АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Ощущение и восприятие. Их расстройства

Прочитайте:
  1. F 4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
  2. F0 - Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
  3. F00-F09 ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
  4. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  5. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  6. F10 Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя
  7. F19 Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и использования других психоактивных веществ
  8. F2 - БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА
  9. F20-F29. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  10. F23 Острые и транзиторные психотические расстройства

Ощущения и восприятия являются источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле.

Ощущения - простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений материального мира; результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на наши органы чувств. Ощущения лежат в основе восприятия.

Восприятие - процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств.

В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предметов, результатом восприятий является целостный образ воспринимаемого предмета. Объекты восприятия, воздействуя на центральную нервную систему (ЦНС), не исчезают бесследно.

Представления - зафиксированные восприятия, следы бывшего непосредственного отражения объективно существующей реальности.

Различают следующие виды ощущений: слуховые, зрительные, кожные, обонятельные, вкусовые.

Органы, осуществляющие анализ ощущений, называются анализаторами. Несмотря на то, что в основе ощущений лежит рефлекторная деятельность, воздействие на нервные окончания раздражителей внешнего мира, чисто физиологическим процессом восприятие представить нельзя. Надо помнить, что воспринимает человек, личность, особенности которой, потребности и мотивы, оказывают влияние на то, какие стороны объекта, его качества и свойства наиболее значимы для воспринимающего человека.

К расстройствам или обманам чувств относятся иллюзии и галлюцинации. Эти расстройства нельзя оценивать отдельно без учета состояния сознания и мышления человека.

Психиатры разных стран и поколений с давних пор спорили о том, куда отнести иллюзии и галлюцинации: к числу “обманов чувств или обманов ума”. В большинстве своем они связывали их природу с расстройствами процессов мышления или “заблуждениями и причудливостью рассудка” (Пинель, 1829).

Иллюзия - это искаженное неправильное восприятие реально существующих и действующих на наши органы чувств объектов. Всем известен пример, когда больной воспринимает висящий на стене халат за человека. Но иллюзии возможны и у здорового человека при условии особой обстановки и наличии соответствующего эмоционального состояния.

Иллюзии разделяются на аффективные, вербальные и парэйдолии, или фантастические.

Аффективные иллюзии наступают при патологических состояниях аффекта, чаще всего при страхе, тревоге.

Вербальные иллюзии характеризуются тем, что при них обыденный разговор, радиопередача воспринимаются больным так, что он слышит в передачах обвинения в свой адрес.

Парэйдолии - фантастические иллюзии, при которых больной в игре светотени, в узорах ковра, обоев, в пятнах на стене, в облаках видит фантастические образы, лица чудовищ, маски. Реальный раздражитель при этом целиком замещается фантастическим образом.

Галлюцинации - это мировосприятие, или восприятие без объекта, при котором внешние раздражители отсутствуют. По аналогии с иллюзиями можно выделить галлюцинации, протекающие в сфере одного органа чувств или сразу в нескольких.

Галлюцинации делят на истинные и псевдогаллюцинации. При истинных галлюцинациях больной идентифицирует видения, голоса с реальными явлениями, не различает их. Истинные галлюцинации для него обладают всеми чертами реальности и трактуются как существующие в действительности. Они сопровождаются соответствующим актуальным поведением больного. В случаях появления устрашающих образов больные испытывают страх, пытаются спастись или, защищаясь, нападают.

При псевдогаллюцинациях их образы не имеют для больного характера объективной реальности. В отличие от истинных галлюцинаций, проецирующихся вовне, при псевдогаллюцинациях образы их переживаются в “субъективном пространстве”, т.е. в пространстве представляемом, а не воспринимаемом, как при истинных галлюцинациях. Они могут принимать самую причудливую локализацию. Больные заявляют, например, что “голос” исходит из головы, сердца или пищевода, желудка. К псевдогаллюцинациям относятся “голоса”, слышимые больными на значительных расстояниях - из соседнего дома, другого города.

Псевдогаллюцинации нередко связываются больными с действиями определенных лиц, которые, например, “показывают” для них специальные образы, заставляют слышать голоса и т.д.

