас – ужасно, ибо последствия его в жизни целых поколений будущих пастырей – наисчислимы".

В 3-м письме автор указывает на то, как происходит становление духовного пьяницы. "Привозят в духовное училище мальчика из деревенской глуши. Дома он не пил, отца своего не видал пьяным.

Внимание его тотчас напряженно устремляется на учителей - этих распорядителей его будущею судьбою. Все они люди прекрас­ные. (...) Особенно хорош один из учителей - молодой, веселый, ласковый. (...) По вечерам он ходит в большой вечно освещенный дом, самый красивый на улице, в котором господа играют в кар­ты и веселятся. Часто его приводят оттуда шатающимся, полусон­ным, но на другой день он опять весел, только немного бледен... (..)/ Веселая эта жизнь, она должна предстоять и нам... Но почему же не попробовать этого веселья и теперь? (...) И он пробу­ет. Первая рюмка водки его приводит в совершенное опьянение, возбуждает в ним никогда не испытанныя радостныя грезы, и эта первая рюмка решает его судьбу. Впредь он не упустит случая доставить себе это смутное наслаждение, - и поступает он в семинарию с укоренявшимся уже позывом к спиртным напиткам и шесть лет сряду беспрестанно удовлетворяет ему. Позыв превра­щается в привычку, а привычка в потребность, властную, непо­бедимую".

В 4-ом письме С. А. Рачинский пишет о возрожде­нии духовенства на более высокой нравственной основе.

В 5-ом письме указывается негативное влияние алкоголя на волю и характер мододых священников.

В 6-ом письме рассматриваются причины неудовлетворительной христианской пропаганды среди мусульман. "Да будет мне позволено указать на одну из этих причин, несомненно, очевидную. Всякий искренний мусульманин абсолютно трезв. Му­сульманский мир избавлен от одного из позорнейших бичей мира христианского. Пьянство христиан для мусульман - постоянный соблазн, не только потому, что оно есть нарушение вросшей в их плоть и кровь заповеди пророка, но прежде всего потому, что оно влечет за собою, на каждом шагу наглое, отвратительное на­рушение тех заповедей Христовых, который у нас на устах. Пока жизнь мусульман, домашняя, ежедневная, остается благообразнее и чище, чем жизнь соседей-христиан, ни о какой успешной пропа­ганде мы мечтать не в праве".

О недопустимости употребления христианами и священниками спиртных изделий рассуждает в 7-ом письме автор.

В следующем письме С. А. Рачинский говорит о роли личного примера учителя в соблюдении трезвости на совер­шенствование его физической и духовной красоты. В этой связи автор пишет следующее: "И вот начал, я с самого малаго, с самаго близкаго. Никогда не был я пьяницею. Надеюсь, что не пьяница и вы. Но, ведь, этого мало. В осторожном употреблении вина нет никакой красоты духовной. В полном воздержании есть такая кра­сота, ибо оно ободряет других, дает им силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам. Это я испытал на опыте. Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющаго в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи".

В 9-ом письме С. А. Рачинский пишет о смирении, как о средстве предупреждения пьянства среди "пастырей и пасо­мых".

О помощи священника в проведении уроков по Закону Божьему, о причинах нежелания его помочь в этом сельскому учителю раз­мышляет в 10-ом письме автор. "Что же мешает священникам исполнять самую прямую, самую естественную из своих обязанностей, когда за исполнение ея они притом получают доба­вочное вознаграждение? - задает вопрос автор. - В огромном большинства случаев не что иное, как пьянство: нельзя и винить священников за то, что пьяными являться в школу они избегают; да и на другой день после попойки человеку не до учения.

Но есть и священники, которые приходят в школу пьяными, совершенно неспособными давать уроки: кричат, шумят, пугают детей... Не могу выразить вам всего, что выстрадал я в течение моей школьной деятельности от подобных священников..."

