Вопросов для определения когнитивного стиля
Тест
Когнитивный стиль (от англ. cognitive – «познавательный») – это устойчивые особенности познавательной деятельности человека, своего рода «культура понимания мира». В самом широком смысле, когнитивный стиль представляет собой характерный для человека способ получения и восприятия информации, построения умозаключений, постановки проблем и поиска их решения. Когнитивный стиль тесно связан с информационно-коммуникативной и поведенческой культурой, социально-психологическими особенностями личности, рефлексивной активностью человека и его образом жизни, спецификой социальной мотивации.
В контексте научно-исследовательской и педагогической деятельности когнитивный стиль обусловливает приверженность человека определенному типу научной рациональности. Само понятие «тип научной рациональности» имеет немало толкований, но, в целом, оно характеризует понимание системной организации окружающего мира, что и предопределяет логику построения исследовательских стратегий, выбор методов и приемов познания, средств и форм профессиональной коммуникации. По этим признакам принято выделять три базовых типа научной рациональности – классический, неклассический и постнеклассический.
Формирование устойчивого типа научной рациональности имеет для человека не только инструментальное, но и ярко выраженное мировоззренческое значение. Оно способствует укреплению ценностных, поведенческих, коммуникативных установок, придает личностному развитию органический характер. В то же время следует учитывать, что на формирование научной рациональности огромное влияние оказывают внешние факторы – целевая заданность процесса обучения (особенно в рамках упорядоченной и многоуровневой системы образования), общепринятые исследовательские практики, преемственность развития педагогического и научного сообщества. Поэтому важнейшее значение приобретает осмысленная и отрефлексированная взаимосвязь научной рациональности с когнитивным стилем. Понимая и принимая специфику своего когнитивного стиля человек получает возможность более комфортно и эффективно включаться в процесс познания (будь то обучение или научное исследование), более рационально и ответственно выстраивать свои коммуникативные стратегии, позитивно реагировать на множественность окружающей интеллектуальной среды.
Приведенный ниже тест позволяет выявить специфику когнитивного стиля применительно к пяти областям: I. Восприятие и рефлексия; II. Эпистемология (познание); III. Аксиология (ценностные ориентации); IV. Социальное действие; V. Коммуникация. При этом направленность когнитивного стиля соотносится со спецификой трех типов научной рациональности – в структуре каждого из 100 вопросов присутствуют «классический», «неклассический» и «постнеклассический» ответы. Для повышения эффективности теста очередность этих трех ответов варьируется, а вопросы, относящиеся к указанным выше пяти характеристикам, расположены не блоками, а вперемешку.
Рекомендуемый алгоритм работы с тестом: в составе каждого из вопросов выбрать один из трех ответов (А, В или С), сохранить результат, в том числе как порядковый номер вопроса, так и римскую цифру, расположенную перед ним (например, II.2.С или III.23.В). После окончания работы со 100 вопросами полученные ответы необходимо отметить в приведенной после перечня вопросов матрице: в соответствии с римской цифрой нужно определить тот уровень матрицы, в котором расположен ответ на данный вопрос, а сам ответ зафиксировать в одном из трех столбцов в соответствии с буквой. Таким образом, ответ на каждый из вопросов позволит «закрыть» ячейку в «классическом», «неклассическом» или «постнеклассическом» столбце. Итоговой подсчет «закрытых» ячеек покажет вашу когнитивную «предрасположенность» для каждой из пяти областей и в целом. Итог тестирования необходимо проанализировать с помощью материалов, приведенных после матрицы ответа.
I.1. Верите ли Вы в то, что всё, происходящее в жизни, не случайно?
А. «Случайностей» в мире, конечно же, нет, но реальность настолько сложна и противоречива, что было бы наивно искать некую абсолютную причинность всех событий. По сути, любое событие – это уникальная ситуация, порожденная «здесь и сейчас» определенным комплексом причин.
В. Конечно. Всё что происходит в жизни, имеет свои причины и следствия – как ситуативные, так и глубинные, сущностные. А когда мы сталкиваясь с так называемой «случайностью», то это означает лишь наше нежелание или невозможность выявить причины происходящего.
С. Весь мир состоит из «случайностей», потому что любое событие – это непредсказуемый результат «стечения обстоятельств», то есть взаимодействия совершенно разнородных и по большей части не связанных между собой факторов. К тому же существует «случайность» и другого рода, когда понимание нами причинности событий зависит от принятой нами же «системы координат», от априорных установок нашего собственного сознания.
II.2. Возможна ли «прямая», непосредственная связь между субъектом и объектом познания, разумом и познаваемой действительностью?
А. Конечно, да – но в очень определенном смысле. Познающий разум опирается на создаваемый им же чувственно-наглядный образ реальности. Поэтому в процессе познания никакой не существует никакой иной «действительности», кроме самого познающего субъекта и его знаково-символического пространства.
В. Неоднозначный вопрос. С одной стороны, это невозможно, поскольку между разумом и познаваемой реальностью всегда находится наш исследовательский «арсенал». Более того, мы очень избирательно определяем объекты познания и применяем вариативные методики исследования. Но, с другой стороны, именно это и сближает наш разум с «внешней» реальностью. При некоторых методиках (например, герменевтических, культурно-антропологических, социолингвистических) грань между ними становится совершенно призрачной.
С. Нет, познающий разум всегда опирается на результаты локальных эмпирических исследований и только потом обобщает установленные факты в единой картине мира. Иными словами, «практический опыт» всегда будет отделен от «знания» нашими «умозаключениями».
III.3. Что означает «чувствовать себя человеком»?
А. Человек является частью природного мира, но он уникален в силу своей социальности. Значит «чувствовать себя человеком» – это понимать свою социальную природу, ощущать свою социальную принадлежность, переживать успехи и неудачи своих социальных действий.
В. Это означает чувствовать себя частью сложного и противоречивого мира, который полон самых разнообразных тайн, но готов открыть их нам при условии должной настойчивости, целеустремленности, предприимчивости. «Чувствовать себя человеком» – это ощущать движение жизни.
С. Человек – это демиург своего мира. Его свободное творчество может быть сковано только его же собственными фобиями, комплексами и привычками. Поэтому «чувствовать себя человеком» – это ощущать свою истинную свободу и понимать ответственность за создаваемый собственный мир.
IV.4. В какой ситуации для Вас было бы принципиально важно отстоять свою точку зрения?
