АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Тема 1.5., 1.6. Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия

Прочитайте:
  1. X. Философия
  2. Б) на момент времени.
  3. Будова мієлінового волокна
  4. Вакцины нового типа.
  5. Государство и право нового времени
  6. Дефіцит факторів протромбінового комплексу (V, VII, X, II)
  7. Ингибиторы протонового насоса
  8. Кейс 1. Проблемы апельсинового рынка.
  9. Классическая и современная концепции питания.
  10. Классическая концепция.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите основные причины появления философии эпохи Нового времени, и определите ее характерные черты. Проанализируйте основные направления философии Нового времени.

2*.Изучите основные особенности философии Просвещения.

3.*Сравните монистическую философию Б. Спинозы и плюрализм философии Г. Лейбница.

4. Выделите общие черты немецкой классической философии и причины ее появления.

5. Сравните философию И. Канта и философию Г.В.Ф. Гегеля.

6. Сравните критику гегелевской философии Л.Фейербаха и К. Маркса.

7*. Определите идейное содержание философских воззрений Г. Фихте.

8*. Сравните философию Ф. Шеллинга и философию Г. Гегеля.

9*. Раскройте сущность переворота в философии, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная, заочная)

 

1. Характерные черты и основные направления философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бекона и рационализм Р. Декарта.

2. Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии, Америке).

3. И. Кант и кантианство.

4. Г. Фихте, Ф. Шеллинг.

5. Г. В. Ф. Гегель и гегельянство.

6. Л. Фейербах, младогегельянцы и К. Маркс.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При изучении первого вопроса необходимо иметь в виду, что философия Нового времени – это философия эпохи первых буржуазных революций и научной революции 17 века. Именно в это время становления науки и невиданного ранее роста научных знаний возникла необходимость разработки методов научного познания.

Следует показать, что общая для Нового времени проблема научных методов, автономии человеческого разума и воли решается двумя противоположными способами: на языке эмпиризма (основатель Френсис Бекон) и языке рационализма (основатель Рене Декарт). Далее нужно определить сильные и слабые стороны этих подходов.

Рассматривая второй вопрос, необходимо определить общее идейное поле философии Просвещения и показать специфику решения общих задач Просвещения в Англии (Джон Локк, Джозеф Пристли, Джон Энтони Коллинз, Дейвид Гартли, Дэвид Юм), во Франции (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Клод Ариан Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Жюльен Оффре де Ламетри, Поль Анри Гольбах), в Германии (Иоганн Вольфанг Гете, Фридрих Шиллер, Иоганн Готфрид Гердер) в Америке (Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин). Особое внимание надо уделить взаимосвязи природы, общества и человека во взглядах просветителей.

Кроме того предполагается рассмотрение философии Джона Локка как вершины западноевропейского эмпиризма, анализ сильных и слабых сторон его учения, которые породили субъективный идеализм Джорджа Беркли и Дэвида Юма, а также сопоставление плюралистической монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница и монистического субстанционализма Бенедикто Спинозы (Барух).

Ответ на третий вопрос предполагает, прежде всего, анализ специфики социально-политической и духовной жизни Германии в 18 веке. Затем нужно охарактеризовать докритический период и подробнее остановиться на критическом периоде в деятельности И. Канта. Здесь рекомендуется последовательное рассмотрение обоснования И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания через введение понятий «вещь в себе», «априорные формы чувственности» (пространство и время), «априорные формы рассудка» (категории). Далее нужно показать, как решается проблема объективности научного познания у Канта, как соотносится теоретический и практический разум. В заключение необходимо дать краткое описание социально-политических, правовых и этических идей Канта и отметить значение философии Канта и последователей его идей в 19 и 20 вв.

Анализ четвертого вопроса важен для понимания того перехода, который произошел от субъективно-идеалистической философии И. Канта к грандиозной философской системе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, разработавшего диалектику как метод и учение о развитии (философские воззрения Иоганна Готлиба Фихте и Вильгельма Йозефа Фридриха Шеллинга).

Анализируя философию Гегеля в пятом вопросе необходимо начать с определения исходного пункта: тождества мышления и бытия. Рассматривая учение Гегеля о саморазвитии абсолютной идеи (логика, философия природы, философия духа) необходимо помнить, что предметом исследования для Гегеля является весь совокупный духовный и практический опыт человечества, взятый в его историческом развитии, что философия Гегеля есть «на голову поставленный материализм». Закончить данное рассмотрение рекомендуется анализом диалектического метода Гегеля и противоречием между методом и его философской системой. Большую помощь здесь могут оказать «Философские тетради» В.И. Ленина и произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

