АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

В учебно-воспитательный процесс

Прочитайте:
  1. A. Процесс разрешения гражданских и уголовных дел.
  2. D. отношения между работодателем и работником по поводу применения и процесса наемного труда
  3. Азот и его роль в процессе жизнедеятельности растений.
  4. Акклимаьтзация в условиях холодного климата. Гигиенические мероприятия облегчающие процесс аклиматизации.
  5. Анализ локализации процесса
  6. Анализ причин хронизации процесса
  7. Анаэробной (газовой) гангреной называется патологический процесс, вызываемый микробами, размножающимися без доступа кислорода, то есть клостридиями
  8. Ауксины, биосинтез и их роль в процессах регуляции роста растений.
  9. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Интеграция регуляторных механизмов в процессе реализации биологических мотиваций.
  10. Биоэлектрические процессы в возбудимых тканях. Мембранно-ионная теория происхождения биоэлектричества.

В процессе практической работы были сформулированы следующие принципы включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс:

Принцип формирования социальной активности личности ( осуществляется посредством включения каждого учащегося в посильную для него активную музыкальную деятельность в сообществе сверстников).

Принцип обязательного успеха внедрения элементов музыкотерапии (определяется профессиональной компетентностью педагога).

Принцип преемственности в процессе организации занятий гуманитарной направленности (реализуется с целью создания психологической уравновешенности и уверенности в жизненной необходимости, как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий).

Принцип индивидуально-личностного подхода ( предполагает разностороннее изучение личностных качеств учащихся).

Принцип оптимизма (реализуется через создание психолого-комфортных для учащихся условий учебно-воспитательного процесса).

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой

формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной, активной, интегративноп музыкотерапии.

Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что пациент в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии.

Методические основы использования рецептивной музыкального воздействия в процессе психокоррекционной работы

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. Многие исследователи (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, В.С. Шушарджан и др.) отмечают влияние рецептивной музыкотерапии на регулирование психоэмоциональных процессов, повышение способности к дифференцированию эмоций и вследствие этого облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения. Комплексное коррекционное воздействие музыки использовалось в трех формах.

· коммуникативная – совместное прослушивание музыки,направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверие, это наиболее простая форма музыкотерапии

· реактивная, направленная на достижения катарсиса

· регулятивная, способствующая снижению нервно – психического напряжения.

Рецептивное музыкальное воздействие проводилось в форме пассивного и активного прослушивания.

Рецептивная музыкотерапия использовалась с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе совместно прослушивали специально подобранное произведение музыкального искусства, а затем обсуждали собственное переживание, ассоциации, фантазии, возникшие в ходе прослушивания. Отреагирование эмоционального состояния может проходить в виде рисования. Групповая пассивная рецептивная музыкотерапия проводилась в форме регулярного группового прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Использование рецептивного музыкального воздействия подразумевало два направления

Первое направление основано на пассивном восприятии произведения музыкального искусства. Работа проводится индивидуально, в парах, группах, так как в парной или групповой работе хорошо отрабатываются поведенческие модели, связанные с взаимодействием, с невербальным общением. Музыкальный материал выступает в подобных фрагментах занятий в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего произведения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов. Главная сложность в данных процедурах заключается в точном подборе музыкального материала, соответствующего коррекционным задачам. К этому направлению относятся следующие варианты:

Медитативные игры - направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», улучшение взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал участников. Данная методика, разработанная К. Роджерсом (в отечественной музыкальной психологии ее аналог отчасти описан В.И. Петрушиным). Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние участников при помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. По мнению исследователя, слушатель в процессе восприятия переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом возникает невербальное общение. Необходимо отметить, что в качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое произведение западноевропейского инструментального музыкального искусства.

 

В качестве примера можно привести содержание игры «Музыкальный сон», в процессе которой дается прослушивание фрагмента музыкального произведения (к примеру, Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), после чего проводится беседа о содержании того, что «снилось». В ходе игры проводится анализ динамики воздействия восприятия произведений музыкального искусства на эмоциональное состояние слушателя.

