АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ХИРОПРАКТИКА

Прочитайте:
  1. III. ТЕРАПИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ (ВИСЦЕРАЛЬНАЯ ХИРОПРАКТИКА)
  2. Огулов Александр – Висцеральная хиропрактика в старорусской медицине или Мануальная терапия внутренних органов

Александр ОГУЛОВ

 

висцеральная

 

В

 

CTАPOPУССKOЙ

 

медицине

 

или

 

Мануальная терапия

внутренних органов

 

 

МОСКВА

ЛАТАРД 1994


Александр Тимофеевич ОГУЛОВ родился 31 марта 1950 г. в г. Дзержинске Горьковской области.

Образование — высшее спортивное. Мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо, инструктор по рукопашному бою. Работал тренером, консультантом, специалистом по суставной гимнастике, массажистом.

С начала 80-х годов начал заниматься нетрадиционными методами оздоровления, в частности, экстрасенсорикой, парапсихологией, а затем старорусской висцеральной хиропрактикой.

В 1991 году по приглашению частного медицинского центра работал в г. Вене (Австрия).

В 1993 году Международный университет традиционной народной медицины (МУТНМ, Москва) за разработку системы уникальной старорусской методики мануальной терапии внутренних органов и преподавательскую и просветительную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов в этой области присвоил ему звание — профессор и доктор традиционной народной медицины.

В 1994 году методика прошла клинические испытания и была запатентована ВНИИГПЭ как «Способ коррекции функционального состояния организма». Огулов — основатель Ассоциации хиропрактов России. Имеет множество последователей старой медицинской культуры России, у нас и за рубежом, в частности — в Австрии, Венгрии, Польше, США, Чехословакии, Югославии. Участник телевизионных программ «Плюс одиннадцать» и «Белая ворона». Огулов — автор оригинального биомеханического стимулятора.

 

Огулов А. Т. Висцеральная хиропрактика в старорусской медицине, или Мануальная терапия пнутренних органов. — М.: Латард, 1994.— 128 с. с илл.

В книге обобщен опыт старорусской медицины, систематизированы существующие сведения о мануальной терапии живота в практике народных врачевателей, о современной безинструментальной диагностике, новые наблюдения и разработки автора.

Книга предназначена для врачей, тренеров, методистов, массажистов, спортсменов. Она также представляет интерес для широкого круга читателей, желаюших предупредить заболевания, помочь себе и своим близким.

ББК-84.0 ISBN 5—900581—02—О©Л. Т. Огулов, 1994.

© Изд-во «Латард», оформление, 1994.


от автора

 

Впервые о терапии внутренних органов через переднюю стенку живота, мне пришлось услышать и на себе попробовать в середине семидесятых годов.

Случайно я встретился с человеком, который в какой-то степени жизнью был обязан этой терапии. Спустя много лет после его рассказа о системе обдавливаний внутренних органов живота, мне с определенными трудностями пришлось восстанавливать в памяти терапевтические действия и крупицы знаний, впервые полученные от него, которые в дальнейшем были закреплены встречами с людьми, имеющими опыт работы в этом направлении старорусской медицины.

Рассказывая о своей жизни, этот человек упомянул время, когда по стечению роковых обстоятельств оказался в тайге с огнестрельным ранением в область груди и живота. Смертельно раненного, по счастливой случайности, подобрали местные жители маленького, людьми забытого поселка.

Это произошло в северных районах Кировской области, в ее труднодоступные таежных лесах. Как известно, бывшая Вятская губерния была местом своеобразным. Она всегда была пристанищем людей, которые в своей стране были изгоями, со времен Петра Великого и до времени окончания строительства социализма в нашем государстве. Объяснить это можно относительной удаленностью края от центральных районов, отсутствием дорог, плохой связью и труднопроходимыми таежными лесами.

В частности, на этой территории до настоящего времени живут старообрядцы, существуют, различные религиозные секты: баптистов пятидесятников, кержаков, кулугур, адвентистов седьмого дня и т.д.

Жители поселка, куда попал ранений, принадлежали к одной из таких сект, в то время не милованных советскими законами.

