Организация, порядок и гигиенический контроль посещений хирургического больного
Ходячие больные в определённое время встречаются со своими родственниками в соответствующих помещениях. Разрешён допуск посетителей в палату только к хирургическим больным с постельным режимом. Не допускаются посетители в отделение реанимации и интенсивной терапии.
При посещении хирургического отделения родственники должны иметь сменную обувь (одноразовые бахилы) и надеть специальные халаты. После пребывания посетителей в хирургическом отделении проводят внеочередную влажную уборку. Посетители допускаются к больным ежедневно с 17:00 до 19:00. В субботу, воскресенье и праздничные дни с 11:00 до 13:00 и с 17:00 до 19:00 (приказ МЗ? 320 от
25.02.83 г.).
Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и абсолютный идеал жизни каждого, кто выбрал профессию медика.
Н.И. Пирогов
Пирогов Николай Иванович (1810-1881) - выдающийся русский хирург, педагог, научный и общественный деятель XIX столетия.
Научная, практическая и общественная деятельность Н.И. Пирогова принесла ему мировую врачебную славу, неоспоримое лидерство в отечественной хирургии и выдвинуло его в число крупнейших представителей европейской медицины середины XIX в.
Научное наследие Н.И. Пирогов относится к различным областям медицины. В каждую из них он внёс существенный вклад, до сих пор не утративший своего значения. Несмотря на более чем вековую давность, труды Н.И. Пирогова продолжают поражать читателя оригинальностью и глубиной мысли.
В российскую и мировую науку Н.И. Пирогов вошёл не только как первооткрыватель и создатель целых разделов русской медицины, но и как врач-подвижник, патриот Отечества и земли русской.
Николай Иванович Пирогов родился 13 ноября 1810 г. в Москве в семье чиновника. Детство Пирогова протекало в трудные годы Отечественной войны с полчищами Наполеона.
Пирогова-ребёнка поразил Мухин. Когда заболел брат Николая Ивановича, все ждали лекаря. Этим лекарем оказался профессор Ефим Осипович Мухин. Николая поразил его облик, убедительный голос. Он заключил себе: «Не верить такому нельзя». И действительно, через некоторое время брат выздоровел, а Николай стал играть в лекаря, в Мухина. Именно эта игра привела Николая к истокам сопереживания к страждущему человеку, облегчению его страданий.
Образование его проходило вначале дома, а затем в частном пансионе. Небогатые родители старались дать ему лучшие по тому времени
знания. Однако несчастья, одно за другим свалившиеся на семью, помешали маленькому Пирогову закончить учение в пансионе.
Как ни любила Николая семья, из-за отсутствия денег после двух лет обучения в пансионе она вынуждена была прервать его учёбу. Но с помощью добрых людей Николай Иванович окончил университетский курс, который дал ему много знаний, веру в добро и зародил «искру Божию».
Выбор профессии Пирогову тонко и умно подсказал профессор Е.О. Мухин. В 1824 г. (в возрасте 14 лет) Н.И. Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета, где среди его учителей были анатом Х.И. Лодер, клиницисты М.Я. Мудров, Е.О. Мухин.
После успешной сдачи экзаменов в университете Н.И. Пирогову был вручён диплом лекаря. Соседи, узнав, что в семье Пироговых появился лекарь, попросили оказать помощь больному чиновнику. Когда Николай пришёл на вызов, перед ним был умирающий человек, находившийся без сознания и дышавший с трудом. Пирогов как медик понимал, что помочь больному ничем уже не может. Но как облегчить страдания? Родственники ждали от него каких-нибудь действий. Николай попросил их пригласить цирюльника. Цирюльник принёс с собой клистирную трубку. «У больного запор», - сказал цирюльник и попросил разрешения у Пирогова сделать больному клистир. Оказывается, он и раньше ставил его этому больному при сильных запорах, чтобы очистить кишечник. Клистир был поставлен, и больной задышал нормально. Страдание его облегчилось. В знак благодарности за облегчение страдания больного, родственники подарили молодому лекарю чёрный фрак большого размера.
Это был первый больной молодого лекаря, а самым первым лекарством был клистир - один из элементов ухода за больными. Клистиром он спас и свою старую няню, которая собралась умирать. Боясь, чтобы няня не передумала, Николай быстро достаёт из своего чемодана трубку, а резиновую грушу наполняет ромашкой с мылом и постным маслом.. Затем, надев на себя фартук, поворачивает няню на левый бок, ставит клистир и, отойдя от няни, говорит всем, что процедура очень сложная и не каждому врачу удаётся. На следующий день старушка начала поправляться. Вот так, шаг за шагом, постепенно Николай Иванович овладевал наукой врачевания и ухода за больными.
В 1828 г. он окончил университет и поступил в число «профессорских студентов» в Дерптский профессорский институт, созданный для подготовки профессоров из «природных россиян», успешно окончивших университеты и выдержавших вступительные экзамены при Петербургской академии наук.
В 1829 г. Пирогов получил золотую медаль Дерптского университета за выполнение конкурсного исследования на тему: «Что нужно иметь в виду при перевязке больших артерий во время операций?», в 1832 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством?».
