АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

География и история развития ароматерапии

Прочитайте:
  1. DS. :ФКУ, позднее выявление, отставание психомоторного развития.
  2. F8 Нарушения психологического развития
  3. F80-F89 РАССТРОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ
  4. I. Иммунология. Определение, задачи, методы. История развитии иммунологии.
  5. II. Лист сестринской оценки риска развития и стадии пролежней
  6. II.История народной медицины на Руси
  7. III ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
  8. III. ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
  9. III. Сердечная недостаточность, понятие, формы, патофизиологические механизмы развития
  10. IV. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Свое основное развитие ароматерапия получила в эпоху таких крупнейших древних цивилизаций, как Египет, Индия, Китай, Греция и Рим.

Египет.

Наиболее весомый вклад в развитие и использование ароматерапии внесла древнеегипетская цивилизация. Ароматы широко применялись как при служениях божествам, так и в повседневной жизни. Ароматические растения жгли в храмах, окуривали ими помещения для дезинфекции воздуха (широко использовалась мирра). Ароматическими маслами натирали тело, добавляли в пищу и вино, использовали для принятия ванн, для ароматизации белья и одежды. Египетские жрецы использовали масла при бальзамировании тел, также они лечили ими психические заболевания и использовали для введения людей в транс при богослужениях в храмах.

В древнем Египте эфирные масла ценились наравне с рабами, золотом и пряностями.

Греция.

Древние греки большую часть знаний в области ароматерапии позаимствовали у египтян. У них были очень популярны всевозможные масла, мази, помады. Греки широко использовали ароматизацию вина, продуктов, одежды, жгли фимиам на религиозные празднества. В VII веке до н. э. столица Греции Афины была крупным торговым центром, в котором среди прочих процветали лавки торговцев ароматными благовониями. В этих лавках продавались продукты из благовонных растений, главным образом густые мази на основе оливкового, миндального, касторового масел. Настои изготавливались из майорана, лилии, тимьяна, шалфея, аниса, розы, ириса и других растений. Благовония считались даром богов и в основном использовались для совершения религиозных обрядов.

Настоящий расцвет эпохи благовоний наступил в Древней Греции после того, как Александр Македонский совершил свои победоносные походы в Египет и Малую Азию. Великий полководец заимствовал у персов традиции использования благовоний именно для получения наслаждения от прекрасных ароматов, а не только для использования в религиозных обрядах (как это было принято ранее). Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только свое разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений. Гиппократ в своих трудах описал большое количество лекарственных растений. Для хорошего самочувствия он рекомендовал ежедневно принимать ароматические бани и делать массаж с арома-маслами.

Греческий врач-фармацевт Гален (131-200 годы н. э.), живший в Риме, в более чем 20 книгах описал способы приготовления лекарств из растительных и животных ингредиентов. Как дань аккуратности Галена в его записях возник термин «галенова аптека». Вскоре из лекарского дела выросло и отделилось новое направление - аптекарское. Врачи диагностировали заболевание и выписывали лекарство, а аптекари или фармацевты занимались приготовлением лекарств. Таким образом, термин «materia medica», означающий в переводе «медицинские материалы», был синонимом веществ и продуктов, получаемых из природных источников и применяемых врачами той эпохи.

Рим.

Римляне внесли немалый вклад в развитие врачевания растениями, добавив к принятым в Египте и Древней Греции традиционным ритуалам с использованием благовоний, банные процедуры и массаж. В I веке н. э. Рим импортировал около 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры в год. И мужчины, и женщины буквально купались в благовониях, а обслуживающие их рабы назывались «косметаэ» (cosmetae). Римляне использовали ароматные вещества трех типов: ладисмата (ladysmata) - твердые ингредиенты, стиммата (stymmata) - ароматические масла и диапасмата (diapasmata) - парфюмерные средства в виде пудры.После падения Римской империи знания греков и римлян были унаследованы учеными Ближнего Востока. В период набегов варваров на Рим тысячи образованных людей, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены искать укрытия в городах Ближнего Востока. С собой они несли книги с бесценными знаниями, в которых было собрано все великое наследие предыдущих поколений, в том числе опыт врачевания растениями. Древние книги переводились на арабский язык. Арабские ученые подхватили и развили науку о растениях. Пожалуй, самым полным трудом, дошедшим до наших дней, является «Канон врачебной науки», написанный арабским алхимиком, астрономом, философом, математиком, врачом и поэтом по имени Ибн Сина (Авиценна) (980-1030).

Индия.

В Индии получила развитие философия Аюрведы. Аюрведа - это санскритское слово, имеющее два корня: «ayur» («жизнь») и «veda» («знание»). Аюрведа - наука о познании жизни. Она строится на комплексном лечении человека. В наше время такое лечение называют холистическим. То есть все стороны жизни должны работать вместе - питание, образ жизни, образ мыслей и т. д. Одним из ключевых компонентов холистического лечения является осознание того, что в процессах оздоровления значительную роль играет жизненная энергия («прана»). Индийские лекари получали информацию из религиозного источника «Веды». Это старейшая священная книга, известная людям. Именно в ней указаны некоторые медицинские рецепты, которые считаются первыми записанными рецептами в истории человечества. В книге описана духовная и философская концепция, согласно которой люди являются частью природы, а приготовление лекарств из растений - это священное действие. Аюрведическая система - один из старейших методов лечения болезней с использованием растений. Однако, прежде всего, это философская система, в которой прием растения сопровождался физическими упражнениями и духовной медитацией с целью достижения гармонии между физическим и духовным началом.

Китай.