Их образ жизни сложился под влиянием религиозного мировоззрения, своих собственных внутренних законов, морали, ограниченной формой общения с окружающим миром, почти полной оторванностью от всего современного. Тяжело идущие на контакт люди, тем не менее, сочувственно отнеслись к тяжелораненому, проявили большую активность в борьбе за его жизнь.

Процесс лечения, по его описанию, заключался не только в том, что поили разними отварами из трав, совершали молитвенные обрядовые ритуалы, но и выполняли действия направленного характера, а именно, обдавливался живот в строго определенной последовательности.

Эти обдавливающие действия, показанные мне в то время, не произвели на меня большого впечатления, хотя они, как я сам на себе убедился, несли какой-то определенно положительный результат. Но в жизни ничего нет случайного. Через промежуток времени примерно в 10 лет, возникли обстоятельства, когда создалась необходимость оказания помощи группе людей при от-сутствии медикаментов и каких-либо медицинских принадлеж-ностей, и вот здесь эта система сработала и дала большие положительные результаты. Это был толчок для моей работы в совершенствовании и расширения знаний в этом направлении народной медицины. Общение и контакты с разними людьми, занимающимися практикой врачевания в подобной области, позволили отривочние знания, позаимствованные у них, и свой собственный опыт обобщить, как я считаю, в совершенную систему, твердо можно предположить, существовавшую в народной медицине России.


предисловие

 

Великое дело знахарь! Почетнее его нет не только в том селении, где он живет, но и в целом околодке. Что ваш атаман; что ваш голова! Да чего? Сам пан-писарь волостной, передкоторим и голова, встречаясь с ним на улице, за три шага, торопится снимать шапку, упреждая его поклоном, и накрывая голову гораздо после него, когда пан-писарь едва только приподымет свою шапку, да поскорее и наденет, - так вот, и эта важная персона, пан-писарь, говорю я, перед знахарем - ничто!

Г. Ф. Квитка-Основъяненко. «Знахарь». Очерк из книги А. П. Башуцкого

«Наше, списанное с натуры русскими»

 

Русская народная медицина давно обратила на себя внимание не только врачей, но и бытописателей, этнографов, историков и других исследователей. Сведения о ней можно найти в дорожных записях тех, кто путешествовал по России в прошлом столетии, да и в начале нынешнего: Лепехина, Гмелина, Палласа, Фалька и др.. В 1813 году Рихтер посвящает целую главу первого тома своей «Истории медицины в России» рассмотрению некоторых народоврачебных средств. Из академических школ наибольшая заслуга в изучении приемов народной медицины принадлежала клинике С. П. Боткина, давшей лучшие экспериментальные работы о русских народоврачебных средствах.

Интересные наблюдения и мнения содержатся в книге доктора медицины Г. Попова «Русская народно-бытовая медицина», изданной в 1903 году в Санкт-Петербурге типографией А.С. Суворина огромным по тем временам тиражом в 200000 экземпляров (текст приводится в переложении).

«Особые специалистки-трихи (массажистки) или парильщицы занимаются исключительно растиранием больных в пару, т. е. в печах и банях. Натирание производится редькою, деревянным маслом, керосином, красным медом и пр., и длится продолжительное время. Свои манипуляции они нередко сопровождают произнесением молитв и заговоров, а некоторые из них усиленно при этом втягивают в себя воздух; вдыхают и уничтожают болезнь (Макарьевский уезд Костромской губернии). Некоторые из них, при поносе у детей, правят «пердячью» (копчиковую) косточку. В зависимости от представления, что некоторые виды детских поносов развиваются от свертывания копчиковой кости наружу, такие трихи, намылив палец и введя в задний проход ребенка, производят поглаживающие движения, сдавливая и выгибая изнутри эту косточку (Саранский уезд Пензенской губернии).

Обращает на себя внимание также распространенность и общность многих из этих приемов в таких несходных по условиям и отдаленных друг от друга громадными расстояниями местностях, каковы, например, Вологодская и Саратовская, Псковская и Орловская или Вятская губернии. Трудно допустить, чтобы явления эти были совершенно случайны, а не имели бы одной общей причины и не были бы связаны между собою какими-то невидимыми нитями. Эта причина и это связующее звено заключаются в мировоззрении народа, какое остается одинаковым как у вологодского и саратовского, так и псковского, орловского и вятскою мужика. Теряясь своим началом в отдаленнейших временах, оно прошло неизменным через века истории и в своих существенных чертах остается и до наших дней все таким же, каким, было много сотен лет тому назад. Иногда говорят о быстрой эволюции народных представлений и понятий.

