АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Психоанализ - Метод Франка
Доктор Франк, сочинение которого „Affektstorungen" в названном отношении является руководящим, погружает своего больного, после того как он успокоил его и дал ему надлежащее разъяснение, в легкий гипноз или гипотаксию, при которой не бывает никакой амнезии, и больной находится еще в полном раппорте с врачом. Это состояние особенно удобно для того, чтобы вызвать из подсознания ущемленные комплексы. Он разъясняет больному, что во сне человек вовсе не лишен так сознания, как это обыкновенно думают, и что, наоборот, спящий все замечает. После этого он поступает следующим образом (привожу слова самого д-ра Франка):
„Я предлагаю пациентам, чтобы они, как только закроют глаза, не думали больше о самом сне, а оставались бы спокойными, по возможности индифферентными и без всякого напряжения внимания. У некоторых пациентов тогда при первом же опыте выступает из подсознания какая нибудь сцена, часто лишь аффект, в большинстве случаев аффект страха. Заметив это по дыханию больного или ускоренному сердцебиению, или по выражению его лица, врач успокаивает его и предлагает ему только оставаться спокойным. В других случаях должен лишь наступить глубокий сон, в котором сначала поле зрения больного становится ярким. Наступает это обычно лишь постепенно. Затем поле зрения становится серым, темнота постепенно исчезает, какой-то туман скользит пред его глазами, затем опять появляются отдельные фигуры или цветные образы или какие то геометрические фигуры, затем у некоторых — те или другие предметы, находящиеся в комнате, или какая-нибудь уличная картина, порой лишь какая нибудь часть тела и т. д. и т. д. Пациенту предлагается спокойно вглядываться во все это и ждать дальнейшего, как это делаетзритель в кинематографе. Пациент при этом не должен напрягаться, по возможности не напрягать своего внимания. Чем лучше ему это удается, тем легче появляются сцены. Вскоре вслед за тем перед пациентом появляются сцены, окрашенные более сильными аффектами, — сцены недавнего прошлого, а часто и сцены, наблюденные на пути к врачу. Могут также появиться представления из ранней юности, сильно окрашенные аффектами. При дальнейшем исследовании первоначальной причины ассоциативного выделения именно этих сцен оказывается, что таковым может быть какое-нибудь случайное событие, о котором пациент слышал или читал, часто также сон прошлой ночи. Раз только пациент научился правильно вести себя — для чего часто требуется значительное число сеансов — то сцены начинают выступать все чаще, то в отдельности, то в связи друг с другом, Некоторые пациенты в состоянии во время этого нового переживания старых событий прямо называть врачу, что они переживают. Другие только после пробуждения рассказывают, сильно волнуясь, о том, что они пережили. Другие опять переживают целый ряд сцен, от 3 до 6, и только потом рассказывают о них. Часто бывает важно заставить больного сказать хотя бы слово об этом, так как сцены эти имеют явную тенденцию снова уходить в подсознание, т.-е. забываться. Если это имеет место, то при помощи гипноза можно обыкновенно снова вызвать в памяти забытые сцены. Важно, чтобы пациент точно рассказал о вновь пережитом врачу и даже обсудил с ним это. Представляет величайший интерес наблюдать, как все эти сцены снова возвращаются, если они не были обсуждены с врачом. Так например, сцены, которые пациенту неприятны и о которых он неохотно сообщает врачу, постоянно снова и снова появляются и, наконец, вынуждают его рассказать об них. Иногда приходится прекращать сеансы потому, что эти постоянно вновь выступающие из подсознания представления сопровождаются сильными аффектами. Я указываю на этот факт в виду указания на то, что пациенты при анализе в гипнозе оказывают сопротивление реакциям. Больной обычно тотчас же знает, о каких сценах идет речь, и после некоторого ожидания ему удается пережить их одну за другой. Обычно эти одновременно выступающие сцены сопровождаются одним и тем же аффектом или по содержанию ассоциативно связаны. Часто напряженность аффектов столь велика, что прежде еще, чем сцена появляется, пациенты уже реагируют на него соответственным аффектом — страхом, яростью, раздражением. Часто дело доходит до весьма сильных аффектов. Приходилось также часто наблюдать, что появлению сцен предшествует реакция в течение многих часов сильнейшим страхом. После таких сеансов больные чувствуют облегчение, в случаях состояния страха появление последнего может быть вызвано или усилено, если больной почувствует сердцебиение. Иногда этим может быть прямо вызвана реакция сценой страха. Подобную же помощь можно получить, если в гипнозе прикоснуться к болезненным пунктам. Здесь происходит, очевидно, ассоциативное освобождение, ибо мы должны всегда ясно помнить, что боли у психоневротиков лишь заложены в соответственных местах, но никогда там не обусловлены причинным образом. Мы увидим ниже, что при таких ощущениях боли дело сводится только к заложению в новых местах прежних проводимых путей. Мы можем поэтому представить себе, что прикосновение к этим местам ассоциативно вызывает в сознании сцены, стоящие в связи с прежними проводящими путями".
„Чрезвычайно важно во время гипноза удобное положение пациента, но также и врача, потому что часто приходится последнему оставаться в течение часа в определенном положении, чтобы не нарушить покоя больного. Есть такие чувствительные больные, для которых малейшего движения врача, или малейшего шума достаточно, чтобы был нарушен их покой. У большинства больных удается после некоторого упражнения достигнуть того, чтобы можно было не обращать внимания на внешние воздействия. Обычно сеанс не должен продолжаться дольше часа. Но случается, что приходится его продолжать 2 и даже 3 часа, если врач замечает, что у пациента вот-вот готова появиться сцена, которая его беспокоит. Порой бывает необходимо контролировать больного, чтобы можно было по его проявлениям судить о том, готов ли какой нибудь комплекс вступить в его сознание".
Таковы выводы Франка. Оскар Фохт (1. с Bd. VIII, 1899) вполне правильно указывает на то, что в случае неосторожного применения катартического метода можно вызвать регулярные рецидивы истерических нарушений, которые могут принести больше вреда, чем пользы. Далее он указывает также на то, что и здесь излечение не всегда бывает окончательным. Врач должен поэтому обладать необходимым опытом и выдержкой, тратить много времени и терпения, чтобы катартические реакции были и безвредны и целительны.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 418 | Нарушение авторских прав
|