АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Религия как способ борьбы со стрессами

Прочитайте:
  1. II. Военные приспособления
  2. II. Окраска или иной способ контрастирования структур препарата
  3. II. Способы снижения титра и продукции ингибитора
  4. IV. Способ избавить садовода от сонь, поедающих его персики
  5. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  6. Адаптация – системный, стадийно протекающий процесс приспособления организма к воздействию экзо- и эндогенных факторов.
  7. Актиномицеты. Особенности морфологии и ультраструктуры. Сходство с грибами и отличия от грибов. Способы микроскопического изучения.
  8. Аналитический способ сложения сил
  9. Анатомо - топографические особенности решетчатого лабиринта могут способствовать переходу патологических процессов в глазницу, полость черепа, на зрительный нерв.
  10. Антитела – это специфические белки сыворотки крови макроорганизма (гамма-глобулины), образующиеся в ответ на попадение или введение в организм антигенов и дл борьбы с ними.

В соответствии с информационной гипотезой возникновения эмоций П. В. Симонова аффективные реакции являются следствием рассо­гласования между ожиданиями и реальностью. При этом величина эмоции пропорциональна силе потребности, которая преобладает в данный момент. Чем больше рассогласование между ожидаемым и полученным, тем выше накал чувств. Таким образом, чем меньше ожидает от жизни человек и чем ниже его потребности, тем меньше горестей, разочарований и стрессов он испытывает.

Данное положение соответствует концепции буддизма, согласно которой устранение желаний и ожиданий приводит к уничтожению причины для страданий и стрессов. В основе классического буддизма лежат четыре благородные истины о страдании и учение о восьми­ричном благородном пути, необходимом для освобождения от стра­даний. Будда утверждал, что жизнь в мире полна страданий (стрес­сов, как бы мы сейчас выразились), у этих страданий есть причина, которую можно нейтрализовать, и для этого существует определен­ный способ. Он заключается в культивировании у себя определен-

1 Ворохов Э. А. Энциклопедия афоризмов. М., 1999, с. 193.

2 Еремин А. Л. Особенности развития эмоционального стресса у лиц с различными
уровнями физической подготовленности // Гигиена труда и профессиональные забо­
левания. 1989. № 8, с. 7-9.


184 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов

ного склада мыслей и соответствующего поведения, которые направ­лены на то, чтобы до минимума снизить потребности человека, отре­шиться от привязанности к миру, вести добродетельный образ жизни и сосредоточиться на достижении нирваны — состояния, лишенного каких-либо стрессов.

Христианская религия также может способствовать уменьшению интенсивности стрессов для некоторых людей, ибо разные индиви­дуумы ищут и находят в религии те принципы и ценности, которые отвечают особенностям их личности и соответствуют жизненным ус­тановкам. Поэтому для личностей с экстернальным локусом контро­ля религия представляется одной из возможностей перенесения от­ветственности с себя на высшие силы, управляющие их судьбой.

Проведенное нами тестирование показало, что стремление обезопасить себя перед ответственным событием в жизни, обратившись к Богу, доста­точно распространено среди людей, чтобы говорить о нем как о массовом явлении. Так, по данным анкетирования, 54% студентов медицинской ака­демии считали, что вера уменьшает предэкзаменационное волнение, а 44% студентов полагают, что вера в Бога и обращение к нему перед экзаменом действительно может помочь получить лучшую оценку. Между религиоз­ностью студентов и их мнением о седативном свойстве веры в Бога име­лась достоверная корреляция (г = 0,41; р < 0,01); между религиозностью и уверенностью в том, что Бог может реально посодействовать получению лучшей оценки на экзамене, корреляция была более тесной и достоверной (г = 0,52; р< 0,001).

В своих предыдущих исследованиях мы установили, что люди с разны­ми личностными особенностями опираются в религии на различные ее стороны [17]. Так, конформные субъекты склонны искать в религии опору и защиту; организованные и умеющие контролировать свои эмоции люди больше подчеркивали в религии фактор «Творца» как силы, регулирую­щей и контролирующей мир. Расчетливые и проницательные личности, имеющие высокие показатели по шкале «М» опросника Кеттела, в первую очередь видят в религии хороший способ регулирования взаимоотноше­ний между людьми; люди, склонные к обостренному чувству вины (фак­тор «О» Кеттела), находят в христианстве идеальный способ покаяться в своих грехах и т. д. Как показали наши исследования, для людей с высокой степенью религиозности характерен более низкий уровень фрустрирован-ности, чем для остальной популяции, что подчеркивает седативный харак­тер традиционной христианской религии. Поэтому для личностей со сла­бым типом высшей нервной деятельности и высоким уровнем конформ­ности религиозная вера является одним из способов снятия жизненных стрессов. В то же время для людей с сильным типом ВНД и интернальным локусом контроля религия существенно не влияет на показатели функ­ционального состояния во время стресса.


6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса 1 85


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 579 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)