Виды питания хирургических больных
Питание хирургических больных может быть:
Естественное:
- активное - больные с общим режимом едят сами;
- пассивное - больных на постельном режиме кормит медсестра.
Искусственное:
- зондовое питание (рис. 3.27) осуществляется через желудочный зонд. Вводят пищу либо шприцом Жане, либо вливают через воронку (пища должна быть жидкая или полужидкая: бульоны, яйца, сливки, суп, кисель и т.д.);
- кормление через свищ (гастростому, еюностому) (рис. 3.28) - через зонд. Присоединив воронку к зонду, вливают малыми порциями (по 50 мл) подогретую пищу 6 раз в день, постепенно увеличивая объём до 500 мл - 4 раза в день.
Рис. 3.27. Зондовое кормление больного.
Рис. 3.28. Кормление больного через гастростому.
Рис. 3.29. Парентеральное питание.
Парентеральное:
Внутривенно вводятся сбалансированные растворы белков, жиров, углеводов за сутки около 2 л (рис. 3.29).
Болезнь - дело серьёзное, и легкомысленное отношение к ней непростительно... Тем, кто ухаживает за больными, нужно любить своё дело, иначе лучше избрать другой род деятельности.
Флоренс Найтингейл
Флоренс Найтингейл (1820- 1910) - английская сестра милосердия и общественная деятельница, навсегда вошла в историю медицины как образец милосердия и сердоболия.
Ею восхищался Пирогов, солдаты английской армии называли её «Леди со светильником». Тысячи и тысячи жизней спасла она со своими последователями в годы мирные и военные. Чувством бескорыстной помощи была движима Флоренс. И никакие силы не могли остановить её в деле помощи страдающим людям.
Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. во Флоренции, во время затянувшегося свадебного путешествия её родителей по Европе.
Образованием Флоренс занимался её отец. Он сам учил дочь греческому, латинскому, французскому, немецкому и итальянскому языкам, много времени посвящал занятиям по истории, философии и математике.
Когда мировоззрение Флоренс Найтингейл было сформировано, она пришла к выводу о том, что знание человеком правды освобождает его от слепого поклонения авторитетам и даёт ему возможность действовать свободно, сознательно и разумно. Она отвергала господствовавшие в то время представления о Божественном откровении, власти, мнении большинства и заменила их своими критериями: совесть, сочувствие, чувство справедливости и опыт.
Она была в авангарде движения за права человека, верила, что человек - существо творческое, с присущим ему правом выбирать
собственный путь развития, сферу приложения своих интересов и свои цели. Она решительным образом возражала, когда человека использовали как пешку по воле другого человека.
С её точки зрения, творческий человек обладает способностью изменить свой жребий и определить свою судьбу. Она утверждала: «Лучший мир не будет дарован нам - тогда давайте безотлагательно создавать его».
В лондонском высшем свете «тихоня-умница, душечка Флоренс» была принята очень тепло. Позже она вспоминала, что в её жизни было два искушения. Первое - искушение светской жизнью. Второе - искушение любовью. От первого искушения юная Флоренс избавилась, когда поняла, что главное дело её жизни - уход за больными, и вынуждена была распрощаться со светской жизнью.
По своей природе Флоренс была человеком очень эмоциональным и глубоко верующим. 7 февраля 1837 г. в её дневнике появилась запись: «Сегодня Бог призвал меня на Свою службу». Как отмечал первый биограф Найтингейл, «?.её любящее сердце не довольствовалось плодами умозрительного, эстетического существования, которым она могла пользоваться в родительском доме, окружённом прекрасной природой и украшенном произведениями искусства. Она стремилась к высшей цели: она видела слёзы, которые можно было осушить; пороки, которые следовало устранить; бедность, нуждавшуюся в помощи».
Флоренс решила посвятить жизнь уходу за больными.
В то время в госпиталях работали опустившиеся женщины, которых не брали ни на какую другую работу. Госпиталь был тем местом, где больным становилось хуже, а не лучше. Туда попадали лишь бездомные и нищие, одинокие люди. Состоятельные пациенты получали лечение и уход на дому, причём обязанности эти распределялись между членами семьи и прислугой.