В 11-ом письме автор пишет о необходимости правильно и красочно совершать священником божественную службу. Во многом, по мнению С. А. Рачинского, это обусловлено абсолют­ной трезвостью данного священника.

О роли трезвости священника во "внебогослужебных собеседо­ваниях" говорится в 12-ом письме. "Не верьте тем лицемерам, - пишет автор, - которые говорят и печатают, будто крестьяне оскорбляются отказом священника от рюмки водки. Оскорбиться они могут разве предпочтением одного дома другим...

О, если бы вы знали, с какою радостию, с какою любовию, с каким благоговением встречается людьми простыми священник со­вершенно трезвый, произносящий в каждом доме слово назидания самое неизбежное, самое простое - столь простое, что он не решился бы произнести его в церкви".

О необходимости нравственного усовершенствования монахов, абсолютной их трезвости говорится в 13-ом письме.

В следующем письме С. А. Рачинский пишет о том, что следует соблюдать трезвость и учащимся, и родителям, и взрослым, и духовным лицам в силу отрицательного воздействия алкоголя на волю людей. "Вот почему я предлагаю срочные обеты трезвости, периодически возобновляемые: за человеком для того, чтобы окрепла его воля...".

В 15-ом письме автор пишет о формальном отношении к созданию и организации деятельности в приходах, о причинах возникновения лжи у учащихся, педагогов и священников.

О миссионерской и антиалкогольной деятельности генерала Бутса и его "армии спасения" пишет в очередном письме автор.

О предрассудке по поводу того, что алкоголь согревает, ведет свое рассуждение, опираясь на материалы проф. Тиндаля и доктора Алексеева, в 17-ом письме С. А. Рачинский.

В 18-ом письме С. А. Рачинский пишет о воспитании трезвости у духовного юношества.

О влиянии алкогольной привычки на свободу человека рассуждает автор в очередном письме.

Из всех пут – самые тяжелые и цепкие – наши привычки... Сюда прежде всего относится искусственная потребность в спиртных изделиях. Ибо эта привычка не только есть порабощение неестественному позыву, но вместе с тем источник постепенного ослабления, глубокого извращения воли, - свободною же может быть только воля здоровая и сильная".

Об организации при сельских школах общежитий и подготовке для работы в них трезвенных воспитателей рассуждает в 20-м письме автор. О назареях и их обетах в следующем письме. О своем Татевском обществе трезвости, о вынужденном обете трезвости, который дал батюшка из соседней епархии, сообщает в очередном письме С. А. Рачинский. О суеверии в прогресс, о бесправии детей в семьях, в которых родители употребляют алкоголь, о роли личного примера в соблюдении трезвости при вовлечении прихожан в общество трезвости, о существующей роковой взаимосвязи между пьянством и ложью, о работе Татевского общества трезвости пишет в письмах С. А. Рачинский.

В 29-ом письме автор не согласен с бытующем в народе мнением, что привычка к вину является невинной привычкой. "Она еще в большей мере, - отмечает Рачинский, - есть привычка моральная, привычка к приятному возбуждению ума при усыплении совести – собеседника докучного, ибо он правдив. (...). Теряется интерес и способность ко всякому серьезному чтению, ко всякому художественному творчеству, ко всякому трезвому делу. Ум отказывается переварить какую-либо истину без пряной приправы. Наконец, приправа эта становится критерием истины. Дело заменяется красным словцом. Человек становится старым ребенком, не могущим жить без забавы. Корень этого расслабления в девяти случаях из десяти есть вино".

О взаимосвязи пьянства и преступлений, о преимуществах трезвости людей для финансовых органов, о реформе содержания церковной жизни, о влиянии водки на вырождение, на завоевание европейцами коренных племен Африки, о необходимости соблюдения трезвости церковными певцами, о необходимости соблюдения трезвости в молодости, о значении этих писем для духовного юношества пишет С. А. Рачинский.