Для псевдогаллюцинаций актуальность поведения не характерна. Больной, испытывающий угрожающие, оскорбляющие его слуховые галлюцинации, продолжает безучастно лежать в постели. При псевдогаллюцинациях, в отличие от истинных, больные считают, что эти явления имеют личный характер.

Расстройства восприятия - частая форма психических нарушений в позднем возрасте. По мере старения отмечается неуклонный рост числа галлюцинаторных расстройств. Зрительные иллюзии и галлюцинации - наиболее демонстративный пример нарастающей в старости “податливости”, по выражению Н.Ф. Шахматова, к обманам чувств. Рассмотрим это на примере такого характерного для геронтопсихиатрии психопатологического образования, как бред ущерба. При бреде ущерба клиническая картина складывается из разнообразных идей порчи, подмены, воровства имущества больного, предметов его обихода, в формировании которых очевидна заинтересованность расстройств восприятия, чувственных данных.

Феномен бреда ущерба состоит в том, что старые люди “видят” все эти разнообразные изъяны на предметах, которые появляются, по убеждению, вследствие нанесенных им повреждений. Изменения внешнего вида предметов, на которых строятся их убеждения, касаются формы вещей, размеров, цвета, фактуры. Больные заявляют, что на их платьях, пальто, кофтах видны следы краски, пятна, в них проделаны дырки. Меховые шапка и воротник выстрижены, порваны наволочки, подрезаны сапоги, особым образом испорчено нижнее белье, узоры на головных платках. Вот эта яркая образность, “зримость” ложных образов, воспринимаемых в качестве реально существующих, свидетельствует о расстройстве процессов непосредственного восприятия в построении этих патологических образований.

Немаловажное значение при расстройствах восприятия в позднем возрасте имеет фактор так называемой сенсорной депривации или снижение остроты функции слуха или зрения, благодаря чему количество и качество информации, поступающей в организм извне, с возрастом прогрессивно падает.

В этом плане типичным примером могут служить случаи зрительного галлюциноза, наблюдаемые в позднем возрасте, в развитии которых играет роль такое снижение зрения. В 1759 г. женевский философ и натуралист Шарль Боннэ сообщил о наблюдениях за своим престарелым и слепым родственником, который постоянно испытывал зрительные галлюцинации, сохраняя к ним стойкое критическое отношение. Впоследствие указанный феномен получил имя автора, впервые его описавшего. Зрительный галлюциноз Шарля Боннэ обнаруживал тесную связь с факторами сенсорной депривации. Зрительные галлюцинации возникали, как правило, у слепых старых людей с сохранным интеллектом. Они рассказывали, что видели яркие красочные узоры, людей, животных, здания, деревья. В других случаях зрительные обманы представляли красочные картины: проплывали лодки, наполненные ярко одетыми людьми, маршировали колонны солдат. Иногда зрительные образы сливались с конкретной обстановкой, становились частью реальности. Больные оказывались втянутыми в воображаемые действия. Например, накрывая на стол, старая женщина ставит тарелку перед воображаемым гостем, отодвигает стул, чтобы он не споткнулся.

Обонятельные галлюцинации наблюдаются в старости особенно часто. Нередко они протекают в соединении с тактильными и вкусовыми. В основе этого лежат древние механизмы эволюции, когда сочетание обоняния, вкуса и осязания образовывали как бы один общий орган “ротового отверстия”. Эта родственность анализаторов вкуса и осязания находит свое отражение в известном афоризме, что “вкус начинается на кончиках пальцев”.

В эволюционном плане обоняние как одно из важнейших средств ориентации и общения между организмами предшествовало всем другим органам чувств, возникнув задолго до появления первого глаза и первого уха, “этих эстетических орудий чувств” (Геккель Э. 1937). Вот эту роль древних механизмов надо иметь в виду, когда речь идет об общих закономерностях развития психических расстройств в старости, при которых в первую очередь нарушаются поздно приобретенные высшие функции и высвобождаются эволюционно более древние. С этих позиций находит объяснение предпочтительность для позднего возраста среди других расстройств восприятия обонятельных галлюцинаций, поскольку обонятельные и сочетающиеся с ними вкусовые и тактильные чувства возникают на ранней стадии эволюции и при патологии предшествуют нарушениям других анализаторов. Н.Ф. Шахматов специально подчеркивал, что чем старше возрастная группа больных с психическими нарушениями, тем больше в ней больных с обонятельными галлюцинациями.

