АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Как распознать манипуляцию?

Прочитайте:
  1. Как распознать контактных родителей

Для этого существует несколько ярких признаков:

- чувство необычности происходящей ситуации;

- несовпадение вербальных сигналов с «языком» тела у манипулятора;

- повышение психического напряжения, ощущение дискомфорта;

- резкие перепады настроения у манипулирующего человека;

- чувство страха, недоверия, обиды;

Манипуляция может проявляться в активной форме через демонстрацию высшего социального положения (начальник, учитель). В пассивной форме манипулятор играет на чувствах собственной беспомощности, вынуждая оказать ему посильное (а на самом деле реально необходимое манипулятору) содействие. Соревнующийся тип манипуляции предполагает постоянную борьбу, где либо выиграл, либо проиграл, третьего не дано. Система безразличной манипуляции является наиболее плодотворной, жертва сама начинает стремиться угодить манипулятору.

Вопрос 56

Типы пропаганды.

В ходе многовекового развития пропагандистских форм политической коммуникации сложился целый ряд их разнообразных типов. В современной теории чаще всего выделяются следующие:

пропаганда действием (предполагающая использование различных видов устрашения реципиента, а также болезненно воспринимаемой аудиторией тематики, например, воспоминаний о поражениях в войнах или политических баталиях);

идейная пропаганда (распространение определенных систем ценностей, целей, «национальных идей» и иных представлений, направленных на интеграцию социума в целом или же отдельных политических групп или сообществ);

положительная пропаганда, несущая и распространяющая позитивные и конструктивные идеи для всего общества;

негативная пропаганда, распространяющая пристрастные идеи и заведомо причиняющие ущерб (психологический и иной) тем или иным слоям населения;

социологическая пропаганда (использование элементов повседневной предметной среды для создания нередко неосознаваемых идеологических или политических предпоч-тений людей);

пропаганда средствами искусства (пытающаяся создать сис-тему субъективных привязанностей, внутренней привержен-ности, идейной приобщенности людей к тем или иным док-тринам, концепциям или целям при помощи средств мону-ментальной архитектуры, живописи, графики, плаката и даже музыки);

ретиальная (массовая) пропаганда (рассчитанная на взаи-модействие с массовым объектом, широкой социальной аудиторией и предполагающая использование особых структур, институтов и механизмов распространения информации: СМИ, специальных ведомств и т.д.); аксиальная пропаганда (работа с узкой, специально отобранной частью населения);

прямая (явная) пропаганда (использование публичных заявлений, призывов, открыто звучащая критика в адрес оппонентов, самореклама и т.д.);

неявная пропаганда (косвенное воздействие на аудиторию, технология задействования различных подтекстов, иносказаний, скрытых намеков и др.);

официальная пропаганда (технологии, сопровождающие официально заявленные государством или партией цели);

неофициальная пропаганда (использование информационных технологий, обеспечивающих продвижение на политическом рынке негласно сформулированных партийным или государственным руководством задач и целей и характери-зующихся по этой причине более конфиденциальным ха-рактером);

«белая» пропаганда, которая ведется от имени действующего актора при раскрытии источников и форм распространения информации;

«серая» пропаганда (сокрытие источника информации и использование информационных технологий, функционирующих на грани общественных приличий и расценивающихся обществом как малодостойные);

«черная» пропаганда (использование технологий и методик фальсификации и дезинформации, нарушающих морально-этические, а временами и правовые нормы данного общества);

научная пропаганда (ведущаяся на основе научных доктрин и концепций с применением вытекающих из их содержания выводов и рекомендаций).

Характер исполнения обозначенных функций зависит как от внешних условий, так и от особенностей действующего субъекта пропаганды. В определенных странах или в соответствующие политические периоды ряд функций пропаганды может вообще не осуществляться (например, «черная» пропаганда в развитых демократических государствах в период между выборами). В то же время в ряде обществ могут складываться и некие частные функции про-паганды (например, сугубо просветительские). По мере развития политики, и особенно формирования медиакратической системы власти, функции пропаганды существенно видоизменяются.

 

Вопрос 57.

Функции смеховой коммуникации.

Когнитивная функция. Предполагает уточнение или выявление дополнительного смысла политических сообщений.

Функция политической социализации. Раскрывает возможности индивида через юмористические оценки отдельных явлений постигать мир политики, формировать собственные оценки и прогнозы развития событий, совершенствовать свои политические качества и свойства.

Функция идентификации демонстрирует возникновение в политике кратковременных неформальных объединений (т.е. людей, объединенных единой юмористической оценкой событий, или групп одинаково смеющихся людей) в политическом пространстве. Эти не совпадающие с другими политические общности помогают гражданам уточнять свои позиции и интерес. Одновременно с составной частью процесса обретения идентичности является и осознание гражданами политико-идеологической дифференциации общества, т.е. его разделения на «своих» и «чужих».

Функция сближения властных уровней. Предполагает размывание границ между правящим классом и рядовыми гражданами, верхами и низами, государством и обществом. В этом смысле смех выступает как своеобразная реакция на диспропорции общественного положения властвующих и подвластных. Способствует усилению единства общества, укреплению его внутренней солидарности.

Функция интеграции-дезинтеграции общества. Ситуация, когда юмор становится препятствием для налаживания коммуникации.

Критическая функция. Функция смеховой коммуникации по отношению к власти с целью критики.

В политико-информационном пространстве выделяется и освобождающая функция смеха. Он придает людям дополнительную жизненную энергию, духовный заряд, социальную энергетику, позволяющие ощутить всю полноту существования. Наряду с этим смех несет освобождение и конкретным проблемам общественной жизни, которые, став предметом народных анектодов и шуток, превращаются в вопросы для обсуждения в обществе. И потому они претендуют на легализацию, официальное признание, включение в повестку дня.

Юмор и шутка помогают людям расслабиться, снять психическую напряженность, включают естественные для организма механизмы самозащиты от стресса. Это свойство юмора органично связано с присутствующими в нем элементами развлечения. Все сказанное позволяет выделить релаксирующую функцию юмора и смеховой коммуникации.

 

 

Вопрос 58

Природа и место смеховой коммуникации в информационном пространстве.

В информационном пространстве политики наряду с маркетинговыми и немаркетинговыми способами организации дискурса существуют и такие, которые включают в себя разные методы поддержания коммуникации. К подобным синтетическим (смешанным) способам организации информационного взаимодействия относится смеховая коммуникация.

Ее природа связана с проявлением комического содержания политического текста, которое служит основанием для контактов между людьми. Комическое же является показателем некоего внутреннего несоответствия в обсуждаемом (отображаемом) явлении. Это может быть несоответствие формы и содержания (толстый человек говорит тонким голосом), противоречие функции (задачи) и роли (ее осуществления). К примеру, официальное лицо совершает несвойственные его статусу действия. Комическое провоцирует юмористическую реакцию потребителя информации, что вызывает его смех, улыбку и иные аналогичные реакции, которые и делают возможной особую, смеховую форму контактов политических акторов в пространстве власти.

Немаркетинговые свойства такого типа коммуникации обусловлены тем, что комическое представляет собой внутренний компонент любых политических текстов и тем самым выражает их потенциальную способность провоцировать юмористическую реакцию потребителей информации. Как отмечал А. Бергсон, комическое не существует вне человеческого'. И уж тем более это применимо к таким «достижениям» человечества, как государство и политика. Человек, даже в борьбе за власть, не утрачивает присущей ему способности видеть смешное в любых областях жизни. И это не случайно. Ведь политика представляет собой форму взаимодействия различных социальных групп, каждая из которых по-своему интерпретирует сообщения партнеров и конкурентов, в том числе выделяя в их посланиях комическое содержание. Таким образом, всегда имеется возможность юмористической интерпретации даже тех сообщений, которые не представляют собой специально сформированных шутливых посланий.

«Политический смех... является производным от смеха вообще. Поскольку, судя по всему, смех появился раньше, чем власть, государство и политика, то скорее всего рождение смеховой стихии либо совпадает с появлением политики, либо хронологически следует за ней... естественным образом трансформировавшись из бытовой смеховой стихии».

По этой причине политические тексты уязвимы для юмористической интерпретации их содержания, а смех в политике тотален и всеобщ. Так что в политических текстах всегда независимо от их юмористической ценности прямо или косвенно, открыто или неявно присутствует комическое содержание. Причем комическое восприятие политической информации приводит к тому, что нередко смех является реакцией даже на отсутствующий текст.

Смех привносит в политику игровой момент, некую несерьезность, позволяющую человеку даже в драматические моменты сохранять оптимизм, понимать условность любых «судьбоносных решений». Профессионалам-политикам смех и юмор помогают сохранять человечность и жизнелюбие. Это как нельзя лучше иллюстрирует высказывание английского политика Уинстона Черчилля о предназначении политических деятелей, полагавшего, что те «должны уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло».

Таким образом, органичность смеховой реакции в социальном и политическом пространствах демонстрирует немаркетинговые особенности смеховой коммуникации. Они связаны с тем, что политические тексты неизбежно являются носителем комического, а юмор выступает в качестве особой, внутренне принадлежащей реципиенту технологии осмысления информации, диагностики и постоянной ревизии сообщений.

Можно даже сказать, что юмор — это специфический способ освоения человеком мира политики, составная часть политической социализации личности. Благодаря этому смеховая коммуникация в политике возникает постоянно, превращаясь в элемент повседневности, неискоренимое свойство политических взаимоотношений людей и самой сферы власти. Поскольку человек политический имеет возможность юмористического прочтения любой информации, смеховая коммуникация выступает как неизменная составляющая политической сферы. Шутка и юмор способны выполнять те же функции политической оценки, анализа и прогноза, что и теоретические формы политической рефлексии. Смеховая коммуникация может весьма эффективно создавать имиджи политических деятелей, а также решать иные универсальные задачи в сфере политики.

Как некая самостоятельная форма отношения к миру смеховая коммуникация способствует формированию в политическом пространстве особого, параллельного квазимира, с собственными нормами, персонажами, виртуальными имиджами. А в ряде случаев смеховая стихия выступает даже некой формой дознакового освоения человеком пространства политики.

Как базовая реакция на комическое в тексте юмор служит неискоренимым источником постоянно воспроизводящихся политических контактов, саморазвертывания смеховой стихии в политике. Став элементом публичной политики, юмор, по образному выражению А. Дмитриева, превратился в «пятую ветвь власти».

Однако зададимся вопросом: возможны ли ситуации или отдельные политические послания, которые не могут быть подвергнуты осмеянию? Ведь юмористической оценке подвергаются порой и символы государства, и нормы господствующей идеологии и морали, и личные качества политиков, и физические недостатки вождей, их поступки. Люди шутят о таких вещах, которые кому-то представляются святыми. Конечно, общество и государство пытаются некоторым образом ограничить распространение такого поверхностного отношения к важнейшим для них явлениям.

Например, во Франции общественность очень негативно реагировала на попытки лидера ультраправых Ле Пэна пошу-тить в одной из предвыборных речей насчет газовых печей и крематория. Так же отрицательно к этой тематике относится и немецкое общество. В советском обществе долгое время неприличными считались анекдоты про Ленина. Правда, нормы официальной морали действовали не слишком эффективно, и шутки про руководящую роль КПСС звучали даже с эстрады. Вспоминаются ставшие почти легендарными знаменитые ело- ^ ва одной из интермедий А. Райкина: «Прошла зима, настало [ лето — спасибо партии за это».

Шутки живут даже в критических и трагических ситуациях, даже когда создается угроза жизни человека. Например, на фронте существовало множество анекдотов про «смерть-старушку», про солдата, по глупости подставившегося под пулю, и т.д. Одним словом, юмору, осмеянию подвержены все политические акты и процессы, без каких-либо ограничений.

И все же можно говорить, что у политического юмора есть и определенные границы. Правда, это касается не тематики и не самого предмета, а скорее ситуации возникновения смеховой коммуникации. Так, если у человека парализованы сознание и воля или он испытывает страх, не дающий возможности думать ни о чем другом, кроме выживания, безопасности, сохранения жизни, тогда смеховая реакция невозможна. Поэтому, к примеру, на фронте анекдоты появляются только после того, как люди привыкают к новой ситуации. Не случайно специалисты говорят о феномене отложенного смеха, когда то, над чем боялись смеяться вчера, сегодня уже не ограничивает проявление юмора.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 542 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)