АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Близких или чтимых людей, пожелания им всякого рода неприятностей и несчастий/скабрезных представлений о них

Прочитайте:
  1. Алгоритм по определению степени выздоровления людей, перенесших ангину
  2. Алгоритм по определению степени выздоровления людей, перенесших ангину
  3. Анализ альтернативных представлений о питании человека
  4. Виникнення однорідних травм у людей, що перебувають у подібних умовах праці і побуту, називається травматизмом.
  5. ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  6. Выявление и коррекция нарушенных представлений о доме у детей-сирот с использованием художественных средств
  7. Диабет: Книга для пациентов и их близких
  8. Диспансерное наблюдение и лечение людей, живущих с ВИЧ
  9. Если волны С и V, а также понижение Y не заметны у большинства взрослых людей, то что следует искать при осмотре яремных вен?

Ж. Овладевающие представления - возникно­вение в сознании больного неправдоподобной или просто невероятной мысли; связанной с событи­ем, происходившим в действительности. Напри- мер: У больного от пневмонии умерла жена. Через некоторое время у него возникла мысль, что его жену похоронили заживо. Больной ярко предста­вил себе, как его жена задыхалась в фобу, крича­ла и взывала о помощи, а затем задохнулась. Эти мысли настолько мучили больного и преследова­ли его, что он неоднократно уходил на кладбище и пытался что-то услышать на могиле жены. 3. Навязчивые действия - непреодолимое стремление совершать определенные действия или движения. Существуют отвлеченные дейст­вия, близкие к отвлеченным навязчивостям, то есть они не сопровождаются отчетливым аффек­тивным компонентом; например, совершение не­нужных мимических движений (надувание щек, скашивание подбородка), навязчивое напевание мелодий, потирание рук, передергивание плеча­ми. Усилием воли эти движения на короткий срок перебарывают, но затем они возникают снова. В других случаях навязчивые действия связаны с навязчивыми сомнениями: бесконечная проверка того, выключил ли больной газ, правильно ли за­крыл замок.

К навязчивым действиям относят и ритуалы -простые или сложные движения или действия, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения воображаемого несчастья или с целью его преодоления. Невыполненные ритуалы вызывают у больного тревожное состояние и уси­ление имеющейся навязчивости. Формы ритуалов очень разнообразны: не наступать на трещины на


асфальте, читать номера машин, повороты туло­вища в ту или иную сторону и так далее. Ритуала­ми являются и различные защитные словесные выражения. В некоторых случаях ритуалы прини­мают такую сложность, что становятся своего ро­да церемониями, из-за которых больной зачастую почти ничем не может заниматься.

Клинический пример: Больная К., 32 года, препода­ватель, по характеру впечатлительная, мнительная, ка­призная. Любит быть в центре внимания окружающих, в кругу друзей бывает веселой, считается «заводилой», но в семье раздражительна, неуживчива, ревнива. Заболева­ние началось вскоре после вторых родов, протекавших тяжело, с осложнениями. Уход за ребенком отнимал много сил. После ссоры с родственниками мужа расстроилась, плакала, с аффектацией говорила о своем нежелании жить. Одновременно возникла в голове мысль о том, что она больна ращм. Ярко и образно представила у себя в животе опуход&д которая распространяется на внутренние органы, распадщся, образуя язвы. Сам» испугалась этих мыслей, попытадась отогнать их, но они продолжали на­вязчиво преследовать больную, вызывая тревогу и страх. Обратилась к врачу-терапевту, который не нашел каких-либо заболеваний внутренних органов. На некоторое вре­мя успокоилась, но вскоре мысль о возможности гибели в тяжелых мучениях^ возникла вновь. На приеме у врача-психиатра волнуется, плачет, просит помочь ей, жалуется на навязчивые мысли о тяжелом заболевании, о смерти. Понимает безосновательность своих опасений, но не мо­жет избавиться от них. Боится «сойти с ума», на¥всю жизнь остаться в психиатрической больнице.

В данном клиническом примере отражена клиника навязчивых мыслей и представлений ипохондрического характера, имеется страх больной сойти с ума (лиссофо-бия). При этом у больной сохранена критика, она осознает болезненный характер своих переживаний.


