Растения из кладовой Эдварда Баха
Английский врач Эдвард Бах в 1886–1936 гг. занимался изучением различных нервно-психических расстройств и их лечением лекарственными растениями.
В результате длительных поисков он отобрал 12 лекарственных растений, удовлетворяющих его требования. Позже ученый довел их число до 38. Из них в последующем были отобраны только 4, описания которых приводятся ниже.
Вереск (Calluna Vulgaris [L.] Hull)
Бах установил для применения вереска следующие показания: страх за собственное здоровье (ипохондрия), психическое состояние, связанное с одиночеством (см. ниже), которое Бах обозначил как «застой ума». Следующие три критерия необходимо понимать, учитывая ситуацию одиночества, и ни в коем случае нельзя оценивать их с предубеждением: эгоцентризм; «жажда разрядиться», выплеснуть наружу накопившееся возбуждение; навязчивую потребность захватить инициативу в разговоре. Эти отрицательные психологические особенности появляются в условиях одиночества. По мнению Баха, они смягчаются при приеме вереска. Чаще всего указание нарушения наблюдаются у людей пожилого возраста. Однако, если и молодой человек в течение шести дней в неделю не имеет собеседника, то на седьмой день у него могут проявиться указанные отрицательные явления, которые Бах обозначил как «застой ума».
Приготовление. Чай из вереска. 2 чайные ложки травы или 1 чайную ложку цветков залить 1/4 л кипятка. Настаивать в течение 10 мин, процедить. Теплый чай принимать 2–4 раза в день по 70—100 мл. Цветки вереска обладают выраженным успокаивающим эффектом.
Ванна. Готовится очень просто: в нее помещают довольно большой кустик вереска и впускают воду. Такая ванна полезна не столько при лечении нервных расстройств, сколько при лечении мочевыводящих путей.
Сушка и хранение лекарственного сырья. Произрастающий на бедных известью почвах вереск цветет в августе — октябре.
Лучше производить сбор в начале цветения. Цветущую часть растения следует сушить в тени.
Вереск можно также выращивать и в саду. Для этого используется неплодородная песчаная почва, обработанная не очень глубоко, чтобы не повредить корневую систему, которая располагается на небольшой глубине.
Растения высаживают ранней весной.
Горечавка желтая (Gentiana lutea L.)
В систематике фитотерапии горечавка относится к носителям горечей, которые обладают тонизирующим и укрепляющим действием. Горечь стимулирует образование желудочного сока. Прием этого растения не рекомендуется людям, страдающим повышенной кислотностью желудка. Им можно принимать гомепатические составы горечавки.
Показания к применению: уныние и сомнения, отчаяние, отсутствие аппетита и слабость, потеря веры в себя и в других, меланхолия, чувство неспособности к преодолению трудностей.
Приготовление. Чай из горечавки. 1 чайную ложку мелко нарезанных корней залить 1/4 л холодной воды, довести до кипения и кипятить в течение 5 мин. Снять с огня и настаивать в течение 3 мин, процедить. Принимать перед основным приемом пищи.
Более мягким средством является холодный экстракт.
Берутся те же пропорции, что и для чая, только смесь ставится на ночь в холодное место. Утром ее следует размешать и процедить. Перед употреблением слегка подогреть. Принимать по 20–30 капель на один прием.
Горечавка хорошо комбинируется с золототысячником.
Золототысячник (Erythreae centaurium Raf. L.)
В медицине золототысячник прежде всего является носителем горечи. При приеме растения происходит возбуждение симпатической нервной системы, что способствует повышению работоспособности.
Золототысячник используется также как растительное средство при нервной анорексии — отсутствии аппетита у детей и подростков, связанного с нервно-психическими расстройствами.
Бах относил золототысячник к числу четырех растений «для тех, кто страдает повышенной чувствительностью к различного рода раздражителям»[23].
Основные показания для применения: быстрая утомляемость, слабоволие, чрезмерная уступчивость, склонность ни во что не вмешиваться, желание и стремление к размеренной жизни с одновременной тягой к соблазнам.
Приготовление. Чай из золототысячника. 1–2 чайные ложки травы залить 1/4 л кипятка. Настаивать в течение 15 мин и процедить. Пить умеренно горячим.
Холодный экстракт действует более интенсивно. 1–2 чайные ложки травы залить 1/4 л холодной воды и настаивать в течение ночи. Утром взболтать и процедить. Перед употреблением слегка подогреть.
