У меня есть подруга, это женщина, но у нее мужские половые органы, и мы с ней занимаемся любовью...
А вот какие ассоциации вызывают эти сны и рассказ о них:
«Основная тема этих снов - это совокуп- беремен-
ность испытываемых мною эротических ноапь и
ощущений. Эти ощущения, как обычно ду- половая
мают, должны быть неизвестны беременной жизнь
женщине... Да я так и думаю, очень и очень трудно признать половую жизнь в период беременности. Почти также трудно, как признать беременность как непосредственное и очевидное продолжение и следствие половой жизни... В детстве мне былр почему-то страшно неудобно, когда я видела беременную женщину либо целующуюся на улице парочку... меня охватывало глубокое чувство одиночества, я чувствовала, что я здесь лишняя, что я вне этой жизни...
Помню, как в детстве я ревновала одну
лс подгляды-
свою двоюродную сестру. Она была чуть
— „ 63/ПЬ U3
постарше меня, и у нее был свои мальчик... овальности чего я только не делала, прямо ужас какой-то! Назначит он ей свидание, а я уже тут как тут, чего бы это мне ни стоило. Или придет он к ней, а я спрячусь в саду, да в самый ответственный момент как выскочу...
У моей няни тоже был жених, и к нему я тоже ревновала, да еще как... помню, приходил он по воскресеньям под вечер... у няни была комнатка рядом с кухней, вот там они и запирались... через замочную скважину можно было увидеть только свет да еще различить на стенах тени... все это, конечно, делалось незаметно, потихоньку от всех, что было бы, если бы меня застали за этим занятием...
подгляды- Девочкой мне нравилось играть в «гля-
вать, делки», то есть попросту подглядывать... как
чтобы будто бы я уходила из какой-нибудь комна-
присут-насамомделе пряталась за шкаф или
ствовать, J *1
чтобы неещезачт0"нибудь либо залезала под кро-
быть «вне»BaTbiи смотрела, что же- происходит, пока меня нет... самое веселое было подсматривать за кем-то в туалет или в ванную... таги за батареей была такая решетка, так через нее из темного закутка, темной кладовки можно было полностью осмотреть комнатку... да только, к сожалению, мой наблюдательный пункт быстро раскрыли, и даже очень быстро...
интерес к: Подглядывать... незаметно наблюдать за
-груди тем, что нельзя... смотреть на груди мамы,
или бабушки, или няни. Вечером они приходили ко мне в широких ночнушках с большими вырезами, склонялись надо мной и целовали меня на ночь... или же попытаться подсмотреть за мамой одной моей подружки, когда она кормила грудью самого младшего... как мне хотелось тогда быть врачом, чтобы осматривать женские груди... А на пляже... Когда я была маленькой, там, ко-
- пупку нечно, и речи не могло быть о голых грудях.
Так меня интересовал пупок, он был у тех немногих женщин, которые уже тогда носи-
- ногамли открытый купальник. А также ноги у муж-
чин, вернее, ступни... у женщин ступни мне
были интересны, только если на них были
-туфлям туфли с высоким каблуком... как хорошо
на высоком было играть с туфлями моей тетки, у нее были
каблуке такие высокие-превысокие каблуки...
И эту свою тетку в период детства я вспоминаю так, как будто бы у нее постоянно был живот и она ждала ребенка. Или же с огромными полными молока грудями... я часто ходила к ней, ну и потому, что жила она неда-
леко от меня, и потому, что мне нравилось двоюродный смотреть, как мой двоюродный братик ест, братик
как ему меняют пеленки или купают...
Именно тогда и случилось так, что я поняла, что он устроен совсем по-другому, чем я и моя сестричка... как мне было любопытно, что у него между ног какой-то протуберанец, ВЫрОСТ, И При ПОМОЩИ НеГО ОН щш*ш~,ш
писал... так вот я себя спрашивала, так ли половые
у всех-всех мужчин... по-моему, не у всех... органы
вот по телевизору я видела одного укротителя львов. По-моему, он был без всего, и у него-то этого выроста не было... мне говорили, что на нем трико, но я была не согласна... по-моему, голый как голый, и все тут...