Из сборника писем мы видим, что формирование трезвости у учащихся духовных училищ, духовных семинарий, духовных акаде­мий, в понимании автора, может проходить только лишь на религи­озной основе.

Уже в 1905 г. в журнале "Трезвая жизнь" был предложен один из первых вариантов гимна трезвости. В первой Российской Сергиевской школе трезвости был тоже свой гимн трезвости, со­держание которого мы приводим:

"Слышите-ль, братья, вы вздохи и стоны?

Слышите-ль зов удрученных семей?

Гибнут под властью вина миллионы

Честных, но слабых людей.

Припев: Встаньте на дело, прекрасное дело!

Что нам насмешки? Сомкнитесь дружней!

Бог нам поможет, идемте лишь смело;

Ждет нас заря лучших дней!

Бедные дети тревог и печали!

Ваша молитва до Бога дошла

Трезвости чистой несем мы скрижали

В царство порока и зла.

Припев:"

 

Литература:

Кривоногов В. П., Трофимов О. И, Трезвость - наше оружие. - Абакан: ВДОБТ, 1989. - 53 с.

Лапицкий Ф. Г., Сидоров П. И. Что такое "хорошо?" Что такое "плохо?" - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1987. – 3 с.

Лисицин Ю. П., Сидоров П. И. Алкоголизм. - М.: Медицина, 1990. - 528 с.

Маюров A.M. Антиалкогольное воспитание. - М.:Просвещение, 1987. - 189 с.

Маюров А. Н. Заметки по поводу (Записки собриолога). – Н. Новгород, 2000. – 311 с.

Mayurov A. ALCOHOL AND DRUG ABUSE. – N. Novgorod, 1999. – 27 s.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов международного семинара. Вып. 8. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. – Н. Новгород-Шарлеруа: МАФР, 2000. – 89 с.

Маюров А. Н. Некоторые факты из истории употребления алкоголя на Руси (в России). / Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000, с. 59-62.

Народная борьба за трезвость в русской истории. – Л.: Библ. АН СССР, 1989. – 48 с.

Основы социальной педагогики. Курс лекций. – Владимир: ВГПУ, 1995. – 280 с.

Подходы к антинаркотическому воспитанию в школе. – Казань: МНАТ, 1996. – 43 с.

Попов Л. Е. Методические рекомендации. – Томск: МВ и ССО СССР, 1986. – 34 с.

Якушев А. Н. Становление и развитие антиалкогольной мысли и опыта формирования трезвого образа жизни с древнейших времен по 1917 год. – М.: Институт возр. физиологии РАО, 1993. – 423 с.