В 1833-1835 гг. Н.И. Пирогов находился в командировке в Германии, совершенствовался в анатомии и хирургии. В 26 лет Н.И. Пирогов получил звание профессора и возглавил хирургическую клинику в Дерптском университете. Он усилено занимался научной работой и привлекал к участию студенческую молодёжь. В анатомическом зале и хирургической клинике, где проходили лекции, всегда толпились не только медики, но и студенты других факультетов. Отношения студентов с Пироговым были дружественные. Каждую субботу вечером человек 10-15 собирались у него к чаю. Никто, как он, не умел вселять в молодых людей интерес и любовь к тем вопросам, которые его интересовали, никто, как он, не умел воодушевлять юношество на обретение хирургических знаний.
С первых же шагов своей педагогической деятельности Пирогов стремился привлекать своих слушателей к участию в обсуждении состояния больного. Его обходы отличались тем, что он заставлял каждого из студентов исследовать больного и тем самым воспитывал у них практические навыки, в процессе обмена впечатлениями развивал в студентах клиническое мышление. Как педагог Н.И. Пирогов постоянно говорил студентам: «Большую часть времени старайтесь проводить у постели больного». Учил их чуткости и вниманию к человеческим страданиям.
Через пять лет (1841) Пирогов был приглашён в Петербургскую медико-хирургическую академию, где и проработал почти 15 лет до своей отставки.
В Петербургской медико-хирургической академии Пирогов стал профессором госпитальной хирургии и прикладной анатомии и заведующим всем хирургическим отделением госпиталя. С этого време-
ни начинается борьба Н.И. Пирогова за создание надлежащих условий для больных и за организацию ухода.
Состояние хирургического госпиталя было ужасным: палаты на 60-100 коек без вентиляции были переполнены больными с рожистыми воспалениями, острогнойными отёками и гнойным заражением крови. Для операционных не было ни одного помещения. Сердце Пирогова надрывалось при виде молодых гвардейцев с гангренозными бубонами, разрушившими всю брюшную стенку. Тряпки под припарки и компрессы переносились фельдшерами от ран одного больного к другому. Лекарства, отпускавшиеся из госпитальной аптеки, были не похожи на лекарства: вместо хинина отпускалась бычья жёлчь, вместо рыбьего жира - иноземное масло. Хлеб и провизия не выдерживали никакой критики. Воровство было не ночное, а дневное: мясо развозилось по домам членами госпитальной конторы, аптекарь продавал на сторону лекарства; госпитальное начальство продавало подержанный и снятый с ран перевязочный материал, компрессы и прочее.
Н.И. Пирогов стремился наладить порядок в отделении. Многие больные были вовремя спасены. Новый инструментарий Пирогов купил на свои деньги. Однако ему было очень трудно, так как антирусские настроения и действия иностранцев, занимавших тогда все высокие должности, были узаконены и считались нормой. Однако, оставаясь патриотом своей Родины, Пирогов неимоверным трудом стремился доказать силу русского человека, его независимость, прозорливость и величие ума. При нём хирургическая клиника стала высшей школой русского хирургического образования чему содействовали кроме высокого авторитета необычайный дар преподавания и несравненная техника Пирогова при проведении операций, громадное количество и разнообразие клинического материала.
Точно так же он поднял на чрезвычайную высоту преподавание анатомии устройством особого анатомического института, первым директором которого был назначен приглашённый им в помощники знаменитый Губер.
Репутация Н.И. Пирогова как практического хирурга была столь же высока, как и репутация учёного. Ещё в Дерптский период его операции поражали смелостью замысла и мастерством исполнения.
Операции в то время проводились без обезболивания, поэтому их стремились сделать как можно быстрее. Удаление молочной железы
или камня из мочевого пузыря Н.И. Пирогов осуществлял за 1,5- 3 мин. Во время Крымской войны в главном перевязочном пункте Севастополя 4 марта 1855 г. он произвёл 10 ампутаций конечностей менее чем за 2 ч.
О международном врачебном авторитете Н.И. Пирогова свидетельствует, в частности, приглашение его для консультативного осмотра к германскому канцлеру О. Бисмарку (1859) и национальному герою Италии Дж. Гарибальди (1862).
Большой любовью пользовался Пирогов среди простого народа и широчайших масс студенчества. Его любили за простоту, благородство и бескорыстие. Бедняков и учащихся он лечил бесплатно, а часто помогал им и материально. О своём отношении к больным Пирогов говорил: «Моё призвание и моё искусство я всегда ставил слишком высоко, чтобы видеть в нём одно только средство к любостяжанию, и Бог знает, что я посвятил себя ему, ещё бывши ребёнком, когда мне мысль о корысти и в голову не приходила. Я положил за правило от моих больных, как бы они богаты ни были, никогда и ничего не требовать. Кто мне даст, я беру, и беру с мыслью, что я получаю не вознаграждение за мой труд, но за моё время...».