Я очень любила своего маленького братца... как-то раз я узнала, что он упал у моей тетки и его положили в больницу, просто для высокие
того, чтобы проверить. Так я начала ругать каблуки и
ее за высокие каблуки. Как я думала, она и беремен-
упала из-за них, запнулась... и говорила, и ность
что взрослой никогда не буду их носить и тогда смогу удержать на руках маленького ребенка... Да так оно и вышло. Во время своей беременности я всегда носила туфли на низком каблуке. Так же поступает и большая часть беременных женщин: действительно, не рекомендуется носить туфли на высоком каблуке, не то может возникнуть искривление позвоночника вперед-лордоз...
Когда я была маленькой, а моя мама ожи- беремен-
дала мою матери сестричку, мне постоянно ность
хотелось на ручки... это было из-за того, что матери
мне не хотелось никаким образом касаться тех взаимоотношений, которые были у нее с сестрой, Ведь как моя мама ни старалась, как она ни пыталась вовлечь меня, а места мне там не было...
операция Одно из самых отдаленных воспомина-
сестрынии о моей сестричке восходит к одной весь-
ма серьезной ситуации. Сестра была еще крошкой, и ей нужно вырезать вросший ноготь... я хорошо все помню. Дело было уже к вечеру, ждали детского врача, он и должен был произвести эту операцию... Кроме мамы и няни, дома были и обе бабушки. То есть народу было предостаточно. И тем не менее я чувствовала себя одинокой, заброшенной. Мною никто не занимался... все внимание было отдано моей сестричке, только она и вызывала тревогу...
болезнь: Все это повторилось и через несколько
способ лет... мы заболели обе, отравились испор-
обратить ченной рыбой. Но мне уже через несколько на себя часов стало лучше, а вот моя сестренка ве-
внимание чером даже упала в обморок. И конечно, на
ней и сконцентрировалось все внимание домашних. А я чувствовала себя почти что нормально, и на меня внимания не обращали...
Вот я сейчас рассказываю все то, что было со мной в детстве, и мне становится эксгибицио- ясно, что в детстве мне хотелось не только низм (стрем- смотреть и видеть. Мне хотелось, чтобы и пение выста- на меня смотрели, чтобы и меня видели, и вить себя этого мне хотелось в такой же степени, как и
напоказ) в смотреть самой... и вот я стала заниматься
спорте
г спортом, участвовать в состязаниях по тен-
нису. Ничто меня так не возбуждало, как дойти до самого финала соревнований и играть на поле в самом что ни на есть центре, когда на тебя устремлены глаза всей публики... и чем больше было народа, тем лучше я играла... а если еще среди публики был кто-нибудь, кто мне нравился, кого мне хотелось завоевать... это было, несомненно, полезнее, чем недельная тренировка...
Помнится, однажды я показала очень хороший результат, хотя и была очень усталой. А когда я выиграла самые важные в моей спортивной карьере теннисистки состязания, то легла спать в пять утра (а играла в одиннадцать!). Наконец-то произошло то, чего мне хотелось давным-давно: я провела ночь с моей «главной любовью». Он уже давно ухаживал за мной, но в нужный момент исчезал... Однако я вот вспоминаю об этом теперь, не так уж хорошо это было, как мне казалось... я была слишком уж напряженной, слишком взволнованной и даже счастливой, чтобы испытать истинное наслаждение... было бы гораздо легче испытать его при помощи самоудовлетворения. Хотя, как я вспоминаю, мастурбация была иногда связана с крайне странными фантазиями. Так, я воображала себе, что мой па- фантазии во
лец - это соска. Такая же, как была у меня в вРемясамо-
3 удовлетео-
период кормления грудью... эта соска про- „„,„
никала в меня все дальше и дальше, а я жадно сосала ее всем влагалищем...
Мне приходят на ум сны, в которых я мастурбация мастурбирую и кто-нибудь меня видит... по- " п°теРя
мнится, со мной было все наоборот: это я зрения -
_ кормление
однажды застала двоюродного братца, ког- zovd ю
да он мастурбировал...
