АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

История развития метода арт – терапии в различных направлениях психологии

Прочитайте:
  1. DS. :ФКУ, позднее выявление, отставание психомоторного развития.
  2. F8 Нарушения психологического развития
  3. F80-F89 РАССТРОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ
  4. I ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ
  5. I. Иммунология. Определение, задачи, методы. История развитии иммунологии.
  6. II. ГЕНЕТИКА ОКРАСОВ И КАЧЕСТВА ШЕРСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД СОБАК
  7. II. Дифференцировка типа боли и выбор обезболивающей терапии
  8. II. Лист сестринской оценки риска развития и стадии пролежней
  9. II. Осложнения и достоинства метода
  10. II. ПОХОДЫ К АНТИРЕТРОВИРУСНОЙ ТЕРАПИИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

История развития метода арт – терапии в различных направлениях психологии

Арт - терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. [5]

История развития метода арт – терапия имеет глубокие корни. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. [2]

Термин «арт - терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.. [7]

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. [5]

Практически арт-терапия применяется для более ясного, тонкого выражения своих проблем, для стимулирования общения, для самоосуществления этого движения выражения и самоутверждения.

Арт-терапия позволяет: развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки); изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса; решать проблемы легко и красиво; научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства); просто само выражаться, доставляя удовольствие себе и другим. [2]

Арт-терапия, как и любая психотерапия, помогает человеку понять, в чем заключается проблема. и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный. [7]

В начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить арт-терапию в психиатрические учреждения. Применение рисования в медицине носило преимущественно эмпирический характер. [8]

В СШАв 1940-е гг. М. Наумбург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов. [8]

В это время арт терапия развивается в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод лечебного воздействия на психически больного через включение его только в изобразительную деятельность. Лечебный эффект в американском арт-терапевтическом направлении обосновывается с помощью идей традиционного психоанализа.. [9]

Используя идеи К. Юнга о возможностях художественного творчества в психоаналитической, психотерапевтической практике, Р. Пикфорд, М. Милнен, Д. Винникотт и др. внесли большой вклад в развитие арт-терапии, в основе которой в то время было изобразительное искусство. [7]

Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арт-терапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арт-терапевтов, Американская арт-терапевтическая ассоциация). [5] Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.. [9]

В 1970-е гг. Британская ассоциация арт-терапевтов сделала первые шаги по внедрению арт терапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистов – арт-терапевтов в США и Великобритании. А в 1980 - 1990-е гг. характерным для арт-терапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах.. [10]

Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид, Е. Крамер. [11]

В Россиитакой опыт работы представлен в работах Е. И. Бурно, Г. В. Бурковского, Р.Б.Хайкина, О. А. Карабановой и др. [12] Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения.

Интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос. Это связано с научно-техническим прогрессом (появлением аудиовизуальных средств, медицинской техники и пр.). [12]

Обзор направлений арт терапии содержится в работах Л. С. Брусиловского, В. Е. Рожнова, 3. Матейновой, С. Машуры, В. И. Петрушина. [12]

В настоящее времяразличные виды арт-терапии представлены практически во всех странах как в медицине (при нервно-психических, соматических заболеваниях), так и в психологии (общей, медицинской, специальной), поскольку при любой структуре нарушения, так или иначе, затрагивается аффективная сфера. [2]

В Россииво второй половине XX в. арт терапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии. [1]

Эффективность использования разных видов арт-терапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно и др.), библиотерапии (В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров). [12]

Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А. Л. Гройсман и В. Райков. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи на человека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности и создании живописного произведения. [13]

В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое(связанное с психо-эмоциональной сферой), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое(связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт - педагогики и арт - терапии. [9]

В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу XX в. В Великобританиитакой деятельностью занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др. Осуществляется взаимодействие представителей «художественного мира» с психиатрами. Изобразительная деятельность психически больных оказывается объектом научного осмысления, применяется в целях диагностики. Опыт использования художественного творчества в преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни». Он ввел в европейскую науку и практику термин «арт-терапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия (А. И. Копытин). [4]

Столетиями искусство являлось для людей источником наслаждения, но лечение с помощью искусства – феномен относительно новый. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать их и давать им выражение. Вообще утилитарное применение символов можно проследить до пещерных рисунков первобытных людей. [14] Наши далекие предки пользовались символическими изображениями, пытаясь определить смысл человеческого существования и свое место во Вселенной. Искусство является отражением культуры и общественного устройства, которыми оно порождено. В нашем веке это подтверждается быстрой сменой стилей искусства, которая сопровождает изменение представлений о моральных и культурных ценностях.

