ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
1.1. I ПЕРИОД –
«АНАТОМИЧЕСКИЙ» ИЛИ «МАКРОСКОПИЧЕСКИЙ»
В течение первого периода истории патологической анатомии – «анатомического» или «макроскопического», патологические изменения органов изучали лишь визуально – регистрировали изменения их размеров, консистенции, цвета и т.д. Обьектом исследования были трупы умерших людей и животных. Важные данные получали также при осмотре, пальпации и рассечении тканей и органов в ходе лечения различных травм и заболеваний.
Долгое время морфологические знания не выделялись в самостоятельную медицинскую дисциплину. Первый период развития патологической анатомии как науки фактически начался после издания в 1761 г. 5-и томного труда Дж.Морганьи «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом», а завершился в 1842-1846 гг. с появлением многотомного «Руководства по частной патологической анатомии» К.Рокитанского.
Первый период развития патологической анатомии - наиболее длительный, неоднородный и противоречивый. Он изучен пока крайне недостаточно, хотя имеется множество отрывочных сведений о хорошем знании нормальной и патологической анатомии жрецами и целителями различных древних цивилизаций (Древнего Египта, Малой Азии, Индии, Китая, Древней Греции и Рима и др.), а также учеными-медиками средневековья в Европейских и других странах.
Такого термина, как «патологическая анатомия» до середины ХVIII не существовало, морфологические знания о субстрате болезней были составной частью медицины (врачебной профессии) в целом или, в ХIII – XVIII веках в Европе – частью практической (медицинской) анатомии. Многие морфологические знания неоднократно утрачивались и вновь накапливались при смене различных цивилизаций.
В Древнем Египте люди врачебной профессии (жрецы) имели достаточно полное представление об анатомии и патологических изменениях органов при разных заболеваниях (опухолях, инфекциях и др.), прежде всего, благодаря практике бальзамирования тел умерших. Однако в течение тысячелетий древнеегипетская медицина была ограничена строгими религиозными рамками, вскрытия тел умерших с медицинскими целями были запрещены.
В древней китайской медицине известны труды, датированные 2-3-м тысячелетиями до н.э. (например, сочинение Нуэн-Кинга в 2637 г. до н.э.), основанные на результатах вскрытий трупов, где описана система кровообращения, впервые показана роль сердца (открытие обычно приписывают Аристотелю), морфология различных органов. Затем долгое время, до XVIII века, в Китае вскрытия не допускались. Так как труды китайских ученых являются самыми древними сохранившимися письменными источниками о производстве вскрытий с медицинскими целями, то считается, что история патологоанатомических вскрытий берет от них начало и насчитывает около 4500 лет.
В Индии вскрытия не запрещались, но в древнем индийском труде по медицине «Аюр Веда» морфологических данных немного, хотя впервые описаны четыре основных признака воспаления (краснота, припухлость, жар и боль), повторенные в Европе в начале нашей эры в трудах Цельса и Галена (с добавлением пятого признака – нарушения функции).
В античной Греции и Риме профессиональные медики появились с ХII века до н.э., в Римской империи медицина продолжала развиваться и был накоплен, позже частично утраченный, обширный материал по нормальной и патологической анатомии человека (известный благодаря трудам Аристотеля, Гиппократа и его последователей, позднее - Цельса и Галена), хотя термины «анатомия» или «патология» еще не употреблялись. Первым анатомом считается ученик Пифагора врач Алкмен из Кротона (500-й г. до н.э.), которому приписывают открытие зрительного нерва. Аристотель (род. в 384 г. до н.э.) впервые в античной медицине связал проявления болезней с поражением конкретных органов, открыл роль сердца.
С большой пользой для развития медицины, но в течение короткого исторического промежутка времени, проводились вскрытия учеными (Герафил, Эразистрат и др.) Александрийской школы (300-е г. н.э.). Получили мировую известность и были актуальными для многих поколений врачей в течение последующих 1000 лет труды медика и анатома Клавдия Галена (K.Halen) (130 – 200 гг. н.э.), работавшего в крупнейшем в те годы в Средиземноморье «научном центре» - в Александрии (Египет) и написавшего первый известный учебник по анатомии человека на основании исследований трупов, главным образом, животных. С помощью экспериментов на животных Гален впервые установил роль центральной нервной системы, связь психической деятельности с головным мозгом. Он также описал виды воспаления, опухолей, морфологию многих заболеваний, обобщив знания медиков Греции и Рима.
