АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Эмоции и образ жизни

Прочитайте:
  1. A) образованием иммунных комплексов
  2. I. Воздержание от половой жизни.
  3. I. Врожденные неопластические образования
  4. I. Нарушение образования импульса.
  5. II. Безучастный к жизни
  6. II. Новообразования
  7. II. Сведения о прошлой жизни
  8. III ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
  9. III. Злокачественные новообразования
  10. III. Нездоровый образ жизни родителей будущего ребёнка до зачатия и бере менной женщины.

На уровне биологических фирм существования у животных, когда индивид выступает лишь как организм, эмоциональные реакции связаны с органическими потребностями и инстинктивными формами жизнедеятельности. Именно протекание основных для животного организма форм жизнедеятельности, связанных с самосохране­нием, питанием, размножением, определяет его эмоциональные реакции.

На уровне исторических форм существования у человека, когда индивид выступает как личность, а не как организм, эмоциональные процессы связаны не только с органическими, но и с духовными потребностями, с тенденциями и установками личности и многообраз­ными формами деятельности. Объективные отношения, в которые вступает человек в процессе удовлетворения своих потребностей, порождают разнообразные чувства. Развивающиеся в процессе трудовой деятельности людей формы сотрудничества порождают многообразные социальные чувства. Даже если обратиться к семей­ным чувствам, то, несмотря на органические основы сексуального чувства, все же не раз навсегда данные чувства порождают различ­ные формы семейной жизни, а изменяющиеся в процессе обществен­но-исторического развития формы семьи порождают изменяющиеся и развивающиеся семейные чувства. Человеческие чувства выражают в форме переживания реальные взаимоотношения человека как общественного существа с миром, прежде всего с другими людь­ми.

В этих исторических формах общественного бытия человека, а не в одних лишь их физиологических механизмах нужно прежде всего искать материальные основы человеческих чувств и эмоций, так же как в основных формах биологического существования, а не в одних лишь их физиологических механизмах самих по себе надо в конечном счете искать материальные основы эмоций у животных.

Поскольку эмоции основываются на выходящих за пределы созна­ния жизненно значимых взаимоотношениях индивида с окружающим, теория и классификация эмоций должна исходить как из первичной основы не из тонкостей феноменологического анализа эмоциональ­ного переживания или физиологического изучения механизмов эмоционального процесса самого по себе, а из тех реальных взаимо­отношений, которые лежат в основе эмоций. Поскольку у животных эмоциональные реакции связаны с основными сторонами и прояв­лениями их жизнедеятельности, с важнейшими для животного ор­ганизма биологическими актами —питания, размножения и с борь­бой за существование, постольку исходя от Ч. Дарвина биологичес­кая теория эмоций, которая связывала их с органической стимуля­цией инстинктов, в отношении животных в основном правильна. Гру­бейшая ошибка биологической теории эмоций начинается лишь там, где эта теория переносится с животных на человека, между тем с из­менением форм существования у человека изменяется и основа его эмоций. Биологизаторская же теория неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами.

По существу, из этой именно точки зрения исходил уже У. Джемс, отмечавший, что объект побуждает не только к дей­ствию, он вызывает изменения в установке, в лице; он различным образом сказывается на дыхании, кровообращении и органических функциях. Когда действия заторможены, эмоциональные проявления еще сохраняются, и мы можем прочесть гнев в чертах лица даже тогда, когда удар не был нанесен. Инстинктивные реакции и эмоци­ональные проявления сливаются в незаметных переходах. Джемс признает затруднительным провести грань между описанием эмо­ционального процесса и инстинктивной реакции. Эту формулу пол­ностью воспринял современный бихевиоризм: инстинкт, по Дж. Уотсону, представляет собой наружное действие, эмоция — реакция, связанная с организмом, но между эмоцией и инстинктом нет четкой грани; так же как инстинкт, эмоция является наследственной сте­реотипной реакцией.

Эта теория о неразрывной связи, почти неразличимости инстинкта и эмоции в дальнейшем была конкретизирована в двух вариантах. Эмоции представляются либо как субъективная сторона инстинктов, как специфическое переживание, связанное с инстинктивным дей­ствием, либо как пережиток инстинктов, как тот след, который, отжи­вая, они оставляют в психике. В частности, У. Мак-Дугалл, считая, что он осуществляет идею Ч. Дарвина, развил теорию эмоций, исходя-

щую из того положения, что всякая эмоция есть аффективный аспект инстинктивного процесса.

Соотношению между эмоцией и инстинктом, которое попытался установить Мак-Дугалл, в последнее время другим исследовате­лем — Л. де Бансель—была противопоставлена другая теория, по-своему интерпретирующая теорию Дарвина. Эта теория гласит: эмоция не аспект или как бы оборотная сторона инстинкта, она — рудимент или неудавшийся инстинкт.

Неразрывно связывая человеческие эмоции с примитивными инстинктами, эти теории превращают эмоции в исключительно биоло­гические образования и лишают их всяких перспектив развития; эмоции — пережитки прошлого. Они либо продукты разложения инстинкта, дезорганизующие всякую человеческую деятельность, либо неотлучные спутники инстинктов.

