Истерическая психопатия
Первые личностные отклонения появляются в возрасте 2-3 лет или в дошкольном возрасте. Такие дети обидчивы, капризны, подвижны, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им.
Они легко запоминают детские стихи и сказки, шутки и анекдоты, подслушанные у взрослых, и могут весьма забавно копировать их. У них живое воображение, они впечатлительны и эмоциональны.
Они легко становятся «кумиром» семьи, их способностями восторгаются их папы и мамы, а особенно бабушки и дедушки, демонстрируют их способности гостям, и дети с удовольствием устраивают для них целые спектакли, декламируют стихи, могут на ходу сочинить забавную историю, чтобы посмешить взрослых.
Они очень быстро становятся центром всеобщего внимания и среди взрослых, и в детском коллективе, и в дальнейшем прилагают все усилия, чтобы постоянно привлекать к себе внимание.
У них обычно завышена самооценка. особенно если их постоянно нахваливают взрослые, и очень скоро они начинают пользоваться своим положением и требовать большего, чем они могут получить. Но возможностей для того, чтобы постоянно быть в центре внимания, у них недостаточно.
Стремясь привлечь к себе всеобщее внимание, они могут придумывать о себе вымышленные истории, приукрашивать истинные события, и в дальнейшем склонность к выдумкам, преувеличению, фантазированию и лжи сохраняется у них на всю жизнь. Это называется псевдологией.
Иногда вымышленные истории, в которых они якобы принимали участие, заимствованы ими из прочитанных книг или их кинофильмов. Для каждого нового слушателя они могут рассказать новую версию своих «похождений», и чем чаще они рассказывают какую-нибудь историю, тем большими подробностями с каждым разом она обрастает.
Они могут выдать чужие стихи или рассказ за свое собственное творчество, но если их ловят на плагиате, они даже не смущаются, отделываясь шуткой, или смущаются очень недолго.
Некоторые их них становятся патологическими лгунами, и лгут даже без явной выгоды, и порой невозможно отличить, когда они говорят правду, а когда сочиняют.
Псевдология может быть и формой реагирования на трудные или стрессовые ситуации, а может быть и характерным свойством личности.
При отсутствии возможности занять центральное положение за счет своих способностей, истерические психопаты используют любые способы, чтобы обратить на себя внимание.
Их желания всегда преобладают над разумом. Не найдя рациональных путей к самоутверждению, к которому психопат стремится, он избирает другие способы. Это может быть фантазирование, придумывание себе новой биографии (например, они могут выдумать, что являются внебрачным ребенком какого-нибудь знаменитого человека и тому подобное), мошенничество и прочее.
При неудовлетворенности своим положением, обидах, ущемленном самолюбии может быть уход в мир грез и фантазий. Чаще это свойственно подростковому возрасту, но может наблюдаться и у молодых девушек, недостаточно внешне привлекательных, но тем не менее, претендующих на внимание юношей. Они начинают представлять себя героинями известных романов, где прекрасный юноша влюбляется в них, кипят бурные страсти, но её сердце принадлежит другому и тому подобное.
Аналогичные фантазии могут быть и у юношей, если их отвергают их сверстницы, — они представляют себя мужественными красавцами, от которых без ума все женщины, а он высокомерно их отвергает.
Или они представляют, что их любит известный киноактер (актриса), шлют им любовные послания, стремятся увидеться со своим идеалом, осаждают артиста на концертах, подкарауливают около дома и так далее.
Если их хвалят и ставят их в пример другим, то они хотят, чтобы их хвалили постоянно. Поначалу многие из них считаются способными, они легко все схватывают, запоминают новую информацию. Но они поверхностны во всем, им несвойственны усидчивость и трудолюбие, и если работа или учеба требуют большой затраты времени для их выполнения, то вскоре они теряют интерес к занятиям и своей профессиональной деятельности.
О таких людях обычно говорят, что они способные лентяи, и часто корят их, что они работают или учатся не в полную силу. Но к труду, требующему целеустремленности, настойчивости и упорства, они не очень способны, поэтому истинных способностей у них нет, так как общеизвестно, что талант — это способности, помноженные на труд.
Если в результате сделанной работы они надеются получить похвалу и снова оказаться в центре внимания, — то они могут выполнить такую работу, если она не занимает очень много времени, так как терпением они не отличаются, и любое дело могут сделать быстро, но недостаточно качественно.
Но обычно у них хорошая память и раскованное мышление, поэтому даже не отличаясь хорошей успеваемостью в школе, они могут за короткий промежуток времени подготовиться к вступительным экзаменам и поступить в институт или престижное училище.