Психокоррекционные игры - к ним можно отнести игры, целью которых является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. По мнению одного из создателей этого направления игровой деятельности немецкого психолога К. Фопеля, игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Примером использования подобных игр может являться, например, такая ситуация: Перед началом игры психолог говорит: «Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются; можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом, кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы расположены крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно, когда вы слушаете прекрасные звуки музыки; я сейчас поставлю вам фрагмент музыкального произведения, его очень приятно слушать; сядьте поудобнее и закройте глаза; три раза глубоко вздохните; когда начнется музыка, представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами, носом и ртом, всеми порами вашей кожи; (звучит мелодия, к примеру, «Романс» из музыки к драме А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова); дышите глубоко через нос,… и через уши,… через кожу; почувствуйте, как звуки везде проникают в вас, в ваши руки, в ваши ноги, в ваш живот и ваше сердце;… пусть ваше тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается; почувствуйте, что музыка делает в вашем сердце, как она дарит вам покой, тепло и защиту…

Второе направление содержит техники, основанные на активной работе ребёнка с образами музыки, звучащей извне. Коррекционный эффект достигается путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: рисование, движение под музыку и т.д. Данное направление основано на самовыражении через музицирование в процессе коррекционной работы.

Предлагается прислушаться к своему телу, где ощущается пульс, с какой силой, в каком месте, ритме, хорошо, если спонтанные движения перейдут в танец, построенный на собственных телесных ритмах танцующего. Можно предложить следующие примеры заданий в этом направлении:

Музыкальные программы тонизирующей или успокаивающей направленности (созданы на основе метода моделирования эмоций, предложенного В.И. Петрушиным). Клиентам предлагается «шагнуть» из реальной действительности в другой, воображаемый мир причудливых образов и настроений посредством использования тонизирующих, направленных на активизацию деятельностного начала, и успокаивающих программ, призванных воздействовать на психоэмоциональное состояние. Каждая из них должна состоять из нескольких фрагментов музыкальных произведений (примерно 3-5), различных по темповым и ладовым характеристикам. Время звучания - 10-15 минут. Логика их чередования должна быть построена от тождества к контрасту. Первые один-два фрагмента должны быть направлены на активное изживание подавляемых или подавленных ранее отрицательных переживаний, их разблокировку, отреагирование и устранение травмирующей остроты.

В программе должно быть несколько вариантов целенаправленно подобранных музыкальных произведений. каждый из которых состоит из пяти-шести фрагментов инструментальной музыки, звучащих без перерыва общей длительностью 10 - 15 минут, и является моделью эмоционального перехода из одного состояния в противоположное.

Возможный вариант успокаивающей программы

А. Вивальди. Фрагмент из концерта «Времена года».

Н. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. 1 часть.

И.С. Бах. Шутка.

Боккерини. Менуэт.

Глюк. Мелодия.

Возможный вариант тонизирующей программы:

П.И. Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».

П.И. Чайковский. Баркарола из цикла «Времена года».

Ф. Шуберт. Музыкальный момент.

Ф. Шопен. Экспромт.

В.А. Моцарт. Турецкий марш.

Регулярное использование тонизирующих и успокаивающих программ, построенных на основе метода моделирования эмоций, позволяет, с одной стороны, воздействовать на негативное эмоциональное состояние подростков.

Психотерапевтические игры.

Данный вид музыкальной игровой деятельности позволяет играющему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, красок. Например, в небольшом, предваряющем слушание рассказе психолог настраивает клиентов на восприятие определенной образной музыкальной картинки. Для активизации зрительных образов можно использовать различные музыкальные произведения, передающие картины природы. После прослушивания в процессе беседы выясняется, что клиент «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он нарисовал. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующих жизненных ситуаций. С этой целью можно использовать музыкальные сочинения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и др.

Основными задачами данного вида игровой музыкальной деятельности являются:

1) развитие умения передачи эмоций, чувств, образов посредством звуков, мимики, движения красок;

2) обучение распознаванию и анализу звуков окружающего мира;

3) развитие представления о различных характеристиках однотипного звукового явления;

4) обучение самостоятельному созданию звуковых образов на заданную тему.

Например, игра «Эмоции». Для ее проведения используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность) и схематически нарисованными лицами людей, выражающих эти состояния. Карточки раздаются ее участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию (по очереди), а остальные стремятся определить услышанное.

Музыкальному восприятию свойственны эмоциональность и образность, а также - целостность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и другие качества. Процесс восприятия музыки - это процесс становление в сознании слушателя музыкального образа. Для раскрытия образного содержания музыкального произведения важен комплекс вопросов и заданий, который уточняет варианты творческого прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса, нужно чтобы он заострял внимание клиента не на вычленение отдельных средств выразительности (громко - тихо, медленно - быстро), а обращал бы его к своему внутреннему миру, к его осознанным и неосознанным чувствам, мыслям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.

 

Варианты вопросов:

Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом занятии?

Что важно в песне - музыка или слова? А в человеке, что важнее - ум или сердце?

Каким ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?

Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?

Что переживал композитор, когда писал эту музыку?