Но идея исключительной связи эмоции с инстинктом расходится с физиологическими данными, говорящими в пользу корковой обус­ловленности эмоций и подкорковой локализации инстинктов; она не согласуется и с психологическими фактами.

Генетически, несомненно, эмоции были первоначально связаны с инстинктами и влечениями. Связь эта сохраняется, но неправиль­но отождествлять чувства человека исключительно с инстинктивными реакциями и примитивными влечениями. Эмоциональная сфера про­ходит длинный путь развития — от примитивной чувственной, аффек­тивной реакции у животного к высшим чувствам человека.

Чувства человека — это чувства исторического человека.

У человека эмоции связаны с основными формами общественно-исторического существования — образа жизни человека и основными направлениями его деятельности.

Зарождение на основе совместного труда общественных форм сотрудничества, специфически человеческих отношений человека к человеку порождает и целый мир специфически человеческих чувств к человеку и к другим людям, реальная основа которых заключена в сотрудничестве и вытекающей из него общности интересов. Отсюда рождаются гуманистические чувства, чувства солидарности, симпа­тии, любви к человеку и т. д., и отсюда же, с возникновением общест­венных противоречий как реальных материальных фактов, рождается человеческое негодование, возмущение, вражда, ненависть. Первично реальные отношения, в которые включается человек, определяют его чувства, и лишь затем вторично его чувства обусловливают те отно­шения к другим людям, в которые он вступает.

По мере того как первично чисто природные отношения индиви­дов различного пола, матери к детенышу и т. п. перестраиваются на общественной основе и принимают характер семейных, у человека

' Мак-Дауголл (Мак-Дугалл) У. Основные проблемы социаль­ной психологии. М., 1916.

формируются специфические человеческие чувства — различных членов семьи друг к другу. Половое влечение переходит в челове­ческое чувство любви, которое в связи с изменяющимся в ходе обще­ственно-исторического развития характером семьи осложняется многообразными в него вплетающимися оттенками чувств; отношение родителей и детей, пронизываясь общественно-историческим содер­жанием, перерастает во взаимосвязь, а иногда и антагонизм поко­лений, которые порождают и питают сложные чувства родителей к детям и детей к родителям.

Через отношение к другим людям формируются у человека и специфические человеческие чувства к самому себе как человечес­кому существу, как личности, формируются личностные чувства как чувства общественные.

Не появление личностных чувств порождает личность и специфи­ческое для человека отношение к окружающему миру и к самому себе, а становление в процессе общественной практики и историческо­го развития личности как субъекта практики и конкретного носителя общественных отношений порождает личностные чувства.

Труд, основа человеческого существования, становится важней­шим источником человеческих чувств. Важнейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказы­ваются на общем эмоциональном состоянии, на настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспе­хом, ее удачами или неудачами.

Различные направления общественно-трудовой деятельности по­рождают или развивают различные направления и стороны эмоцио­нальности. В ходе исторического развития они не только проявля­ются, но и формируются. Развитие общественных межлюдских отношений порождает моральные чувства. С выделением из практи­ческой деятельности теоретической порождаются интеллектуальные чувства — любознательность, любовь к истине; которая, приходя в столкновение с господствующими взглядами, приводила людей на­уки на костры инквизиции. В процессе создания изобразительных искусств, музыки, поэзии формируются эстетические чувства чело­века; то же происходит при восприятии великих творений народного творчества, классических произведений великих мастеров.

Таким образом, чувства человека, не отрываясь, конечно, от организма и его психофизических механизмов, далеко выходят за узкие рамки одних лишь внутриорганических состояний, распростра­няясь на всю безграничную ширь мира, который человек в своей практической и теоретической деятельности познает и изменяет.

2 К проблеме мировоззренческих чувств С. Л. Рубинштейн обращается в своей последней работе «Человек и мир», где предлагает их концепцию как жизненных, связанных с обобщением жизни, чувств. (См.: Рубинштейн С. Л. Пробле­мы общей психологии. М., 1976).— Примеч. сост.

Каждая новая предметная область, которая создается в обществен­ной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к миру. Отношение к природе, к бытию предметов опо­средовано социальными отношениями людей. Ими опосредованы и чувства человека. Участие в общественной жизни формирует общест­венные чувства. Объективные обязательства по отношению к другим людям, превращаясь в обязательства по отношению к самому себе, формируют моральные чувства человека. Существование таких чувств предполагает целый мир человеческих отношений. Чувства человека опосредованы и обусловлены реальными общественными отноше­ниями, в которых включен человек, нравами или обычаями данной общественной среды и ее идеологией. Укореняясь в человеке, идео­логия сказывается и на его чувствах. Процесс формирования чувств человека неразрывен со всем процессом становления его личности.

Высшие чувства человека — это определяемые идеальными — интеллектуальными, этическими, эстетическими — мотивами процес­сы. (...) Чувства человека — самое яркое выражение «природы, ставшей человеком», и с этим связано то волнующее обаяние, которое исходит от всякого подлинного чувства3.