А. Если меня заинтересует собеседник или предмет полемики. Хотя я бы не назвал это «отстаиванием своей точки зрения» – меня привлекает свободная игра ума.
В. В любой ситуации, когда я уверен в своей правоте и могу убедительно это доказать.
С. В ситуации, когда речь идет важных для меня вопросах.
V.5. Вам предстоит возглавить исследовательский проект и у Вас в подчинении находится несколько малознакомых человек. Как Вы будете контролировать ход работы?
А. Мы вместе разработаем концепцию проекта, при этом каждый из членов команды выберет зону своей ответственности, а перед сдачей проекта мы обсудим итоги в формате «круглого стола» и «перекрестной экспертизы».
В. Каждый из моих подчиненных будет отвечать за свою зону ответственности, и по достижению определенного этапа работы он будет обязан предоставить письменный отчет.
С. Я разработаю стратегию достижения цели, представлю ее своей команде, выслушаю их мнения в режиме «мозгового штурма», по возможности учту пожелания. Затем распределю обязанности таким образом, чтобы подчиненные имели возможность диалога и постоянный доступ к обновляемой информации. По очереди будем проводить брифинги.
I.6. Боитесь ли Вы внезапно умереть?
А. Да, потому что я могу не успеть привести свои дела в порядок. Не хотелось бы, чтобы моя жизнь оказалась «оборванной».
В. Нет. Глупо бояться того, что нельзя предугадать и предотвратить.
С. Нет. Я разделяю точку зрения Сократа: «Смерть не имеет никакого отношения ни к живым, ни к мертвым».
II.7. Возможно ли существование в той или иной исследовательской области единственно истинной теории?
А. Строго говоря, единственной «истинной теорией» является личный когнитивный стиль исследователя, а потому научное пространство совершенно плюралистично. Но, с другой стороны, если под «теорией» иметь ввиду тот или иной дискурс, а не «совокупность положений», то та или иная «теория» может быть абсолютно востребована на определенном уровне развития научного сообщества или в определенной научной среде.
В. Да, при условии, что теория опирается на точно установленные научные факты и апробирована практикой, логична и непротиворечива в своих положениях.
С. Нет, вариативность методологических парадигм и конкретных методик порождает широкое разнообразие исследовательских программ. Так что «истинных» теорий может быть немало.
III.8. Какие черты характера в наибольшей степени раскрывают положительные особенности Вашей личности?
А. Целеустремленность, любознательность, практичность, критичность и самостоятельность мышления.
В. Креативность, мобильность, толерантность, склонность к рефлексии, образность мышления.
С. Рациональность, собранность, дисциплинированность, оптимизм, четкость жизненных принципов.
IV.9. В чем, по Вашему мнению, заключается секрет успешной деятельности?
А. В исчерпывающем знании предмета усилий и правильной организации действий.
В. В умении принять «правила игры» в конкретной ситуации. А если «правила игры» можно выбирать самому – то в креативном, нестандартном подходе к решению любой проблемы
С. В корректной постановке вопроса (проблемы), «практичной» формулировке цели с четким пониманием желаемого результата, выборе адекватных средств и стратегии действий.
V.10. Вас пригласили в «университет мечты» с просьбой рассказать о сфере ваших научных интересов и проблематике текущих исследований. Какую форму общения вы предпочтете?
А. Участие в «круглом столе» или деловой игре.
В. Организация какого-либо тренинга или мастер-класса.
С. Я бы хотел прочитать лекцию перед широкой аудиторией, включая студентов различных курсов.
I.11. Для Вас «идеальное самоощущение» – это:
А. Ощущение творчества («созидание своих миров»).
В. Ощущение стабильности и правильности.
С. Ощущение вызова, необходимости постановки проблемы и поиска способа ее решения.
II.12. Какой тип научного анализа Вы считаете наиболее эффективным?
А. Фундаментальное исследование, основанное на сочетании эвристического поиска, теоретического общения и экспериментальной апробации.
В. Построение и реализация конкретных исследовательских программ, связанных о с определенной логикой проблематизации темы, построением авторской гипотезы, выбором эффективных методик исследования и т.п. – вплоть до презентации итогового «продукта».
С. Участие в дискурсивных аналитических и коммуникативных практиках. Ведь логика «проговаривания» научной проблемы наилучшим образом создает систему смысловых координат для ее раскрытия. К тому же «языковые игры» стимулируют творческий подход к решению любой проблемы.
III.13. Какими качествами в первую очередь должен обладать человек, чтобы Вы испытывали к нему уважение?
А. Оригинальность мышления, творческий подход к делу, самокритичность, открытость для новых идей, юмор, доброжелательность.
В. Уравновешенность, рассудительность, принципиальность, ответственность, широкие профессиональные знания и опыт.
С. Успешность, уверенность в себе и своих действиях, активная жизненная позиция в сочетании с готовностью признать право окружающих на иную точку зрения.
IV.14. Системность любого социального действия (процесса, явления) обеспечивается в первую очередь:
А. Целостностью – в условиях предельно сложной и противоречивой реальности «системность» возникает только как свойство конкретных сообществ, институтов, практик. Причем для обеспечения «системности» необходима их консолидация и локализация, сосредоточение на собственном алгоритме развития.
В. Упорядоченностью – четким соответствием формы и содержания, структуры и функций, теории и практики и т.п.
С. Инновационностью – мы живем в таком изменчивом мире, что любая «стабильность» быстро превращается в инертность и пассивность. Поэтому прочная «системность» может быть обеспечена только постоянным движением и обновлением (подобно тому, как велосипедист приобретает устойчивость при ускорении и утрачивает ее при замедлении движения).
V.15. Вы не смогли подготовиться к официальному мероприятию (деловой встрече, семинару). Ваши действия?
А. Вообще то такая ситуация невозможна, но в крайнем случае постараюсь объяснить причины этого неприятного происшествия. И, конечно, извинюсь.
В. Думаю, что мне удастся избежать фиаско за счет уже имеющихся знаний. Все-таки я стараюсь не заниматься «не своим делом».
С. Буду импровизировать.
I.16. Ваш телевизор принимает 136 каналов (бесплатно). Каков ваш «стиль» просмотра телепередач?
А. Меня устраивает несколько постоянных телеканалов – комфортна традиционность, «узнаваемость» их тематической сетки вещания. И я доверяю трактовке событий, представленной на них.
В. Я редко смотрю телевизор – главным образом, когда меня интересует конкретная передача или есть необходимость сравнить точки зрения, представленные на разных каналах. Хотя иногда могу «пощелкать» пультом!
