АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Билет № 5

1. Аффективные синдромы - сост, проявляющиеся в первую очередь расстройством настроения.

В зависимости от аффекта выделяют депрессивные и маниакальные синдромы.

Триада основных компонентов: аффективный, моторный, идеаторный.

Варианты депрессивного синдрома:

Смешанные +2-2-2 - улыбающаяся (ироническая) - тревожная депрессия -2+2-2 - ажитированная депрессия -2-2+2-депрессия со «скачкой идей»

Компоненты триады Сниженное настроение Двигательная заторможенность Идеаторная заторможенность

Простые -тоскливая депрессия -2-1-1 -адинамическая депрессия -1-2-1 -депрессивный ступор -апатическая депрессия -1-1-2

Депрессивный синдром - пониженное, подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность (торможение). Отмечается гнетущая безысходная тоска. Нередко она не только переживается как душевная боль, но и сопровождается физическими тягостными ощущениями (витальная тоска): неприятным ощущением в эпигастральной области, тяжестью или болями в области сердца. Все окружающее воспринимается в мрачном свете; впечатления, доставлявшие раньше удовольствие, представляются не имеющими никакого смысла, утратившими актуальность. Прошлое рассматривается как цепь ошибок. В памяти всплывают и переоцениваются былые обиды, несчастья, неправильные поступки. Настоящее и будущее видятся мрачными и безысходными. Больные обездвижены, целые дни проводят в однообразной позе, сидят, низко опустив голову, или лежат в постели; движения их крайне замедлены, выражение лица скорбное. Стремление к деятельности отсутствует. Суицидальные мысли и тенденции свидетельствуют о крайней тяжести депрессии. Идеаторное торможение проявляется замедленной тихой речью, трудностями переработки новой информации, нередко жалобами на резкое снижение памяти, невозможность сосредоточиться.

Интенсивность аффективных нарушений различна. Депрессивным состояниям (особенно легким - циклотимическим) присущи колебания настроения в течение суток с улучшением общего состояния, уменьшением депрессии, малой идеаторной и моторной заторможенностью вечером. Чем тяжелее депрессия, тем меньше выражены суточные колебания настроения. При мало выраженных депрессиях у больных бывают чувство немотивированной неприязни к близким, родным, друзьям, постоянное внутреннее недовольство и раздражение.

Расстройства сна проявляются бессонницей, неглубоким сном с частыми пробуждениями или нарушением чувства сна. Соматические признаки депрессий: больные выглядят постаревшими, у них отмечаются повышенная ломкость ногтей, выпадение волос, замедление пульса, запоры, у женщин-нарушение менструального цикла, часто аменорея. Аппетит, как правило, отсутствует: пища - "как трава". Больные едят через силу, заметно худеют.

Варианты синдрома. Относительно простые депрессии характеризуются облигатными расстройствами, свойственными депрессивному синдрому.

Адинамическая депрессия. На первый план выступают слабость, бессилие, отсутствие побуждений и желаний, безразличие к окружающему.

Ажитированная депрессия. В картине болезни преобладает двигательное возбуждение с чувством тревоги, а не заторможенность. Больные не находят себе места, мечутся, стонут, в одних и тех же репликах и словах жалуются на свое состояние (тревожная вербигерация), осуждают себя за неправильные поступки в прошлом, требуют немедленной казни. В состоянии раптуса ("меланхолический взрыв") способны покончить жизнь самоубийством.

Анестетическая депрессия. В картине депрессии преобладает психическая анестезия, болезненное бесчувствие (отсутствие адекватной эмоциональной реакции на впечатления, внешние раздражители). Больные утверждают, что утратили чувства к близким, им недоступны эмоции печали и радости и их состояние очень мучительно.

Депрессия с бредом самообвинения. Больные укоряют себя в неблаговидных поступках, в преступлениях, в тунеядстве, симуляции, неправильной жизни, требуют суда над собой, наказания. В некоторых случаях идеи самообвинения связаны с действительными ошибками в прошлом, но невероятно преувеличенными в период депрессии.