В ходе событий, порождающих у человека те или иные эмоции, он всегда является в какой-то мере не только пассивным и страда­тельным, но и активным, действенным существом. Даже там, где человек оказывается во власти событий, с которыми он в конечном счете не в силах совладать, ход которых в целом не от него зависит, он неизбежно в какой-то мере либо содействует ему, давая

3 Говоря о «природе, ставшей человеком», С. Л. Рубинштейн цитирует положение из «Экономическо-философских ру­кописей 1844 года» К. Маркса. Впервые С. Л. Рубинштейн раскрыл методологическое значение этого положения для психологии в своей программной статье «Проблемы психоло­гии в трудах Карла Маркса», опубликованной в 1934 г., тогда он особо подчеркивал, что в понимании К. Маркса развитие общественного бытия происходит не как надстройка над природой, а как ее глубокая перестройка (см.: Рубинш­тейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 34—35). В последние годы своей жизни С. Л. Рубинштейн обращается к анализу этих рукописей, стремясь выявить Систему взглядов раннего Маркса на философскую проблему человека. В ре­зультате С. Л. Рубинштейн дает следующую интерпретацию положению о соотношении природного и общественного. Природа выступает не только как преобразованная пред­метной деятельностью человека — «природа всегда остает­ся и в своем первичном качестве собственно природы» (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психоло­гии. М., 1959. С. 205). Эта интерпретация чрезвычайно существенна для понимания соотношения в психологии биологического и социального, природного и обществен­ного, когда подчеркивание определяющей роли социаль­ного в развитии психики не должно вести к отрицанию роли природного в этом развитии.— Примеч. сост.

вовлечь себя, либо противодействует ему, хотя бы и безуспешно, во всяком случае так или иначе относится к происходящему.

Таким образом, все происходящее с человеком вызывает или включает и какую-то активность с его стороны — внешнюю или внутреннюю. С другой стороны, ход собственной деятельности чело­века и тех событий, которые в основном зависят от нее, неизбежно включает и ту или иную меру пассивности, внешней обусловленности, так как результат действий, которые совершает человек, зависит не только от его побуждений и намерений, но и от объективных об­стоятельств.

Таким образом, объективно в действиях человека налицо и дейст­венность, активность, и страдательность, пассивность, в этой своей противоположности данные в единстве и взаимопроникновении. Соответственно они представлены и в эмоциональной сфере челове­ка, которая включает в себя и активность того или иного эмоцио­нального отношения к происходящему, и пассивность того или иного состояния, которое испытывает человек, подвергаясь различным воз­действиям.

Это взаимоотношение активности и пассивности накладывает существенный отпечаток на эмоциональную сферу. Оно проявляется в выше уже отмеченной двусторонности эмоциональных образова­ний, выступающих, с одной стороны, как активные эмоциональные тенденции, стимулирующие к деятельности, с другой — как эмоцио­нально переживаемые состояния, которые испытывает человек.

В учениях, авторы которых пытались глубже проникнуть в природу эмоций, эта полярность активности и пассивности отмечалась как существенная черта эмоциональной сферы, но объяснения при этом давались различные. Р. Декарт, следуя в основном христианской традиции и развивая учение о дуализме двух субстан­ций, усматривал источник этой полярности в дуализме души и тела. Страсть, поскольку она активность души — акт мысли, чистого познания; она активна, посколь­ку не есть влечение тела, а познание души; она же есть нечто страдательное, пас­сивное (passion), поскольку является порождением плоти и ее влечений. Активность, таким образом, относится за счет души, пассивность — за счет воздействия на душу со стороны тела.

Б. Спиноза, заостряя интеллектуалистические тенденции концепции души, основу которой заложил Декарт, ищет источники этой полярности внутри самой души как познающего субъекта и усматривает ее в дуализме совершенного и несовер­шенного познания. Активность или пассивность души зависит у Спинозы от адекватно­сти или неадекватности познания. Душа пассивна, поскольку она имеет неадекват­ные идеи и поскольку ее аффекты — это страсти, т. е. страдательные, пассивные состоя­ния; поскольку она имеет адекватные идеи, она активна, ее аффекты — действия души.

Мы видим источник этой противоположности активности и пассивности в дейст­венных взаимоотношениях субъекта и объекта, взаимопроникающих друг в друга, так что отношение между активностью и пассивностью перестает быть метафизически внешним. Каждая эмоция не является или пассивной, или активной, а и пассивной, и активной. Весь вопрос лишь в мере одной и другой, в силу которой эмоция выступает в одном случае преимущественно как страдательное состояние аффицированности, плененности, в другом — преимущественно как активный процесс порыва, устремлен­ности, действенности.

На этой основе мы можем тоже прийти к положению, которое в рамках своей

концепции сформулировал Спиноза, определив аффекты (что у него равнозначно с нашим понятием эмоции, а не с более узким современным понятием аффекта) как сос­тояния, которые увеличивают или уменьшают способность к действию («Этика» часть третья, определение 3).


Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 927 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)