Психология познания по своей проблематике и научным достижениям за- нимает центральное место в структуре общей психологии. Однако мало кто сомневается в том, что сегодня все так же для нас актуальны призыв Со- крата: «Познай самого себя» и формула Декарта: «Я мыслю, следователь- но, я существую». И, разумеется, никто не может дать исчерпывающий от- вет на вопрос: «Что есть истина?»
В основе современной психологии познания лежат достижения есте- ственнонаучной мысли исследователей XX века, а также философская те- ория познания. Поворотным пунктом в развитии представлений о чело- веке, познающем мир, стало возникновение и распространение теории критического рационализма Карла Поппера и его учеников. Пассивно-от- ражательному подходу к человеческому познанию была противопоставле- на модель человека, активно порождающего догадки об окружающем мире и перерабатывающего знания, получаемые в ходе поисковой деятельнос- ти, для коррекции этих догадок.
Теория познания Поппера базируется на ряде основных посылок.
• Все люди решают проблемы. Проблемы существуют объективно.
• По каждой проблеме возможно в принципе бесконечное число гипо- тез.
• Проблема решается путем исключения гипотез методом проб и оши- бок, т.е. в ходе активного экспериментирования.
• Человек не знает заранее, какие гипотезы верны, а какие ошибочны.
• Неудачные гипотезы либо устраняются, либо корректируются, и цикл познания начинается вновь.
Таким образом, позиция Поппера противоположна индуктивизму, представители которого считают, что решающую роль в познании играет обучение через повторение и нахождение обоснования для решения. Он провозглашает первенство дедуктивного подхода и двух основных механиз- мов познания: отбора догадок и критического устранения ошибок.
Глава 1. Основания когнитивной психологии
Человек — активен, он действует и в ходе своей деятельности сталки- вается с проблемами (например, препятствием или новизной ситуации). Человек ведет постоянный поиск информации для решения проблем, но чтобы знать, что искать, он выдвигает догадки.
Человек обладает психикой — системой, порождающей гипотезы об окружающем мире («варианты мира») и сличающей гипотезы с информа- цией, полученной в ходе активного поиска.
Человек порождает собственную субъективную модель мира, или «об- раз мира», по А.Н. Леонтьеву [1975], которая никогда не может быть пол- ностью адекватной, ибо индукция всегда неполна.
~" «Человек ведет себя так, как будто он настойчиво пытается угадать пра- вила игры, по которым с ним "играет" природа» (В.М. Аллахвердов [2000]).
Для осуществления привычных, автоматизированных действий в при- вычной ситуации психическая регуляция и познание не нужны. Лишь тог- да, когда человек сталкивается с препятствием, с новой ситуацией, по мнению П.Я. Гальперина [1976], включаются психические механизмы ори- ентировочной деятельности. У высших животных ориентировочная, поис- ковая активность самостоятельна и отделена от исполнительской.
Другие предпосылки современной психологии познания — квантовоме- .ханическая революция в физике и возникновение синергетики. Вероятно- стное описание событий рассматривается не в качестве признания непол- ноты знания о законах мира, а как адекватное выражение процессов, как мера предрасположенности объекта к определенному поведению, внутрен- не присущая объекту- Спектр возможностей, которыми актуально обладает объект, бесконечно велик, но во взаимодействии с другими объектами (сре- дой, наблюдателем, прибором) реализуется лишь одна возможность из многих. Будущее объективно открыто и не полностью прогнозируемо, из- менение мира необратимо, мир открыт к появлению новых реалий; ста- бильные системы возникают в нем как результат самоорганизации хаоса.
Человек живет не в мире отдельных объектов: он является сложной сис- темой, существующей во взаимодействии с другой системой — с природной и социально-культурной средой. Не стимулы воздействуют на человека, а он сам активно взаимодействует с целостной актуальной ситуацией.
Наконец, огромное воздействие на современную психологию познания оказали результаты исследований психофизиологии, нейропсихологии и нейрофизиологии, полученные во второй половине XX века. Этот период характеризуется революцией в сфере наук о мозге и нейронных механиз- мах переработки информации. Итак, психология человеческого познания опирается на сведения о том:
• «что познает» — знания об устройстве мира;
• «кто познает» — знания об устройстве человека как познающей сис- темы;
• «как познает» — представления, почерпнутые из философии (теории познания).
