АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Диагностика невежества и кармы

Прочитайте:
  1. I. ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА
  2. II. Диагностика пищеводно-желудочно-кишечных кровотечений.
  3. II.3. Цитологическая диагностика
  4. IV. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции
  5. IV. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции
  6. IV. Лабораторная диагностика СГА-инфекции
  7. IV.1.3. Реакция Манту — ложноположительная диагностика
  8. Аборты. Определение, классифиация, диагностика и профилактика.
  9. Абсцесс. Определение, клиника, диагностика, лечение.
  10. Алиментарное бесплодие. Причины, диагностика и профилактика.

Одна женщина хотела отказаться от лечения, так как в книге народного целителя она прочитала о том, что любое вмешательство в бессознательное наносит непоправимый вред здоровью и вообще вся психотерапия — вредная наука.

Так могут рассуждать только очень дремучие люди, даже если они и пишут толстые книги. Если вы верите в эти бредни, то немедленно захлопните книжку, зашейте себе рот, заткните уши ватой и заприте себя в кладовке навсегда. Потому что любое общение человека с человеком — это всегда вмешательство в бессознательное. Разговариваете вы с начальником или болтаете по телефону, читаете книгу народного целителя или смотрите телевизор — идет вмешательство в ваше бессознательное. Психотерапевт — это не только специалист по методам общения, но и врач. А главная заповедь любого врача — не навреди.


ГЛАВА 14

 

Неверие в лечение

 

Кому и чему не верит алкогольно-зависимый человек? Слагаемые успешного лечения.

 

 

Мне часто приходилось слышать, как злоупотребляющий алкоголем человек говорит: «Я хочу жить трезво, но меня лечить бесполезно. Я не верю в лечение…» Давайте попробуем разобраться во что же именно он не верит и что в действительности стоит за этими словами.

— Может быть, он не верит в медицину вообще? Возможно, но в этом случае он обратится за помощью к знахарю, колдуну, магу и будет жить трезво.

— А что, если он не верит в психотерапию? Но психотерапия — такая же область медицинской науки, как и другие. А как можно «не верить» в гинекологию или хирургию? Они же существуют объективно, вне зависимости от нашей «веры» или «неверия».

— Тогда, быть может, он не доверяет именно мне как врачу? Но в городе около сорока специалистов, практикующих в этой области, и есть специалисты в других городах. При таком выборе обязательно найдется врач, которому он доверится

— А вдруг он не верит в то, что лечение подействует именно на него? Но на чем основана такая вера в собственную исключительность? Может быть, он ходит боком? Или у него кровь голубая? Или голова иначе устроена?

Обнаруживается, что «неверие в лечение» — это попытка хоть как-то обосновать свое пьянство, свое ненормальное поведение. Из-за благообразной маски «неверия в лечение» выглядывает «козлиная морда» нежелания потрудиться поменять две-три недели собственного дурного настроения на благополучие и здоровье своих детей, жены и родителей.

Злоупотребляющий алкоголем человек скажет на это: «А вот Иванов, Петров и Сидоров лечились не раз, а пьют как и прежде. Значит, лечиться бесполезно. Конечно, логики в этом умозаключении нет, но надо согласиться с тем, что случаи безуспешного лечения — не редкость.

Отчего в одних случаях психотерапия помогает, а в других нет? И как определить, будет ли лечение эффективным именно в вашем случае?

Существуют четыре условия успешного лечения алкоголизма.

Условие первое — качественная медицинская помощь. Медицинская-то — понятно. Но как определить, у кого из врачей помощь качественная, а у кого некачественная, если один из врачей высокий, красивый и с усами, а другой маленький, лысый и весь какой-то дерганный? Государственная гарантия качества — лицензия на этот вид деятельности. Не постесняйтесь спросить и внимательно изучить этот документ.

Условие второе — желание пациента жить трезво. Но желание — это не просто слова, декларация. Можно говорить очень правильные слова, а потом делать противоположное сказанному. Нет. Желание — это поступки в направлении трезвости. В частности, выполнение рекомендаций врача и согласие на контакт с врачом. Рекомендаций немного, самое главное — это избегать застолий в течение первого года трезвости. Во-первых, надо изживать стереотипы алкогольного поведения, а на это требуется время — один год. Во-вторых, спустя некоторое время после лечения, иногда появляются короткие, в несколько секунд, мысли о выпивке. Вне застолья они не представляют опасности. Ну, мелькнет что-то в голове — человек не успевает даже к холодильнику за бутылкой подойти — уже не надо этой водки. А если застолье, если рюмки уже налиты? Двух-пяти секунд достаточно, чтобы рюмку опрокинуть. А после первого глотка просыпается болезненное, патологическое влечение к алкоголю и человек начинает пить также много и часто, как и до лечения.