Урок 19

Что представляют собой наиболее распространенные алкогольные изделия*

На этом уроке ты: · знакомишься с основными алкогольными изделиями и их воздействием на организм человека; · познаешь основные коварные свойства алкоголя; · учишься определять степени алкогольного отравления и степени алкоголизма.   Основные понятия темы: · винный спирт; · "культурное" употребление спиртного; · опьяняющие вещества; · пьющий; · пьяница; · пьянство; · сивушник.   ВИННЫЙ СПИРТ – (лат. spiritus – змеиное шипение, благоухание, дуновение, дыхание, жизненная сила, душа, дух и др.) - бес­цветная жидкость жгучего вкуса и неприятного запаха, отличается высокой токсичностью и наркотизирующим действием. Химическая формула – С2Н5ОН, синонимы: этанол, этиловый алкоголь, этило­вый спирт. По действию на организм относится к наркотикам жирного ряда, наркотический эффект проявляется при сравнительно больших дозах. Винный спирт обладает основными свойствами наркотика: ока­зывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызы­вает при малых дозах патологическое возбуждение, а при частом упот­реблении - привыкание и потребность в нем. Винный спирт - яд общего действия, но оказывает особо пагуб­ное влияние на центральную нервную и сердечно-сосудистую систе­мы, а также на печень. Смертельное количество для взрослого 300-400 мл 96% спирта при приеме его в течение часа или 250 мл в случае приема в течение 30 минут. Для детей смертельной дозой могут быть 6-30 мл 96% этанола (Справочник по токсикологии "Неотложная по­мощь при острых отравлениях". - М., 1977, с. 105).   КУЛЬТУРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНОГО - нелепое сло­восочетание. Поглощение любого вредного для здоровья или испор­ченного продукта, тем более яда и наркотика, - признак бескульту­рья. Термин "культура", как и "умеренность", не может сочетаться со словами, обозначающими отрицательное, вредное. Немыслимы: куль­турное взяточничество, культурное хулиганство, культурное воров­ство, культурное курение, культурное алкоголепитие.   ОПЬЯНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА - вещества, вызывающие состояние опьянения. К ним относятся многие яды: этанол, метанол, антифриз и др.   ПЬЮЩИЙ - человек, употребляющий этанолсодержащие жидкости.   ПЬЯНИЦА - проалкогольно запрограммированный человек, име­ющий привычку к регулярному употреблению спиртного и поглоща­ющий его. Истинно заявление профессора А. Портнова: "Гораздо правильнее назвать пьянством систематический прием спиртного, пусть даже в небольших дозах" (А. Портнов. Пьянство и алкоголизм. // Вечер­ний Новосибирск. – 1973. – 29 января). Так называемые умеренно пьющие на самом деле являются пьяницами.   ПЬЯНСТВО - систематическое употребление спиртных изделий вследствие сформировавшейся привычки.   СИВУШНИК - алкоголепийца, который, зловредным делом и лживым словом активно препятствует распространению трезвости и порочит ее. Большой вред приносят сивушники, связанные со сред­ствами массовой информации и искусством. Термин образован от сло­ва "сивуха", которым обозначают сивушное масло и плохо очищен­ную водку.   Пометки на полях   ...Вино затеняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее. Л. Толстой.   Люди знают это свойство вина заглушать голос со­вести и сознательно употребляют его для этой цели. Л. Толстой. Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – русский писатель.     Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. А Чехов. Чехов Антон Павлович (1860-1904) – русский писатель.   В опьянении - всякий невольник гнева и беглец ума. Софокл. Софокл (497-406 до н. э.) – древнегреческий драматург.   Пьянство губит больше людей, чем меч. Античный афоризм.   Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство. Ф. Бэкон. Бэкон, Фрэнсис (1561-1626) – английский ученый-гуманист.   И цивилизованные люди в пьяном виде, теряют об­лик и подобие человеческое. Ж. Верн. Верн, Жюль (1828-1905) – французский писатель.     Среди других прегрешений пьянство - порок осо­бенно грубый и низменный. М. Монтень. Другие пороки притупляют разум, пьянство же раз­рушает его. М. Монтень. Монтень, Мишель де (1533-1592) – французский философ-гуманист, писатель.   Пьянство есть упражнение в безумстве. Пифагор. Пифагор (580-500 до н. э.) - древнегреческий философ и математик. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие алкоголь-составляющие, имеющие крепость 1,5 и более градусов в своем составе. Пиво. В нем содержится от 2,8 до 12% алкоголя в зависимости от сортности. Установлено, что даже кружка пива вызывает структурные изменения в организме. При употреблении пива из-за содержания в нем алкогольного наркотика имеет место перерождение тканей и атрофия их, что особенно резко и рано проявляется в мозге. В пиве обнаружены канцерогенные вещества, то есть вещества, вызывающие раковые заболевания. Так, если женщина выпивает в день стакан пива, то вероятность, развития у нее рака молочной железы возрастает на 40%. Употребление пива в больших количествах вызывает рак прямой кишки и подавляет половую функцию мужчин. В качестве стабилизатора пены в пиве используется кобальт, являющийся токсическим веществом. При частом употреблении пива может развиться "пивное" или "бычье" сердце. Согласно результатам исследований люди тянутся к пиву ради получения легкого алкогольного опьянения. Один литр 3,5%-го пива оказывает на организм такое же действие как и 87 мл водки, а один литр 6% пива по токсическому действию равен 150 мл водки. Достоверно доказано: если бы в пиве не было алкогольного яда - алкоголя, то почитателей у него было бы не больше, чем у кваса. По данным исследований, 32% алкоголиков стали ими в результате систематического употребления пива. Пивной алкоголизм широко распространен в Чехословакии, Германии, Великобритании, а теперь и в России. Слабоалкогольные изделия особенно опасны для подростков и женщин, ибо именно через них эти категории населения быстро приобщаются к алкогольному одурманиванию, получая от него соответствующее удовольствие. Это толкает их в последующем к повторным действиям. Таким образом формируется привычка. В пиве имеются в определенном количестве минеральные вещества, ферменты, однако, их полезность для организма с лихвой перечеркивается содержащимся в нем алкогольным ядом и формирующейся привычкой к получению от его употребления суррогатного удовольствия. Швейцарский ученый А. Форель писал: "...желать заменить водку пивом или вином - это означает заменить беса Вельзевулом. Упомяну лишь попутно, что пивоварение лишает народ целого ряда нужных питательных продуктов (ячмень). Но мне хотелось бы подчеркнуть, что пивной алкоголизм, действуя медленнее и более исподтишка, зато тем коварнее подстерегает человека..." Немецкий канцлер Бисмарк говорил: "От пива люди делаются глупыми, ленивыми и бессильными". Исследования чехословацких ученых показали, что кружка пива, выпитая шофером перед выездом, увеличивает количество аварий в 7 раз. Из "Терапевтического архива". - 1998 г. - № 10. - с. 61-62: "В пиве присутствуют биологически активные соединения, способные при его употреблении в больших дозах оказывать негативное действие. К их числу относят фитоэстрогены и биогенные амины. Фитоэстрогены являются аналогами женских половых гормонов и способны давать отчетливый гормональный эффект. В пиве присутствуют биогенные амины в концентрациях 1-3 мг/л. Именно эти соединения ответственны за развитие головных болей, гипертензии и поражение почек у некоторых потребителей пива. В последние годы на рынке появилось так называемое охмеленное пиво (с добавлением этилового спирта) и крепкое пиво, получаемое в процессе естественного брожения с использованием новых штаммов дрожжевых клеток. Содержание алкоголя в таких разновидностях пива составляет 10-12%. Есть основания полагать, что эти сорта пива обладают отрицательными качествами как пива, так и спирта, и кроме того, эти компоненты потенцируют отрицательные свойства друг друга". После кружки пива или рюмки вина у машинисток и наборщиков скорость нажатия падает на 15-20%, а количество ошибок увеличивается на 30%. Человек, принявший 45-60 г спиртного, может субъективно испытывать подъем работоспособности. Однако исследования показывают, что даже малые дозы алкоголя всегда снижают концентрацию внимания, ухудшают мыслительные способности, качество. суждений и заключений. С помощью точных приборов экспериментально установлено, что даже доза в 20-30 г алкоголя, равная кружке пива, спустя 10-20 минут снижает работоспособность на 16-17%.