С. У меня нет «любимых» телеканалов и телепередач – все зависит от настроения и того, чем я занимаюсь в данным момент.
II.17. Насколько важны в процессе научного познания интуитивное понимание, «вчувствование»?
А. В зависимости от специфики исследовательской программы и используемых методов исследования. Например, для герменевтики или гештальт-анализа – принципиально значимы, а для компаративистики или моделирующего анализа – ни в коем случае!
В. Принципиально значимы, причем не в качестве специфического методологического «арсенала». «Интуитивное понимание» – это самое наглядное проявление того, что исследование осуществляется в тесной связи с творческим самопознанием самого исследователя. В противном случае можно говорить об отчуждении исследователя от той «реальности», которую он сам и создает (а это уже тревожный признак!).
С. Совершенно не важны, так как субъективность исследователя является скорее препятствием для получения объективного научного результата.
III.18. Что вы в первую очередь склонны не прощать окружающим Вас людям?
А. Глупость, предательство, аморальность
В. Ограниченность («узколобость»), завистливость, праздность.
С. Авторитарность, нетерпимость, жестокость.
IV.19. Если Вы заблудились в незнакомом городе, то первым делом:
А. Будете изучать местность, «впитывать новые впечатления».
В. Обратитесь к прохожим.
С. Постараетесь сориентироваться по расположенным рядом объектам и воспользуетесь картой.
V.20. В ходе спора Вы прежде всего стремитесь:
А. Емко изложить свою точку зрения и услышать позицию и аргументы своего оппонента. Постараюсь понять в чем суть разногласий, и возможно ли найти разумный компромисс.
В. Любой спор с умным человеком – это интеллектуальная игра. Поиграем с использованием всех незапрещенных приемов! С дураками же принципиально не спорю – никогда и не о чем.
С. Логично и с опорой на рациональные аргументы отстоять свою точку зрения, доказательно опровергнув все доводы оппонентов.
I.21. Какое из данных произведений живописи нравится Вам больше всего?
А. Джеффри Батчелор «Заточение Андромеды»
В. Илья Глазунов «Рынок нашей демократии»
С. Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
II.22. Нуждается ли научная теория в наглядных и очевидных практических подтверждениях?
А. Конечно, нуждается. Вот только «практические подтверждения» каждый из нас видит по своему, и то, что наглядно для одного, зачастую выглядит нагромождением несуразностей для другого.
В. Обязательно. Ттолько практика является абсолютно убедительным критерием истинности любых научных постулатов.
С. Не обязательно, так как возможно и создание «идеальной модели», и футурологическое прогнозирование, и реализация локальных исследовательских программ на уровне аналитики или интерпретативных технологий. В любом случае всё зависит от специфики исследовательской программы.
III.23. Какое из перечисленных высказываний в наибольшей степени импонирует Вам?
А. «Просто невероятно, как могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок» (Георг Лихтенберг)
В. «Не надо приводить мир в порядок, он был в порядке изначально. Нам надо лишь привести себя в согласие с этим порядком» (Генри Миллер)
С. «Каждый приходит сюда с ящиком инструментов и комплектом проектной документации на построение Собственного Будущего. Вот только не каждый помнит, куда он всё это засунул» (Ричард Бах)
IV.24. Что Вы чаще всего делаете в метро, чтобы скоротать время поездки?
А. Планируете свое время, размышляете о предстоящих событиях, читаю, но чаще всего – просто терпеливо ждете.
В. Слушаете музыку или читаете электронную книгу.
С. По настроению. Хотя зависит еще и от обстановки в вагоне, окружающих людей. Если раздражают – стараетесь абстрагироваться, если вызывают интерес – наблюдаете.
V.25. Какую из форм лекции Вы бы предпочли, организовывая занятия в университете?
А. Лекция «обратной связи» с активным включением студентов в диалог (иногда – «лекция-провокация» с «запланированными ошибками» и последующим их обсуждением).
В. Классическая «лекция-монолог».
С. Комбинированная лекция, в ходе которой объяснение сочетается с демонстрацией иллюстративного, аудио- и видеоматериала.
I.26. Какая кинематографическая работа из перечисленных, на Ваш взгляд, в наибольшей степени претендует на статус «классической»?
А. «Криминальное чтиво» К. Тарантино.
В. «Звездные войны» Дж. Лукаса.
С. «Война и мир» С.Бондарчука
II.27. Какова роль «научных школ» в современной системе познания?
А. Обеспечение целостности, преемственности и фундаментальности познания, воспроизводство научных кадров высшей квалификации.
В. Деление научного сообщества на «школы» носит предельно условный характер. Но «школы» имеют значение как субъекты дискурсивного пространства современной науки. Определенную роль они могут играть и в репутационном продвижении исследовательских программ.
С. Создание «научных лабораторий», объединений исследователей со схожим когнитивным стилем и коммуникативной культурой, обеспечение преемственности «однопрофильных» исследовательских программ.
III.28. Какую из перечисленных пословиц Вы считаете наименее актуальной в своей жизни?
А. «Делу время – потехе час».
В. «За правое дело стой смело».
С. «У кого денег мало, у того ума не бывало»
IV.29. В ресторане Вы заметили, что в предоставленном счете есть ошибки «в пользу заведения». Как вы поступите?
А. Молча заплатите по счету (без чаевых), но больше в это заведение не вернетесь.
В. Если ошибки в пределах «разумного», а от времени, проведенного в ресторане, Вы получили удовольствие, то не обратите никакого внимания. В противном случае выскажите «все, что думаете».
С. Попросите официанта еще раз проверить счет, а уходя из ресторана обратите внимание старшего администратора на эту ситуацию.
V.30. Какая форма интеллектуальной полемики наиболее комфортна для Вас?
А. Системное изложение позиции каждого из оппонентов в формате научных статей с возможностью публикации комментариев или рецензий.
В. Форма не имеет принципиального значения. Главное, чтобы «академические традиции» не вытесняли живой, интересный разговор.
С. Оппонирование, обсуждение в ходе «круглого стола» или научно-практического семинара.
I.31. Какими источниками информации Вы преимущественно пользуетесь для получения актуальных новостей?
А. Новостные сайты, специализированные новостные телеканалы, профильные радиопередачи, тематические сетевые сообщества.
В. Печатные периодические издания, обладающие устойчивой репутацией, выпуски новостей на центральных телеканалах.