В начале своего развития арт – терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности пациента, будь то рисунок, картина или скульптура, считается выражением неосознаваемых психических процессов. В 20-х годах Принцхорн выполнил свое классическое исследование творчества пациентов с психическими заболеваниями и пришел к выводу, что произведения этих больных отражают их наиболее интенсивные внутренние конфликты. В Соединенных Штатах одним из пионеров в области использования искусства в терапевтических целях была Маргарет Наумбург. [13] Свою деятельность в этой сфере она начала в Психиатрическом институте штата Нью – Йорк, работая с детьми, у которых имелись проблемы с поведением. Позже М. Наумбург разработала для штата Нью – Йорк несколько психоаналитически ориентированных программ подготовки специалистов по арт – терапии. Ее работы основаны на представлениях Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. [14]

Арт – терапия используется как средство общения терапевта с пациентом на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд в своей работе с пациентами не пользовался арт – терапией, он был близок к тому, чтобы именно ей отдать предпочтение. [15]

Методика арт – терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своих произведениях, то есть – спонтанно. [16] Хотя Фрейд вполне осознавал, что бессознательное проявляется в символических образах, в своей практике он не пользовался результатами художественного творчества своих пациентов и не побуждал их к этому. Карл Юнг предлагал пациентам отражать свои сны, мечты и фантазии в рисунках. Идеи Юнга о существовании персональных и универсальных символов и о возможности использования силы воображения в терапевтических целях оказали глубокое влияние на тех, кто занимается арт – терапией в настоящее время.

Исторически сложилось, что арт – терапевты всего лишь помогали психологам и психиатрам уточнять диагноз или выбирать способ лечения на основе анализ рисунков, сделанных детьми или находящимися на лечении на стационаре взрослыми. Такое использование материалов художественного творчества отличается от использования проективных тестов, например теста Роршаха иди тематического апперцептивного теста (ТАТ), при проведении которых тестируемые лица должны реагировать на пятна произвольной формы или рисунки. [16]

В настоящее время специалисты по арт – терапии имеют признанный статус независимых практиков, которые могут внести свой вклад в изучение личности и в процесс лечения. [7] Однако с этим согласны не все. Следует отметить, что в рамках данного подхода существует два направления. Сторонниками одного направления являются многочисленные специалисты в области социальной реабилитации и трудовой терапии, например Эдит Крамер. [11] Они считают, что искусство обладает целительным действием по себе, и не рассматривают арт – терапию как суррогат психотерапии. Эти терапевты ставят искусство выше собственного терапевтических процедур и включают из своего арсенала те из них, которые не ориентированы на стимуляцию творческого процесса. К сторонникам другого направления принадлежит, например, Маргарет Наумбург. С ее позицией, творческими целями можно поступиться ради терапевтических. Такие психотерапевты обычно имеют врачебную подготовку. Они считают, что, хотя арт – терапию можно применять и самостоятельно, по большей части она является всего лишь приложением к более традиционным психотерапевтическим подходам. Несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции реинтеграции личности. [17]

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер - в отличии от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рисованию. Практически все специалисты по арт – терапии согласны друг с другом в том, что художественные таланты и специальная подготовка пациентов не играют роли при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства. [10] При проведении арт – терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ. [12]

В психоаналитической теории сублимация описывается как один из механизмов психологической защиты. В процессе сублимации асоциальные импульсы трансформируются (преобразуются) и направляются на стимуляцию иных, социально приемлемых форм поведения, что приводит к компромиссному удовлетворению исходных потребностей, являющихся причиной этих импульсов. [13]

Для терапевтов психоаналитического направления, использующих арт – терапию, сублимация является основным понятием, поскольку искусство может одновременно и преобразовать такие чувства, как гнев, боль, тревога, страх, подавленность, и помочь их выразить.

По утверждению Э. Крамер, «каждое произведение искусства, по сути, отражает конфликт между мотивами, которые придают ему жизненность и в значительной степени определяют его форму и содержание». [11] При всей своей абстрактности и символичности искусство позволяет нам выражать в социально приемлемой форме наши инстинктивные импульсы, благодаря чему мы до некоторой степени освобождаемся от них.

Большинство специалистов по арт – терапии, использующих в своей практике психодинамический подход, базируются на идеях Фрейда и Юнга, утверждавших, что художественные произведения в символической форме выражают бессознательные процессы. Примером такого подхода может быть деятельность М. Наумбург, которая считает, что часто членам психокоррекционных групп бывает легче выразить свои фантазии, грезы и страхи не словами, а картинками и рисунками. [13] В процессе изображения своих внутренних переживаний пациенты часто приобретают способность и к их словесному описанию. Большинство руководителей психокоррекционных групп сами не занимаются интерпретацией результатов художественного творчества участников, а только помогают им самостоятельно понять скрытый смысл своих произведений. С этой целью руководители стараются создать в группе атмосферу дружелюбия, которая побуждает участников воздерживаться от критических суждений. [15]

Одним из особенно популярных приемов групповой арт – терапии является совместное рисование. Каждый участник изображает на одном общем полотне или стене все, что приходит ему в голову. Один из психодинамически ориентированных подходов к арт – терапии был разработан специально для психокоррекционных групп Дж. Вассилиусом, который назвал его «синаллактическим методом создания групповых образов». Главное достоинство этого метода состоит в том, что он вовлекает всех членов группы в работу одного из них. В начале занятия группа голосованием решает, картина какого из участников будет центром всеобщего внимания. Обычно такие картины пишут заранее дома и приносят на занятие уже готовыми. Те реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка, получают название «коллективного образа» и определяют ведущую тему данного занятия. [18]

