АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ВВЕДЕНИЕ. «Лечи каждый день, помогай каждый час, утешай каждую минуту»

Прочитайте:
  1. A) введение антигистаминных препаратов
  2. I. Введение в анатомию.
  3. II. Внутривенное высокодозное введение иммуноглобулина гамма.
  4. IV. Введение вакцин
  5. IV. Введение системных антидотов
  6. V 1: Введение в клиническую генетику.
  7. V1: Введение в медицинскую генетику. Наследственность и патология.
  8. А) введение ложек
  9. А) прекратить введение препарата
  10. Б. Внутривенное введение бета-адреноблокаторов

«Лечи каждый день, помогай каждый час, утешай каждую минуту».

Медицинская поговорка

 

С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать».

Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей, поэтому медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Чтобы избежать ошибок, врач должен уметь принять правильное решение, а это требует специального морально-этического знания.

Медицинская этика как наука помогает понять наши действия и поступки. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и медицинская этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом. От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия. Медицинская этика раскрывает, что основным условием возникновения доверия является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному ― облегчению страдания больного.

Врачи древности, оставившие нам ценные сведения из истории врачевания, обращали серьезное внимание на вопросы медицинской этики. В древнеиндийской книге «Аюрведа» («Книга жизни»), относящейся к V–IV вв. до н. э., описан четкий этический портрет врача. «Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро».

Первые научные обобщения народного опыта врачевания и правил поведения врача у постели больного изложены в трудах Гиппократа — V–IV вв. до н. э. — и других ученых Древней Греции и Рима. В известной клятве Гиппократа были заложены основные морально-этические принципы врачебной деятельности. В ней был четко сформулирован профессиональный долг врачевателя ― честно и добросовестно служить больному человеку, в своих действиях «воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости».

В «Клятве» впервые встречаемся с требованием соблюдения медицинской тайны. «Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Клятва Гиппократа для многих поколений врачей всего мира стала этическим гимном врачевания, в разных вариантах она выдержала проверку временем и до настоящего времени обладает силой воспитательного воздействия.

Как и в период древнего мира, врачи средневековья также приносили клятву на верность своей профессии. В ней содержался призыв к честному исполнению профессионального долга, к самопожертвованию во имя блага человеческого. Большие заслуги в разработке вопросов медицинской этике принадлежат арабскому философу и врачу Авиценне (IX–X вв. н. э.). В своем капитальном труде «Канон врачебной науки» Авиценна излагает не только методы диагностики и лечения заболеваний человека, но и вопросы, касающиеся профессиональных качеств врача и их влияния на взаимоотношения с больными. Он считал, что врач должен обладать особенными физическими и духовными качествами ― глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

В письменных источниках Русского государства IX–XI веков также имеются сведения, определяющие нормы поведения врача. Петр I издал детальную регламентацию врачебной деятельности и поведения врача.

В развитие этических идей Гиппократа, Галена, Авиценны и других передовых ученых большой вклад внесли представители отечественной медицинской науки XVIII–XIX вв.

Д. С. Самойлович (1744–1805) обращал особое внимание на значение нравственных начал в деятельности врача. Подчеркивая высшее назначение врача в служении своему народу, он призывал врачей к бескорыстию, искренности, вежливости и простоте. По его словам, врачи должны быть милосердными, сочувствующими, услужливыми, должны любить своего ближнего, как самого себя.

М. Я. Мудров (1776–1831) — основоположник отечественной клинической медицины, был убежденным пропагандистом гуманных принципов Гиппократа. Он считал необходимым воспитывать медиков в духе гуманизма, честности и бескорыстия, был глубоко убежден, что медицинской профессией должны овладевать люди по призванию, а не из побуждения к наживе.

Вторая половина XIX в. выдвинула из среды отечественных врачей целую плеяду ученых-медиков, также внесших заметный вклад в развитие этических принципов медицины.

В трудах Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова мы находим много разных материалов, касающихся этических норм взаимоотношений врача и больного, основанных на понимании роли нервной системы и психологического состояния человека в формировании и разрешении болезненных процессов.

Высказывание Н.И.Пирогов о том, что будущее принадлежит медицине предохранительной в сочетании с общегосударственными мероприятиями, стало девизом передовой медицинской общественности того времени и немало способствовало морально-этической ориентации врачей на профилактику.

Известный московский врач Ф. П. Гааз (1780–1853) провозгласил, что медицина ― царица наук, ибо здоровье необходимо для всего великого и прекрасного на свете. Говорил о необходимости внимать нуждам людей, заботится о них, не боятся труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, при чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться («Спешите делать добро»).

А. Ф. Кони (1844–1927) выдающийся судебный деятель России конца XIX начала XX века считал, что нравственные обязанности врача заключаются в «уважении к истинной науке, недопущении никаких недопустимых приемов, дающих скоропроходящий эффект, в неприменении выводов из недостаточно и неокончательно проверенных открытий, устойчивом терпении в отношении к людям, самоотверженном в некоторых случаях исполнении своего долга перед обществом и последовательном поведении». «Врач живет постоянно с чувством ответственности перед страдающими, является свидетелем страданий больных, подвергает себя порой опасности заражения, проявляя каждодневный героизм».

Со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают принципиально новый характер. Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Интерес к медицине, и в частности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль замен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов.

В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие.

С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины.

 

 


Дата добавления: 2015-02-02 | Просмотры: 1100 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)