Люди с истерическими чертами характера предпочитают профессии, где их стремление быть постоянно на виду, в центре внимания, — может быть реализовано.
Поэтому многие из них избирают профессию артиста, музыканта, журналиста, телеведущего и прочие творческие профессии, но не из-за того, что они имеют соответствующие способности, а именно ради удовлетворения потребности привлекать к себе внимание.
Но надо сказать, что у многих из них есть способность к перевоплощению, подражанию и утрированная эмоциональность, но этого недостаточно, чтобы стать хорошим артистом или музыкантом. Основного условия для реализации и развития способностей — настойчивости, трудолюбия, целеустремленности и организованности, — у них нет.
Психиатрам известно, что талантливые артисты — это всегда люди с истероидными чертами характера. Но чаще всего у них присутствует именно истероидность, а не истеричность (хотя последняя тоже может быть, особенно у «звезд», но это уже приобретается вместе со славой), то-есть, некоторые черты, напоминающие истерию. Но без таких черт невозможна их профессия, поскольку лицедействовать, постоянно играть других людей, перевоплощаться, по требованию переживать различные глубокие эмоциональные состояния, — человек без истерических черт характера не сможет. В той или иной степени истероидность, истерическая акцентуация характера, а иногда и истерическая психопатия, свойственна всем представителям творческих профессий, а актерам — в первую очередь.
Из множества признаков, присущих истерической психопатии — стремление постоянно находиться в центре внимания любыми способами — самый главный симптом.
Такие люди всегда хотят казаться более значительной личностью, чем они есть на самом деле.
Но, как правило, их амбиции не совпадают с их реальными возможностями. Поэтому вторая особенность их личности — неспособность объективно оценивать собственные поступки.
И третьей особенностью является невозможность четко отграничить продукцию собственного воображения от реальности.
Тех истериков, у которых преобладает не жажда признания, а стремление к фантазированию и патологическая лживость, называют псевдологами или мифоманами.
Одни переживания совершенно ускользают от их внимания, а другие воспринимаются очень ярко.
Сочинив о себе невероятные истории, истерик начинает сам в них верить, и в дальнейшем будет рьяно отстаивать, что все, что он рассказывает, на самом деле с ним происходило. Истерик не в состоянии увидеть разницу между фантазиями и реальностью, между увиденным во сне или в кинофильме и собственной жизнью.
Поэтому, когда его ловят на лжи, он может вполне искренне обидеться и ничуть не чувствует себя смущенным, объясняя такое отношение окружающих тем, что они ему просто завидуют.
Стремление выделяться может проявиться в желании быть оригинальным, эксцентричным в одежде и поведении, совершать необычные поступки, не укладывающиеся в общепринятые нормы поведения.
Это стремление проявляется и демонстрациями собственного превосходства и своих якобы исключительных способностей, страстным поиском и жаждой признания у окружающих, преувеличением собственных заслуг или своих переживаний, театральностью, нарочитостью, рисовкой в поведении. Истерическим личностям свойственны позерство и поступки, рассчитанные на внешний эффект.
При первом знакомстве они могут показаться мягкими, нежными, ласковыми, уступчивыми. Однако со временем становится явной неестественность и наигранность их поступков. В зависимости от изменения ситуации меняется и поведение историков.
Их эмоциональность проявляется ярко, преувеличенно, бурно, театрально, с заламыванием рук и эффектными позами, бурными объятиями или рыданиями. Все у них преувеличено, и нередко с оттенком искусственности, фальши.
Других людей они могут утомлять своими крайностями, из любого пустяка они могут разыграть целую трагедию, рассчитанную на публику. Им обязательно нужны зрители для их драматических переживаний, и разыгрывая очередную бурную сцену, они внимательно следят, какой эффект она оказывает на тех, кто за ними наблюдает.
Рассказывая очередную вымышленную историю, они всегда отводят себе в ней главную роль. Или могут рассказывать о «непереносимых», «нечеловеческих» страданиях, которые им пришлось пережить, лишь бы привлечь к себе этим внимание.
Даже в зрелом возрасте многие женщины с истерической психопатией не могут избавиться от кокетства с молодыми мужчинами, которое в явном диссонансе с их возрастом и внешним видом. Порой подобное поведение престарелых кокеток производит нелепое и отталкивающее впечатление.