Какие чувства он хотел нам передать?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

Какие события в своей жизни вы смогли бы связать с этой музыкой?

В процессе занятий у клиентов должны вырабатываться следующие умения:

· откликаться на музыку различного характера и различать ее

· понимать, что музыка имеет содержание, воспринимать ее выразительно-изобразительные средства

· различать яркие средства музыкальной - выразительности, наиболее характерные интонации, тембры, темповые, динамические оттенки, регистровые изменения

 

Методические основы использования активного музыкального воздействия в процессе психокоррекционной работы

 

 

На сегодняшний день практически апробированы следующие варианты активной музыкотерапии:

Вокалотерапия - активный вид музыкотерапии, в основе которого положена групповая или индивидуальная вокально-хоровая работа. Данная проблема не нова. Она рассматривается учеными уже в течение нескольких десятилетий. Так, ее последователями за рубежом являются Г. Алвин, У. Коффер, Г. Огтф, П. Нордофф, К.Роббинс, в нашей стране - Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин; В.С. Шушарджан и другие. Однако разработки исследователей направлены, прежде всего, на использование вокалотерапии в медицинских учреждениях как сопутствующее средство воздействия. Теоретический анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что активное участие в занятии человека, получающего возможность выразить самого себя, свое непосредственное эмоциональное состояние при помощи пения, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния организма. В ходе коррекционной работы можно использовать вокальные произведения музыкального психолога В.И. Петрушина, предназначенные для утверждения позитивных мыслей и повышения самооценки.Разученные на уроках музыки попевки «Расправив широко плечи», «Да и нет», «Песенки о смехе» и др. впоследствии могут повторяться клиентами в вводной части занятия с целью создания позитивного настроя на процесс психокоррекции, а так же в минуты утомления, во время организации досуга (в том числе перемен, внеклассных занятий и т.д.).

Эвритмия как способ развития познавательной активности и эмоциональности представляет собой активный вид музыкотерапии, основанный на выражении эмоционального состояния слушателя при помощи пантомимы. Данная методика исходит из анализа описания опыта практической работы вальдорфской педагогики и ее основателя Р. Штейнера. В настоящее время практически апробированы такие виды музыкальной эвритмии как ритмические упражнения под музыку, инсценирование сказок, юмореска, выражение эмоционального состояния при помощи свободных движений по музыку.

Упражнения

«Музыкальные каракули»

Эту технику можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Дети могут обладать минимальны навыками игры на музыкальных инструментах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду деятельности.

Подготовительный этап (для индивидуальной работы). Психолог предлагает клиенту поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков, музыкальную фразу или просто продолжать фрагмент, начатый предыдущим участником.

Психолог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, понравившимся ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, подталкивающая ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны. Ребенок импровизирует, от него не требуется наличия определенных способностей и навыков.

Первый этап (для групповой работы)- В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Психолог просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.

Второй этап. Психолог просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если детям трудно начать упражнение, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели Поучаствовать несколько раз.

Третий этап. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Психолог дает положительную оценку творчеству детей, говорит что-нибудь хорошее о самом Процессе творчества и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись.

Основные моменты обсуждения перечислены ниже:

1) какие инструменты чаще использовались

2) что можно сказать о звуках, преобладающих в импровизации, как можно описать их

3) какие еще звуковые сочетания запомнились

4) можно ли услышать какую-либо мелодию, получилась ли красивая музыка

5) о чем, по их мнению, рассказывает музыка, ими созданная

6) отразила ли музыка жизнь детей, их взаимоотношения

7) что привнес в коллективное творчество каждый ребенок

8) как прозвучал его инструмент

9) как его музыка повлияла на ход и результат общей работы.

Четвертый этап. Используется в качестве альтернативы предыдущему или как дополнение. Терапевт спрашивает ребенка или ' одного из участников группы, что может происходить в их музыкальном произведении, каков его сюжет, содержание. Или о том, что может сопровождать эта музыка, что может происходить на ее фоне, на что похожа их музыка. Он предлагает детям придумать на этой основе какую-нибудь историю, сочинить музыкальную сказку, которую озвучивала бы записанная на пленку детская музыка. Дети сочиняют сказку по очереди, передавая «эстафету» по кругу. Вариант: дети сочиняют слова песни, которую можно петь под их музыку. Весь процесс записывается на пленку. На следующем занятии дети прослушивают запись музыкальной сказки, песни, обсуждают ее. Терапевт предлагает дополнить ее, сыграть на других музыкальных инструментах, сочинить другие слова или подправить старые.