Больные в большинстве своем не ощущают какого-либо конкретного вкуса или запаха. Обычно старые люди говорят о “запахе ядов вообще”, либо о незнакомом запахе, неприятном вкусе, “тяжелом”, “удушливом воздухе”, “неестественной атмосфере”, “завесе”, “поволоке” в комнате. Вследствие этого они отмечают у себя сдавленное поверхностное дыхание, принимают всевозможные меры защиты, делают себе повязки на рот, нос, глаза.

Тактильные галлюцинации представляют собой ощущение посторонних предметов на коже (пыли, сора, порошков). Эта симптоматика дополняется ощущениями на коже и под кожей мелких животных, вшей, червячков, личинок насекомых, мошек. Часто тактильным обманам сопутствуют зрительные и слуховые иллюзии, когда больные “видят” этих насекомых, “слышат” треск раздавливаемых кожных паразитов.

Слуховые галлюцинации также часто появляются в старости. Это могут быть простые обманы слуха в виде шумов, стуков или более сложные в виде “голосов”. При первого рода слуховых галлюцинациях такие старики жалуются, что вынуждены жить в невыносимых условиях вследствие того, что из соседней квартиры постоянно слышат различного рода звуки: шум льющейся воды из кранов, гудение водопроводных труб, стук молотка, шаги, топот, скрип передвигающейся мебели. Некоторые утверждают, что слышат звуки, характерные для производства, а именно скрежет жерновов, стук по металлу, камню, перекатывание бревен, гудение моторов, постукивание по тонкому металлическому листу. Или слышат грохот, как будто кто-то со всей силой бросает тяжелые чугунные предметы об пол. Эти звуки настолько невыносимы для старых людей, сопровождаются столь тягостными переживаниями, что они ведут с соседями непрерывную борьбу, обращаются с жалобами в милицию, требуют создания комиссий для привлечения соседей к суду и т.п. Эта сутяжная активность является характерной чертой поведения таких стариков. Важно отметить, что эти слуховые обманы имитируют звуки, так сказать, обычные для повседневной жизни и впечатляют жизненным правдоподобием. К этому надо добавить такую характерную черту, как достаточную распространенность и типичность подобных психических нарушений в позднем возрасте.

К более сложным слуховым обманам относятся так называемые “голоса” или слуховые галлюцинации в виде слов или целых фраз. Они могут быть императивными, т.е. носить повелительный характер: голоса приказывают совершать те или иные поступки, производить зачастую опасные для окружающих и самого больного действия. Приказы голосов нередко реализуются больными. Часто встречающийся вид слуховых галлюцинаций - это комментирующие галлюцинации. Голоса сопровождают действия больного своеобразными комментариями, что вызывает тягостные ощущения, доводит временами больных до исступления. Особенно тяжелые переживания вызывают у больных угрожающие галлюцинации. В этих случаях голоса грозят страшными муками, пытками за какие-нибудь преступления или действительную вину.

Содержание голосов в позднем возрасте касается обычно бытовых и вполне реальных событий. Чаще всего это голоса знакомых, родственников, соседей. Старые люди “слышат” плач маленьких детей. Голоса слышатся сверху или за стеной, из отдушины, раздаются из-под пола. Подобные расстройства наблюдаются у старых людей с выраженным снижением слуха. В позднем возрасте голоса могут носить и угрожающий характер.

При оскудении мышления и снижении интеллекта ослабевают и галлюцинации, сначала слуховые, а в последнюю очередь зрительные. По мере нарастания слабоумия галлюцинации становятся все более фрагментарней и с окончательным распадом психики могут полностью исчезнуть.

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1062 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)