Тактика хирурга при проникающем ранении живота
Синдром острого живота
Термином “острый живот” обозначают клинический симп-томокомплекс, развивающийся при повреждении и острых заболеваниях органов брюшной полости, при которых требуется или может потребоваться срочная хирургическая помощь.
Причины “острого живота”: повреждения органов брюшной полости; острые воспалительные заболевания органов брюшной полости, в том числе и перитонит; перфорация полого органа; механическая кишечная непроходимость; острые нарушения мезентериального кровообращения; кровотечения; острые заболевания женских половых органов.
Основные клинические признаки: боль в животе, анемия, шок. При “остром животе” прогноз ухудшается с течением времени.
Тактика хирурга при проникающем ранении живота
При проникающих ранениях живота раненые нуждаются в неотложной лапаротомии в возможно более ранние сроки по жизненным показаниям. Если у раненного в живот имеются признаки внутреннего кровотечения, его необходимо немедленно оперировать независимо от тяжести состояния.
Одновременно с операцией предпринимают массивную трансфузию крови и полиглюкина в вену, а при наличии показаний — в артерию. В тех случаях, когда при отсутствии явных признаков внутреннего кровотечения пострадавший с проникающим ранением живота находится в состоянии шока II и III степени, его следует до операции подвергнуть кратковременной (в течение 1—2 часов) комплексной противошоковой терапии. Если после проведения энергичной противошоковой терапии артериальное давление не повышается или повышается незначительно, но во всяком случае остается ниже критического уровня, то операция хотя и допустима, но обычно оказывается неэффективной. Операция совершенно неэффективна, а следовательно, и противопоказана в тех случаях, когда проникающее ранение живота сочетается с обширными и глубокими ожогами (ожоги III и IV степени, превышающие 35—40% поверхности тела), а также при IV степени лучевой болезни.
В случаях поздней доставки пострадавших с проникающими ранениями живота в лечебное учреждение (спустя сутки и более), если они находятся в удовлетворительном состоянии, а перитонит имеет явную тенденцию к отграничению, уместна выжидательная тактика и применение консервативной терапии (введение антибиотиков, холод на живот, применение наркотиков, полное воздержание от пищи и питья, парентеральное питание, полусидячее положение раненого).
При ранениях почек, сопровождающихся признаками значительного внутреннего кровотечения (явления острой анемии, выраженная гематурия, симптомы большой забрюшинной гематомы и пр.), показана немедленная операция.
На операцию приходится решаться и в тех случаях, когда при отсутствии перечисленных симптомов нет твердой уверенности в том, что ранение почки не сочетается с проникающим ранением живота.
Если изолированные ранения почек сопровождаются умеренной гематурией, при отсутствии симптомов нарастающей забрюшинной гематомы, мочевой инфильтрации тканей и перитонеальных явлений, а состояние раненого остается удовлетворительным, от операции следует воздержаться. Такие ранения обычно лечатся консервативно (применение антибиотиков, уротропина и пр.).
При операциях по поводу проникающих ранений живота может применяться либо местное обезболивание по А. В. Вишневскому, либо эндотрахеальный наркоз. Если оперируют при явлениях шока, то применяют эндотрахеальный наркоз с мышечными релаксантами и искусственной вентиляцией легких (см. третью главу) До операции производят во всех случаях двустороннюю паранефральную новокаиновую блокаду по А. В. Вишневскому (если она не была сделана в процессе проведения противошоковых мероприятий).
