АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Что такое мышление?
Глава, посвященная мышлению, в этом учебнике недаром помещена пос- ле разделов по другим когнитивным процессам. Мышление изучается пос- ле восприятия, памяти, внимания, представления, поскольку является ин- тегративным психическим процессом, в котором в качестве компонентов участвуют многие другие процессы. Для того чтобы изучать мышление, нужно уже иметь сведения о памяти, воображении, репрезентации и т.д.
Особенно близко к мышлению понятие интеллекта. Родство этих тер- минов становится еще яснее, если их перевести на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные различия интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом разви- вается — этим передается проблематика развития интеллекта.
Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие в нашем обы- денном языке слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возмож- но, более точно) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; обдумывание — процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» — здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интел- лектуальный человек — это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — это способность к мышлению. Мышление — про- цесс, в котором реализуется интеллект.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими и отличи- тельными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» — человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тя- желую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь глухой Бетховен или слепой Гомер рассматриваются нами как великие личности. Тот же, кто по- терял разум, кажется нам пораженным в самой человеческой сути.
В чем же заключается этот столь важный феномен мышления?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, начнем с классического опре- деления, данного С.Л. Рубинштейном еще в 1946 г. «Мышление— это
Глава 8. Мышление
опосредованное... и обобщенное по- знание объективной реальности» [Рубинштейн, 1989, с 361].
Рис 8 1 Репрезентации в мышлении
| Разберем это определение более подробно. Прежде всего мышление рассматривается как вид познания. Познание с психологической точки зрения выступает как создание пред- ставлений о внешнем мире, его реп- резентаций, моделей, или образов. Для того чтобы добраться на работу, мне нужна некоторая пространственная репрезентация дороги между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают на лекции о войнах Александ- ра Македонского, мне нужно создать некоторую репрезентацию побед ве- ликого полководца.
Однако мышление — это еще не все познание. Познанием является, на- пример, и восприятие. Матрос, увидевший с мачты корабля на горизонте парусник, также создает репрезентацию увиденного. Однако эта репрезен- тация является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мыш- ление определяется не просто как познания, а как специальное познание, «опосредованное и обобщенное».
Что это означает? Возьмем весьма часто используемый пример. Выгля- нув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрой крыши заключает, что про- шел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и весьма простым. Мышление является опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заклю- чение о другом.
В случае мышления, таким образом, мы имеем дело не просто с созда- нием репрезентации на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: вначале создается репрезентация вне- шних условий, а затем из нее выводится следующая репрезентация. Так, в нашем примере человек создает вначале первую репрезентацию, относя- щуюся к сфере восприятия (образ мокрой крыши), а затем выводит из нее вторую репрезентацию (недавно прошел дождь). Схематично этот процесс изображен на рис. 8.1.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 434 | Нарушение авторских прав
|