АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Сексуальны ли грудные дети? (Продолжение)
Я убежден в том, что, чем больше объективности внесут в свою работу сторонники психоанализа, чем меньше предвзятости они будут в нее вносить, тем яснее будут выступать огромные индивидуальные различия в реакциях отдельных людей. В чем я упрекаю школу Фрейда, это в систематическом, слишком поспешном обобщении и догматизировании насчет известных наблюдений, самих по себе верных, а также и в том, что они в эти наблюдения вводят свои гипотезы. Если у ребенка есть смутные и неопределенные сексуальные возбуждения, то это не дает права, как это делает Фрейд, сводить их к индифферентным (бисексуальным) задаткам зародыша. Здесь перед нами, очевидно, скорее кумулятивно-наследственная сексуальная энграфия в большом мозгу.
Преформированных уже до наступления зрелости нервных путей между мозгом и половыми органами достаточно для объяснения столь частого у детей автоэротизма, часто ведущего к онанизму. Все сексуальные фетиши имеют свое происхождение в коре большого мозга и находятся, очевидно, наследственно в связи с позднейшими нормальными объектами половой склонности; нет поэтому ничего удивительного в том, что они играют известную роль в эротизме ребенка. Однако, это не дает права утверждать, как это делает школа Фрейда, что нормальному ребенку присущи все виды извращений. Все это — преувеличения, которые скорее следует отнести в область догматического эксегеза, чем в область науки. Все половые извращения, как и все сексуальные ненормальности нервного характера, имеют свои корни в нормальной сексуальности, и не только у ребенка, но и взрослого. Неверно, будто только проявление сексуального инстинкта в момент наступления зрелости определяет его нормальный объект, как это, например, утверждает в своей книге Гичтман. Смутные эротические раздражения нормального ребенка, часто связанные с определенными аттрибутами сексуального объекта (бюст, платье и т. д.), направлены определенно на нормальный объект и отчасти потому лишь смутны, что затемняющим образом действует платье и незнание деталей акта соития.
Только лишь патологические наследственные задатки — весьма часто, конечно, в связи с травматически действующими комплексами — выращивают или определяют ненормальные предрасположения и проявления. Автоэротизм возникает ассоциативным путем, потому что дети большей частью видят голыми только себя самих и, в виду очевидных причин, в нашем культурном мире, где все ходят одетыми, именно голое тело особенно возбуждает эротизм. Вся наша культура с ее развитием стыда сильно содействует развитию онанизма у молодежи. В этом пункте я считаю Фрейда совершенно правым: очень плохо то, что все естественное считается у нас стыдным. Этим взращивают не только онанизм, но и патогенные травмы.
Итак, согласно школе Фрейда, половые органы и anus у новорожденного ребенка являются уже возбудимыми зонами, которые активируются сексуально, когда родители очищают или ласкают их. Анальная эротика многих невротиков является источником их позднейших проявлений, и вытеснение этой анальной эротики будто бы вызывает известные черты характера, как честность, бережливость и чувство собственного достоинства. Так как ребенок не может иметь поллюции, вследствие отсутствия семени, школа Фрейда выдвигает вместо этого в качестве причину привычку ходить под себя. Но тот факт, что эта привычка встречается часто у ребенка вместе с онанизмом, на мой взгляд, вовсе не служит доказательствам, подтверждающим эти странные воззрения. После периода эротизма у новорожденного наступает, по Фрейду, период скрытого состояния, продолжающийся до третьего или четвертого года жизни. В этот период воспитатели должны подавлять сексуальный инстинкт, ассоциируя сексуальные объекты с чувствами отвращения, стыда а также с эстетическими и моральными представлениями. Наконец, часть этих сексуальных энергий должна быть в этот период отвлечена от сексуального применения и связана с культурными и социальными целями. Этот процесс Фрейд называет „сублимацией" и считает его весьма важным с культурно исторической и индивидуальной точки зрения.
Один факт в этой „сублимации" Фрейда верен, именно тот, что многие люди находят возмещение за половую жизнь и любовь в религиозном экстазе, в филантропических или героических действиях и т. п. идеальных ценностях, вытесняющих, так сказать, первые. Но это не ново. И до него уже многие указывали на это, и я сам дал должную оценку этому общеизвестному факту в моей книге по половому вопросу (гл. XII, Религия и половая жизнь) Но я считаю неуместным сводить все это к сексуальности первых лет детства или даже новорожденного.
Мы говорили уже выше о „вытеснении" Фрейда. Он выводит это явление из конфликта между сильными желаниями невропатов удовлетворить свои инстинкты и их этическими и эстетическими требованиями. Эти последние осуждают (вытесняют) инстинкт, который противится этому. Если образуется целесообразная „сублимация", то „вытеснение" удалось. Но вместо этого часто образуется невроз, который Фрейд называет „неудачным вытеснением". Гичман по этому поводу пишет: „Истерическое вытеснение имеет свой (прообраз в том, упомянутом уже выше, органическом вытеснений первых возбуждений у ребенка, которые в нормальных условиях доводят до конца самый ранний период полиморфно-перверзной сексуальности. При этом переходят в область бессознательного не отдельные переживания, а целый период развития. Осуществление известных возбуждений, первоначально окрашенных удовольствием, под действием требований культуры оказывается в противоречии с представлениями вторичного мышления и начинает вызывать вместо удовольствия лишь неудовольствие. Именно это превращение аффектов составляет всю суть процесса „вытеснения." По Фрейду, следовательно, психоаналитическое „бессознательное" не содержит ничего, кроме вытесненных возбуждений инстинкта и их порождений. Из книги Гичмана чуть ли не вытекает, будто именно Фрейд открыл бессознательное! Достаточно, сослаться на многочисленные работы по современной психологии, как и на ближе охарактеризованное Дессуаром понятие подсознательного, чтобы показать, как неправильно такое утверждение. Верно здесь только то, что психоанализ (но и гипноз, как это уже давно доказано) самым живым и ясным образом могут вызвать в сознании давно забытые впечатления. Новое слово „вытеснение", которым хотят охарактеризовать погружение таких воспоминаний, в особенности окрашенных неудовольствием, в подсознательное, не есть еще новый факт, новое открытие. Давно говорят, что мы думаем так, как нам хочется, и слишком охотно забываем о том, что нам неприятно. Но это слово очень удобно для характеристики патологических процессов при неврозах.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 496 | Нарушение авторских прав
|