АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Краткая история развития клинической психологии

Прочитайте:
  1. DS. :ФКУ, позднее выявление, отставание психомоторного развития.
  2. F8 Нарушения психологического развития
  3. F80-F89 РАССТРОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ
  4. I. Иммунология. Определение, задачи, методы. История развитии иммунологии.
  5. II. Лист сестринской оценки риска развития и стадии пролежней
  6. III ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
  7. III. Сердечная недостаточность, понятие, формы, патофизиологические механизмы развития
  8. IV. Показатели физического развития населения.
  9. IX. Задержка полового развития
  10. V2: Спинной мозг. Источники развития.

Клиническая психология как самостоятельная научное направление сформировалось в XX веке, но ее истоки исходят из глубокой древности.

Мыслители Древнего Рима сформулировали общечеловеческие взгляды на отношения между людьми. Например, Цицерону принадлежат слова: «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу».

Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента. В донаучную веру практиковали магическое воздействие на человека словом, мимикой, пантомимикой с целью внушения (суггестии). В египетских папирусах обнаружены тексты целебных заклинаний от ста различных заболеваний.

Свод законов Хаммурапи (Месопотамия, около 2000 лет до н. э.) включал положения о медицинской этике. Врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой наказаний, которым подвергали врачей, совершивших проступки или обнаруживших невежество. В этот период были сформулированы законы, направленные на охрану здоровья.

Сирийский врач Сараджа говорил больному: «Смотри нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».

Со времен расцвета персидской медицины (примерно XI – XII вв. до н. э.) сохранился перечень идеальных качеств врача, к которым должны стремиться все представители этой профессии.

Врач должен не только глубоко изучать медицину, много читать, накапливать как можно больший опыт по специальности, но и вырабатывать в себе умение спокойно выслушивать больного, тщательно и старательно распознавать болезнь и лечить добросовестно. При встрече с больным врач обязан говорить с ним мягко, быть внимательным, сердечным, дружелюбным, умышленно не затягивать болезнь, способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни.

Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей:

«исцелителей святостью»,

«исцелителей законом»,

«исцелителей ножом».

Наиболее хорошей подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание с использованием высших духовных качеств врача, то есть психотерапии, в современном понимании. «Исцеляющие законом» занимались устранением причин болезней. «Исцеляющие ножом» оказывали хирургическую помощь.

Одновременно с египетской, месопотамской, персидской медициной развивалась медицина Древней Индии, а позднее и Древнего Китая.

Традиционная медицина Востока особое внимание уделяла взаимоотношениям души и теля, то есть психосоматике.

В Китае были разработаны оригинальные методики оздоровления, например, практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика. Духовная практика древнеиндийских йогов позволила найти практические способы психической саморегуляции, которые легли в основу современных методов аутогенной тренировки, широко применяемых в профилактике нервно-психических перенапряжений у здоровых лиц (летчиков, спортсменов, учащихся и т. д.) и психотерапии пограничных психических расстройств.

Греческая наука и медицина во II веке до н. э. достигли расцвета, особенно в изучении основ нравственности и добродетельности врачей.

Например, великие мыслители Древней Греции – Аристотель и Демокрит высказывались так:

«Природа, - учил Аристотель, - дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

По словам Демокрита, «должно приучить себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели».

Величайший врач Древней Эллады Гиппократ, считается отцом медицины. Он первый описал типы человеческой личности по особенностям темперамента, (эти описания были позднее дополнены Галеном).

Крылатыми стали слова Гиппократа: «Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко лечит».

Медицинская школа Джуди Шапур достигла своего расцвета благодаря слиянию знаний греческой и персидской медицины, позднее превратившись в крупнейший центр медицинского образования.

В начале IX века н. э. начали зарождаться основы медицинской психологии, которые были систематизированы в начале XX столетия.

На тот момент медицинские школы Багдада пользовались авторитетом во многих странах мира.

Например, представитель исламской медицины Разес (ар – Рази) (Абу Бакр Мухаммед Бен Закария, 865 – 925 гг. н. э.) был основоположником больничной службы, основателем медицинских консультаций, врачебной этики и психологических методов обеспечения здоровья людей.

Другой таджикский мыслитель и врач Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980 – 1037 гг.).

Он один из первых утверждал, что «местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг», что чрезмерное бодрствование портит натуру мозга и производит помешательство», что в результате уравновешивания характера достигается сохранение здоровья «одновременно как для души, так и для тела».

Неотъемлемыми качествами врача считались благородство, чуткость, нежность, мудрость, способность логически мыслить, правильно понимать и учитывать в лечении сложные переживания больного.

В эпоху Возрождения (XV век) закладываются основы понимания болезней.

Труд Везалия «О строении человеческого тела» (1543), Уильям Гарвей (1628) – открытие кровообращения.

Морганьи – изменение внутренних органов у больных.

В эпоху Ренессанса процветали итальянские медицинские школы в Падуе и Пизе.

В 1518 году Линакром открывается в Лондоне Королевский колледж врачей.

Исследования И. Мюллера, Клода Бернара, И. М. Сеченова положили начало к изучению функциональных изменений в организме и широкому использованию функциональных (инструментальных) методов в распознавании болезней.

В начале XX века значительно возрастает авторитет французской медицинской школы.

Крупнейшие ее представители (Морель, Шарко, Бернгейм, Жане, Бабинский, Маньян) подтверждали роль психики в развитии болезней внутренних органов.

До середины XX века ведущими в объяснении психической деятельности оставались материалистические позиции, недооценивание влияния на здоровье человека психологических факторов. На смену анатомо-материалистическому пониманию патологических процессов и чрезмерному увлечению инструментально-лабораторной диагностикой и лечению стало появление в начале XX века психоанализа, основоположником которого был З. Фрейд.

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 1183 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)