Бесспорно, известная степень такой эволюции существует, но едва ли она не касается только самых внешних и поверхностных форм и проявлений народной жизни. Все же то, что связано с жизнью и бытом народа в его практическом значении более тесно, изменяется в высшей степени медленно и удерживается народом необыкновенно стойко. Поразительным является тот факт, что группы русских людей, заброшенных несколько веков тому назад в отдаленнейшие места нашего отечества, имеют почти иные верования с жителями центральных губерний («Народная медицина в Сургутском крае», Неклепаевск, 1900 год. Сургутский округ расположен по среднему течению реки Оби на границе с Томской губернией, и колонизация этого края относится к первым временам заселения Сибири). Удивительно не то, что эти верования сохранились в таких глухих и отдаленных углах, но то, что они не изменились и не отклонились от своего первоисточника, по своему происхождению общего для тех и других мест, в этих последних губерниях, несмотря на влияние земской медицины, школы, проведение железных дорог и пр. Это обстоятельство, напротив указывает, до какой степени слабо проникают в наш народ все культурные начинания в том виде, как они применяются к народной жизни, и до какой степени народ наш в своей массе является недвижим. Вот почему нам кажется, что знахарство не есть выдохнувшаяся, мертвая формула, а оно глубже, чем это кажется с первого взгляда, проникает в жизнь народа и коренится в народном мировоззрении, и вот почему, с нашей стороны, едва ли будет ошибкой допустить, что и топографическая область распространения знахарства, в той или иной его форме, не уже, а шире той, которая определяется нашими сообщениями и выводами».

Природа уникальна по своему отношению к человеку. Она удивляла наших предков и удивляет нас своими проявлениями. Она как бы заранее рассчитала человека на прочность, предусмотрев стрессы, болезни, выздоровления, рождение и смерть. Предусмотрела также в человеке единую форму подхода к его болезням, дала ему в руки умение выполнять действия, направленные на восстановление работы внутренних органов по единому принципу, заложенному самой природой. Она далавозможность диагностировать нарушения или сбои в работе организма по приметам, расположенным по всему телу, по мышцам, коже, пульсу, виду и цвет) языка, глазам, по чувствительности надкостницы, и т. д. По этим приметам она позволяет и мудро подсказывает врачу, каким образом следить за ходом лечения и при необходимости корректировать его. Человеческая наблюдательность позволила прочитать самого себя, снова и снова поразить его естественным природным совершенством. Наблюдения передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Что-то терялось, открывалось заново, совершенствовалось и складывалось в общую медицинскую культуру народа.

Народная медицина основывалась не только на лекарствах и медицинских препаратах, имеющихся в природе, но и на действиях мануального характера, под которыми понимались действия, связанные с так называемым « правлением живота», «поднятием почек» при их опушении, «поднятием желудка», устранением «загиба матки» и т. д.. Эти действия, в какой-то степени, относилиськ тайным знаниям, они передавались по наследству, в основном по родственным связям. В недавнем прошлом в нашем бывшем социалистическом государстве они сохранялись в тайне из-за закона, предусматривающего уголовную ответственность за незаконное врачевание. В последнее время, отчасти в связи с ослаблением официальных запретов, отчасти от возникшей невосприимчивости организма пациента ко многим лекарственным препаратам, возникновения хронических заболеваний, не поддающихся лечению в официальной медицинской практике, интерес к народной медицине в стране резко возрос. Появились сторонники народной медицины, которые стали отрицать успехи «официальной». Могу с уверенностью сказать, что это заблуждение.