После распада в V веке Римской империи античные медицинские знания стран средиземноморья сосредоточились у арабских медиков, которые не только восстановили Александрийскую школу, но и значительно ее обогатили. Однако в связи с догмами ислама, строго запрещавшими вскрытия тел умерших и изображения человеческого тела, нормальная и патологическая анатомия развития не получили.
Медицинские знания арабских ученых были переданы врачам стран южной части Европы – Италии, Испании, Португалии и Франции. Принято считать, что на этом, в ХI - ХII веках, заканчивается первый, наиболее длительный и древний этап первого периода истории патологической анатомии.
До начала ХIII века, в Европе вскрытия трупов были запрещены по религиозным соображениям. Истоки такого запрета лежат в различных религиях Древнего Египта и Малой Азии (разрешались только вскрытия с целью бальзамирования трупов). Даже булла папы Бонифация VIII от 1300 г., запретившая расчленение трупов для дальних перевозок и похорон, была повсеместно неверно воспринята как наложившая запрет на проведение вскрытий и анатомических исследований. Некоторое время вскрытия проводились тайно, а ученые, которые их производили, подвергались преследованиям. Только через 250 лет, буллой папы Пия IV было рекомендовано проведение вскрытий для установления причин смерти.
В 1242 г. Королем Сицилии и Италии Фредериком II Школе медиков в Болонье (Италия) было даровано право на получение трупов двух казненных преступников в год для проведения вскрытий. В Англии с 1300 г. грамотой короля Генриха VIII ассоциации цирюльников и хирургов также было даровано право производства вскрытий четырех казненных преступников в год. Вскрытия трупов казненных разрешили проводить в Вене с 1403 г., в Праге – с 1600 г.
Таким образом, в средние века в Европе вскрытия были единичным и исключительными событиями. Препятствовало их распространению также и отсутствие стационарных лечебных учреждений (хотя первые больницы были организованы еще в античном мире). Профессор университета в Падуе Бертелеми Монтаньяно (B.Montagnana) (род. в 1460 г.) стал широко известен тем, что произвел 14 вскрытий, что было чрезвычайно много для того времени.
Как видно, первый период истории патологической анатомии (анатомический, или макроскопический)обьединяет самые разные эпохи, но патологическая анатомия, еще как составная часть анатомии и хирургии, стала интенсивно развиваться только в XV-XVII веках, благодаря возникновению научной биологии, анатомии и физиологии.
В XIV – XVI веках распространились анатомические исследования трупов, производимые многими Европейскими учеными-медиками и энциклопедистами эпохи Возрождения, начал формироваться современный научный подход к анатомии и патологии человека.
Так, например, Леонардо да Винчи (1452-1519) провел вскрытия более 30 трупов для изучения анатомии человека. Не только нормальную, но и патологическую анатомию развивали Везалий (1514-1564), крупнейший анатом, его ученики Евстахий, Фаллопий и Аранций.
Парацельс, профессор Базельского университета, хирурги А.Паре, В.Фабри, анатом Гарвей (открывший большой круг кровообращения) и др. активно пропагандировали патологоанатомические исследования трупов. Проводили вскрытия, наливку сосудов разными материалами (красками, воском) изобретатели шприца Якобус Беренгарус (1470-1550) и Региньер де Грааф (1641-1673).
Ж.Фернель (J.Fernel) (1497-1558) в своем труде «Патология» - первом руководстве с таким названием, обобщил материалы многих вскрытий, впервые описал аппендицит (не употребляя этого термина), сифилитическую аневризму аорты и др.
В XVII веке Карл Линней, Марчелло Мальпиги (открывший капилляры), Марк Северин (описавший доброкачественные и злокачественные опухоли), Сильвиус (описавший туберкулез легких), Яков Вепфер (впервые обьяснивший связь апоплексического удара с кровоизлиянием в мозг), Глиссон и Уиллис (Вилизий) не только производили патологоанатомические вскрытия, но и указывали на их исключительную роль для выяснения причин смерти конкретных больных и развития медицины в целом. В XVII веке в Европе стали открываться музеи патологоанатомических препаратов.