Разрез брюшной стенки должен быть достаточно большим, обеспечивающим широкий доступ и возможность полной ревизии всей брюшной полости. В военно-полевой хирургии наибольшее распространение при ранениях живота получили срединные разрезы по белой линии, иногда с добавлением дополнительных разрезов. При ранениях подвздошных областей можно иногда применить широкий косой разрез, параллельный пупартовой связке и продолжающийся на боковую стенку живота. Когда наружное отверстие раны локализуется в правом или левом подреберье и есть основание подозревать повреждение печени или селезенки и прилегающих органов, иногда применяют разрезы, параллельные реберной дуге. Для обнажения почки удобен косой поясничный разрез по С. П. Федорову. Если в ходе операции возникает необходимость ревизовать брюшную полость, этот разрез можно продлить на переднюю брюшную стенку. При обширных ранах брюшной стенки, особенно если при этом происходит эвентерация внутренностей, производят атипичные разрезы через рану (края раны полностью иссекают). Трансректальные и параректальные разрезы при ранениях живота применять не следует, так как в случае нагноения раны они способствуют образованию трудно дренируемых гнойных затеков и обширному омертвению апоневроза.
Независимо от того, какой разрез стенки применен, входные и выходные отверстия огнестрельной раны, достигающие значительных размеров, должны быть подвергнуты хирургической обработке по общим правилам, а отверстия в брюшине ушиты. Выпавшие наружу и ущемившиеся в ране брюшной стенки кишечные петли после рассечения раны омывают теплым солевым раствором и в случае их целости и жизнеспособности погружают в брюшную полость. Выпавший сальник резецируют.
Если по вскрытии брюшной полости в ней обнаруживается более или менее значительное скопление крови, необходимо прежде всего выявить источник и остановить кровотечение. При переполнении брюшной полости кровью это достигается обычно лишь после эвакуации последней с помощью отсасывающего аппарата или больших марлевых компрессов. Кровотечение наблюдается при ранениях печени, селезенки, брыжейки кишечника, почки, изредка поджелудочной железы.
После остановки кровотечения и полной эвакуации крови следует закрыть салфетками (фиксируемыми мягкими кишечными жомами) обнаруженные сразу отверстия в полых органах. Затем производят планомерную и полную ревизию брюшной полости и ее органов, не допуская при этом по возможности эвентерации кишечных петель. Эта часть операции имеет большое значение и от нее следует воздержаться лишь в тех случаях, когда после разреза брюшной стенки выясняется, что поврежденные органы явно изолированы от свободной брюшной полости сальником и ограничительными спайками.
Еще до ревизии органов живота, даже в тех случаях, когда оперируют под наркозом, надлежит ввести в корень брыжейки поперечноободочной кишки и в корень брыжейки тонких кишок 80—100 мл 0,25% теплого раствора новокаина, создав здесь ползучие новокаиновые инфильтраты.
В процессе ревизии необходимо не только осмотреть все органы брюшной полости и таза, но убедиться также в целости диафрагмы и проверить состояние заднего листка париетальной брюшины (возможность ранения органов забрюшинного пространства!). Все обнаруживаемые в процессе ревизии ранения полых органов временно закрывают салфетками (фиксируемыми мягкими жомами).
При ранении передней стенки желудка или начального отдела двенадцатиперстной кишки необходимо вскрыть желудочноободочную связку и осмотреть заднюю поверхность органов и поджелудочную железу. Должен -быть также осмотрен желудок в местах прикрепления большого и малого сальника. Если кровоизлияния обнаруживаются между листками брюшины или рядом с прикреплением сальника, то под ними обычно скрываются отверстия в стенке. Во время ревизии тонкого и подвижных отделов толстого кишечника следует не забывать о проверке состояния брыжеечного края кишки. Все субсерозные гематомы желудка и кишечника надлежит вскрыть и осмотреть, так как под ними иногда скрывается перфорация стенки полого органа. При наличии одного отверстия на лишенных брыжейки отделах толстого кишечника вскрывают переходные складки брюшины и осматривают соответственно задние стенки органов, где нередко в подобных случаях обнаруживаются ввебрюшинные ранения.