С. Социальные сети, блоги, новостные рубрики интернет-порталов и, что немаловажно, собственные впечатления.
II.32. Как Вы прокомментируете тезис о том, что «нормальным состоянием науки является широкое многообразие когнитивных практик, обусловленное априорным тяготением каждого субъекта к определенному способу познания мира в зависимости от собственного мировоззрения, ценностных установок, реальной ситуации, а также стремлением строить выводы только в понятных для себя образах, смыслах и языке»?
А. Этот тезис может показаться несколько «перегруженным», но если «перевести» его на более понятный для «обычного человека» язык, то его суть совершенно бесспорна – каждый из нас выбирает тот путь постижения мира, который близок по «методу», «словарю», «технологиям», «аксиомам», «результату». Suum cuique!
В. За всеми этими «умными словами» скрывается открытая проповедь научного и культурного релятивизма, подрывающего саму основу науки и противоречащего элементарным представлениям о природе познания.
С. Не думаю, что нужно комментировать совершенно очевидные по своей правильности рассуждения. B те, кто не понял это нагромождение «умных слов», могут не расстраиваться – это просто не ваш когнитивный стиль!
III.33. Какая из цитат, характеризующих категорию «успех», нравится Вам больше всего?
А. «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути» (Френсис Бэкон)
В. «Надо работать не 12 часов в день, а головой» (Стив Джобс)
С. «Единственным верным признаком успеха является возможность заниматься в жизни тем, что приносит тебе счастье» (Альфред Мэтью)
IV.34. Как Вы бы провели собственный День рождения?
А. Не очень люблю отмечать День рождения – в качестве традиции это банально, а праздник можно устроить в любой день, когда есть соответствующее настроение.
В. Поднял бы бокал за достигнутые результаты в кругу семьи и друзей.
С. Постараюсь себя порадовать в этот день чем-нибудь особенно приятным.
V.35. Будете ли Вы использовать социальные сети для решения профессиональных задач?
А. Да, это вполне удобно и практично. Конечно, предпочел бы профессиональные сетевые сообщества, но главное – это технологическая доступность и комфортный интерфейс.
В. Нет, я не смешиваю работу с личной жизнью и не собираюсь выставлять себя на всеобщее обозрение.
С. Конечно, и не только потому сети стали привычным атрибутом современного социального пространства. Социальные сети позволяют сочетать коммуникацию с самопрезентацией, а это ключевой фактор в развитии «человеческого капитала».
I.36. Сталкиваясь с принципиально новой информацией по интересующему Вас вопросу, Вы стремитесь:
А. Выяснить достоверность, логично встроить ее в систему своих собственных взглядов и представлений.
В. Критически проанализировать и определить, каким образом и с какими целями ее можно использовать.
С. Определить свое отношение к ней и, понять, что изменилось в Ваших прежних взглядах и представлениях.
II.37. Если некое событие неоднократно повторяется, то означает ли это проявление закономерности?
А. «Повторяется» не событие, а наша интерпретация различных событий. В определенном смысле это, можно назвать «закономерностью», но «закономерностью мышления» – речь идет о нашей собственной приверженности определенной «системе смыслов», о готовности интерпретировать различные события в контексте собственного образа реальности.
В. Возможно, но нужно понять «принцип» повторения ситуации, изучить «внешние» и «внутренние» факторы. А еще исключить из этой формулы понятие «закономерность»! Лучше назовем это тенденцией или трендом.
С. Конечно, со всей определенностью.
III.38. Какой из перечисленных киногероев Вам наиболее близок по своим жизненным установкам?
А. Индиана Джонс.
В. Максим Максимович Исаев (Штирлиц).
С. Джек Воробей.
IV.39. Какой перечисленных афоризмов импонируем Вам в наибольшей степени?
А. Карьерная лестница для спуска не предназначена.
В. Карьера – чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь.
С. Делая карьеру, следи за тем, чтобы карьера не сделала тебя.
V.40. Какой способ личного знакомства кажется Вам наиболее предпочтительным?
А. Спонтанно, в зависимости от ситуации. «Искать знакомство» не буду, но с симпатичным мне человеком постараюсь пообщаться.
В. В ходе «тематического» мероприятия, где собираются люди со схожими интересами
С. В ходе официального или праздничного мероприятия, в котором участвуют общие знакомые.
I.41. Какие источники информации из перечисленных Вы считаете наиболее полезными для изучения исторического прошлого?
А. Личная переписка исторических деятелей.
В. Материалы официального происхождения.
С. Политические мемуары.
II.42. Как Вы считаете, реалистичен ли идеал «чистой науки»?
А. Безусловно. Только познание, «чистое» с точки зрения соответствия фундаментальным методологическим принципам и строгим правилам логики, по праву называется «наукой».
В. Только если только говорить о «чистоте» конкретных исследовательских программ – логичности их построения и последовательности реализации.
С. «Чистота» науки – это очень вредный миф, подобный образу науки как «башни из слоновой кости». За ним скрывается неумение говорить с окружающим миром на его языке, страх перед реальностью.
III.43. Какой из перечисленных кинозлодеев вызывает у Вас наибольшее отторжение?
А. Волан-де-Морт
В. Ганнибал Лектер
С. Саруман
IV.44. С чего Вы начнете делать ремонт в квартире?
А. С изучения каталогов по дизайну, предложений от строительных фирм.
В. С планирования бюджета и подготовки подробного плана.
С. Сначала выбросим всё то, что надоело, а там посмотрим.
V.45. Наилучший способ презентации результатов Вашей интеллектуальной деятельности – это:
А. Публикация в авторитетном научном издании, выступление на научной конференции.
В. Интерактивная презентация, подготовленная для научно-практического семинара или распространения в сети.
С. Интервью, пресс-конференция, прямое общение с коллегами.
I.46. Какую книгу Вы бы прочитали в отпуске (на каникулах)?
А. Реалистический роман.
В. Повесть в жанре фэнтези
С. Новеллу в жанре детектива.
и Присуща ли общественному развитию некая «целенаправленность»?
А. Исторический процесс имеет нелинейный характер, а потому о его «целенаправленности» можно говорить только в контексте развития конкретных социальных систем.
В. Процесс общественного развития по своей сути является нестабильным, хаотичным движением, где эволюционное саморазвитие социального пространства пресекается «точками бифуркации» и необратимыми трансформациями. Но тем сильнее становится стремление людей увидеть «целенаправленность» своей истории...
