АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

МЕДЬ ОМОЛАЖИВАЮЩАЯ

 

Возможно ли, в принципе, омоложение стареющего организма, когда физиологические процессы дегенерации клеток не просто замедляются, но процессы регенерации станут преобладать и биологический возраст уменьшится?

Геронтологам – специалистам по продлению жизни – такие случаи известны. Правда, процессы омоложения происходили кратковременно или не во всем организме, а лишь в отдельных органах.

Совершенно исключительный случай, повергший в изумление геронтологов всего мира, происходит с японкой Сэй Сёнагон. В 75 лет у нее исчезла седина и восстановился цвет волос, вновь выросли зубы, возобновились менструации. Резко молодеющая дама развелась со своим одряхлевшим супругом и вышла замуж за 40-летнего банковского служащего Тикамото, который считает, что супруга выглядит не старше тридцати.

Спустя девять месяцев после свадьбы Сэй родила сына. Она продолжает молодеть и всерьез опасается, что превратится в ребенка.

Последние несколько лет феномен Сёнагон изучается сотрудниками японского национального института геронтологии. Они обнаружили у Сэй ген, который отвечает за образование молодых клеток. Ген, который находился в состоянии покоя предположительно активировала завышенная доза гормональных биостимуляторов, которые, надо заметить, усиливают скорость биохимических реакций, подобно тому, как их усиливают микроконцентрации меди и серебра. Биостимуляторы вводились 70-летней Сэй после перенесенной операции на печени. В результате повышалась интенсивность обновления РНК. Увеличилась и скорость обновления белковых структур. Процессы образования и формирования молодых клеток стали преобладать над процессами старения.

Для лучшего понимания сущности вопроса необходимо объяснить физиологические механизмы старения. Эти механизмы во многом характерны и для большинства заболеваний.

 

В целом, старение характеризуется как биологический процесс, приводящий к ограничению адаптационных способностей организма, сопровождающийся развитием возрастных заболеваний и увеличением вероятности смерти.

Процесс начинается на клеточном уровне. Происходящие обменные и структурные изменения приводят к существенным изменениям функции клеток, ограничивают их приспособительные возможности. Снижается способность клеток к делению, что замедляет обновление тканей новыми, молодыми клетками. Клетки частично теряют свою жидкость – цитоплазму и сморщиваются. Внешне, изменения выражаются в виде обвисания кожи, появления морщин. Возрастные изменения часто сопровождаются развитием атеросклероза, артериальной гипертонии, онкологических заболеваний, позднего сахарного диабета, хронических заболеваний легких, расшатыванием и выпадением зубов. Это типичные болезни старческого возраста.

В настоящее время существует две основные теории, объясняющие старение – шлаковая и генетическая. Согласно шлаковой теории – старение это результат накопления в клетках неустраняемых продуктов обмена веществ – «шлаков жизни». Вторая теория утверждает, что старение это генетически запрограммированный процесс. Сторонники компромисса этих двух точек зрения предполагают, что генетическая программа старения «запускается» именно под воздействием накопившихся «шлаков жизни». Продлить длительность и качество жизни возможно ограничив образование и накопление в клетках продуктов обмена.

Правильное прохождение внутриклеточных процессов и своевременное выведение шлаков обеспечивается нормальной проницаемостью клеточных оболочек – мембран. На сегодняшний день считается доказанным, что повреждение биомембран является основной причиной всех патохимических изменений, в том числе – вызывающих старение.

Вывод – ясен. Обеспечив нормальное состояние биомембран и, тем самым, правильный обмен веществ, можно замедлить старение и предупредить болезни. Для этого необходимо принять меры по устранению причин, вызывающих мембранно-деструктивные процессы.

Одним из наиболее опасных повреждающих факторов биомембран является свободнорадикальное перекисное окисление. Оно вызывается супероксидными свободными радикалами ОН-, О2- и перекисью водорода (Н2О2). Перекисному окислению, в первую очередь, подвергаются липиды, из которых состоит клеточная оболочка. Изменяется ее проницаемость. Это приводит к дезорганизации работы ферментов, затрудняет проникновение в клетку ионов и питательных веществ, препятствует выведению шлаков. Происходящая путаница в работе клеточных механизмов может вызвать не только дегенеративные изменения, но и привести к мутации генома, что может стать причиной перерождения клетки в раковую.

Образованию супероксидных радикалов препятствует многокомпонентная антиоксидантная система организма. По ее состоянию можно судить об иммунном статусе и состоянии здоровья. Например, у долгожителей обнаруживается высокая активность антиоксидантной системы и повышенная способность репродукции клеток.

Образование повышенного количества супероксидных радикалов происходит под воздействием радиации, некоторых ядов, присутствующих в пище, воде и воздухе; из-за ухудшения экологических условий окружающей среды, при некоторых инфекционных и гормональных заболеваниях, стрессах, пр. Повышается расход антиоксидантов, что требует их восполнения.

Одним из сильнейших антиоксидантов считается медьсодержащий фермент – супероксиддисмутаза. Связывая свободные радикалы, ионы меди способствуют их нейтрализации. Кроме того, медь, через посредство ряда биореакций, участвует в восстановлении поврежденных клеточных мембран и возобновлении нормального прохождения обменных процессов.

По данным исследований Украинского института геронтологии, у лиц старше 40 лет обнаруживается прямая зависимость между многолетним дефицитом меди в организме и увеличением частоты ишемической болезни сердца, атеросклерозом, поздним сахарным диабетом. Особенно тесная связь наблюдается между медедефицитом и ишемией. Прием медьсодержащих препаратов значительно облегчает состояния больных.

Но каким же образом ученые установили, что у наблюдаемых имелся медедефицит на протяжении многих лет?

Для этого существует, так называемый, неинвазивный метод исследования волос. Поскольку медь участвует в синтезе белка-меланина, который обязательно присутствует в волосах, по количеству и качеству меланина достаточно легко установить когда и в каком количестве поступала в организм медь. Такой метод, в зависимости от длины волос, позволяет ретроспективно отследить поступление меди на протяжении нескольких лет или даже десятилетия.

Экспериментально-клинические исследования с микроконцентрациями меди, проводившиеся в институте геронтологии Академии медицинских наук, выявили многогранность их терапевтического действия. Препараты повышали работоспособность, ускоряли рост волос, способствовали заживлению трофических ран, понижали общую смертность. Отмечалось антинекротическое действие меди при инфарктах миокарда.

Такая высокая терапевтическая активность и безвредность препаратов позволили рекомендовать их не только в гериатрической практике, но также при лечении больных с инфекционными, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Ежедневный прием медно-серебряной воды по 30-50 мл способствует омоложению организма, укреплению здоровья и профилактике болезней.

Неинвазивный метод исследования был использован сотрудниками институт питания РАМН для изучения обеспеченностью медью детей дошкольного возраста г. Москвы. Выяснилось, что дефицит меди у детей составляет 30-50%. И это в то время, когда растущий организм ребенка испытывает потребность в повышенном количестве этого микроэлемента.

Но «фундамент» раннего старения может закладываться еще в период внутриутробного развития. В это время печень плода усиленно накапливает медь, которая затем, после рождения, будет расходоваться в период лактации. Ведь молоко кормящей женщины очень бедно медью и ее недостаток может стать причиной появления у грудных детей анемии, нейропении, рахита.

Для обеспечения плода необходимым количество меди, потребность в ней у беременных женщин возрастает в 2-3 раза. Это следует учитывать при токсикозе и даже при нормально протекающей беременности, особенно во второй ее половине, а также в период вскармливания «грудничков».

 


Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 392 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)