В Китае первая книга по траволечению появилась около двух тысяч лет до н. э. во время династии Чин Хань. Подобно христианским гностикам, последователи даосизма полагали, что душа растений живет в ароматах растений. Для обозначения ароматов, благовоний и парфюмерии китайцы использовали слово «heang». Они считали, что одни и те же лекарственные препараты из растений оказывают далеко не одинаковое действие на разнообразные функции организма. При успешном лечении должна учитываться каждая мелочь, вплоть до того, в какой последовательности нужно смешивать растения. Прописывая больному лекарства, во внимание принималось и время суток, когда в организме человека с помощью лекарства может быть достигнуто благоприятное для больного равновесие между «инь» и «ян». После падения Римской империи знания греков и римлян были унаследованы учеными Ближнего Востока. В период набегов варваров на Рим тысячи образованных людей, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены искать укрытия в городах Ближнего Востока. С собой они несли книги с бесценными знаниями, в которых было собрано все великое наследие предыдущих поколений, в том числе опыт врачевания растениями. Древние книги переводились на арабский язык. Арабские ученые подхватили и развили науку о растениях. Пожалуй, самым полным трудом, дошедшим до наших дней, является «Канон врачебной науки», написанный арабским алхимиком, астрономом, философом, математиком, врачом и поэтом по имени Ибн Сина (Авиценна) (980-1030). Который описал в своих трудах свойства более 800 растений и их влияние на человеческий организм. Считается, что Авиценна первым изобрел метод перегонки эфирных масел. Он впервые получил розовую эссенцию методом дистилляции. В средние века арабы достигли успехов в изучении химического состава эфирных масел. Именно они первыми получили розовое масло, которое ценилось даже выше чем золото. С падением Римской империи прогресс науки в Европе остановился, а вместе с этим пришла в упадок наука о врачевании растениями. Знания, дошедшие из античных времен, были в основном сосредоточены в монастырях и недоступны простым людям. Раннее Средневековье характеризовалось суеверным отношением к растениям. Некоторые растения подвергались прямому преследованию. Появилось множество суеверий. Так, например, среди людей той эпохи было поверье, что под дном горшка с базиликом живет скорпион. И если вдыхать аромат базилика, скорпион может пробраться в мозг. На протяжении почти тысячи лет после падения Римской империи в Европе мир растений, наряду с остальными отраслями знаний, был предан забвению. Свирепствовала инквизиция, миллионы людей были сожжены на кострах. Люди, посмевшие заниматься врачеванием с помощью трав, безжалостно уничтожались. А вместе с ними уходили опыт и знания о растительном мире. Во время эпохи Возрождения вновь появилась мода на знания. Знать Европы стремилась собрать все известные литературные источники в своих частных библиотеках. Появилась также традиция разведения богатых растениями садов, где рядом с декоративными растениями соседствовали лекарственные. Некоторые из аристократов поручали художникам делать красивые, хотя и не всегда точные, каталоги своих растительных коллекций. В университетах начали изучать ботанику и растительную жизнь «лекарственных» садов.

Россия

Искусство врачевания растениями в России также имеет свои давние традиции, передаваемые устно, из поколения в поколение. Зачастую травников побаивались, наделяя их магическими способностями. Данных о развитии траво лечения на территории древней Руси сохранилось мало.

У скифов, обитавших в Северном Причерноморье на территории от Днепра до Дона (VII-I века н. э.), в лечебной практике с успехом применяли разнообразные растения. Плиний Старший отмечал, что скифские лекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только на родине, но и далеко за ее пределами - в Греции и Италии. О распространении скифских лекарственных растений свидетельствуют также писатели и философы древности Геродот, Аристотель, Катон Старший, Плавт. «Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воду. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит». «Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия». Опыт скифов унаследовали жители Киевской, а затем и Московской Руси. В IX-X веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных свойствах трав. В основном они исходили из Византии. Первым официальным врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053-1125), которого пригласил Владимир Мономах. Травы везли из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму. В XI веке лечение травами перешло в руки монахов, которые стали организовывать сбор и обработку трав. В это время появляются письменные труды с описанием накопленного опыта - травники и зелийники, копии которых во множестве распространялись в народе.

В XIII-XV веках во времена монголо-татарского нашествия почти все ранние рукописи по медицине погибли. Лишь после свержения монголо-татарского ига вновь установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 году. открылась первая аптека для обслуживания царского двора, работа которой строилась по западноевропейскому образцу. Тогда же, в 1581 году была открыта «Аптекарская изба», которая, исповедовала исконно русскую народную медицину. В правление Бориса Годунова «Аптекарская изба» была преобразована в «Обтекарьский приказ», куда входили сушильни, склады, аптеки и другие подсобные помещения. В эти годы на Руси начинает появляться все больше медицинской литературы. Особо хочется выделить так называемые вертограды («вертоград» - означает «сад», «цветник», «огород»). Ветроградами называли переводы книг западноевропейских авторов о применении лекарственных растений. Они оставались очень популярными вплоть до XIX века.

В XIX веке использование лечебных растений в медицинских учреждениях России значительно сократилось в связи с успехами химии, позволившей выделять и применять высокоактивные лечебные препараты, получаемые из растительного сырья. Однако многие русские ученые не прекращали исследование растений и их использование с лечебной целью.Выдающиеся русские ученые Г. А. Захарьин, Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, А. А. Остроумов и др. нередко при лечении больных прибегали к помощи лекарственных растений. С. П. Боткин требовал от своих учеников изучения лекарственных растений и проверки их действия в больницах.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 584 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)