Медицинская наука добилась огромных успехов и избавила человечество от многих страшных болезней, которые уносили миллионы жизней. Но, тем не менее, нужно признать, что традиционная медицина действительно зашла в тупик. Этот тупик заключается в использовании стандартных подходов к болезни и к больному. В настоящее время наиболее типичным методом лечения является воздействие на вторичные признаки заболевания, что дает локальное улучшение, но не позволяет устранить причину заболевания. В большинстве случаев это переводит болезни в разряд хронических или вяло текущих.

По данным ВОЗ в Великобритании, например, количество консультаций у врачевателей, использующих методы нетрадиционной медицины, достигает 13 миллионов в год - это каждый четвертый случай обращения за медицинской помощью. А исследования, проведенные в Голландии и Австралии, показали,что 40 процентов больных, которые лечилисьу врачей нетрадиционного направления, обратились к ним после безрезультатного лечения средствами общепринятой медицины. Вряд ли целесообразен спор о том, какому из направлений медицины, традиционному или нетрадиционному, следует отдать предпочтение. Истина, думается, в том, чтобы эффективно использовать оба, порой и в сочетании друг с другом. Правильное применение методов нетрадиционной медицины должно способствовать повышению эффективности медицинской помощи, экономии средств и рациональному использованию больничных коек. Профилактический подход в современной медицине, подкрепленный методами и средствами нетрадиционной медицины, безусловно принесет положительные результаты. С целью выполнения задачи «Здоровье для всех», поставленной Всемирной Организацией Здравоохранения, предприняты важные административные меры для интеграции нетрадиционной медицины.

В настоящее время на четырех континентах существуюти сотрудничают центры по научному исследованию и дальнейшему развитию нетрадиционной медицины.

И все же, в здравоохранении нашей страны методы нетрадиционной медицины пока применяются недостаточно. Причин здесь много, но основная — отсутствие теоретического обоснования многих методов, а также экспериментальных и клинических исследований для их совершенствования.

Данная монография — это попытка автора систематизировать и изложить существующие сведения о мануальной терапии живота в народной медицине, современной безинструментальной диагностике, а также свои собственные наблюдения и дополнения к мануальной терапии внутренних органов. Использованы материалы, обобщающие спьтт народных врачевателей России, с которыми судьба сталкивала автора.

Надеюсь, что она будет интересна и полезна профессиональным врачам разных специальностей, массажистам, методистам ЛФК, тренерам, спортсменам, а также просто любознательным людям, имеющим желание разот браться в себе, в своих болезнях, предупредить их приближение, помочь себе и своим близким.

Выражаю признательность Р. М. Шакирову и Ю. А. Сероглазову, предоставившим некоторые свои наработки по диагностике итерапии органов. Я благодарен всем, кто своими предложениями, дополнениями, решением технических проблем, помог осуществить выпуск этой книги.


I. методы
восточно-европейской
топической диагностики

Невежество есть недостаток сведении, а заблуждение есть ложные сведения.

А.П.Куницин

 

 

проекционные зоны на теле человека

Англичанин Гед в 1896 году обнаружил, что при заболевании отдельных внутренних органов повышается чувствительность опреде-ленных участков кожи. Но еще за несколько лет до него, в 1889 году, русский ученый-клиницист Г. А. Захарьин впервые описал и оценил диагностическое значение этих зон гиперестезии. Эти зоны стали называть зонами Захарь-ина-Геда. При заболевании связанных с ними органов обнаруживается реакция на прикосновение или надавливание, возникновение болевых ощущений либо повышенной чувствительности.

Кожа содержит несколько различных типов простых органов чувств; некоторые из них — это просто свободные окончания дендритов, другие — концы дендритов, заключенные в особые клеточные капсулы. Когда тщательно, точка за точкой, обследовался небольшой участок кожи при помощи жесткой щетинки и горячей или холодной металлической иглы, то оказалось, что рецепторы для каждого из этих ощущений расположены в различных точках. Сравнивая распределение различных типов концевых чувствительных органов и типов вызываемых ощущений, установили, что свободные нервные окончания ответственны за чувство боли, а определенные типы инкапсулированных окончаний — за другие ощущения.