В шестом вопросе следует, прежде всего, рассмотреть философию Людвига Андреаса Фейербаха, младогегельянцев (Бруно Бауера и Арнольда Руге) и Карла Генриха Маркса как критиков философии Г.В.Ф. Гегеля, а затем показать разницу между ними. Л. Фейербах завершает классическую немецкую философию. Историческое значение его творчества определяется тем, что он, во-первых, подверг критике идеализм и восстановил в правах материализм в немецкой философии. Во-вторых, он подверг острой критике религию и положил начало систематической критической разработке истории христианства в немецкой философии 19 века. В-третьих, философия Л. Фейербаха явилась одним из теоретических источников марксистской философии. Оригинальной является его идея создания антропологической философии, но нужно отметить, что Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества. Целесообразно использовать упоминавшуюся книгу Ф. Энгельса. Здесь дается характеристика всего домарксового материализма, его недостатков: созерцательность (пассивность сознания: «вижу – значит, знаю»), механицизм (сведение сложных форм движения материи к простым механическим), метафизичность (недиалектичность), идеализм в понимании истории (общества), отрыв теории от практики.

Переходя к философии К. Маркса необходимо помнить, что Маркс не только основатель оригинальной философии диалектического и исторического материализма, но и цельного социально-политического учения (марксизма) в единстве его трех составных частей: философии, политической экономии и научного социализма. Для понимания исторических условий появления марксизма и его идейных истоков целесообразно использовать работы В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма» и «К. Маркс». В философии К. Маркс и Ф. Энгельс «очистили» диалектику Гегеля от идеализма и «соединили» ее с материализмом. Вот почему материализм Л. Фейербаха и диалектика Г.В.Ф. Гегеля стали теоретическими источниками философии марксизма. Необходимо также указать на естественнонаучные источники философии диалектического материализма: открытие клетки, экспериментальное обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Чарльза Дарвина. В заключение целесообразно кратко охарактеризовать историческую судьбу философии марксизма.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

2. Каверин Б.И. Философия (актуальные проблемы): учебн. пособие.– М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970, Т. 3.

2. Асмус В.Ф. Историко - философские этюды. – М., 1984.

3. Бекон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1977 - 1978.

4. Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М, 1967.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб, 1993.

6. Гоббс Т. Соч.: В 2 т. – М., 1989 - 1991.

7. Гольбах П. Избр. произв.: в 2 т. – М., 1963.

8. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

9. Декарт Р. Избр. произв. – М., 1950.

10. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века. – М.,1989.

11. Момджян Х.Н. Французское просвещение 18 в. – М., 1973.

12. Нарский И.С. Западно-европейсккая философия 18 в. – М., 1973.

13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб. 1997. Т. 3.

14. Соколов В.В. Европейская философия 15 - 17 вв. – М., 1984.

13. Хрестоматия по философии. Разд. 3-5. – Ростов-на-Дону, 1997.

14. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Решение какого вопроса разделило философов Нового времени на рационалистов и эмпиристов?

2. Что делает Бекона и Декарта ключевыми фигурами философии Нового времени?

3. Каковы главные идеи философии Просвещения?

4. В чем состоят особенности представлений французских материалистов о природе, материи, человеке и обществе?

5. Что за «скандал» в философии устроили Беркли и Юм?

6. В чем различие представлений о субстанции у Лейбница и Спинозы?

7. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?

8. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

9. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?

10. Какой смысл вложил Кант в понятие «регулятивные идеи»?

11. Что нового в философию Канта внес Фихте?

12. В чем особенности «философии тождества» Шеллинга?

13. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?

 

Тема 1.7. Основные течения западной философской мысли
XIX-XX вв
.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Укажите характерные черты и исторические условия формирования западной философской мысли XIX-XX вв.

2. Определите роль борьбы сциентизма (позитивизм и его исторические формы, неокантианство, неогегельянство, феноменологизм, структурализм, неореализм) и антисциентизма (философия бессознательного, философия жизни, интуитивизм, экзистенциализм, иррационализм) в истории западной философии.

3. Проследите эволюцию западной философско-религиозной мысли в ХХ столетии.

4*. Проанализируйте особенности философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

5*. Выявите особенности феноменологии Э. Гуссерля.

6*. Определите роль постпозитивизма в современной науке и философии.

II. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.

Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.

 

 

III. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.

2.. Каверин Б.И. Философия (актуальные проблемы): учебн. пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., 1993.

2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1988.

3. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

4. Камю А. Ф. Бунтующий человек. – М., 1990.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. – Л., 1991.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

7. Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 1994.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб, 1997. Т.4.

10. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991.

11. Сартр Ж.П. Стена. – М., 1992.

12. Современная западная философия - Словарь. М., 1991.

13. Ницше Ф. Сумерки богов - М., 1989.

14. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1989.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

16. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

17. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?

2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?

3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?

4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?

5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.?

9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

11. Что такое философский структурализм?

12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 791 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.011 сек.)