«Дирижер»

Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс вос­приятия музыки, что приносит и нужный психотерапевтический эффект.

«Свободный танец»

Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д.

«Спонтанное рисование под музыку»

Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка — яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60—65 ударов в минуту.

«Передай по кругу»

Комментарий психолога - упражнение направлено на формирование сплоченности и развития мимики и пантомимики. Для повышения концентрации внимания в процессе игры используется музыка адажио как фон. В этом упражнении также может быть использована спокойная музыка с включением звуков природы.

Ход упражнения. Детям предлагается невербально (пантомимикой и мимикой) передать соседу рядом - горячую картошку, ледышку, бабочку, котенка, ежика.

Используемая музыка. Chanson Pour Milan – Cruyff Adie, T.H.I.M.P. orchestra, SAXAPHONE.

«Три характера»

Комментарий психолога -игра направлена на развитие способности к дифференциации эмоций и на повышение способности экспрессивно передавать эмоциональные состояния. Если подростки затрудняются мимически передать настроение пьесы, необходимо помочь им соотнести свои движения с музыкальным ритмом.

Ход упражнения. Дети прослушивают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; затем определяют, что за чувства проявились в этих пьесах, а также дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Далее каждая пьеса слушается повторно, и дети должны мимически показать героиню каждой пьесы, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто есть кто.

Используемая музыка. Д. Кабалевский, «Злюка», «Плакса», «Ревушка».

«Времена года в цвете и музыке»

Комментарии психолога -это упражнение направлено на развитие способности к дифференциации эмоции. Систематическое включение этой игры в коррекционно-развивающий процесс помогает развить эмоциональную стабильность и способность к распознаванию более тонких нюансов и оттенков эмоциональных переживаний. В ходе выполнения упражнения у детей развивается умение передавать в образах характер и настроение прослушиваемой музыки. Упражнение дополняется рисованием времен года. Завершается упражнение обсуждением, в котором участвует вся группа. В ходе обсуждения необходимо акцентировать внимание подростков на том, что любое эмоциональное состояние необходимо и полезно для человека. По желанию детей рисунки можно повесить на стенд. Это усиливает позитивный эффект упражнения, способствует большему самопринятию.

Ход упражнения. После прослушивания музыки П.И.Чайковского детям предлагается нарисовать весну, лето, осень и зиму.

Используемая музыка. П.И. Чайковский, «Времена года».

Замечание. Это упражнение можно выполнить еще раз, на другом занятии, используя другую музыку.

Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Прослушав другие музыкальные произведения, передающие времена года, можно предложить ребенку передать свои впечатления от услышанного каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает то, или иное произведение. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может быть просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему свои впечатления от услышанного. В процессе обсуждения важно акцентировать внимание детей на том, какими разными получились рисунки, и какими разными бывают времена года. Принимая во внимание интеллектуальное развитие подростков, возможно разделить прослушивание и рисование времен года по частям (по временам года).

Эти упражнения можно разделить, а можно использовать, как одно.

Ход упражнения. После прослушивания музыки предлагается нарисовать весну, лето, осень, зиму.

Используемая музыка. «Утро», Григ, «Кукушка» В. Речменский, «Осенняя
песня», П.И. Чайковский, «Зима», Г. Крутитский.

«Чувства на сцене»

Комментарии психолога – это упражнение аналогично упражнению «Гнев на сцене», только ролей у подростков может быть столько, сколько чувств. Лучше это упражнение, как и предыдущее, сделать систематически повторяющимся. То есть, игра направлена на актуальные, собственные эмоции ребенка. Упражнение способствует расширению представления ребенка об эмоциях, развитию эмпатии и рефлексивных навыков. В ходе упражнения происходит развитие мимики и пантомимики, а также познание и принятие своих положительных и отрицательных качеств. Основным отличием от предыдущего упражнения является то, что это упражнение выполняется в тех случаях, когда ребенок действительно испытывает какие-то эмоции.

Например, когда ребенок радуется или грустит, целесообразно предложить ему рассказать и изобразить, как выглядела бы его радость или грусть на сцене. Вместо драматизации своего эмоционального состояния ребенку можно предложить выразить свою эмоцию танцем.

Ход упражнения. В начале упражнения подросткам предлагается совместно подобрать музыкальный отрывок, который соответствовал бы актуальному эмоциональному состоянию ребенка. Совместно с психологом подросток дает определение эмоции, передаваемой музыкальными средствами.

Подростку предлагается стать актером или танцором и изобразить свою эмоцию на сцене, выразительно двигаясь и произнося реплики, которые ему хотелось бы в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как он считают нужным.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 503 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.012 сек.)