По истечении первого года трезвости, когда не останется даже секундных мыслей о выпивке, когда полностью восстановится нервная система, вы сможете участвовать в застольях без какого-либо риска алкогольного срыва. Ну а первый год — поберегите себя.

Желание пациента жить трезво — это еще и согласие на контакт с врачом. Недавно я встретился с одним из моих пациентов, который живет трезво четыре года. Он вспоминал: «После первого психотерапевтического сеанса через два месяца я сорвался и пил один месяц. Если бы меня жена тогда не уговорила, я бы к вам не пошел — ну не помогло — и ладно, но жена уговорила, прошел еще один сеанс и вот живу трезво четыре года». А если бы он не согласился?..

Третье условие успешного лечения — поддержка родных и близких. Бывает так, что и помощь качественная и желание жить трезво выражено, но приходит он домой, а дома дым коромыслом, жена собрала пьяную компанию и провоцирует мужа. Или, как выходные, так берет мужа под руку и на день рождения, на свадьбу, на крестины, в гости, и везде водка. Иногда жена провоцирует мужа на выпивку. Провокации могут быть не только грубыми и явными, но и скрытыми. Жена и родители бессознательно могут подталкивать близкого человека к употреблению спиртного. Об этом вы можете прочитать в брошюре из серии зеркало «Созависимость — умение любить».

Поддержка родных и близких заключается еще и в том, что если больной алкоголизмом сорвался после лечения, продолжает пьянствовать и уклоняется от дальнейшего лечения, то его жена и родители не имеют права опускать руки. Они сами должны обратиться к тому же врачу и безоговорочно выполнить все его рекомендации.

Четвертое условие успеха — это отсутствие грубой сопутствующей психопатологии. Смешанные формы алкоголизма — алкоголизм + эпилепсия, шизофрения, слабоумие и т.п. требуют комплексного подхода в лечении, условий стационара, большего объема работы с пациентом.

Если все эти условия выполняются — прогноз благоприятный, вы будете жить трезво и счастливо.

Если не выполняется хотя бы одно из них, прогноз сомнительный, возможно лечение будет неэффективным.

А теперь наберите в легкие побольше воздуха и смело ныряйте в трезвую жизнь — не пожалеете!

 


ГЛАВА 15

 

Двенадцать шагов и тринадцать прыжков

 

О разнице между лечением и реабилитацией. О перегибах в трезвенническом движении. О том, что поможет снизить риск рецидива.

 

 

Что можно сделать, чтобы снизить риск рецидива после специального противоалкогольного лечения? Вы можете участвовать в работе какого-либо психотерапевтического сообщества: клуба бывших пациентов или общества анонимных алкоголиков (АА).

Общество анонимных алкоголиков уже несколько лет осуществляет свою деятельность в России. Мне хотелось бы прокомментировать некоторые ответы общества АА на вопросы новых членов этого движения и некоторые принципы и традиции АА.

Вопрос новичков АА: Являюсь ли я алкоголиком?

Ответ АА: Определить это можете только вы сами. Никто в АА не будет этого делать за вас.

Комментарий врача: К сожалению, определить это сам человек может далеко не всегда, и это естественно. Человеку свойственно оценивать свое состояние субъективно. И для того чтобы преодолеть алкогольную анозогнозию (неузнавание у себя болезни) — симптом, характерный для первой стадии алкоголизма, — одного лишь участия в собраниях АА часто недостаточно. Критичное отношение к своему состоянию и болезни в таких случаях формируется врачом психиатром-наркологом.

Вопрос новых членов АА: Что мне делать, если меня беспокоит моя склонность к алкоголю?

Ответ АА: Обратитесь за помощью. АА может вам помочь.

Комментарий врача: Обратитесь за помощью к врачу психиатру-наркологу. Если это болезнь, то дружеская поддержка и обмен опытом вам вряд ли помогут, а врач снимет влечение к алкоголю и поможет восстановить утраченное здоровье. Помните, что алкоголизм — прогрессирующее заболевание и наилучшие результаты лечения отмечаются при раннем обращении к специалистам. А уж после лечения и участие в программе АА не помешает.

Вопрос новых членов АА: Что бы вы могли посоветовать новым членам АА.