Но и стареющим истеричным мужчинам это тоже может быть свойственно в присутствии молодых привлекательных женщин, когда они «распускают хвост», пытаясь заинтересовать юную собеседницу своими мнимыми любовными приключениями и победами, и внешне это не всегда выглядит привлекательно.
У некоторых истериков стремление иметь аудиторию настолько гротескно, что в совершенно неподходящей ситуации, например, в очереди в поликлинике или в общественном месте они начинают очень громко рассказывать какую-либо вымышленную или явно преувеличенную историю совершенно незнакомому человеку, оживленно жестикулируя, сопровождая свой рассказ утрированной мимикой и не обращая внимания на недоуменные взгляды рядом находящихся людей. При этом они посматривают на окружающих, следя за их реакцией, и если видят, что кто-нибудь заинтересовался их рассказом, в дальнейшем они всю свою театральность адресуют такому зрителю, а если зрителей несколько, то тогда они полностью удовлетворены. Но если нет, им достаточно и одного зрителя или слушателя.
Есть среди истерических личностей действительно эмоционально очень тонкие люди, прекрасно чувствующие аудиторию и её отклик. Они никогда не «выходят из образа», не фальшивят и не переигрывают, их игра (но не наигрыш) очень тонкая, рассчитанная именно на данного зрителя. Они кажутся подкупающе искренними, в них нет ничего нарочитого, искусственного. Они могут иметь много образов, и в каждом ведут себя совершенно естественно. Но это свойственно очень немногим, и в основном, людям с акцентуацией характера по истерическому типу, а не истерическим психопатам, поскольку психопатия подразумевает нарушение адаптации к окружающему миру.
Но несмотря на бурное и театральное выражение эмоций, на самом деле эмоции истерических психопатов неглубоки и непостоянны. Психиатры говорят об эмоциональности истериков как о «соломенном огне чувств» — то есть, эмоции быстро вспыхивают, но так же быстро и прогорают.
В целом психика истериков незрела, носит черты инфантилизма. Они склонны к легкомысленным, опрометчивым поступкам, разным авантюрам, из-за которых они могут попасть в сложную ситуацию. Но такие ошибки их ничему не учат, и это может снова повторяться.
Помимо всего прочего, они эгоцентричны, себялюбивы и равнодушны к окружающим, хотя внешнее проявление их сочувствия может казаться искренним.
Они неспособны к глубоким привязанностям, чувствам и любви, хотя и могут подробно рассказывать о своих якобы бурных чувствах, используя фразы из дешевых мелодрам — «Я вся в любви!», «Я так безумно любила!» В конце любой сказанной истериком фразы можно ставить восклицательный знак, а то и три.
Поверхностность их эмоций проявляется даже в их отношении к собственным детям. Поначалу они могут приписывать собственному ребенку необыкновенные способности, подчеркивая всем своим поведением, что такой одаренный ребенок мог родиться только от столь же необыкновенного родителя.
Некоторые истеричные экстравагантные мамы столь же экстравагантно одевают и своих детей, делают им необычные прически и любят гулять с детьми в общественных местах, привлекая к себе внимание роскошной коляской или шикарно разодетым ребенком. Если кто-либо скажет им вслед: «Ах, какая прелестная пара — и мама и ребенок!» — они будут на верху блаженства.
Но глубокой привязанности они не испытывают даже к свои детям. Их тяготит обыденность и рутинность родительских обязанностей. Стирая пеленки или готовя ребенку кашу, они никак не могут проявить своего стремления быть в центре внимания.
Дефект чувства любви они «компенсируют» демонстрацией этой любви. На людях женщины-истерички могут представлять себя идеальной матерью, «обожающей» своего сына или дочь, но при первой же возможности они постараются передать ребенка на попечение собственной матери или свекрови, или находят няню. Они могут на бегу заглянуть в детскую, посюсюкать и потискать ребенка, и убегают куда-нибудь, где есть общество. В разлуке с ребенком они рассказывают всем, как они от этого страдают, но отнюдь не спешат забрать его, если он воспитывается в другом городе у бабушки.
Чаще всего они завистливы и ревниво относятся к чужому успеху, это их очень задевает и оскорбляет. Особенно явно это у людей творческих профессий.
Имея склонность все относить к собственной личности, чужой успех они расценивают как непризнание их собственных заслуг, винят в этом окружающих, которые «недооценивают» их таланты, во всем видят интриги соперников.
Они очень любят скандалы, сплетни и интриги. Если начинающая актриса из-за своего скандального или аморального поведения становится предметом для всеобщего обсуждения и сплетен, — это как раз то, что ей нужно для самоутверждения и рекламы.