При помощи «синаллактического метода» терапевт структурирует работу в группе, ставя перед ней цель сформировать «коллективный образ» на основе выбранного произведения одного из участников. Затем этот образ становится темой данного занятия. Кроме того, этот метод облегчает особенно тревожным участникам общение с другими. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, может подтолкнуть каждого из них к выяснению причин собственного плохого настроения или озлобленности. [18]

Джейни Райн является представителем гуманистического направления в арт – терапии. Психологи придерживающиеся гуманистической позиции рассматривают арт – терапию как возможность для развития «творческой мускулатуры». Основное значение они придают активности членов группы при работе с предложенным материалом, самому творческому процессу, а не смыслу того, что получается в результате. Отмечается, что арт – терапия способствует развитию правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве. [16]

Подход Райн во многом соответствует принципам гештальт – теории. С таких позиций работа над картинами или скульптурными изображениями рассматривается как опыт, который является функцией постоянного процесса осознания участниками текущего момента. Здесь самое прямое приложение находит концепция фигуры и фона, поскольку наше зрительное восприятие зависит от того, как мы думаем и чувствуем. [16] При таком подходе руководитель психокоррекционной группы помогает участникам понять, чем они являются и чем могут стать. Райн дает своим клиентам множество советов: больше доверять собственному восприятию, не бояться привносить в свою работу с художественным материалом момент игры и даже дурачества, делать то, что наиболее приятно, не сравнивать результаты своей и чужой работы, не забывать, что всем людям свойственно меняться и что эти изменения отражаются в художественном творчестве.

Идея программы Райн состоит в том, что, сконцентрировав внимание на своих внутренних ощущениях, каждый может определить то направление, которое процесс его самовыражения принимает сам по себе, а не в связи с необходимостью решить какую – то проблему или что – либо воспроизвести. Еще один арт – терапевт, примечает, что перспектива заняться рисованием часто вызывает у членов группы тревогу, уровень которой можно снизить, если в каждый очередной опыт такого рода представлять как возможность сделать то, что получится, а не то, что задано заранее. [17]

В гештальт ориентированных группах арт – терапии руководители играют роль фасилитаторов, а не руководителей. Они побуждают участников жить в настоящем и открыто выражать свои чувства. Терапевт должен быть способен в процессе творческой работы установить отношения эмпатии с клиентом. Разумеется, иной раз терапевт может высказать свое мнение о работах клиента, но он никогда не подвергнет аналитическому обзору художественное произведение с целью выяснения его значения. [13]

Гуманистические подходы к арт – терапии используют как в группах развития личности, так и в интенсивной индивидуальной и групповой терапии. Их цель состоит в том, чтобы достичь такого уровня осознания, который устраивал бы как терапевта, так и клиента, как руководителя группы, так и участника. Создаваемая группой атмосфера поддержки и заботы позволяет каждому участнику по – новому оценивать свои внутренние переживания, нашедшие отражение в визуальных образах, и при этом проявить свой творческий потенциал так, как это не удавалось сделать никогда ранее. [13]

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. [1]

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизмсостоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизмсвязан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. [1]

В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арт - терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. [3]

Арт - терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. [2]

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная. При пассивнойформе клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активнойформе арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированныхзанятиях тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т д. При неструктурированныхзанятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты. [3]

К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела. [2]

Арт-терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случаеклиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арт - терапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента. [1]

Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Задачей арт-терапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арт-терапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов.

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи. [1]

Арт-терапевтический метод позволяет как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арт-терапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются

• стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

• потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

• потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

• стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии рисуночнуютерапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотерапию,библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, танцетерапию и др. [2]

Основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая(очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная(снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная(обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализовано - игровом, художественно-речевом). [4]

Исходя из существующих функций, арт - терапия решает как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений. [2]

Общие научно-теоретические и организационные задачи арт-терапии:

— разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;

— научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;

— обобщение всего накопленного опыта использования арт-терапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

— совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.

Частные задачи арт-терапии.

— адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушении развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);

— выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе;

— разработка арт-терапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии;

— коррекция вторичных отклонений в развитии личности, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик. [4]

Арт - терапия обеспечивает профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие. [5]

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии арт - терапия преследует единую цель — гармоническое развитие человека с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. [6]

Таким образом, мы провели теоретический анализ развития арт – терапии как метода психологии, а также рассмотрели основные категории, функции, задачи, цели и методы арт – терапевтической работы.

Наше исследование посвящено работе со старшими школьниками. Целесообразным будет рассмотреть применение арт – терапии в различных образовательных учреждениях, для того, чтобы ознакомиться с тем, как различные психологи – арт-терапевты работали с детьми школьного возраста.

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1528 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.013 сек.)