Золототысячник хорошо комбинируется с ромашкой, горечавкой, тысячелистником и мятой.
Сбор, сушка и хранение лекарственного сырья. Золототысячник растет на влажных местах. Его нужно собирать в полдень (когда полностью просохнет роса) во время цветения (июль — сентябрь). Связанный в пучки золототысячник сушат на открытом воздухе.
Репешок обыкновенный (Agrimonia eupatoria L.)
Репешок, как горечавка и золототысячник, в фитотерапии относится к горечам, характеризуется высоким содержанием дубильных веществ, способствует регуляции биоритмов человеческого организма. Принимая его непосредственно перед ожидаемой депрессией, ее можно избежать.
Подобно золототысячнику, репешок оказывает действие на слишком восприимчивых людей. Но если золототысячник лучше действует на спокойных, тихих личностей, репешок — на людей неспокойных, которые, для того чтобы временно забыться, охотно «заглядывают в рюмку». Однако он не оказывает влияния на механизм патологической зависимости от алкоголя или лекарственных веществ. В этих случаях наиболее эффективны овес и пассифлора. Репешок же действует на те стороны структуры личности, которые приводят человека к эксцессам.
Показания для применения: страхи и заботы, приводящие нередко к пьянству, потребность в искусственном возбуждении, молодцеватый, бойкий на вид тип людей, которым на самом деле очень не просто быть такими, «самоистязатели», т. е. безвольные в опасности люди.
Приготовление. Чай из репешка. 1–2 чайные ложки высушенной травы залить 1/4 л кипятка, настаивать в течение 10 мин и процедить. Принимать по 150–200 мл в день.
Смесь. В сочетании с полынью горькой репешок оказывает быстрое действие при легких желчных коликах и связанных с ними нервных расстройствах. Одну часть горькой полыни смешать с двумя частями репешка, затем 1 чайную ложку полученной смеси залить 1/4 л кипятка, настаивать в течение 20 мин и процедить. Неподслащенный, горячий чай пить маленькими глотками.
Сбор, сушка и хранение лекарственного сырья. Репешок любит глинистые почвы. Время его цветения — июнь — сентябрь.
Оптимальное содержание активных веществ приходится на июнь и июль. Цветущее растение сушат на открытом воздухе.
Произвольное самовнушение по Эмилю Куэ[26]
Француз Эмиль Куэ родился в 1857 году в городе Труайе.
До 1910 года он работал аптекарем. Общаясь с пациентами и будучи внимательным, наблюдательным человеком, он заметил, какое влияние оказывает на эффект от лечения лекарством сила представления о нем. Оказывается, есть разница, принимает человек лекарство с уверенностью в выздоровлении — «завтра мне станет легче» или не верит в него, думай, что «ничто мне не поможет». Куэ заметил: для того чтобы лекарство явилось в самом деле средством лечения, нужно относиться без всякого сомнения в его эффективности и думать, что это средство является исцелительным. Под влиянием мысленного сопровождения можно способствовать улучшению действия лекарства или, наоборот, приглушать его.
Заинтересовавшись этой темой, Куэ создал учение, известное под названием «произвольное самовнушение». В 1910 году в Нанси от открыл клинику психотерапии, которой руководил вплоть до смерти (1926 г.).
Куэ считал, что в человеке существует подсознательное «Я», которое представляет собой силу, способную или лечить, или вызывать болезнь.
О существовании наряду с сознательным подсознательного «Я» говорит богатый фактический материал опытов, которые на протяжении почти двадцати лет проводились в США.
Так, во время одного кинопредставления всего лишь, на долю секунды на другом фоне была показана реклама сигарет. Из 24 кадров, которые проходят за одну секунду, рекламе были посвящены два рядом стоящих кадра. За время всего фильма эта реклама повторялась около 20 раз. Сознательное «Я» зрителя не зарегистрировало этот факт и поэтому не образовалось «сознательной памяти (воспоминание). После окончания фильма на вопрос к зрителю: «Видны ли были сигареты?» — следовало категорическое: «Нет». И тем не менее курильщики из числа зрителей шли к сигаретным автоматам и вопреки своим привычкам выбирали именно те сигареты, которые только что рекламировались в фильме. Причем у них появлялась примерно такая мысль: «А почему бы мне не попробовать эти сигареты?»