Т.Боне (Бонетус) в 1676 г. одним из первых систематизировал результаты около 3000 вскрытий, описания которых он собрал в литературе начиная со времен Гиппократа, т.е. за 2000 лет, и показал существование связи между морфологическими изменениями органов и клиническими проявлениями болезней.
Большой вклад внес в становление научной нормальной и патологической анатомии голландский медик (анатом, хирург и судебный медик) Фредерик Рюйш (F.Ruysch) (1638-1731). Ф.Рюйш в гильдии хирургов Амстердама производил судебно-медицинские и патологоанатомические вскрытия, основал анатомический музей, по-видимому, один из первых в мире. Именно он представил свой анатомический музей Петру I, который во время пребывания в Голландии в 1689 г. даже ассистировал Рюйшу на вскрытиях.
В результате, в 1707 г. по указу Петра I были организованы вскрытия трупов в первом русском госпитале (ныне – Главный военный госпиталь им. Н.Н.Бурденко в Москве), а 1717 г. часть анатомической коллекции Ф.Рюйша была приобретена для России и составила основу Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.
К концу XVII – началу XVIII веков были накоплены обширные материалы результатов патологоанатомических вскрытий, однако обобщить их долгое время не удавалось.
Первый период развития патологической анатомии как науки фактически начался после издания в 1761 г. 5-и томного труда профессора университетов Болоньи и Падуи, ученика анатома Вальсальвы - Джовании Морганьи (G.Morgagni) (1682-1771) «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом», а завершился в 1842-1846 гг. с появлением многотомного «Руководства по частной патологической анатомии» К.Рокитанского. Дж.Морганьи впервые провел клинико-анатомические сопоставления по результатам 700 патологоанатомических вскрытий, представил патологоанатомические описания многих заболеваний, указал правильное место патологической анатомии среди клинических дисциплин.
Мари Биша (M.Bishot) (1771-1802) внедрил патологическую анатомию в клиническую практику, он предложил изучать повреждение на тканевом уровне, создал классификацию видов тканей (соединительная, мышечная, жировая, костная и др.). Ученик М.Биша - Ф.Бруссе создал учение, отвергающее существование болезней, не имеющих материального субстрата.
Жан Крювелье (J.Cruvellier) (1771-1873), ученик Дюпюитрена, первый профессор патологической анатомии Парижского университета, в 1829-1835 гг. создал и выпустил первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.
Карл Рокитанский (K.Rokitansky) (1804-1878), чешский ученый, профессор патологической анатомии Венского университета, впервые систематизировал и изложил частную патологическую анатомию по органному принципу («Руководство по частной патологической анатомии», 1842-1846 гг.), представил изменения в органах в соответствии с различными стадиями развития всех известных тогда важнейших заболеваний. К.Рокитанский впервые использовал методы статистики в патологической анатомии. Р.Вирхов назвал К.Рокитанского «Линнеем патологической анатомии».
К.Рокитанский был первым патологоанатомом, не занимавшимся непосредственно клинической деятельностью, активно пропагандировал преподавание патологической анатомии и способствовал открытию кафедр патологической анатомии в Европейских университетах. Однако в его руководстве хотя и были представлены единичные микроскопические (гистологические) описания, однако их роль была еще невелика.
К этому времени, однако, стало ясно, что при многих тяжелых нарушениях функции органов выявить их макроскопические (анатомические) изменения не удается. Именно этот факт лег впоследствии в основу ошибочного выделения «функциональных» болезней, как, якобы, не имеющих своего структурного выражения. Кроме того, К.Рокитанский объяснял происхождение и сущность патологических процессов с точки зрения гуморальных представлений – учения о «кразах» – дискразиях (К.Рокитанский - основоположник «гуморальной» патологии).Однако впоследствии он принял идеи целлюлярной патологии Р.Вирхова).