Раны желудка и тонкой кишки зашивают двухэтажными швами в поперечном направлении. Участки тонкого кишечника, лишенные питания вследствие отрыва брыжейки или ранения крупных сосудов, следует резецировать и наложить межкишечный анастомоз. При множественных, близко расположенных ранениях тонкой кишки, а также обширных ранениях, располагающихся в косом направлении, надлежит также резецировать кишку. Если резекцию произвести невозможно вследствие тяжести состояния раненого, то приходится в качестве крайней меры прибегнуть к выведению поврежденного участка тонкой кишки наружу с наложением межкишечного анастомоза между Приводящим и отводящим коленами. Участки кишечной стенки, целость которых сомнительна, а также ушибленные и десерозированные следует перитонизировать.
Небольшие раны толстого кишечника зашивают трехрядными шелковыми швами (рис. 43, 44). Раны внебрю-шинно расположенных отделов толстого кишечника тщательно зашивают и дренируют забрюшинное пространство через 'отдельный разрез в поясничной области. Разрез париетальной брюшины в области переходной складки зашивают. При более значительных ранениях толстой кишки, а также при повреждении питающих сосудов пострадавший участок кишки выводят наружу через отдельный разрез передней брюшной стенки в расчете на образование временного противоестественного заднего прохода. Выведению фиксированных отделов толстой кишки предшествует их мобилизация. Выведенная петля фиксируется швами к краям разреза париетальной брюшины, которые до этого подшиваются к краям кожной раны. Вскрытие выведенного участка толстой кишки производят во второй этап через 3—4 дня.
При ранениях печени удаляют участки явно нежизнеспособной ткани. Небольшие раны печени зашивают (рис. 45). Более значительные тампонируют сальником или марлевыми тампонами. Ранения желчного пузыря является показанием к холецистэктомии.
Незначительные раны селезенки можно зашить. При ранениях сосудистой ножки или более обширных повреждениях органа производят спленэктомию.
По окончании операции по поводу проникающих ранений живота брюшную полость тщательно осушают. Во всех случаях, когда имело место ранение полых органов (желудка, кишечника), в брюшную полость к концу операции следует ввести через отдельные проколы передней брюшной стенки 4—6 тонких хлорвиниловых трубочек для вливания раствора антибиотиков. В послеоперационный период через эти трубки вливают в брюшную полость 1 — 2 раза в сутки 250 000 ЕД мономицина либо 350 000 ЕД колимицина, либо 400 000 ЕД мицерина. При ранениях паренхиматозных органов и отсутствии выраженных явлений перитонита (когда трубки не вводятся) перед зашиванием операционной раны в брюшную полость вливают в растворе 400 000 ЕД пенициллина и 500 000 ЕД стрептомицина.
Вопрос о глухом шве операционной раны брюшной стенки или применении тампонов (дренажей) решается индивидуально. Тампонада брюшной полости показана: а) при наличии гнойного перитонита; б) во всех случаях ранения печени и внепеченочных желчных путей; в) при отсутствии твердой уверенности в полной остановке кровотечения или герметичности швов, наложенных на полый орган; г) когда имеется значительное загрязнение брюшной полости кишечным содержимым.
При ранениях желудочно-кишечного тракта операционную рану брюшной стенки зашивают обычно до кожи (на кожу накладывают в дальнейшем отсроченные первичные швы).
При ограниченных ранениях полюса почки или поверхностных ранениях ее, не проникающих в лоханку или чашечку, применяют органосохраняющие операции (резекция полюса, ушивание и тампонада раны). В случаях более обширных повреждений почки, а также при ранении почечной ножки производят нефрэктомию (рис. 46), убедившись предварительно в наличии второй почки.
Если ранения мочеточников распознаны рано, когда еще не успела развиться инфекция в почке, целесообразно наложить на рану мочеточника швы. Чаще, однако, приходится прибегать к удалению почки. Во всех случаях операций на почке и мочеточнике обязательно дренирование забрюшинного пространства. Если операция на почке произведена путем лапаротомии, то дренажи и тампоны проводят через отдельный разрез в поясничной области.
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 2202 | Нарушение авторских прав
|