Н.И. Пирогов был одним из первых организаторов женской помощи на театре войны. В 1853 г. началась война с Турцией, затем с Англией и Францией. Узнав о больших потерях русских, Пирогов прибыл в Севастополь. Н.И. Пирогов так описывает страшную обстановку в Севастополе: «Шесть тысяч раненых было брошено на произвол судьбы под открытым небом. Затем, когда часть их всё же удалось собрать, то они неделю не только не перевязывались, но не были даже накормлены».
В госпиталях Пирогов видел запущенных и ужасно грязных стонущих раненых, лежавших на пропитанных гноем и кровью матрацах, и требовал, и заставлял беспокоиться о них. Стараясь уменьшить число раневых осложнений, проводил разделение больных на две группы - имеющих гнойные заражения и не имеющих их. Оперировал сразу на трёх столах. В госпиталях Пирогов увидел и женщин, умело перевязывавших раненых. Женский уход за ранеными появился в Севастополе раньше приезда сестёр милосердия из Петербурга: жёны и дочери севастопольцев добровольно пришли на помощь раненым.
Встретил Пирогов здесь и знаменитую Дашу Александрову - дочь матроса, впоследствии названную народом «Дашей Севастополь-
ской». Дарья ловко и умело делала перевязки, под вражеским огнём оказывала медицинскую помощь раненым, поила их водой, поддерживала задушевным словом, эвакуировала с поля боя в более безопасные места и далее в лазареты и госпиталя.
В Севастополе Пирогов встретил первую группу сестёр милосердия, командированных княгиней Еленой Павловной. Самоотверженный труд сестёр милосердия предвосхитил все ожидания. Об их подвигах на поле боя, в лазаретах и госпиталях писали в газетах и журналах. Кроме раздачи сухого белья, чая и вина сёстры работали на перевязочных пунктах и в операционных. Перевязывать раненых им приходилось на открытом воздухе, под дождём, стоя на коленях, в грязи или на промёрзлой земле. И если из-за огромного наплыва раненых врачей не хватало, перевязочные пункты оставались на их попечении. Эти мужественные женщины, не смыкая глаз по несколько суток кряду, оказывали помощь раненым. Кроме оказания помощи раненым, Пирогов поручал сёстрам нравственный присмотр и контроль за административным попечением над руководителями госпитальных порядков. Пирогов отмечал необыкновенное трудолюбие сестёр милосердия. «Если так пойдёт, если их ревность не остынет, то наши госпитали будут похожи на дело», - писал он жене.
В Севастополе Пирогов проявил себя не только как хирург-практик, но и как хирург-организатор: первым предложил сортировку раненых, навёл порядок в оказании медицинской помощи и в организации ухода за больным на всех этапах.
Впервые столкнувшись с апатией чиновников к медицинским проблемам, Пирогов открыто заявил, что от администрации, а не от медицины зависит своевременное оказание медицинской помощи. Пирогов, беспокоясь о раненых, постоянно вступал в конфликты с администрацией, требовал вовремя снабжать лазареты и госпитали бельём и медикаментами. Этой требовательности учил и сестёр милосердия. Пирогов с первых дней пребывания в Крыму был не только хирургом, но и начальником медицинской службы. Из-за постоянных конфликтов с администрацией Пирогов получил прозвище «Гроза госпитальных беспорядков».
Сестёр милосердия он разделил на сестёр перевязочных, сестёр- аптекарш и сестёр-хозяек. Многие из них ассистировали на операциях, давали наркоз, следили за пульсом.
Н.И. Пирогов много делал для улучшения положения раненых, в том числе и ухода за ними. В рассказе «Севастополь в мае» Л.Н. Толстой правдиво описал нелёгкую работу медиков, их чрезмерную загруженность и святой героизм.. «Сёстры со спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненного, слёзного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, помогая раненым, с лекарством, с водой, с бинтами, с корпией мелькали между окровавленными шинелями и рубахами».
Н.И. Пирогова справедливо называют «отцом русской хирургии»: его деятельность обусловила выход отечественной медицины на передовые рубежи мировой медицинской науки. Его труды по топографической анатомии, по проблемам обезболивания, иммобилизации, костной пластики, шока, ран и раневых осложнений, по вопросам военно-полевой хирургии, ухода за больными и военно-медицинской службе в целом являются классическими, основополагающими. Его инициатива привлечения женщин к уходу за ранеными, т.е. в организации института сестёр милосердия, сыграла важную роль в привлечении женщин к медицине и способствовала созданию Международного Красного Креста.
Пирогов внёс неоценимый вклад в развитие общего ухода. Многие идеи, которые он активно внедрял, намного опередили своё время.
В 1856 г. Николай Иванович Пирогов стал попечителем Одесского учебного округа. В Херсонской гимназии стали учить по-пироговски: заставляли детей не зубрить, а думать, отменили розги и хлопотали об открытии женской гимназии.
В 1861 г. Пирогов ушёл в отставку, поселился в своём имении Вишня и прожил там до самой смерти.
Николай Иванович умер 23 ноября 1881 г., но его блестящие научные достижения живут и поныне.
По решению Советского правительства в 1947 г. в селе Пирогово (бывшая Вишня), где сохранился склеп с забальзамированным телом великого деятеля отечественной науки, открыт мемориальный музей-усадьба.
Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 1642 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
|