АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ВВЕДЕНИЕ. © А. И. Копытин, составление и редакция, 2002

Прочитайте:
  1. I. Введение
  2. I. ВВЕДЕНИЕ
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I.Введение
  5. А. Введение
  6. А. Введение
  7. Антитела – это специфические белки сыворотки крови макроорганизма (гамма-глобулины), образующиеся в ответ на попадение или введение в организм антигенов и дл борьбы с ними.
  8. Большое значение имело введение Дж. Симпсоном (1847) в акушерскую практику наркоза. Вначале для этого применяли хлороформ, а затем — эфир.
  9. Быстрое введение в вену АТФ может купировать
  10. В) перевод на парентеральное введение преднизолона с постепенной отменой

ББК 88.4

© А. И. Копытин, составление и редакция, 2002

© Издательство «Речь», 2002

© П. В. Борозенец, обложка, 2002

ISBN 5-9268-0151-6

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие составителя....................................................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 9

Как, что и почему.................................................................................................. 12

РИТУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ В ДРУГИХ КУЛЬТУРАХ............ 14

МАНДАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ИЗМЕНЕНИЙ........22

Эффект зеркала...........................................................................................22

Мировое древо.....................................................................................................23

Колесо....................................................................................................................23

Священное место................................................................................................24

Круги.................................................................................................................25

МАНДАЛЫ В АРТ-ТЕРАПИИ...................................................................................27

Создание мандал в качестве психотерапевтического приема...........................27

Мандала в качестве проективного средства.......................................................32

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ...................................................35

Введение................................................................................................................35

Нулевая стадия: «Чистый свет»......................................................................... 36

Первая стадия: «Пустота».................................................................................. 36

Вторая стадия: «Блаженство»............................................................................ 39

Третья стадия: «Лабиринт, спираль, вихрь»...................................................... 42

Четвертая стадия: «Начало»................................................................................ 45

Пятая стадия: «Мишень»......................................................................................48

Шестая стадия: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом»... 50

Седьмая стадия: «Оквадрачивание круга»......................................................... 53

Восьмая стадия: «Функционирующее Эго»........................................................ 55

Девятая стадия: «Кристаллизация».................................................................... 57

Десятая стадия: «Ворота смерти»..................................................................... 57

Одиннадцатая стадия: «Фрагментация»........................................................... 60

Двенадцатая стадия: «Трансцендентный экстаз»...........................................63

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

И ПСИХОТЕРАПИИ....................................................................................................66

Значение цвета и формы в изображении мандалы...........................................66

Значение цвета в мандале............................................................................67

Значение формы в мандалах........................................................................75

Общие рекомендации...................................................................................77

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии...............................77

Использование мандал в сочетании с музыкальной терапией................77

Использование мандал в терапии в сочетании с психоделическими препаратами........................................................................................................85

Мандала в качестве инструмента психотерапии: клинический пример........90

Роджер....................................................................................... ........ 92

Заключение.......................................................................................... 101

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ, МАНДАЛ

И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ: КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ........................ 102

Клинический пример.......................................................................................... 103

Сведения о пациентке................................................................................. 10З

Психотерапевтический процесс................................................................ 105

Клинический комментарий........................................................................ 113

СВЯЗАННЫЕ С ИСЦЕЛЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЯ: СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ........................................................................... 115

Введение.............................................................................................................. 115

Характеристика групп духовного целительства...................................... 118

Методы исследования........................................................................................ 119

Критерии отбора......................................................................................... 119

Методы оценки............................................................................................ 120

Анализ результатов...................................................................................... 121

Результаты исследований................................................................................... 127

Обсуждение.................................................................................................. 133

Заключение.......................................................................................................... 135

ПОСЛЕСЛОВИЕ........................................................................................ 137

Приложение 1. Инструкция по созданию мандал......................................... 138

Приложение 2. Авторская программа базовой подготовки в области

арт-терапии и других направлений терапии творчеством....................... 139

Литература...................................................................................................... 141

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Данный сборник посвящен диагностическому и психотерапевти­ческому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией. Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг». В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия: «Мандала — цир­кулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т. д. и символизирующий в индуиз­ме или буддизме вселенную, единство и целостность». Несмотря на то, что мандала представляет собой весьма интересный культурный фено­мен, в данном руководстве основное внимание все же обращается на ее применение в профессиональной работе практических психологов и психотерапевтов (арт-терапевтов), а также научных исследованиях из­мененных или особых состояний сознания.

Все включенные в сборник материалы так или иначе связаны с работами американской художницы и арт-терапевта Джоанны Келлогг, начавшей активно применять технику рисования мандал в сво­ей работе с пациентами с конца 60-х годов. Благодаря личному общению с нею и обучению на организованных ею курсах, мне в свое время удалось значительно расширить свои представления о симво­лических образах и, в. частности, возможностях мандалы как инст­румента творческого самовыражения и самопознания. Глубоко за­интересовавшись этими возможностями, с конца 90-х годов я стал применять предложенную Джоанной Келлогг технику рисования мандал в своей клинической работе, а спустя некоторое время, нако­пив определенный практический опыт, я также начал обучать дру­гих специалистов данной технике в рамках авторской обучающей программы по арт-терапии.