К.Рокитанский основал в Венском университете кафедру патологической анатомии и создал крупнейший в мире патологоанатомический музей. С его именем связано окончательное выделение патологической анатомии в самостоятельную научную дисциплину и врачебную специальность.
1.2. II ПЕРИОД –
«МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ»
Второй период истории патологической анатомии («микроскопический») связан с именем Р.Вирхова и с изданием в 1858 г. его руководства «Целлюлярная патология».
Этот период стал возможен благодаря изобретению микроскопа и утверждению в 1838-1839 гг. клеточной теории строения организмов Шлейдена (1804-1881) и Шванна (1810-1882). Кроме Шлейдена и Шванна большая роль в становлении клеточной теории принадлежит Гуку, Мальпиги, Пуркинье, П.Ф.Горянинову, Мюллеру.
Рудольф Вирхов (R.Virchov) (1821-1902), немецкий ученый, профессор Берлинского университета, опроверг теорию дискразий – гуморальной патологии К.Рокитанского и создал теорию «целлюлярной» или «клеточной» патологии, что явилось переломным моментом в развитии патологической анатомии и медицины в целом. Основная мысль труда Р. Вирхова "Целлюлярная патология" (1858 г.) сводилась к тому, что вся патология есть патология клеток. Им впервые описаны и названы такие патологические процессы, как эмболия, лейкемия, амилоидоз и др.
Р.Вирхов – основатель кафедры и института патологии в Берлине, журнала по патологической анатомии («Вирховский архив»), создатель всемирно известного музея макропрепаратов (более 25.000 макропрепаратов). Целлюлярная патология, явившаяся в свое время наивысшим научным достижением медицины, имела, однако, серьезные недостатки, например, рассматривала клетки организма как независимые самостоятельные ячейки. Эта теория в последующем была значительно дополнена представлениями о гуморальных и нервных регуляторных процессах, межклеточном взаимодействии и др.
Таким образом, классический труд Р.Вирхова «Целлюлярная патология» с детальным микроскопическим описанием морфологических изменений органов и тканей при различных заболеваниях ознаменовал собой начало второго периода развития патологической анатомии – «микроскопического».
В дальнейшем, развитие гистологической техники, гистологии, гистохимии позволило выявить структурные основы большинства заболеваний и значительно сократить круг т.н. «функциональных» болезней.
Однако к середине ХХ века, вновь возник, уже второй кризис клинико-анатомического направления, т.к. стало необходимым исследовать уже не клетку, а субклеточные и молекулярные структурные основы болезней.
1.3. III ПЕРИОД –
«УЛЬТРАМИКРОСКОПИЧЕСКИЙ»
Изобретение электронного микроскопа позволило в 50-е годы ХХ века перейти к изучению патологических процессов на ультраструктурном уровне и положило начало третьему периоду развития патологической анатомии – «ультрамикроскопическому».
В дальнейшем к электронно-микроскопическому методу исследования добавились иммуноморфологический, радиографический и другие, что позволило изучать тончайшие внутриклеточные изменения, сблизило патологическую анатомию с молекулярной патологией, патологической физиологией и биохимией, генетикой и иммунологией, положило конец разделению болезней на «структурные» и «функциональные».
Таким образом, в ходе своего развития, патологическая анатомия прошла путь исследования разных уровней организации живых организмов – от организменного и органного, до тканевого и клеточного, а затем – внутриклеточного и молекулярного. Каждый последующий период развития патологической анатомии не отрицал, а добавлял новые данные о патологических процессах и болезнях на более тонком уровне организации живого, создавая единую целостную картину структурно-функциональных изменений. При этом оказалось, что изучение патологических процессов только лишь на одном уровне, будь то молекулярный и субклеточный, или органный и тканевой, ведет к грубым ошибкам. Современные патологоанатомические исследования как бы повторяют «филогенез» патологической анатомии – патологические процессы изучаются от макроскопического до ультрамикроскопического (молекулярного) уровня. Обьектом исследования в патологической анатомии, уже со второго периода ее развития стали не только трупы умерших, но и прижизненно полученный материал (операционные и диагностические биопсии), результаты экспериментальных исследований.
1.4. IV ПЕРИОД –
«ПРИЖИЗНЕННОЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ»
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 1450 | Нарушение авторских прав
|