С. Да. В том смысле, что процесс общественного развития имеет линейную направленность – он определяется суммой причинно-следственных связей, имеющих устойчивую объективную природу.
III.48. Какая из перечисленных трактовок понятия «свобода» наиболее полно соответствует Вашему мировоззрению?
А. Свобода – это познанная необходимость.
В. Свобода – это возможность самовыражения в любом деле, которым приходится заниматься.
С. Свобода – это право не делать то, что скучно и глупо
IV.49. Представьте, что Вы выиграли «путевку вашей мечты», но Вы заняты в важном проекте на работе. Как Вы поступите?
А. Человек для работы или работа для человека?! Конечно, поеду, несмотря ни на что, в крайнем случае поработаю в режиме «виртуального офиса».
В. Попытаюсь найти компромисс, например, постараюсь доделать работу и отправлюсь в путешествие.
С. С сожалением отложу путевку и продолжу работать над проектом. Надо уметь расставлять приоритеты.
V.50. Легко ли Вы общаетесь с людьми, существенно отличающимися от Вас по возрасту?
А. Не очень, за исключением тех случаев, когда нас связывают общие интересы.
В. С любым человеком можно найти общий язык, если внимательно слушать и слышать его.
С. Только если это мои родственники или близкие знакомые.
I.51. Какой способ восприятия информации для является наиболее комфортным?
А. Чтение больших, упорядоченных массивов текстового материала (книга – лучший советчик!).
В. Работа с тематически подобранным комплексом материалов (преимущественно текстовых, хотя при необходимости могу использовать и аудиовизуальный «формат»).
С. Живое общение на интересующую меня тему, свободный поиск информации в сети.
II.52. Каким образом можно получить достоверные сведения об историческом прошлом?
А. Честно признать, что наше прошлое – это наше представление о прошлом. Значит «достоверность знаний о прошлом» прямо пропорциональна критичности нашего мышления, честности диалога с самим собой.
В. Прежде всего, необходимо опираясь на широкий корпус достоверных источников и применяя методику критического источниковедческого анализа установить фактическую картину исторического процесса. Далее комплексный анализ исторических фактов поможет раскрыть причинно-следственные связи и, тем самым, сделать шаг к понимаю исторических закономерностей.
С. Эту задачу можно решать разными способами – в зависимости от избранных методов исследования. Но в любом случае степень достоверность наших знаний о прошлом очень относительна.
III.53. Ценность научного познания в первую очередь заключается в том, что...?
А. Подлинная роль научного познания для человека – это не достижение той или иной «суммы знаний», а получение уникального опыта по постижению самого себя. «Занимаясь наукой» мы учимся ставить и решать задачи, вырабатываем свой собственный «жизненный стиль».
В. Наука вооружает человека надежными средствами познания и преображения природного и социального мира, позволяет понять глубинные законы бытия и, тем самым, избавиться от опасных иллюзий и беспочвенных фантазий.
С. Опыт научного познания делает дурака многократно невыносимее, а умного человека заставляет отнестись к себе и окружающим с немалой долей иронии. В остальном «наука» мало отличается от любого другого способа самовыражения.
IV.54. Что вы делаете для того, чтобы легче заснуть?
А. Такой проблемы не существует, если тщательно планировать свой день и соблюдать нормы здорового образа жизни.
В. Овечки, чай с травками, ароматерапия, музыка, теплая ванна, йога – что-нибудь да поможет.
С. Если не спится, то и не сплю – организму виднее.
V.55. Какой из перечисленных методов аргументации Вы чаще всего использовали бы в дебатах?
А. Метод мнимой поддержки – поддержка аргументов оппонента с их дальнейшим «развитием», т.е. приведением новые аргументов и соображений, которые оппонент «не заметил» (при этом часть аргументов «перехватываются» и в дальнейшем позиционируются как «свои», а часть доводятся до абсурда передергиванием смыслов и интонаций).
В. Метод фундаментальности – использование фактов и авторитетных мнений, способных поставить под сомнение сам подход оппонента к решению обсуждаемой проблемы (т.е. оппонент выставляется в роли поверхностного наблюдателя или неопытного специалиста).
С. Метод ограничений (дифференцирования) – дробление высказывания оппонента («В отношении этого Вы совершенно правы, об этом можно придерживаться разных мнений, а вот это совершенно неверно…»), далее атака на самые уязвимые пункты.
I.56. Считаете ли Вы, что внешний облик человека может говорить об его интеллектуальных способностях?
А. Скорее нет, чем да. Хотя эксперименты со внешностью могут сказать о многом.
В. Нет. Внешний облик чаще всего определяется стереотипами «внешнего мира», а интеллект – это пространство «внутреннего мира» человека.
С. Да. Как говорится, в человеке всё должно быть прекрасно.
II.57. Значимо ли для исторической науки «сослагательное наклонение»?
А. История не знает сослагательного наклонения! И не только потому, что всё произошедшее уже нельзя изменить (как БЫ нам этого не хотелось) – в истории нет места случайности, а потому бессмысленно и «сослагательное наклонение».
В. Существует распространенное мнение что первым фразу «история не знает сослагательного наклонения» произнес товарищ И.В. Сталин в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом. Это вполне объясняет, для «какой» исторической науки «сослагательное наклонение» значимо, а для «какой» оно неприемлемо.
С. Если мы хотим иметь правильное понимание «причин» в истории, то обязаны позволить себе и сослагательное наклонение. Только моделируя различные исторические сценарии, можно выявить реальный смысл исторического процесса.
III.58. Гибель цивилизации – это...?
А. Всего лишь очередная точка бифуркации (проснемся в новом мире!).
В. Критический уровень информационной энтропии, то есть торжествующая бестолковость.
С. Забвение человечеством результатов многовекового социального прогресса.
IV.59. Каким образом вы предпочитаете покупать книги?
А. Ищу по каталогам и покупаю через интернет-магазин, часто предпочитаю в электронном виде. Хотя могу купить и по совету знакомых.
В. Приобретаю всё, что покажется интересным. Правда, ставить их уже некуда.
С. Я люблю посещать книжные магазины и отбирать книги, внимательно изучая аннотации и содержание, зачитывая отдельные фрагменты.
V.60. Какая модель взаимоотношений студента и преподавателя для Вас предпочтительнее?
А. Преподаватель выступает в роли наставника, авторитетного специалиста в определенной области знаний и в прямом смысле «руководит» студентом.