Кинестетическая чувствительность. Все мышцы, сухожилия и суста-вы снабжены нервными окончаниями, проприорецепторами, которые сходны с некоторыми рецепторами кожи. Эти окончания чувствительны к изменениям натяжения мышцы или сухожилия и посылают в головной мозг импульсы, благодаря которым мы чувствуем положение и движение различных частей тела. Кроме того, импульсы с проприорецепторов чрезвычайно важны для координированного сокращения различных мышц, участвующих в одном движении; без них сложные действия, требующие ловкости, были бы невозможны. Эти импульсы имеют также большое значение для поддержания равновесия. Проприорецепторы, вероятно, более многочисленны и функционируют более непрерывно, чем любой из других органов чувств, хотя для нас работа их менее заметна, чем работа всех остальных рецепторов; в самом деле, существование кинестетической чувствительности было открыто лишь около 100 лет назад. О том, какова была бы жизнь без проприорецепторов, мы получаем некоторое представление, когда у нас вдруг «онемеет» рука или нога: это чувство «онемения» вызывается отсутствием проприоцептивных импульсов.

Висцеральная чувствительность. Ощущения, связанные с рецепторами внутренних органов, чрезвычайно важные для регулирования работы внутренностей, редко достигают уровня сознания. Они осуществляют рефлекторную регуляцию функций внутренних органов через посредство рефлекторных центров в продолговатом мозгу, среднем мозгу или таламусе. Некоторые импульсы с этих рецепторов, однако, доходят и до коры полуша-рий и вызывают такие ощущения, как чувство жажды, голода, тошноты, боль на поверхности кожи.

Локализация раздражений, как и способность различать их разнообразные качества, зависит от специфических связей между органом чувств и головным мозгом. Значение головного мозга в возникновении ощущений ясно выступает в наблюдаемом явлении «отраженных болей». Хорошо известным примером служат ощущения людей, которые страдают болезнями сердца, но жалуются при этом на боль в левом плече. На самом деле, конечно, стимул возникает в сердце, но по каким-то еще не выясненным причинам соответствующий нервный импульс приходит в тот же участок мозга, что и импульсы, действительно возникающие в плече, груди или руке.

Патологические процессы в покровах тел а и опорно-двигательном аппарате рефлекторно могут влиять и на внутренние органы и их взаимосвязи. Для примера, сколиоз поясничного отдела позвоночника, имеющий односторонний гипертонус мышц, способствует изменению положения внутренних органов и вместе с этим нарушению их функциональных взаимодействий. При нарушении или ослаблении деятельности внутренних органов наблюдается обратная связь, изменяется положение тела. Для примера можно указать на тот фактор, когда хроническое заболевание почки вызывает приподнятие плеча с одноименной стороны (рис. 1). Хронические заболевания легких часто сопровождаются возникновением кифоза в грудном отделе позвоночника и появлением тугоподвижности грудной клетки.

Отсутствие связей между проекциями соответствия и внутренними органами при уже имеющихся нарушениях в них, указывает на серьезную опасность, присутствующую в организме, и категория больных, у которых при заболеваниях внутренних органов проекционные зоны слабо выражены, относятся к сложным пациентам. Можно предположить, что их орга низм находится на стадии глубокой зашлакованности или в предонкологическом состоянии.

При повреждении области проекции больного органа на теле человека наблюдается длительное незаживление раны.

Эти зоны соответствия могут быть использованы как в диагностике патологического очага в органах, так и для контроля за их лечением. При удачно выбранной форме лечения зоны сокращаются по площади, притупляется их болевая чувствительность. Если же они, наоборот, увеличиваются и их чувствительность возрастает, то можно с достоверностью утверждать, что методика лечения выбрана неудачно.

Иногда проекции могут быть выражены отеками, покраснениями, уплотнениями.

Исследование пациента с целью установления диагноза можно условно разделить на два этапа:

первый этап заключается в опросе больного, осмотре лица, языка, ушных раковин, внешнего вида, изучении чувствительных зон запястья и руки, исследование состояния ногтевых пластинок, их формы и внешнего вида. Пациент может находиться в положении стоя, сидя, лежа;

второй этап — в уточнении деталей предварительного диагноза по проекционным зонам на туловище со стороны живота и спины, при этом желательно также ориентация на дополнительные исследования зон на ногах, ступнях, подошвах.


Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 584 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)