3. Сверхценные идеи (доминирующие, превали­рующие, фиксированные идеи) - мысли, суждения, возникающие на основе и под влиянием действи­тельных обстоятельств, фактов, значение которых в сознании больного резко преувеличивается, вслед­ствие чрезмерного эмоционального реагирования. Контраст между истинной ценностью факта и сужде­ния о нем больного, им самим реалистически не осознается*. Больные нередко развивают активную деятельность в связи с различными, имеющимися у них сверхценными идеями (сверхценные идеи рев­ности, изобретательства).

Термин предложен в 1892 году Вернике. Содержание сверхценных идей разнообразно. Наиболее часто встречаются идеи изобретательства, сутяжничества, реформаторства, супружеской неверности, ипохонд­рические сверхценные идеи, идеи, связанные с се­мейными и материальными потерями, с совершени­ем неблаговидных поступков. Длительно сущест­вующие систематизированные сверхценные идеи способны повлечь за собой появление совершенно новых ценностных ориентации и установок личности - сверхценное мировоззрение. Сверхценные идеи обычно сопровождаются стойкими изменениями на­строения.

В случаях с выраженными сверхценными идеями дифференциальный диагноз с навязчивостями не­сложен. При сверхценных идеях «Я» больного всегда защищает их; при навязчивых явлениях «Я» больно­го всегда противоборствует расстройству. Диффе­ренциальный диагноз затрудняется или даже стано­вится невозможным в тех случаях, когда сверхцен­ные идеи редуцируются и лишаются своей аффек­тивной насыщенности. При усложнении сверхценные идеи сменяются бредом.

Сверхценные идеи встречаются чаще всего в рамках реакций и патологического развития личности у лиц с психопатологическими чертами характера или пси-


хопатическим личностным складом. В ряде случаев сверхценные идеи возникают при мягко развиваю­щихся эндогенных заболеваниях или на фоне ремис­сий м остаточными психопатоподобными расстрой­ствами.

Кличнический пример: Больной П., инженер. Жалует­ся на неприятные ощущения (но не боли!) в затылке, ино­гда чувствует, будто в голове у него что-то «переливает­ся». Из рассказа больного выяснилось, что первые при­знаки заболевания он заметил у себя два года назад. За этот период времени он обследовался у многих врачей, которые не находили у него заболевания или обнаружива­ли незначительные болезненные расстройства (легкие яв­ления шейного остеохондроза). Неоднократно был на кон­сультации у профессоров, ездил в Москву. Убежден, что у него какое-то тяжелое заболевание, нераспознанное вра­чами, возможно - опухоль мозга. Все возражения врача, ссылки на многочисленные отрицательные данные анали­зов, консультации высококвалифицированных специали­стов тут же паторует, приводя выдержки из медицинских учебников и мотографий с описанием картин заболеваний, «подобных» его бЬлезни. Вспоминает также, что некото­рые врачи, у которых больной консультировался, хотя и не ставили диагноз опухоли, но высказывались по этому по­воду осторожно, будто бы что-то скрывая. Вспоминает многочисленные случаи, когда врачи не распознали свое­временно тяжелое заболевание, а поставили диагноз бо­лезни тогда, когда помочь больному было уже невозмож­но. ТЪворит обо всем этом возбужденно, перебивает вра­ча, приводит все новые и новые подробности, касающиеся его «болезни». Разговор с больным занял более часа, не­смотря на неоднократные деликатные замечания врача о том, 4tо его ждут другие больные.

В данном примере прослеживаются признаки нали­чия сверхценных идей. Об этом говорит выраженная аф­фектация больного, крайне гипертрофированные опасе­ния, которые первоначально вроде бы обоснованы - нал и-


чием головных болей и другими незначительными прояв­лениями. Мысли о болезни овладевают всем существом больного. Внутренняя убежденность в справедливости своих опасений не позволяет больному правильно оце­нить действительные факты, противоречащие его идее.

4. Бредовые идеи (бред) - ложное, ошибочное суж­дение (умозаключение), возникающее на болезнен­ной основе, не соответствующее действительности, полностью овладевающее сознанием больного, не поддающиеся коррекции, меняющее личность боль­ного, имеющее тенденцию к прогрессированию. Основными признаками бреда по К. Ясперсу (1913 г.) являются:

1. Субъективная убежденность больного в правильности своих умозаключений;

2. Невозможность коррекции бреда с помощью опыта и вытекающих из него выводов;


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 638 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)