Это снижение длится не менее двух часов. После употребления 30 г алкоголя запоминание ухудшается на 60-70%. Установлено, что ежедневное потребление 10 г алкоголя уже обладает канцерогенным эффектом, то есть способствует образованию рака разных форм. Привычка к употреблению пива это столбовая дорога к пьянству и алкоголизму. ("Алкогольная болезнь". – 1988. - № 12). Из "Соратника". - 1994 г. - № 4 (печатный орган Союза борьбы за народную трезвость): "Анализ ситуации в 1987/88 учебном году показал, что из первоклассников 68% детей знают вкус пива, из десятиклассников 90% употребляют пиво систематически. В чем же опасность того, что дети рано начинают пить пиво? Прежде всего в том, что у ребенка, впервые пробующего подобную ядовитую гадость, естественная рвотная реакция на яд не возникает, как в том случае, когда он впервые пробует водку или самогон. Пиво прокладывает дорогу к вину, водке, сигаретам и наркотикам. Сломать естественный механизм здорового человека – вот та функция, которую объективно выполняет пиво. По данным ученых, 90% сегодняшних алкоголиков именно с пива и начали свое путешествие в никуда". А вот какие выводы по поводу пива сделали ученые. Великий русский невролог В. М. Бехтерев: "С продажным пивом нужна большая осторожность, и поощрение его распространения в народе с точки зрения здоровья в виду его относительной крепости, во всяком случае, недопустимо". Известный психиатр Г. Башков: "Поначалу пиво формирует расслабленное состояние души, разжигает аппетит, вызывает сонливость. Все это неминуемо приводит к интеллектуальной тупости, к общему ожирению". Опыт стран Западной Европы убеждает: пиво вызывает легкое приятное алкогольное опьянение и в силу этого является крайне эффективным средством спаивания детей, подростков и женщин. В России же усилиями пивного лобби пиво выведено из перечня алкогольных изделий и разрешено к продаже даже детям, несмотря на то, что в нем может содержаться до 12% алкогольного наркотика. Полезно знать и оценку, данную в 1914 г.. Постоянной Комиссией Русского общества охранения народного здравия, которая занималась этим вопросом в течение 17 лет: 1. "Алкоголь по своей природе вещество наркотическое, как в чистом виде, так и в различных разведениях (водка, пиво, виноградное вино) проявляет неизменно свое ядовитое действие на живой организм, действуя в конце концов парализующим образом на все клетки и ткани, в особенности же на наиболее живые и деятельные из них (нервную систему, половые клетки и др.). 2. Как вещество ядовитое, алкоголь никаким образом не может быть причислен к укрепляющим или питательным продуктам и вообще не должен считаться в каком-либо отношении необходимым или полезным для нормального организма. Пиво всякой крепости должно определяться не иначе как "спиртное изделие". Пиво – изделие, вредное для организма. Оно не питательно. Возрастание потребления пива ничуть не уменьшает потребление водки. Разрешение свободной продажи пива при запрещении продажи водки создает пивной алкоголизм не только между мужчинами, но и между женщинами и детьми. В особенности опасно допущение продажи пива для народного здравия во время войны и ближайшие годы после нее". Вино. В нем содержится в зависимости от сорта алкоголя от 6 до 22%. Дешевые сорта вин очень эффективно подавляют половую функцию у мужчин. "Сухие" вина в меньшей степени. Из справочников для виноделов можно узнать, что по мере превращения виноградного сока в вино убывают до крайне малых величин или даже исчезают основные полезные составные ингредиенты виноградных ягод. Кроме того, в процессе брожения виноградного сусла возникают помимо этилового, высокомолекулярные "летучие" спирты: пропановый, изопропановый, бутиловый. Именно они отвечают за "букет" вина. Однако эти "летучие" спирты являются ядами. Допустимые нормы этих ядов в водоемах, пригодных для бытового использования, в десятки и сотни раз ниже концентрации их в таких винах, как "Совиньон", "Рислинг" и другие. Надо заметить, что указанные "летучие" спирты возникают в большом количестве и в пивном сусле. У любителей вина хронический алкоголизм формируется в 4 раза быстрее, чем у их "коллег", предпочитающих губить себя водкой. Замечено, что через 9 месяцев после традиционных винных фестивалей в Швейцарии заметно падала рождаемость, а среди родившихся детей резко возрастало количество больных идиотией. Федор Михайлович Достоевский писал: "Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от