Дисфорическая (брюзжащая) депрессия. Раздражительность, брюзжание, чувство тоски и неудовольствия, распространяющееся на все вокруг и на свое самочувствие, склонность к вспышкам ярости, агрессии против окружающих и самого себя; нередко чувство отвращения к жизни.

Ироническая (улыбающаяся) депрессия. Несмотря на объективные признаки депрессии, на лице больного блуждает улыбка, он иронизирует над своим состоянием, беспомощностью. Ироническая депрессия встречается в психиатрической клинике редко, может сопровождаться суицидальными тенденциями.

Слезливая депрессия. Преобладают слабодушие, астения.

Ступорозная депрессия. Сопровождается массивным двигательным торможением до полной обездвиженности (ступор).

Тревожная депрессия. В ее картине значительное место занимает тревога, преобладающая над чувством тоски.

Сложные депрессии - сочетание депрессий с симптомами других психопатологических синдромов.

Астеническая депрессия сопровождается выраженными астеническими расстройствами в виде повышенной утомляемости и истощаемости, раздражительной слабости, гиперестезии, образного ментизма.

Депрессия с бредом громадности (синдром Котара). Нигилистический бред мегаломанического (грандиозного) фантастического содержания. Больные утверждают, что мира, вселенной, так же как и их самих, не существует, что их обвиняют в тяжких преступлениях, за которые они заслуживают самых изощренных пыток и жестокой казни. Они будут расплачиваться за свои грехи страданиями в течение сотен и тысяч лет (меланхолическая парафрения).

Депрессия с нигилистическим бредом (бред отрицания). У больных возникает убеждение, что они утратили дом, семью, родных, близких или лишены внутренностей, которые сгнили, у них нет мозга, тела и т. д.

Депрессия с бредом обвинения и осуждения. Больные считают, что их обвиняют в неблаговидном поступке или преступлении, которого они не совершали, но выражают готовность понести любую кару.

Депрессия с бредом преследования и отравления. Определяется развитием в картине депрессии бреда преследования и отравления, нередко имеющего склонность к систематизации.

Депрессия с бредом ущерба и обыденных отношений. Больные убеждены, что их имущество разворовывают или портят лица, живущие с ними в одной квартире (чаще всего соседи), наносят урон их благополучию и благосостоянию, здоровью. Часто фигурируют и идеи отравления. В ряде случаев наблюдается тенденция к систематизации бредовых расстройств.

Депрессивно-параноидные синдромы. В соотношении депрессии и бреда преобладает острый чувственный бред с преследованием или осуждением. На высоте состояния развиваются онейроидное помрачение сознания, кататонические расстройства, а также галлюциноз, псевдогаллюциноз, явления психического автоматизма.

Депрессия с вегетативными и соматическими расстройствами. Состояние больных определяется в первую очередь приступами сердцебиения, колебаниями артериального давления, потливостью, дисмнезией, приступами рвоты. Сниженный фон настроения выражен нерезко, больные никогда не жалуются на тоску, отсутствует значительное моторное и интеллектуальное торможение, однако нередко отмечаются суточные колебания настроения с улучшением состояния вечером. Нередки и депрессии, проявляющиеся в первую очередь соматическими эквивалентами - упорными болями в области сердца, стойким головокружением, расстройствами желудочно-кишечного тракта. отсутствие выраженных признаков депрессии дало основание говорить в этих случаях о скрытых ("лавированных", "маскированных") депрессиях.

Депрессия с деперсонализацией и дереализацией характеризуется утратой чувств (психическая анестезия); иногда это состояние сопровождается мучительным чувством бесчувствия, нереальности, призрачности окружающего мира, утратой любви к близким, исчезновением эмоциональных реакции, расстройством чувства сна.

Депрессия сенестопатическая. На первый план выступают неприятные и крайне неопределенные ощущения в различных частях тела.

Депрессия с явлениями навязчивости. Навязчивые представления образны, депрессивны по содержанию, например навязчивый страх заразиться или заболеть той или иной тяжелой болезнью, умереть от остановки сердца. Как и небредовые сверхценные опасения, навязчивости наблюдаются при не очень глубоких депрессиях, чаще у больных с тревожно-мнительным складом личности.

