АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Ритмы мозга и сознание
Споры по поводу связи мозга, ума, сознания и тела не утихают со времен ранних греческих философов. Современные нейрофизиологи заперли сознание в мозге и считают его результатом электрохимической активности нейронов. Существуют, однако, свидетельства противоположного порядка, причем количество их все возрастает. Действительно, никакие нейрофизиологические исследования убедительно не показали, что высшие формы сознания (интуиция, озарение, творчество, воображение, мышление, понимание, суждение, умозаключение, намерение, решение, знание, воля, дух и душа) расположены в тканях мозга (Hunt, 1995). Разрешение противоречий, связанных с высшими формами сознания и самоосознанием, а также с взаимодействием ума-тела вообще, возможно, требует эпистемиологического сдвига, чтобы включить вне-рациональные способы познания (de Quincey, 1994), потому что не может быть произведено на основе только нейрохимических исследований мозга. Мы сейчас переживаем революционный период в исследовании сознания (Owens, 1995). Пенфилд, выдающийся современный нейрофизиолог, открыл, что ум человека продолжает работать даже при анестезии, несмотря на полностью подавленную активность мозга. Электрические волны в мозге при этом практически не фиксируются, хотя ум остается почти столь же активным, что и в бодрствующем состоянии. Единственная разница состоит в содержимом ума. Вслед за Пенфилдом другие исследователи (Hunt, 1995) подтвердили наличие сознания в коматозном состоянии, и все больше появляется данных о возможной деятельности сознания в условиях редуцированной кортикальной активности (Fischer, 1971; West 1980; Delmonte, 1984; Goleman 1988; Jevning, Wallace, & Beidenbach, 1992; Wallace, 1986; Mavromatis, 1991). Эти состояния описываются как трансовые, медитативные, измененные, гипнотические, гипнагогические и сумеречные (Budzynski, 1986). Обобщая, можно сказать, что самые различные формы измененных состояний имеют в своей основе поддержание активности сознания при сокращении физиологической активности, отмеченной парасимпатической доминантой (Mavromatis, 1991). Недавние исследования физиологии высоко гипнабельных испытуемых и мастеров медитации показали, что во всяком случае отдельные люди, действительно могут поддерживать деятельность сознания при подавленной кортикальной активности, либо в виде естественной способности, либо в виде выработанного навыка (Sabourin, Cutcomb, Crawford, & Pribram, 1993). Все большее число ученых выражают сомнение по поводу нейрофизиологической модели взаимодействия тела и сознания, поскольку она не может ответить на слишком большое число вопросов о наших обычных переживаниях, не говоря уже о мистических или духовных. Одних только научных данных, подтверждающих феномен дальновидения, уже достаточно, чтобы показать, что сознание и ум — отнюдь не локальные явления (McMoneagle, 1993).
Но если ум и сознание не тождественны мозгу, почему наука связывает их с волнами в мозге? И почему HEMISYNC использует бинауральные ритмы для влияния на частоты этих волн? Первый вопрос можно свести к методике измерения — нет объективных инструментальных способов измерить ум или сознание. По-видимому, это феномены, обладающие свойствами поля, которое взаимодействует с телом и нервными структурами мозга (Hunt, 1995). Современное оборудование не позволяет измерить это поле непосредственно. С другой стороны, электрические потенциалы волн в мозге легко количественно измерить. Проблема здесь заключается в переупрощении наблюдения. Измеренные в мозге картины ЭЭГ являются результатом электрической активности нейронов мозга. Но эта активность не есть сознание и ум. То есть ЭЭГ — всего лишь непрямой способ доступа к взаимодействию ума-сознания с нейронными структурами мозга. При всей своей грубости, ЭЭГ была надежным способом оценки состояния сознания на основе пропорций определенных ЭЭГ-частот. Другими словами, определенные картины ЭЭГ исторически связаны c определенными состояниями сознания. Стоит иметь ввиду, если посмотреть современную литературу по ЭЭГ, что если возникает определенная картина на ЭЭГ, то она увязывается с определенным состоянием сознания.
Второй вопрос, поднятый в предыдущем абзаце, требует более сложного объяснения. Процесс HEMISYNC включает такое мощное средство как воздействие бинауральных ритмов потому, что изменение электрохимической среды мозга позволяет измениться уму-сознанию. Когда одновременно с поддержанием осознанности мозг захвачен низкими частотами, возникает уникальное состояние. Практикующие HEMISYNC называют это гипнагогическое состояние "ум бодрствует/тело спит". Наличие немного более высоких частот в мозге может привести к состояниям сверх-внушаемости. Состояния с еще более высокими частотами ЭЭГ связаны с бодрствованием и фокусированной умственной активностью, необходимой для оптимального выполнения многих задач. Воспринимаемая реальность зависит от состояния сознания воспринимающего (Tart, 1975). Некоторые состояния сужают это восприятие, в то время как другие, наоборот, расширяют. В большинстве своем состояния сознания изменяются в ответ на воздействие постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Например, состояние сознания могут изменить психотропные вещества и циркадные и ультрадианные ритмы (Rossi, 1986; Shannahoff-Khalsa, 1991; Webb & Dube, 1981). Особым состояниям сознания можно также научиться как разновидности адаптивного поведения (Green and Green, 1986). Процесс HEMISYNC обеспечивает доступ к широкому набору переживаний измененных состояний.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 428 | Нарушение авторских прав
|