Организация пианистического аппарата
В раннем возрасте не стоит заниматься проблемами пальцевой артикуляции. Это связано с физическими возможностями рук. Не стоит ориентировать ученика на руку педагога.
Чтобы определить индивидуальные особенности руки ученика, попросить сделать несколько щелчков пальцами. Затем сбивать фантики. Нужно убрать опорность первого пальца и придать ему подвижность. На инструменте – упражнения «Стрекозка», «Бабочка»:
Порхать по инструменту парами пальцев. Сначала секундами, потом терциями, квартами, квинтами, в зависимости от растяжения рук. 1-й палец на белой клавише, другой палец – на черной. По положению кисти можно заметить, как ребенку удобно играть. Не стоит дотрагиваться до кисти. Нужно проверять, не зажат ли локоть.
Учить использовать крупные мышцы спины, переносить опору с ягодиц на ножки. Помогает гимнастика.
Чтобы не фиксировать внимание на клавиатуре, прикрываю крышку рояля, чтобы ребенок не видел своих пальцев.
Штрихи
Начинать обучение сразу с 3-х штрихов: стаккато, нон легато и портаменто.
Начинать играть 3-м пальцем по черным клавишам перекрестным движением: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Потом игра на белых клавишах. На каждое упражнение – новые стихи. Стаккато в одной октаве чередовать с перелетом через 1-2 октавы.
Игра 3-м пальцем занимает долгий период. Желательно играть пьесы, где мелодия равномерно распределена между руками. Либо обеими руками в унисон.
Использовать чаще игру совместно с педагогом. Играть в вопрос и ответ; ученик заканчивает мелодию, начатую педагогом. Игра только по слуху.
После закрепления навыков игры 2,3,4 пальцами можно переходить к игре квинт 1-5 пальцы. Играем квинты сначала на черных клавишах разными штрихами.
затем появляются терции. Сначала 2-4 – пальцы одинаковой длины. затем 3-5 или 1-3 в зависимости от рук ребенка.
До перехода к легато играть аккорды, сначала раскладывая их между руками. Внезапно предложить взять аккорд одной рукой.
В игру легато сначала ввести сильные пальцы – 2-3. При этом включить слуховой контроль, чтобы ребенок ощутил движение музыки и связанность звуков внутри позиции руки.
Затем ладони, выразительные, «дышащие», обнимают более широкие интервалы (легато 1-5). Ощущение супинации (к 5- му пальцу) и пронации (к 1-му)
Переход к пятипальцевому легато происходит на белых клавишах, т.к. расстояние на черных широко для маленьких рук. Упражнения – заполнить квинту и сыграть аккорд.
Подкладывание 1-го пальца на элементах хроматической гаммы:
«Стрекоза»: до диез – вторым пальцем, ре - первым на стаккато. Разные комбинации пальцев на черной клавише. Переносить руку в разные октавы
«Стрекоза и мотылек» - предыдущее упражнение удлиняется многократным повторением одних и тех же нот. Чуть позже на тех же упражнениях знакомить детей с форшлагами и всеми мелизмами.
Гаммы
Порядок прохождения гамм:
- хроматическая гамма
- расходящаяся в одну октаву
- Короткие арпеджио
- Аккорды
Раннее исполнение гамм не продвигает детей технически. Нужно использовать большое количество мини-этюдов.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 422 | Нарушение авторских прав
|