В. Правила взаимоотношений должны быть такими же, как и в любой иной сфере – если люди находятся на «одной волне», то возможно самое свободное общение вплоть до совместного досуга, если говорят на «разных языках», то общение должно быть сведено к стандартному, четко организованному взаимодействию, а если откровенно неприятны друг другу, то их общение должно быть минимизировано и формализовано.
С. Опираясь на свой опыт и эрудицию преподаватель помогает студенту сориентироваться в информационном пространстве современной науки (или профессии), выбрать собственную «траекторию роста», а в дальнейшем выступает в роли консультанта и тьютора.
I.61. Существует ли «рациональное зерно» в гороскопах?
А. Для человека, верящего в гороскопы – безусловно. А остальные гороскопы не читают.
В. В «гороскопах» из журналов – ни малейшего. Но профессионально составленный индивидуальный гороскоп вполне может указать на реальную вероятность событий.
С. Конечно же нет. Разве небесные овцы могут влиять на мою жизнь?!
II.62. Правовая культура – это:
А. Особые модели правопонимания, связанные с социальной интерпретацией правовых явлений.
В. Знание законов и готовность следовать им.
С. Наше переживание «правоты». Иными словами – самоуважение, лишенное «самомнения».
III.63. Как Вы относитесь к тому факту, что в государственном бюджете США за 1997 год (разгар информационной революции!) расходы на изучение внеземных цивилизаций были запланированы в большем объеме, чем на развитие информационных технологий?
А.Крайне отрицательно – бессмысленные траты, бесцельные усилия. Не говоря уже о большой вероятности «нецелевого расходования средств».
В. Вполне положительно. Под эгидой таких «странных» направлений реализуется множество полезных проектов и накапливается опыт инноватики.
С. Полностью поддерживаю. Открывает огромный простор для фантазии и освобождает научный поиск от «академических традиций».
IV.64. Какой вид досуга Вы посоветуете Вашему ребенку (или ребенку Ваших хороших знакомых)?
А. Пусть ребенок занимается тем, что ему сейчас интересно.
В. Посещение музыкальной школы или спортивной секции.
С. Пусть всё попробует, потом остановится на «своем».
V.65. Как наилучшим образом влиться в новый коллектив?
А. Уважать корпоративные правила, сохраняя свою индивидуальность.
В. Необходимо понять традиции и правила этого коллектива и постараться следовать им.
С. «Прийти со своим самоваром», т.е. проявить себя как интересную, ответственную, харизматичную личность, не боящуюся рабочих трудностей и способную вести за собой.
I.66. Какова Ваша главная фобия?
А. Диктатура. Например, ограничения моих стремлений во имя чьей-то «истины» или «справедливости».
В. Хаос. Например, бессмысленные и безответственные «реформы».
С. «Порядок» и «стабильность», а точнее «болото», которое любит маскироваться под что угодно.
II.67. Для изучения конституционного строя той или иной страны необходимо в первую очередь:
А. Изучить наиболее обсуждаемые в этой стране новости.
В. Познакомиться с типичными для этой правовой системы кейсами (типичными ситуациями и проблемами, возникающими в ходе правоотношений).
С. Прочитать Конституцию (Основной закон) этой страны.
III.68. Чем для Вас является религия?
А. Интересный объект при изучении человека, его психологии и социальности.
В. Один из способов познания самого себя и окружающего мира. Вполне честный для искренне верующих людей.
С. «Опиум для народа». Ну а если серьезно, то исторически обусловленная форма общественного сознания, совершенно неактуальная в современном мире.
IV.69. Если Вам предложено выполнить престижную работу, смысл которой Вы не понимаете или не согласны с предложенным порядком действий, то Вы предпочтете...?
А. Отказаться от ее выполнения, аргументировано объяснив свою позицию.
В. Попробовать, но сделать все по своему.
С. Принять предложение, но постараюсь в процессе понять предложенный порядок действий и предложить разумные коррективы для него.
V.70. Какая форма организации учебной работы раздражает Вас в наибольшей степени?
А. Раздражает плохая организация. А форма может быть любой, главное, чтобы было эффективно и не скучно.
В. Классический лекционный курс с «экзаменом по билетам».
С. Дистанционное обучение с применением интерактивных технологий
I.71. В какой музей Вы бы предложили сходить своим товарищам
А. Государственный Дарвиновский музей или Эрмитаж.
В. Музей Помпиду в Париже или Центр современного искусства «Винзавод» в Москве.
С. Google arts удовлетворит любой художественный вкус.
II.72. Если Вам необходимо разработать графическую схему, изображающую социальную структуру общества, то Вы используете:
А. Комплекс графических фигур, каждая из которых обозначит тот или иной социальный класс или социальную группу.
В. Графические объекты различного типа, символизирующие сообщества, практики, процессы, явления, которые составляют социальное пространство данного общества.
С. Инфографику – комплекс стилизованных изображений, раскрывающий специфику «социального» в данном обществе.
III.73. Приходилось ли Вам всерьез ссориться с близкими из-за «политических вопросов», или Вы не можете представить такую ситуацию?
А. Все мы живем в своих «воображаемых мирах», а точнее видим в окружающем мире то, что хотим и готовы увидеть. Ссоры по «политическим» вопросам возникают тогда, когда мы забываем об этом и начинаем относиться к своему «миру» как к единственно реальному. Для настоящей семьи это неприемлемо.
В. К сожалению такое бывало. Но зато это по-честному.
С. Нет, каждый имеет право на свое мнение и его открытое высказывание. Другое дело, что не всегда удается конструктивный диалог по таким вопросам.
IV.74. Среди своих мотивов, обуславливающих Ваш интерес к исследовательской работе, в первую очередь можно выделить..?
А. Стремление найти решение поставленной проблемы. И удовольствие от найденного решения.
В. Стремление к истине.
С. Уверенность в том, что исследование – это наилучший способ увидеть мир таким, каким я хочу его видеть.
V.75. В каком формате Вы предпочтете обсуждать со своими друзьями проведение новогоднего праздника?
А. Каждый предлагает свой вариант праздника, а потом мы выбираем лучший. Можно поискать интересные идеи в соцсетях или на тематических сайтах.
В. Лучше ничего не планировать заранее, настоящий экспромт принесет куда больше эмоций, чем «хорошо организованное» празднество.
С. Думаю, что нам всем нужно предварительно встретиться и продумать все вопросы, связанные с праздником, распределить «зоны ответственности». Как говориться, хороший экспромт – это хорошо подготовленный экспромт.