Ипохондрическая депрессия. На фоне сниженного настроения и различных неприятных соматических ощущений у больных формируется убежденность в том, что они страдают тяжелым, неизлечимым заболеванием. Это служит поводом для неустанных и настойчивых обращений к врачам разных специальностей. Подозрение на психическое расстройство может возникнуть у врачей психиатров весьма поздно, после многолетних обследований, когда не удается выявить каких-либо признаков соматического заболевания и контраст между жалобами и объективными данными становится особенно явным.

Психастеническая депрессия. Проявляется не столько сниженным настроением и заторможенностью, сколько нерешительностью и неуверенностью в своих силах (этот вариант депрессии близок к депрессии с явлениями навязчивости).

Депрессия в структуре отдельных болезней. Депрессивные синдромы развиваются при маниакально-депрессивном психозе и его легкой форме - циклотимии, а также при шизофрении, эпилепсии, симптоматических и интоксикационных психозах, органических заболеваниях головного мозга. Особенно трудны для диагностики циклотимические депрессии в связи с малой выраженностью аффективного компонента и признаков заторможенности и усложнением клинической картины синдромами навязчивости, деперсонализации, дереализации, сеностопатии, вегетативными и соматическими расстройствами.

2. Неврастения. В отличие от неврастенического симптомокомплекса сомато­генного типа, к неврастении как к самостоятельной нозологи­ческой единице относятся лишь те заболевания, которые вызва­ны: а) психическими травмами; б) продолжительным умственным или физическим напряжением; в) длительным переутомлением.

В условиях катастроф данные причины обычно переплетают-

ся, взаимоусугубляя действие друг друга. Однако, основной причиной все же является пролонгированное психотравмирующее воздействие, которое в свою очередь вызывает общую астениза­цию организма. Неврастения как правило начинается исподволь, вначале у пострадавших отмечается повышенная возбудимость и легкая истощаемость, они становятся вспыльчивыми, раздражи­тельными по незначительному поводу, не переносят сильный шум и яркий свет (явления гиперестезии). Все это приводит к снижению трудо- и боеспособности, повышенной утомляемости, общей слабости. Появляются типичные жалобы на "плохую па­мять","забывчивость". Эмоциональные реакции отличаются лег­костью возникновения, нестойкостью и транзиторностью тече­ния. Сон больных нарушен, засыпание часто затруднено, боль­ные легко просыпаются при малейшем шуме, сновидения носят тревожный, "тематически окрашенный" характер. Несмотря на прием снотворных, после сна отмечается ощущение сонливости, разбитости. При этом, самочувствие улучшается лишь к середи­не дня, с последующим ухудшением к вечеру. Многие пациенты предъявляют жалобы на полиморфные жалобы сомато-висцерально­го характера, в особенности на головные боли.

Учитывая, что клинические проявления неврастении не всегда одинаковы, выделяют гиперстеническую, гипостеническую и переходную формы. Для первой характерны повышенная раздра­жительность, вспыльчивость, возбудимость, чувство немотиви­рованной тревожности, легкая отвлекаемость, нетерпеливость, рассеянность, различные сомато-вегетативные расстройства (тахикардия, неприятные ощущения в области сердца, головок­ружение, головные боли, потливость и т.д.); для второй - по­вышенная утомляемость, легкая истощаемость, снижение рабо­тоспособности, чувство разбитости, понижение двигательной активности и т.д. Переходная (лабильная) форма характеризу­ется наряду с повышенной возбудимостью и легкой истощае­мостью резкими колебаниями работоспособности и неустойчи­востью настроения. Обычно больные неврастенией обнаруживают повышенную чувствительность к действию определенных психот­равмирующих раздражителей, являющихся для них индивидуально патогенными ("ключевые переживания", "больные пункты").

Течение неврастении зависит от развития психотравмирующей ситуации, если основная причина не устранена заболева­ние может приобрести затяжной характер, протекая с периоди­ческими обострениями. Клиническая своеобразие неврастении зависит от типа нервной системы, преморбидно-личностных осо­бенностей, специфики психотравмирующей ситуации, общего сос­тояния организма и ряда других обстоятельств (пол, возраст, среда обитания и т.д.).

 


Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 347 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)