По прошествии более десяти лет после первого знакомства с ра­ботами Джоанны Келлогг, я избавился от некоторой экзальтации, кото

- 5 -

рая ранее была мне свойственна по отношению к данной технике, но тем не менее решил опубликовать некоторые посвященные ей материа­лы. В значительной мере это связано с настойчивыми просьбами учас­тников проводимой мною программы подготовить методическое руководство по диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал или, по крайней мере, перевести на русский язык те статьи Джоанны Келлогг и ее учеников, которые могли бы помочь лучше по­нять и освоить данный метод.

Хотя включенные в сборник материалы не отражают всего богат­ства возможностей мандалы в качестве оценочного и психотерапевти­ческого инструмента, они тем не менее позволяют лучше разобраться во многих вопросах методологического и практического порядка, свя­занных с применением мандал.

Сборник включает в основном статьи американских авторов — самой Джоанны Келлогг и некоторых из ее учеников, использующих технику рисования мандал и созданный на основе разработок Джоан­ны Келлогг карточный тест мандалы в своей психотерапевтической работе и научных исследованиях.

Большую часть сборника составляют пять глав, взятых из мето­дического руководства Джоанны Келлогг по использованию техники рисования мандал (Kellogg, J., 1992), в которых автор описывает пре­дысторию разработки ею этой техники, характеризует философские, культурологические и психологические основы феномена мандалы, дает рекомендации по использованию мандал в психотерапии и, на­конец, приводит оригинальную модель интерпретации циркулярных рисунков.

Следующие две статьи — одна, написанная Джоанной Келлогг в соавторстве с Маргарет Мак Рэ, Хеллен Бонни и Франческо Ди Лео, другая — Кэрол Буш — иллюстрируют применение техники рисования мандал и карточного теста мандалы в клинической практике. Первая из названных статей содержит, в частности, описание процесса музыкаль­ной терапии, в ходе которого нарисованная пациентом мандала исполь­зовалась в качестве инструмента оценки психологических изменений. Кроме того, в этой же статье описываются основные принципы анали­за цветовых характеристик мандал, применение мандал в сочетании с психоделической психотерапией и в аналитически-ориентированной работе.

- 6 -

Вторая статья показывает, каким образом карточный тест манда­лы может использоваться в сочетании с методами анализа сновидений и направленной визуализации и музыки. Статья Деборы Глик отражает одно из наиболее перспективных направлений использования мандал в научных исследованиях, а именно, применение данной техники в изу­чении измененных состояний сознания, в частности, тех изменений, которые характерны для участников разных групп религиозного целительства.

Техника рисования мандал и карточный тест мандалы таят в себе значительные возможности в плане проведения различных исследова­ний, о чем свидетельствуют, в частности, те публикации, в которых пред­ставлены результаты изучения измененных психических состояний в родах (Спивак Д. Л. и Спивак Л. И., 1997), состояний, переживаемых обладающими способностями к целительству лицами (Bigelow, V., 1995), теми, кто перенес операцию в результате онкологического заболевания (Clarke, E., 1995), а также склонными к сексуальному насилию лицами (Kenepp, L., 1995; Douglass, J., 1995). Весьма интересными представля­ются результаты интеркультуральных исследований с использованием мандал (Marshall, F., 1995; Smithman-Brown, V., 1995).

Что касается применения техники рисования мандал и рисуноч­ного теста мандалы в качестве инструментов оценки и диагностики в клинической практике, то среди некоторых направлений их использо­вания Кэрол Кокс (Cox, С., 1989) называет следующие:

• использование этих методик в сочетании с конвенциональны­ми тестами;

• их использование в момент поступления пациентов в психиат­рическую больницу с целью первичной диагностики, в сочетании с кли­ническими оценочными шкалами;

• применение данных методик до начала и в момент завершения психотерапии, а также с целью изучения результатов тех или иных спе­цифических воздействий, например практик духовного целительства;

• применение мандал в гомогенных группах испытуемых для вы­явления устойчивых предпочтений, например с целью определения предпочтений художников.

Все это позволяет считать технику рисования мандал и карточный тест мандалы весьма перспективными и, по сути, не имеющими анало­гов оценочными и психотерапевтическими методиками. Заинтересовав-

- 7 -

шиеся ею в результате чтения данного сборника специалисты могут пройти методические семинары и тренинги по психотерапевтическому и диагностическому использованию мандал в рамках специализирован­ной учебной программы и краткосрочных курсов по арт-терапии, ин­формация о которых приводится в конце книги.

- 8 -

ВВЕДЕНИЕ


Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 547 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)