Особенностью этих нарушений является частичная потеря контроля над своими моторными функциями, которые обычно подчиняются волевым приказам. Часто это происходит, когда человек чувствует, что за ним наблюдают, или что он находится во власти другого человека, которая может проявиться в любой момент. Так, при кривошее голова непроизвольно – медленно или рывком – поворачивается в сторону, иногда даже назад, и только через некоторое время ей можно придать нормальное положение. Бросается в глаза стремление пациента держать голову прямо, используя вспомогательные средства. Он придерживает пальцами подбородок или опирается затылком на что-нибудь твердое. Если помещение позволяет, человек стоит спиной к стене, опираясь на нее, тогда он без большого труда может держать голову прямо.
Такие особенности и зависимость от ситуации (присутствие других людей) демонстрируют основную проблему, с которой связаны эти нарушения. Все крутится вокруг полюсов уверенность – неуверенность. Моторные нарушения и тик развенчивают наносную самоуверенность, которую человек демонстрирует другим. Они показывают, что у него нет не только уверенности, нет даже силы быть хозяином самому себе!
Во все времена символом храбрости и отваги были твердый, прямой взгляд и способность не отводить глаз. И именно в тех ситуациях, где это особенно важно, голова самопроизвольно поворачивается в сторону! Человек начинает бояться встреч с важными для него людьми, не любит людных сборищ, старается избегать неприятных ситуаций, уходит от конфликтов и попросту вычеркивает из своей жизни часть мира.
Прямая осанка вынуждает смотреть на мир прямо. Но если человек отворачивается в сторону, он не может (или не хочет?) видеть как минимум половины того, что находится вокруг. Становясь односторонним, он начинает рассматривать предметы «наискось». С этой односторонностью косвенно связана известная угроза «Я сверну тебе голову». Цель такой психической атаки – лишить жертву власти над направлением своего взгляда, чтобы она безвольно следовала за другими.
Те же самые проблемы связаны с писчим спазмом и судорогами пальцев у пианистов. У таких людей высокие претензии и сильно развитое честолюбие. Они целенаправленно делают карьеру, но на людях демонстрируют скромность. Они хотят, чтобы их успехи (красивый почерк, музыка) производили неизгладимое впечатление на всех. Но симптом (тоническое сжатие кисти) расставляет все на свои места. Всем становится видна «судорожность» их попыток и успехов. Оказывается, что на самом деле им «абсолютно нечего сказать» (читай: написать).