Дело здесь, по мнению Куэ, заключается в том, что в воображении отражается подсознательное «Я». Это отражение может оказываться настолько сильным, что наше сознательное «Я» отступает на задний план.
Куэ приравнивал силу воображения к стремительному горному ручью, но считал, что ее можно приручить, и тогда она выработает положительную энергию. Он утверждал, что все люди постоянно находятся во власти своей собственной силы воображения, что «неврастеник или душевнобольной, вооружившись правильным представлением, может снова достичь своего душевного равновесия».
Согласно Куэ, сознательное самовнушение — это метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Куэ сравнивает болезненные представления с застрявшими в бессознательном «Я» штифтами, которые можно постепенно выбить и, в конце концов, заменить другими, соответствующим и желаемым представлениям. Таким путем, например, желчность и сварливость можно превратить в их противоположность — добродушие и миролюбие.
Он приводит пример с девушкой, испытавшей трудности при ходьбе. Ей специально предписали катание на коньках, при этом она усиленно внушала себе: «Я это могу». В результате девушка через 12 лет стала чемпионкой по бегу па коньках.
Кому не хотелось «блистать» именно в тех областях, перед которыми он испытывает страх? Как известно. Демосфен страдал дефектом речи (шепелявостью), но хотел стать оратором.
Человек был настолько полон веры в себя, упражнялся с камнями во рту, брал уроки ораторского мастерства и стал, по свидетельству современников, могучим оратором как по силе речи, так по ее беглости, неистовости и мастерству, затмив всех известных до него ораторов. Речь его производила на слушателей впечатление бури и грозы.
Пример Демосфена наглядно и четко иллюстрирует одно из важнейших теоретических положений Куэ — «успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения». Как хорошо известно из лечения расстройств речи, чем больше сознательных волевых усилий тратит больной для излечения недуга, тем хуже результат.
Е. Раух говорит в этой связи об «ошибке напряжения воли».
Раух демонстрирует эту ошибку с помощью будничного примера. Одна супружеская пара изматывала себя взаимными ссорами и претензиями. Обычно ссору начинал он, а она плакала, защищалась ответными упреками, что только распаляло ее холерический темперамент. Жена попыталась добиться душевного равновесия с помощью воли, внушая себе: «Я не хочу ссориться с Оскаром». Результатом явилась упомянутая выше «прямая противоположность»; чем больше волевых усилий она прилагала, тем больше было ссор, и именно она сама накаляла обстановку. Это происходило, согласно учению Куэ, именно благодаря ее воле. Раух объяснил ей ее ошибку и посоветовал внушить себе формулу «Я отношусь к Оскару спокойно» по методике Куэ. Через некоторое время ссоры практически прекратились.
Согласно Куэ, лечебные представления по своей сути являются констатацией факта. Он называл их формулой самовнушения. Такой является главная формула Куэ: «С каждым днем во всех отношениях мне становится вес лучше и лучше».
Формула внушения — это предложение, составленное в настоящем времени. Причем совершенно безразлично, соответствует ли оно действительности, так как фраза адресуется подсознательному «Я», которое отличается легковерием. Подсознательное «Я» принимает эту фразу за истину и начинает ее осуществлять. Можно даже сказать, что оно воспринимает ее как задание, которое необходимо выполнить. И подсознательное «Я», которое влияет на все функции нашего организма, какой бы характер они ни носили, может это сделать. Оно принимается за работу и в результате выполняет свое задание, прокладывая путь к исцелению и ускоряя его, но в пределах возможного, т. е. в поставленных самой природой оптимальных пределах. Это значительно больше того, что может сделать подсознательное «Я» при воздействии на него только силы воли.
Еще один пример из книги Е. Рауха. Тридцатилетний чертежник получил при катании на лыжах перелом ноги, ему сделали операцию. Поскольку в детстве у него был рахит, срок излечения затягивался, что для него, жившего только на заработную плату, означало финансовую катастрофу. В результате у него развилась депрессия. Раух советует ему мобилизовать свои внутренние целительные силы: «Теперь в вашем распоряжении весь день, чтобы снова и снова представлять себе самый лучший ход исцеления своей ноги, видеть себя здоровым и все время себе напоминать, что вы с помощью своих внутренних сил скоро будете хорошо бегать. Я убежден, что если вы с этого момента будете как можно чаще внушать себе приятные мысли, например, что вы скоро будете счастливо работать в своем бюро, то врачи будут еще изумляться, как быстро вам удалось поправиться». Так и произошло в действительности. Излечение было достигнуто за поразительно короткое время, и врачи были изумлены.
