АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

XIII. Юридическое значение внушения

Прочитайте:
  1. B) назначение сердечных гликозидов
  2. CXIII. МИНАЛОТО
  3. I. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
  4. I. Социальное значение изобретений
  5. I. ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  6. II. Социальное значение изобретателей
  7. III. Социальное значение патентов на изобретения
  8. III.5.1. Назначение одежды
  9. LXIII. ВЕЧЕРЯТА
  10. LXXIII. ОБЕЩАНИЕТО

В „Zeitschrift fur die gesammte Strafrechtswissenschaft'" V. Lilienthal (Der Hypnotismus und das Strafrecht) впервые дал превосходную сводку данных о гипнотизме, относящихся к уголовному праву. Эта статья составлена с точки зрения юриста и освещает вопрос нагляднейшим образом. Lilienthal приходит к тому выводу, что по отношению к тем опасностям, которыми гипнотизм угрожает правосознанию общества, наше современное уголовное право предоставляет достаточное число точек опоры для противодействия им. Авторы, a priori и без знания дела отвергающие или игнорирующие гипнотизм, не заслуживают более никакого внимания, так как их ненаучная точка зрения ныне во всех частях уже опровергнута.

Hofelt (Het Hypnotisme in Verband met het Strafrecht, Leiden, S. С van Doesburgh 1889) также опубликовал по этому вопросу хорошую, интересную работу.

В нижеследующем я намерен по возможности избегать вторжения в юридическую область и буду выдвигать лишь те факты, которые мне, по моему опыту и опыту других авторов, представляются интересными с точки зрения их уголовно-правового значения.

Здесь я должен сослаться еще на обширный труд Liegeois „De la suggestion et du somnambulisme dans leurs rapports avec la jurisprudence et la medecine legale 1888". Правда, вместе с Li-Iienthal'eM я на основании моей тридцатилетней практики лечения гипнозом могу сказать, что опасность на самом деле далеко не так велика, как ее изображает Liegeois; но отчасти должен согласиться и с Liegeois,— в противовес Delboeuf'y,— слишком уже умаляющему серьезность и уголовно-правовое значение внушения.

Прежде всего следовало бы отметить тот интересный факт, что именно на внушении покоится способность некоторых людей весьма легко, как бы инстинктивно и бессознательно, подвергаться влиянию других людей, способность, издавна уже без всякой гипнотической процедуры наблюдаемая и известная. У некоторых людей эта способность выражена очень резко и притом как у мужчин, так и у женщин. Такие люди просто не способны противиться увещаниям, влиянию тех, кото-рые на них действуют, делаются игрушкою в руках других людей и становятся большею частью жертвами злоупотреблений. Таких людей нередко называют слабовольными. Но зачастую они все-таки довольно интеллигентны, трудолюбивы и отнюдь не всегда слабы по отношению к своим собственным страстям. Они могут даже проявлять большое самоотвержение, энергию и выдержку, но не в состоянии противиться внушениям некоторых людей; факты, даже наиболее резкие, не в состоянии произвести на них отрезвляющее действие и освободить их от влияния того человека, который однажды подчинил их себе, хотя отнюдь не всегда превосходит их в умственном отношении. Какая-нибудь книга, идея может оказывать на них подобное же действие.

С другой стороны, мы встречаем людей, умеющих непреодолимо подчинять своему влиянию других людей. Это — великие природные гипнотизеры, часто сильно злоупотребляющие своим даром, если они люди бессовестные. Историческим типом подобного рода был Наполеон I. Нередко думают, что это делает один только успех. Но это, несомненно, не верно. И в малом можно наблюдать подобных же людей, за отсутствием ясности суждения весьма неудачливых, но все-таки точно „магнетически" действующих на многих других людей, особенно же на женщин, которых они одну за другою увлекают в пропасть. Впоследствии жертвы их нередко объясняют, что оне просто не могли противиться влиянию данных субъектов, находились под воздействием одурманивающего духовного гнета. Подобные случаи, как известно, наблюдаются не только в „любви", но и без всякой половой окраски. Есть и женщины, которые оказывают сильное суггестивное влияние на других людей (мужчин и женщин). Примером может служить Орлеанская Дева.

Все эти факты так же сходны с внушением на-яву, как одно яйцо с другим. Но в какой мере это психологическое сродство их с душевно совершенно несвободным, безвольным состоянием должно быть использовано в уголовно-правовой практике,— этот вопрос подлежит компетенции юристов.

В знаменитом процессе Czynski, повидимому, мало были приняты во внимание соответствующие параграфы 2-го издания моей книги.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 482 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)