«Вы знаете, о чём я всегда думаю, глядя на ряды окон в нашем доме? Я думаю, как бы я могла поменять всё это на госпиталь, как следовало бы разместить там койки для больных», - говорила Флоренс (из воспоминаний Элизабет Блеквелл о Флоренс Найтингейл).
Тайные замыслы Флоренс поддержал доктор Гридлей Хоув - американский филантроп, посетивший родовое имение Найтингейл весной 1844 г. В частной беседе с Флоренс он так прокомментировал
её планы: «Всё, что считается невозможным, невероятным и недопустимым, когда-нибудь всё же совершается, если может принести людям добро и пользу».
Родители были категорически против таких увлечений дочери. Это привело девушку в отчаяние, но не изменило её взглядов и убеждений. Она стала ещё больше читать медицинской литературы, вместе с другими женщинами посещала близлежащие деревни, помогая выхаживать больных.
Во время болезни бабушки и старой няни Флоренс практически не отходила от них, обеспечивая максимум заботы и комфорта. Это окончательно укрепило её веру в свои возможности.
Чем больше больных наблюдала мисс Найтингейл, тем отчётливее она осознавала необходимость специальных знаний и подготовки. В обществе придерживались иного мнения: считалось, что для ухода за больными не нужно никаких знаний и выполнение этих функций входит в обязанности каждой женщины.
Организацию медицинской помощи и основы ухода Найтингейл познавала в монастыре святого Винцента де Поля в Париже, а затем в больницах Германии и Франции.
Вторым искушением Флоренс стал семейный врач Найтингейлов Артур Сноуфильд. Он был умным, уравновешенным человеком, но, разделяя взгляды своей невесты, Артур вовсе не считал возможным, чтобы его жена продолжала заниматься уходом за больными. Флоренс разорвала помолвку с ним, после чего родители выгнали её из дому и лишили наследства.
В 1851 г. она работала в протестантской общине медсестёр Германии, с 1853 г. - в небольшой лондонской больнице, которую преобразовала в университет помощи больным и нуждающимся. С огромным энтузиазмом она приступила к реорганизации учреждения. Абсолютное большинство её идей были для того времени революционными: она продумала систему подачи горячей воды на каждый этаж, раздачу горячей пищи больным, установку у их постели специальных звонков для вызова медсестры.
Именно здесь впервые Найтингейл удалось успешно реализовать свои организаторские способности и профессиональные навыки по уходу. Пациентки буквально боготворили Флоренс, с неподдельным интересом она выслушивала истории их жизни. На собственные де-
ньги она отправляла самых бедных больных в однодневные поездки к морю; в письмах родственникам состоятельных пациентов Флоренс просила их поступать так же.
15 октября 1854 г., в разгар Крымской войны, военный министр Англии написал Флоренс о бедственном положении в английских госпиталях в Турции. Флоренс откликнулась немедленно и начала собирать сестёр-добровольцев для помощи раненым англичанам.
В это же время в Санкт-Петербурге под попечительством великой княжны Елены Павловны была основана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия, которые первыми отправились на фронт для оказания помощи раненым. Руководил их деятельностью великий хирург Н.И. Пирогов. Таким образом, в обоих враждующих лагерях служили люди, спасавшие многие и многие жизни и осуществлявшие уход за ранеными.
Отряд добровольцев прибыл в Турцию 5 ноября 1854 г. Многие женщины, особенно француженки, испытали настоящий шок от увиденного: холерные и тифозные больные, гангренозные раненые лежали все вперемешку, в одной куче; повсюду были зловоние, грязь; летали трупные мухи. Кроме того, больные смертно голодали - солдатский сухой паёк оказался для них очень мал. Флоренс решительно взялась за дело. Первые дни сёстры под её руководством только и делали что мыли, чистили, скребли, скоблили всё, что подворачивалось им под руку: стены, окна, посуду, кровати и тех, кто на них лежал.
Ежедневно мисс Найтингейл много времени проводила в палатах, окружая раненых вниманием и заботой. Каждую ночь она сама делала обходы, проверяя качество ухода за тяжёлыми ранеными и больными.