Ответ АА: Мы убедились в том, что в АА излечиваются от алкоголизма те, кто: а) не пьет вообще; б) приходит на собрание в АА; в) перенимает опыт членов общества АА; г) следует принципам, изложенным в программе АА по излечению от алкоголизма.

Комментарий врача: В действительности в АА никто не излечивается. 12 шагов — не лечебная, а реабилитационная программа. Она может применяться после, но никак не вместо специального лечения, и позволяет снизить риск рецидивов. Каждый из членов АА, с которыми я общался, начинал лечение в каком-то наркологическом центре, прежде чем попал в программу АА. Если бы там проводилось лечение, то по существующим законам обществу АА пришлось бы оформлять лицензию на медицинскую деятельность.

За десятилетия работы обществом накоплен уникальный опыт. Некоторые принципы и традиции анонимных алкоголиков вызывают особое доверие к деятельности общества.

Например, принцип — никому не навязывать своего опыта, не заниматься вовлечением в членство общества и антиалкогольной пропагандой.

Например, традиция самообеспечения — деньги на покрытие расходов по аренде помещения собираются во время проведения собраний: «Мы сами себя содержим, не принимая никаких посторонних пожертвований».

Очень полезным является принцип «сотрудничество и неприсоединение» со специалистами психиатрами-наркологами, а также принципы: общество АА не участвует в психологических исследованиях и не несет за них ответственности, общество АА не располагает услугами профессиональных психологов.

Если бы все эти принципы не выполнялись, как я наблюдал в одном из российских городов, где профессиональные психологи АА на деньги из-за границы, в нарушение существующих традиций, оказывали услуги и не рекомендовали членам общества выполнять назначения врачей психиатров-наркологов, где вовлечение в члены общества проводилось рекламными объявлениями в газетах и по радио, а навязывание опыта осуществлялось рекламными передачами по телевидению, где проводились психологические исследования («подсчет эффективности программы 12 шагов»), то это было бы не общество анонимных алкоголиков, а нечто совсем иное, и не «программа 12 шагов», а какая-то другая программа, например «13 прыжков».

АА является обществом взаимопомощи людей, стремящихся к трезвости, а она так необходима в наше трудное время. Удачи вам и успехов на этом пути.


Глава 16

 

Истоки — где начинается алкоголизм

 

О социальных корнях алкоголизма. Лекарство от разочарований. Принципы решения алкогольной проблемы в обществе.

 

 

Алкоголизм и наркомания — болезни социальные, а это значит, что распространенность и течение алкогольной или другой наркомании определяется направлением социальной политики. Как же пресечь распространение этого страшного порока?

Собриология — наука о путях достижения трезвости — хотя и считается в нашей стране неактуальной и бесперспективной, но все же предлагает некоторые решения. Прежде всего, не молчать, ибо сокрытие масштабов трагедии не позволяет общественному организму выработать социальный иммунитет. Для этого надо точно знать, сколько у нас алкогольно-зависимых и сколько алкоманов, каков реальный ущерб от пьянства.

Необходимо принять законы, которые прекратят вредное влияние средств массовой информации, разрушающее психику и здоровье человека. Алкоголизм начинается не тогда, когда кто-то берется за рюмку, а тогда, когда сформируется наркогенная готовность — психологическая готовность к приему алкоголя или других наркотиков.

Наркогенная готовность, в свою очередь, начинается с подмены нормальной системы ценностей на ложную, предлагаемую некоторыми средствами массовой информации. Это воспевание со страниц газет и экранов телевизоров культа денег, насилия, эгоизма и самолюбования, черствого, наплевательского отношения к человеческой жизни. Представьте себе по просмотренным фильмам и телепередачам «героя нашего времени». Может быть, им окажется удачливый жулик или вороватый чиновник, нахапавший денег и бежавший за границу. Может быть, это будет располагающий к себе симпатичный убийца, которому вроде и не чуждо что-то человеческое и в то же время убить кого-то — сущий пустяк. А может быть, это будет горький пьяница, пропойца, являющийся одновременно большим профессионалом в своем деле.

Человека, а особенно молодого человека, принявшего такую систему ценностей на веру, жизнь очень быстро разочарует. Он обнаружит, что деньги без труда не даются. Он узнает, что за воровство и обман строго наказывают. Он увидит, что от эгоиста и черствого человека отворачиваются окружающие, оставляя его в полном одиночестве среди людей. Он озадачится тем, что пьянство и высокий профессионализм — вещи несовместимые. Он всей душой почувствует, что как бы он ни бравировал, за убийство придется расплачиваться адовыми муками совести.

 


Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 403 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)