всяких светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой". В печати можно встретить информацию о наличии в вине витаминов и других полезных для организма веществ. Однако, анализируя эти публикации, отчетливо замечаешь научную некомпетентность суждений их авторов, заметен профессиональный и коммерческий интерес в распространении употребления алкоголя, а также эмоциональный подход в оценке употребления вина и в целом алкоголя, основанный на личной алкогольной зависимости авторов. В печати есть сообщения и о том, что алкоголь предупреждает развитие атеросклероза сосудов организма и, как следствие этого, ишемической болезни сердца. В научной литературе на этот счет сообщается следующее. Ишемическая болезнь сердца и ее проявления – стенокардия, инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца, внезапная остановка сердца и т. д. развивается в результате перекрытия изнутри сосудов сердца атеросклеротическими бляшками холестериновыми отложениями. Существует более 240 факторов, ведущих к развитию атеросклероза. Является таким фактором и употребление алкоголя. Алкоголь, употребляемый совместно с пищей, богатой холестерином (мясо, колбасы, сало и т. д.), приводит к более быстрому развитию атеросклероза, так как повышает проницаемость сосудов и пропитывание их холестерином. Постоянная алкогольная интоксикация ускоряет дальнейшее развитие уже имеющегося атеросклеротического процесса и провоцирует болевые приступы. Развитие тяжелого атеросклероза у употребляющих алкоголь отмечается преимущественно в молодом возрасте. Каждый алкогольный эксцесс (выпивка) сопровождается выбросом значительного количества гормонов коры надпочечников катехоламинов, особенно у тех, кто часто употребляет алкоголь. Это свидетельствует о том, что алкоголь является стрессором, то есть вызывает вначале возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы, гипофиза и коры надпочечников, а также приводит к определенным нейрогормональным сдвигам в организме. Это неблагоприятно отражается на состоянии сосудов. Ухудшается их состояние, как, впрочем, и состояние сердечной мышцы, и в связи с дефицитом в организме употребляющих алкоголь витаминов группы В и С, снижением в крови уровня микроэлементов магния и калия. По данным исследований 75% больных, перенесших инфаркт миокарда в возрасте до 40 лет, употребляли алкоголь. Была обследована большая группа людей в возрасте от 25 до 50 лет, страдавших атеросклерозом, хотя в соответствии с возрастом у них не должно было быть выраженных явлений этого заболевания. Кроме того, их наследственность не была отягощена. Оказалось, что большинство из них (93%) стали часто употреблять алкоголь в возрасте до 25 лет. Поэтому полагают, что основной причиной атеросклероза у этих людей было частое и раннее употребление алкоголя (Э. А. Бабаян, М. Х. Гонопольский. "Учебное пособие по наркологии". - М., 1981). Важно знать, что у молодых людей, зависимых от алкоголя, часты случаи внезапной смерти, причиной которой является остановка сердца. Причем смерть наступает в момент очередного алкогольного эксцесса или на следующий день. По некоторым данным, у 15-30% внезапно умерших людей смерть наступает после приема алкоголя (Е. И. Чазов. "Руководство по кардиологии". – М., 1982). Нравится или нет, но официальным и самым авторитетным в отношении алкоголя является заключение ВОЗ: "Алкоголь – наркотический яд". Это означает, что пиво, вино, ликеры, водка и т. д. – это жидкости, содержащие разное количество алкогольного наркотика. Да и может ли радовать какая-либо "польза" от употребления алкоголя, если любое алкогольное опьянение является следствием гибели клеток головного мозга, то есть снижения умственных способностей?! Разумного человека, конечно, нет. А это означает, что когда в средствах массовой информации, особенно на телевидении, увидите ученого, пропагандирующего употребление алкогольного наркотика в малых дозах, то знайте, он либо зависим от алкоголя и тем самым оправдывает свой порок, либо выступает за гонорар, либо просто не понимает алкогольной проблемы. То есть не понимает, что рекомендовать пить алкогольный наркотик для укрепления здоровья, мягко говоря, неразумно.

 


Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 639 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.011 сек.)