Флоренс работала по 20 часов в сутки. Она почти не спала. Именно тогда и начала складываться легенда о Флоренс Найтингейл как о «строгой и святой леди со светильником в руках и мягкой улыбкой». Солдаты именно такой запомнили её и привезли в Европу целые саги и мифы о ней.
Перевязки её стараниями производились каждый день.
Она следила за гигиеной раненых и постоянно заказывала в Англии бельё, посуду и средства для дезинфекции. Она с горьким юмором писала своим друзьям в Англию: «Я здесь превратилась в великого торговца носками, ножами, вилками, деревянными ложками,
оловянными ваннами, столами и скамьями, морковью и углем, операционными столами, мылом и зубными щётками».
Благодаря её простой и неутомимой деятельности всего за полгода смертность среди раненых уменьшилась с двухсот до тридцати на каждую тысячу. Это была огромная победа для того времени, для тогдашнего уровня медицины и просто уровня жизни людей.
В архивных материалах сохранилась характеристика мисс Найтингейл, составленная одной из светских дам, посещавших госпиталь в Скутари: «Мисс Найтингейл - образец того, чего вправе ожидать в женщине благородного происхождения: её облик обладает удивительной притягательностью, но дело тут вовсе не в красоте. Лицо этой женщины невозможно забыть, особенно покоряет её улыбка; выражение глаз говорит о высоком самообладании, они могут излучать силу, придают её мягкому лицу твёрдость и решительность. Держится мисс Найтингейл просто и довольно сдержанно. Однако было бы ошибкой считать, что этой женщине не свойственно живейшее чувство юмора. В деловых беседах она выказывает такую прямоту и серьёзность, какой не ожидаешь встретить в столь хрупком по конституции создании, как она».
Крымская война принесла Флоренс невероятную славу в Англии. К сестре стекались добровольные пожертвования со всех концов страны, в её честь называли детей.
В 1856 г., вскоре после окончания войны, на фоне постоянного переутомления у Флоренс случился тяжелейший инсульт, навсегда приковавший её к инвалидной коляске. Она помирилась со своими родными, которые теперь считали величайшею честью для себя носить одну с нею фамилию и заботиться о ней. Флоренс с улыбкой принимала их щедрые заботы, но жила отдельно, вдвоём с преданной няней Мэй Смит.
В 1859 г. Флоренс пишет «Заметки о госпиталях». В 1860 г. вышли её знаменитые «Записки об уходе, каков он есть, и каким не должен быть». В 1860 г. она организовала школу медсестёр в госпитале святого Томаса в Лондоне. Это была первая в мире подобная школа, обучение в которой посвящалось именно уходу за больными.
В 1883 г. Найтингейл была награждена Королевским красным крестом. В 1901 г. Флоренс Найтингейл, первая из женщин, получила от английского короля орден «За заслуги».
К концу своей длинной, почти вековой жизни Флоренс осталась без близких: она пережила всех своих родных и многочисленных племянников. Но она не была совсем одинока: у неё было очень много друзей и почитателей, за ней преданно и верно ухаживали сёстры, основанной ею же школы.
Флоренс Найтингейл умерла в Лондоне 13 августа 1910 г.
Она была похоронена на маленьком сельском кладбище, под простым надгробием, на котором строго начертали только имя, годы жизни и смерти. Её имя, ещё при жизни ставшее символом, не нуждалось ни в чём другом.
Флоренс Найтингейл - единственный медик в мире, чей портрет изображён на денежных купюрах.
Благодаря деятельности Флоренс Найтингейл и многих её сподвижниц возникла профессиональная система ухода за больными.
Основные принципы современной системы ухода за больными изложены Флоренс в её «Заметках по уходу», которые были переведены на разные языки. В «Заметках» она писала о вещах, которые теперь кажутся элементарными, но в XIX в. её заявления произвели настоящий переворот в науке и становлении современной гигиены.
Каждые 2 года Международный комитет Красного Креста в день 12 мая присуждает 50 медалей имени Флоренс Найтингейл - высшую награду для медицинских сестёр. Этой удивительной женщине мир обязан тем, что больные в клиниках пользуются услугами квалифицированных медсестёр.
Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 2388 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
|