Это увидела и его мама. Она не разозлилась, но ледяным голосом сказала ему, что если он это еще сделает, то ослепнет. И даже больше: может тяжело заболеть и умереть!..
Сейчас я начинаю думать, что она сказала это, чтобы ему отомстить, уж не знаю как. Она должна была одевать очки и говорила, что это из-за того, что слишком долго кормила его молоком... сколько раз потом я слы-
шала все это! Что кормить грудью - значит испортить себе зрение! У многих врачей я спрашивала, так ли это, но никто не мог привести в пользу этого каких-либо научно обоснованных доводов...»
В этих снах преобладают эротические ощущения. И это подтверждает то, что обычно пытаются отрицать, а именно, что в период беременности половая жизнь является чрезвычайно активной. При этом она активно проходит и в тех формах, которые обычно осуждаются и замалчиваются, таких как самоудовлетворение и сношения через заднепроходное отверстие.
Существует предположение, будто бы беременной женщине легче отказаться от различных способов полового удовлетворения по соображениям безопасности плода. При этом не учитывается, что у многих беременных женщин половое желание увеличивается. Это увеличение связано с тем, что беременность представляет собой возрождение-, агрессивности и сексуальности периода внутриутробного существования и детства. Отсюда усиление бессознательных желаний, общее увеличение чувствительности к эрогенным факторам, а в частном случае увеличение стремления к наслаждениям, связанным с гениталиями, и освобождение от страха забеременеть. Именно об этом последнем говорят многие беременные женщины, тем самым находя рациональное, разумное оправдание смене партнера в период беременности. С другой стороны, необходимо учитывать еще один факт, хотя это и может показаться странным. Многие мужчины чувствуют особую тягу именно к беременным женщинам. Ведь беременная женщина представляет собой психосексуальный идеал сочетания полноты соединения члена и матки.
Сношения через заднепроходное отверстие являются предметом ассоциативного материала, имеющего большое
значение для испытуемого, как мужчины, так и женщины. Причиной этого является непосредственная связь таких сношений с представлением о клоаке. Становится понятным, что беременная женщина более склонна к сношениям через задний проход. Предлогом здесь служит необходимость охраны здоровья будущего ребенка.
Еще раз рассматривая ассоциации, мы видим, что как сама беременность, так и проявления половой жизни у других людей являются причиной ощущения одиночества и возвращения к переживанию своих изначальных стремлений у девочки, которая наблюдает. Поэтому, с одной стороны, она через наблюдение, через зрительное соучастие защищается от одиночества. Она смотрит, подсматривает для того, чтобы быть здесь, чтобы не оказаться отрезанной от других людей, чтобы держать под контролем положение дел. С другой стороны, при этом она возбуждается, то есть напряжение внутри нее нарастает, и очень часто это напряжение не находит разрядки и превращается в источник тревоги и тоски. Тема подглядывания вновь возвращает нас к первоначальной сцене, которая разворачивается на фоне одиночества, тоски и неестественного напряжения, причем в этом участвуют все органы чувств, а не только зрение. И для ребенка единственными способами разрядки такого внутреннего напряжения являются фантазирование (бессознательное, которое, однако, может стать и сознательным), самоудовлетворение либо разрядка агрессивности (плач, вопли, бросание на мать или самобичевание). Интересно отметить, что детское самоудовлетворение является причиной появления чувства вины, как это следует уже из явного содержания некоторых снов Марии. В этих снах мастурбация настолько же связана с темой подглядывания, как и с чувством вины по отношению к себе самому либо по отношению к плоду-ребенку.
Далее идет материал ассоциаций, связанных с половыми различиями. Девочка задает вопрос: «А он есть у всех?»,-но на самом деле это вопрос-прикрытие, вопрос-ширма. За
ним на самом деле стоит вопрос: «А у женщин это тоже есть?» Вот что это означает. А ответ на этот вопрос состоит в том, что, как это видно в одном из воспоминаний (операция сестренки по поводу извлечения ногтя), подтверждается детская теория различия между полами: у женщины члена нет потому, что его вырвали, ее лишили этого.