Методологические принципы и предмет психологии познания
Зачем познает человек? На этот вопрос не дают ответа ни философия, ни естествознание, ни психология. Психолог пытается открыть законы, «механизмы» индивидуального человеческого познания. Человек, как в зеркале, обнаруживает себя в продуктах собственного творчества. Компь- ютерная революция, преобразившая жизнь большей части человечества, изменила и представления психологов о человеческом знании и механиз- мах его приобретения. Компьютер является единственной психической системой, единственным орудием труда, предназначенным для содействия человеку в осуществлении функций, которые условно всегда считались чи- сто ментальными: дедуктивный вывод, вычисление, управление объекта- ми, хранение и преобразование информации и т.д.
Психологи, инженеры, философы использовали принцип структурно- функциональной аналогии: сходство функций компьютера и «человека по-~ знающего» позволило говорить о сходстве структур, реализующих эти фун- кции. Так в психологию проникла «компьютерная метафора».
Огромную роль в становлении современной психологии сыграло разви- тие математики и, в частности, таких ее отраслей, как теория алгоритмов, теория конечных автоматов, теория информации, математическая лингви- стика и т.д. Следует упомянуть о достижениях лингвистов, расширивших представления об языке, грамматических и семантических структурах.
Данная книга не случайно названа «Когнитивная психология». Назва- ние может ввести в заблуждение, так как под когнитивной психологией мы привыкли понимать одно из направлений в психологии, возникшее в конце 50-х годов в США и опирающееся на информационный подход. Психоло- гия познания, или психология познавательных процессов, является тради- ционной областью, включающей психологию ощущения и восприятия, па- мяти, воображения, внимания, мышления, т.е. разделы общей психологии. Область когнитивной психологии, понимаемой как научное направление, значительно шире: от психофизиологии до социальной психологии и даже социологии. Это скорее обший подход к решению проблем, возникаюших в различных науках. Но возможно и другое понимание когнитивной пси- хологии, а именно, как науки о процессах приобретения, хранения, пре- образования, порождения и применения человеком знаний.
Понимаемая таким образом, когнитивная психология охватывает на- ряду с вышеперечисленными процессами и процессы творчества, приня- тия решения, оценивания, семантические процессы, процессы понима- ния и речевые процессы, системные когнитивные процессы (интеллект, метакогнитивное управление и пр.). В сферу когнитивной психологии неизбежно входит дифференциальная психология познавательных спо- собностей и психология познавательного развития. Таким образом, ког-, нитивная психология является психологией познания на современном7 этапе ее развития.
Определим, какой этап можно характеризовать как современный.
Истоки психологи познания, развивавшейся первоначально, как и все психологическое знание, в недрах философии, восходит к античности, к трудам Демокрита, Платона и Аристотеля. Формирование эксперименталь-
Глава 1. Основания когнитивной психологии
ной психологии в середине XIX века также связано в первую очередь с ре- шением проблем познания и сознания.
Однако, несмотря на огромный вклад в развитие психологии ее осно- воположников, труды их представляют в большей степени исторический интерес. Воздадим им должное.
Кардинальный сдвиг в подходе к человеческому познанию произошел в 30—50-х годах XX века. Именно к этому времени был совершен перево- рот в естествознании, теории познания, были созданы первые компьюте- ры, а психология достигла высокого уровня развития как самостоятельная дисциплина, равная по возможностям другим наукам.
Однако индуктивизм является не предрассудком, а методологической основой, которую выбирают и сегодня многие исследователи. В подходе к человеческому познанию полемизируют представители двух основных на- правлений. Представители первого направления полагают, что познание осуществляется опосредованно: человек выдвигает гипотезы, задается вопросами к миру, экспериментирует; информация о реальности непол- на изначально и ее нужно дополнять и перепроверять; психика «богаче» воспринимаемого мира, не все знание осознается. Представители второго направления полагают, что основой нашего знания является непосредствен- ное восприятие: человек пассивен, он отражает только то, что ему представ- ляет мир; в стимуляции содержится вся полнота информации; психика «бед- нее» поступающей от мира информации, все знание осознается.
Разумеется деление этих подходов совершенно условно. Но можно в первом приближении считать, что позиции необихевиористов, когни- тивных психологов, представителей деятельностного подхода, таких как А.Н. Леонтьев [1975] и С.Л. Рубинштейн [1999], ближе к первому направ- лению. Соответственно, гештальтпсихологи (лишь отчасти!) и экологичес- кие психологи представляют второе направление. Первая позиция восхо- дит к И. Канту, утверждавшему, что восприятие, вопреки утверждениям эмпириков и ассоцианистов, является результатом активной работы разу- ма по организации элементов опыта в единую структуру. Соответственно эмпиризм Дж. Локка и Дж. С. Милля и психология сознания являются пра- родителями второго направления.