Некоторые из них намеренно сочиняют о себе различные истории, не стесняются рассказывать о своей интимной жизни журналистам или публиковать шокирующие общественность воспоминания о своих похождениях.
Понятие о нравственности и нормах поведения в обществе у истериков весьма своеобразно и полностью подчинено основной особенности их личности — если это может привлечь к ним всеобщее внимание, они вывернут все свое грязное белье на публике, не забыв облить грязью тех, кто, на их взгляд, недостаточно оценил их способности.
Истерики абсолютно неспособны реально оценивать свои, как правило, средние способности, считают себя непризнанными талантами и переубедить их невозможно.
По сути это люди внутренне малосодержательные, несмотря на внешне кажущуюся яркость. Подчас за этой внешней «показушностью» можно разглядеть внутреннюю пустоту и даже убогость.
Вся их психическая деятельность поверхностна, рассчитана на внешний эффект. Например, они могут высокопарно разглагольствовать о высоких материях, а на деле оказывается, что их знания ограничиваются беглым знакомством с философским словарем. Они могут демонстрировать свою начитанность, хотя на самом деле, кроме аннотации к произведениям известных авторов, они ничего не читали.
Истерики могут хвастаться знакомствами со многими знаменитостями и приводить подробности их биографии, почерпнутые их популярных журналов и газет, или где-то услышанные, а подчас и придуманные самими же.
Они могут преувеличивать собственное общественное положение, намекать на знакомство с высокопоставленными лицами или какую-то особо секретную работу, сохраняя загадочное выражение лица и лишь намеками давая понять о собственной значимости.
Истерик может хвастаться своими связями и обширными знакомствами, обнадеживая других людей, что окажет им необходимую поддержку, не скупится на обещания, хотя все это плод его богатой фантазии.
Их эгоцентризм, требование всеобщего внимания и стремление занимать в любом обществе центральное положение, не соответствующее их реальным способностям, приводят к ухудшение отношений с окружающими и конфликтам.
Это создает и внутренний конфликт между их желаниями и их возможностями.
В ответ на конфликтную ситуацию у истерических психопатов резко снижается настроение, но они могут придумать о себе какую-то жалостливую историю, чтобы вызвать сочувствие окружающих и вновь привлечь к себе их внимание.
Именно у истерических личностей чаще всего возникает истерический невроз после ссор, обид или непризнания их талантов. От психотравмирующей ситуации они спасаются с помощью мнимых болезней. Это называется «бегством в болезнь».
Как уже говорилось в главе об истерическом неврозе, их описания своих болезненных проявлений отличается эмоциональной окраской, необычными позами, стремлением привлечь к себе всеобщее сочувствие и все их действия направлены на то, чтобы «обидчик» понял, как они страдают в результате его невнимания или из-за его оскорбительного поведения.
Если истерическому психопату не удается привлечь к себе внимание иным способом, он стремится это сделать, демонстрируя таинственные симптомы никому не ведомой болезни, подчеркивая её «необычность», отличие от общеизвестных закономерностей.
Истерики демонстрируют припадки или обмороки, их жалобы необычны и в их описании они используют высокопарные выражения — «Я так страдаю!», «Эти боли непереносимы!» — и тому подобное.
Различные истерические реакции и другие формы истерического поведения (экстравагантность, склонность драматизировать обыденные ситуации, стремление быть в центре внимания) могут быть не только при этом, но и при других типах психопатии, а также при невротических реакциях. Но в этих случаях это обусловлено психической травмой или психогенной ситуацией и не столь продолжительно.
А для истерической психопатии свойственны не только психогенно обусловленные истерические реакции и формы поведения, но и вышеописанный склад личности, который наблюдается на протяжении всей жизни человека, а не только после психической травмы.
Как и большинство больных психопатией, истерические психопаты склонны к злоупотреблению алкоголем.
В опьянении все их истерические черты выступают в ещё более утрированном виде. Они могут говорить часами, не замолкая ни на секунду и не давая и слова вставить окружающим, и тут их патологическая лживость и склонность к фантазированию и преувеличению выступает в гротескном виде. Из-за этого они могут попасть в нелепую ситуацию, но ничуть не смущаясь, могут на ходу сочинить оправдание и рассказать ещё одну невероятную историю, главным участником которой они якобы были.
В целом алкоголизм у них имеет неблагоприятное течение из-за их психической незрелости, внушаемости, колебаний настроения и частым конфликтам, которые являются неизбежным следствием их личностной патологии.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 822 | Нарушение авторских прав
|