Что из всего этого следует? Одиночество и чувство непричастности к определенной ситуации усиливает желание, желание подглядывать, а также половое возбуждение, связанное с ним. Это желание можно удовлетворить при помощи разглядывания определенных предметов, а также при помощи принятия на себя роли одного из этих предметов или при помощи проекции своего желания на других.
По Фрейду, эти определенные, специфические предметы заменяют восприятие женских половых органов. Эти органы исключаются из поля зрения, поскольку они лишены члена, кастрированы. Поэтому отсюда вытекает, что фетишист переносит свое либидо на предмет, фетиш. Его созерцание вызывает возбуждение, выливающееся в самоудовлетворение. Однако это объяснение Фрейда относительно фетишизма не объясняет внутриутробного опыта и опыта детства, который является основой этих сновидений. А они довольно часто снятся в период беременности. Еще яснее это становится при более углубленном рассмотрении этого вопроса в рамках микропсихоанализа. По мнению П. Кодони, что-то от фетишизма можно обнаружить во время микропсихоанализа любого человека. И всегда это связано с опытом внутриутробного существования и опытом детства. Этот опыт относится в основном к зрению и связан с отсутствием у матери члена. Этот специфический опыт, а также стоящие рядом с ним ситуации не обязательно являются травмирующими, но представляют собой самое важное событие внутриутробного существования и периода детства. Они влияют на всю совокупность подсознательных механизмов. Как уточняет Н. Пелуффо, «фетиш является олредмеченным фантастическим изображением себя самого в материнской утробе. Став-
ка на этот фетиш - это проявление нарциссизма, ее целью является самосохранение. Самосохранение эмбриона - плода - члена. Любовь к этому последнему проявляется (в то время как он находится внутри тебя) при помощи мастурбации. Целью ее является оргазм, разрядка энергии, повторяющая ситуацию наибольшего наслаждения-страдания: родов. Другими словами, это еще одно побуждение к повтору, защита от кастрации - родов и в то же время отрицание рождения».
Таким образом, через эти сны (о том, как ты подглядываешь и как глядят на тебя самое) беременная женщина выражает желание по-прежнему сидеть во чреве своей матери и, следовательно, по-прежнему удерживает внутри себя плод - член - себя самое.
Продолжим анализ ассоциаций. Мария говорит далее о фантазиях во время мастурбации, носящих оральный характер. Тем самым выявляется бессознательное отождествление рта и женского полового органа, что хорошо известно в психоанализе.
Как утверждает М. Бонапарте, у рта и влагалища одна и та же общая характеристика: это два пассивных органа. При этом рот является пассивным органом только в течение определенного времени, то есть до появления зубов. Влагалище же всегда пассивный орган. И только в фантазиях импотентов и в некоторых верованиях первобытных народов у влагалища есть зубы, а, значит, его надо бояться.
В подтверждение этого подсознательного отождествления можно привести все еще существующее среди крестьянок Латинской Америки поверие. Согласно этому пове-рию, внутри тела есть «такая трубочка, которая идет ото рта к желудку и матке. А затем она разделяется на ряд каналов, которые идут к отверстиям нижней части тела». А среди крестьян Ямайки живет другое поверие: будто бы «если ввести что-либо во влагалище, то это может вылезти через горло и через рот, и, может быть, от этого будет страшно плохо».
Э. Джоунз в статье «Первоначальная половая жизнь женщины» прежде всего выясняет вопрос о различиях между венской и лондонской психоаналитическими школами по вопросу о половой жизни женщины. Однако, как он утверждает, «к счастью, все согласны относительно большой важности орального этапа и относительно того, что именно этот этап является прототипом будущей женственности». Далее ученый приводит доказательства, предоставленные Брьер-лем и Пане относительно отождествления влагалища со ртом. Они показали, что кормление грудью сопровождается сокращениями влагалища.
X. Дейч говорит об аналогии между поглощением через рот и функцией влагалища (вкладывать). