Молекулярные механизмы развития этих симптомокомплексов
При СД клетки инсулинзависимых тканей испытывают энергетический голод, т.к. глюкоза в них не заходит. Тогда по вегетативной нервной системе от клеток в гипоталамус идёт информация, там выделяются гормоны, действующие на гипофиз, выделяется АКТГ в кровь и ↑ синтез глюкокортикоидов в достаточно высоких концентрациях. Под действием глюкокортикоидов ↑ сахар крови (плавно, но мощно), а клетки его не используют. После приёма пищи концентрация глюкозы может достигать 300-500 мг/дл и сохраняется на высоком уровне в постабсорбтивном периоде, т.к. снижается толерантность к глюкозе. Снижение толерантности к глюкозе наблюдается в случае скрытой (латентной) формы СД. В этих случаях у людей отсутствуют жалобы и клинические симптомы, характерные для СД, а концентрация глюкозы в крови натощак соответствует норме. Однако использование провокационных проб (сахарной нагрузки) выявляет снижение толерантности к глюкозе.
Рисунок 1. Изменение толерантности к глюкозе у больных скрытой формой сахарного диабета. Определение толерантности к глюкозе используют для диагностики СД. Обследуемый принимает раствор глюкозы из расчёта 1 г на 1 кг массы тела (сахарная нагрузка). Концентрацию глюкозы в крови измеряют в течение 2-3 ч с интервалами в 30 мин.
1 - у здорового человека; 2 – у больного СД.
Уровень сахара ↑ до тех пор, пока не превысит нормальные значения, тогда вступают в работу почки. Они выводят избыток глюкозы из организма. В почечных клетках число белков-переносчиков глюкозы, участвующих в реабсорбции глюкозы, строго ограничено, поэтому избыток глюкозы поступает в мочу, ↑ диурез, т.к. глюкоза хорошо связывает воду (диурез повышается за счёт осмоса, это осмотическиё диурез). В норме проксимальные канальцы почек реабсорбируют всю фильтрующуюся в клубочках глюкозу, если её уровень не превышает 8,9 ммоль/л (160 мг/дл). Потеря воды влечёт за собой раздражение вегетативных центров гипоталамуса, вызывая жажду и повышенное потребление жидкости.
Т.к. инсулин не работает, не проявляются его биологические эффекты, на первом месте появляются гормоны-антагонисты инсулина. В результате их действия повышается липолиз (гормон-чувствительная липаза в жировой ткани находится в фосфорилированной активной форме) и в кровь поступает повышенное количество глицерина и ВЖК.
Но глицерин идёт на глюконеогенез, а ВЖК захватываются инсулинзависимыми клетками в большом количестве. ВЖК начинают разрушаться по типу β-окисления, в ходе которого образуется много ацетил-КоА. В норме он расходуется на синтез разных соединений (но необходимо много энергии) или в ЦТК для получения энергии. Но при СД, когда дефицит глюкозы, ЦТК работает плохо, т.к. дефицит оксалоацетата. Источники ОАА – ПВК+СО2
↑
Аминокислоты, глюкоза, глицерин
↓
Но они идут на синтез глюкозы.
ОАА взаимодействует с 1 молекулой ацетил-КоА, следовательно, много ацетил-КоА, а это губительно для клетки, т.к. блокирует многие процессы.
Чтобы клетка не погибла, используется путь синтеза из ацетил-КоА холестерина, при этом при максимальном связывании ацетил-КоА затрачивается небольшое количество энергии. Холестерин накапливается в клетке. Вследствие того, что глюкокортикоиды тормозят синтез белка, мало ЛПВП и холестерин проблематично забрать из клетки.
Пищевые жиры не депонируются в жировой ткани вследствие ослабления процессов запасания, а поступают в печень, где частично превращаются в ТАГ, которые транспортируются из печени в составе ЛПОНП, вызывая гиперлипопротеинемию.
Глюкокортикоиды подавляют синтез почти всех белков, поэтому репаративные процессы плохо идут. В частности, фибробласты практически не синтезируют коллаген и другие белки, не образуется рубец.
Инфекционные процессы длительно протекают, т.к. глюкокортикоиды подавляют синтез белков и иммунитет.
Длительно существующее повышение сахара в крови вызывает модификацию липопротеидов (гликозилирование ЛПВП). Гликозилированные ЛП захватываются клетками РЭС в стенке сосуда и клетки лопаются (эти гликозилированные ЛП не идут в печень). В этот же момент времени в клетках печени усиливается кетогенез. Источником кетоновых тел является ацетил-КоА. Печень захватывает ВЖК, окисляет их до ацетил-КоА, который превращается в β-гидроксимасляную и ацетоуксусную кислоты. В тканях ацетоацетат частично декарбоксилируется до ацетона, запах которого исходит от больных СД и ощущается даже на расстоянии. В крови кетоновые тела повышены в тяжёлых ситуациях. Одна из причин сдвига рН крови в кислую сторону (ацидоз) и снижения буферной ёмкости крови заключается в повышении уровня кетоновых тел. Увеличение концентрации кетоновых тел в крови (выше 20 мг/дл, иногда до 100 мг/дл) приводит к кетонурии.
При сахарном диабете дефицит инсулина приводит к снижению скорости синтеза белков в организме и усилению распада белков. Это вызывает повышение концентрации аминокислот в крови. Аминокислоты поступают в печень и дезаминируются. Безазотистые остатки гликогенных аминокислот включаются в глюконеогенез, что ещё более усиливает гипергликемию. Образующийся при этом аммиак вступает в орнитиновый цикл, что приводит к увеличению концентрации мочевины в крови и, соответственно, в моче - азотемия и азотурия.
Высокие концентрации глюкозы, кетоновых тел, мочевины требуют усиленной экскреции их из организма. Поскольку концентрационная способность почек ограничена, резко увеличивается выделение большого количества воды, в результате чего может наступить обезвоживание организма. Выделение мочи у больных возрастает в несколько раз и в некоторых случаях достигает 8-9 л в сутки, но чаще не превышает 3-4 л - полиурия. Потеря воды вызывает постоянную жажду - полидипсия.
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 442 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|