I.76. На Ваш взгляд, какой фильм из перечисленных может заставить современного человека задуматься о своей жизни и окружающем обществе?
А. «Матрица» Л. и Э. Вачовски.
В. «Остров» П. Лунгина.
С. «Собачье сердце» В. Бортко.
II.77. К трудам какого из какого из перечисленных интеллектуалов вы бы обратились, выбирая эпиграф к учебнику по политологии?
А. Н. Макиавелли.
В. Ю. Хабермас.
С. Аристотель.
III.78. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный студент?
А. Дисциплинированность, ответственность, добросовестность, стремление к приобретению широких, фундаментальных знаний, уважение к преподавателям.
В. Коммуникабельность, инициативность, широкий круг интересов, готовность видеть в учебе поле для творчества, независимость суждений в сочетании с умением доказывать собственную точку зрения.
С. Развитое умение учиться (инструментальная грамотность), любознательность, прагматизм, стремление к саморазвитию, конструктивный подход к учебе как своему «делу».
IV.79. Вы стоите в очереди, и кто-то пытается «пролезть вперед». Ваши действия?
А. Пропущу человека, если он будет мне симпатичен. Если нет, то скандалить не буду – либо сделаю замечание, либо просто про себя выругаюсь.
В. Узнаю причину столь бурной спешки человека, в случае необходимости пропущу его вперед.
С. Обращу внимание окружающих на неподобающие действия этого человека и постараюсь объяснить ему неприемлемость такого поведения.
V.80. Вы заметили возникшую некоторую напряженность в отношениях с Вашим сексуальным партнером. Ваши действия?
А. Постараюсь откровенно обсудить все возникшие проблемы и пути их решения. Честность – лучший способ решения любой проблемы.
В. Постараюсь каким-либо образом разнообразить нашу жизнь, и напряженность со временем пройдет.
С. Попытаюсь понять своего партнера, встать на его место. Возможно, дело совсем не в сексе. Да и не сексом единым....
I.81. Почему люди так стремятся «познать прошлое»?
А. Познание прошлого есть необходимая основа для понимания современности и прогнозирования будущего.
В. «Познавая прошлое», люди конструируют понятный и комфортный для себя образ мира, а также доказывают свою правоту «историческими предпосылками» и «исторической справедливостью».
С. Прошлое может дать нам важные уроки, а вот можем ли мы освоить их или «история ничему не учит» – это вопрос наших усилий.
II.82. Как Вы относитесь к понятию «устаревший учебник»?
А. Учит не учебник, а диалог. Поэтому «устаревший учебник» может быть не менее полезен, чем самый современный. Вопрос только в том, насколько читатель готов к его критическому восприятию.
В. Сомнительное понятие. Хорошие учебники не устаревают, а остальные и учебниками называть не стоит.
С. Нормальное понятие. Любой учебник – это не справочник «накопленных знаний», а отражение актуального парадигмального подхода. Так что студенты, которые учатся по «устаревшим» учебникам – это «армия, которая готовится к прошлой войне».
III.83. Рассуждая гипотетически, Вы можете представить свой «служебный роман» с подчиненным (подчиненной)?
А. Все зависит от конкретных обстоятельств.
В. Ни в коем случае, это неправильно и аморально!
С. Главное, чтобы обоим понравилось.
IV.84. Представьте, что рассматривается рационализаторское предложение (экспериментальная работа) Вашего коллеги, в которой есть смелые, оригинальные предложения, но есть и явные, на ваш взгляд, ошибки. При этом Вы смотрите на обсуждаемую проблему совершенно в ином ключе. Как Вы поступите?
А. Выделю и положительные, и отрицательные стороны сделанного предложения, но акцентирую внимание на недостатках проекта – ведь они не позволят достичь успеха, а значит необходимо совершенно иначе подойти к решению проблемы.
В. Предложу на первом этапе разделиться на несколько групп и провести параллельную экспертизу концепции проекта – «очень достойного, но чрезвычайно новаторского».
С. Предложу провести «мозговой штурм» для доработки проекта, в том числе смоделировав позицию крайних скептиков – с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем более успешное продвижение проекта.
V.85. Вы создаете свою страничку в социальной сети. Какую информацию укажите в качестве статусной и в каких слотах потом будете активнее всего обновлять информацию?
А. Моя страничка – это пространство общения, а не отчет или выставка. «Статусной» информации минимум, но практически каждый день пишу небольшие посты-мнения на общественные, культурные и личные события, активно комментирую и делаю репосты. Их фотографий предпочитаю селфи. У меня много подписчиков и с некоторыми активно общаюсь в личке.
В. Вряд ли буду создавать «свою страничку», но если гипотетически представить такую ситуацию, то честно укажу всю необходимую информацию по типовым «опциям» – личные данные, круг интересов, образование, место работы, характеристики «жизненной позиции». Наверное размещу и свои любимые музыкальные композиции, кинофильмы, но ссылки сделаю видными только для друзей и подписчиков, да и «стену» для комментариев и чужих записей закрою – буду общаться только с теми, с кем считаю нужным.
С. У меня есть странички в нескольких соцсетях, личные данные заполнены так, чтобы меня легко найти друзьям и коллегам. Размещаю подробные сведения о своих занятиях, увлечениях и работе, чтобы составить первичное впечатление о себе гостям моей странички. Делюсь любимой музыкой, видеороликами, наблюдениями, поздравлениями с подписчиками. В принципе моя страничка открыта для всех интересующихся.
I.86. Как бы Вы себя ощущали, оказавшись подобно Алисе в кроличьей норе?
А. Нормально. Если разобраться, то весь наш мир – это кроличья нора.
В. Неуверенно и нервно.
С. Заинтриговано. Поблуждал бы с удовольствием!
II.87. Какую из естественно-научных дисциплин Вы обязательно включили бы в учебным план подготовки студентов-гуманитариев?
А. Математику
В. Информационно-коммуникативные технологии.
С. Физику.
III.88. Секс на первом свидании. Допустимо ли это?
А. Как пойдет. А как пойдет, заранее никто не знает, потому что свидание первое.
В. Если это свидание с целью получить секс, то обязательно (иначе было бы обидно). Но для первого «романтического свидания» – явный mauvais ton.
С. Нет. Это признак моральной распущенности.
IV.89. В Вашей семье никто не любит мыть посуду. Как бы Вы решили эту проблему?
А. Можно купить посудомоечную машину. Все проблемы мытья она не решит, но зато значительно сэкономит время.
В. Кто поел, тот и моет. Не помыл – в следующий раз пусть ест из грязной посуды.
С. Я думаю, что необходимо установить четкий распорядок, причем все члены семьи должны иметь примерно равные обязанности – если кто-то сегодня моет посуду, то другой, например, выноси мусор и т.д. Либо сделать дни «дежурства по дому».
V.90. Вы любите рассказывать анекдоты?
А. Не скажу что я большой любитель анекдотов, но к месту рассказанный анекдот вполне хорош как способ наладить неформальный контакт. А вообще я больше люблю поучительные истории.
В. Предпочитаю слушать – они многое скажут о личности собеседника.
С. Если анекдот не слишком «бородатый» и к месту, то да, я люблю.
I.91. Какой из перечисленных тезисов Вы выбрали бы для характеристики своего воображения?
А. Я могу представить все что угодно – было бы желание и настроение.
В. Я могу представить только то, что когда-либо видел.
С. Я могу представить то, что понимаю.
II.92. Какую из форм семинара Вы бы предпочли, чтобы обеспечить высокий научный уровень занятий?
А. Кейс-стади – обучение через комплексный анализ конкретных ситуаций и их интерпретацию.
В. Эвристическая беседа, к которой студенты готовятся с помощью рекомендованной литературы.
С. Исследовательские или проблемно-аналитические задания с элементами деловой или ролевой игры.
III.93. Какая модель взаимоотношений в семье для вас идеальна?
А. Традиционная трехпоколенная, где старшее поколение живет вместе с молодым и передает опыт и традиции более младшим. Кто из нас не знает, что внуков и внучек воспитывают бабушки и дедушки?
В. Нет никаких рецептов по этому поводу. Каждая счастливая семья счастлива по своему. Похожи скорее несчастливые семьи.
С. Прозвучит банально, но с родителями должны жить дети. И после того, как молодые люди перестают чувствовать себя «детьми», они должны жить отдельно – «своим умом» и «своим бюджетом». Что совершенно не мешает любить своих родителей.
IV.94. В свободное время Вам больше всего нравится..?
А. Не очень понимаю, что такое «свободное время». Если работа интересная, то у меня нет потребности «освобождаться» от нее. К тому же если «отдых» – это новые впечатления и новые мысли, то это и есть моя главная «работа».
В.Читать, что-нибудь мастерить или заниматься со своей коллекций марок (монет, спичечных коробков...)
С. Путешествовать, общаться с друзьями, посещать интересные мероприятия.
V.95. Несмотря на законодательный запрет курения Ваши на рабочем месте коллеги раз за разом устаивают «перекур». Ваши действия в такой ситуации?
А. Попробую с шутливой форме донести мысль о том, что не всякая норма – это глупость.
В. Поставлю вопрос перед руководством о необходимости соблюдать требования закона, но предварительно проинформирую своих коллег об этом.
С. Думаю мне удастся договориться с коллегами, чтобы курили пореже и подальше от меня
I.96. Как Вы отнесетесь к ситуации, когда Ваш начальник неожиданно похвалил Вас и по не очень понятному поводу?
А. Я проанализирую возможную мотивацию начальника и попытаюсь понять причину этой похвалы.
В. Буду воспринимать как должное. Главное, что такая похвала доказывает правильность моей профессиональной позиции.
С. Наверное у него просто хорошее настроение. Ну а что касается меня, то, как известно, «доброе слово оно и кошке приятно».
II.97. Какие способы освоения учебного материала Вы порекомендовали бы студентам?
А. В зависимости от когнитивного стиля и мотивации конкретного студента.
В. Посещение лекций у разных преподавателей и по различным (в том числе непрофильным) предметам, изучение опорных учебных материалов в сочетании с дополнительной литературой по интересующей проблематике, активное участие в семинарах, выполнение творческих заданий.
С. Чтение и конспектирование рекомендованной преподавателем литературы, сопоставление полученной информации с содержанием лекционного курса.
III.98. Считаете ли Вы, что человек может резко поменять свои мировоззренческие принципы?
А. Человек, любой ценой сохраняющий свои принципы, это фанатик, чьи действия в большей степени связаны с деформированной психологией, а не убеждениями. В жизни любого нормального человека мировоззренческая позиция – это, прежде всего, отражение реального жизненного опыта. Поэтому со сменой опыта должны меняться и мировоззренческие принципы.
В. Все мы, осознавая это или нет, является игроками в своей жизни. Кто-то сам пишет сценарии для такой игры, кто-то нуждается в либретто, но смена репертуара и декораций происходит с завидным постоянством. «Игра в принципы» – одна из самых драматичных. Но это тоже игра – не больше и не меньше. И декорации в ней сменяются быстрее, чем актеры.
С. Как правило, это невозможно. Изменение жизненной позиции может, конечно, произойти при определенных социальных обстоятельствах. Но «мировоззренческий перелом» скорее говорит о том, что никаких твердых принципов и не было – ведь привычка вести себя тем или иным образом еще не является «убеждениями».
IV.99. Вы согласны с мыслью о том, что «Весь мир – это театр»?
А. Фраза, конечно, «классическая», но не стоит переоценивать ее смысл – может быть мы и «играем», но по жестким «сценариям», и «сценарии» эти сами не выбираем. Так что, если мир – это в определенном смысле и «театр», то уж точно не «цирк».
В. Да, «мир – это театр», причем каждый из нас сам выбирает в нем роль режиссера, сценариста, актера, вахтера или зрителя.
С. Да. И в этом «театре» у каждого из нас есть свое амплуа, свой репертуар и своя строчка в зарплатной ведомости.
V.100. В кампании друзей Вас упрекнули в том, что Вы любите витиевато выражаться, демонстрируя свою начитанность и эрудицию. Как Вы отнесетесь к этому?
А. Я всегда готов объяснить свою позицию. А если кого раздражаю – то это его проблемы. К тому же казаться проще, чем ты есть на самом деле – это никому ненужная фальшь.
В. Сведу в шутку, но возьму на заметку – не стоит так явно «отрываться от народа». Хотя есть понятия, которые было бы странно «переводить» на житейский язык.
С. Если апельсин я называю апельсином, то почему примордиализм я не могу называть примордиализмом? Поэтому на такой сомнительный упрек я не буду никак реагировать.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 629 | Нарушение авторских прав
|