Пример показывает, насколько просто выглядит самовнушение по методике Куэ. Чертежник представлял себе, как он скоро будет снова работать в бюро. Он помещал будущее событие в близкое настоящее, даже более близкое, чем ожидали врачи. Его бессознательное «Я» восприняло это представление как истину и реализовало ее. Убежденность в этом чертежник позаимствовал у Рауха, который выступил в роли не знающего сомнений поручителя. Так что в этом случае определенную роль сыграло и внешнее внушение (гетеросуггестия).
Для произвольного самовнушения, как утверждает Куэ, характерно отсутствие в нем чего-либо насильственного. Все очень просто и несложно. Такова же и техника внушения. Оно должно осуществляться «без всякого усилия», как можно более «простым, детским, механическим способом». Приведенную выше формулу Куэ надо произносить каждое утро после пробуждения и каждый вечер, лежа в постели, закрыв глаза, причем произносить так, чтобы вы сами могли ее слышать. Это последнее условие Куэ считает непременным. Формулу надо повторять примерно 20 раз. Произносить ее монотонно, не фиксируя своего внимания на том, что говорится. Формула должна совершенно механически через уши проникнуть в подсознательное «Я», «и как только она туда проникнет, она начнет работать».
Чтобы не отвлекать свое внимание на счет при двадцатикратном повторении формулы, Куэ рекомендует использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебирают как четки.
Отработка формулы «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше» занимает около одной минуты.
Формула носит общий характер, и хотя Куэ рекомендует произносить все ее слова монотонно, с одинаковым ударением, он тем не менее считает необходимым сделать внутренний акцент на смысловой группе «во всех отношениях». Это необходимо, чтобы избежать такого явления: у человека где-нибудь в удаленном уголке мозга прячется, например, мысль: «Да, во всех отношениях мне это поможет, но моя печень, — с ней все равно уже ничего не сделаешь».
При использовании обшей формулы таких комментариев не должно быть. Они соответствовали бы негативным представлениям и воздействовали бы на бессознательное «Я» таким образом, что оно действительно оставило бы печень без защиты.
Куэ утверждает, что «как только человек в течение дня или ночи почувствует физическое или психическое недомогание, он должен убедить себя, что сознательно не окажет этому никакого пособничества и заставит недомогание исчезнуть». Почувствовав недомогание, необходимо найти «максимально уединенное место», закрыть глаза и «в высшей степени быстро» повторять: «Мое заболевание проходит, проходит… проходит…» и т. д. После нескольких тренировок удается заставить нервное расстройство или физическую боль исчезнуть через 25–30 секунд. Наряду с общими формулами существует большое количество представлений, предназначенных для лечения специфических заболеваний. Согласно Рауху, это — краткие формулы внушения, которые программируют созидательные и изобразительные силы нашего бессознательного «Я» на выполнение специального задания. Такой, например, является формула для укрепления веры в свои силы: «Я могу, я могу, я могу», или для преодоления дефекта речи: «Я говорю бегло и свободно, оставаясь спокойным» и т. п. Все эти формулы при необходимости внушаются точно таким же способом, как и общая формула Куэ. Их проговаривают утром и вечером, а в случае необходимости — и в течение дня, монотонно, с закрытыми глазами, уединившись желательно в тихом месте.
Формулы должны быть «детскими», как говорит Куэ. Они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного «Я», а исключительно как представление, как программа для бессознательного «Я». А оно предпочитает как раз детские формулы.
Г. Лебцельтерн пишет: «Мы все чаще читаем, что больные лишь благодаря изучению книг Куэ достигают такого владения его методикой, что могут использовать ее на свой страх и риск и достигать при этом удивительных результатов».
Это обстоятельство является неоценимым достоинством метода Куэ, ибо далеко не каждый метод можно применять «на свой страх и риск» без ущерба для здоровья.
Читателю, который чувствует доверие к этому методу, все-таки рекомендуем посоветоваться с врачом, ибо даже безопасный метод быстрее усваивается при опытном руководстве.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 570 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
|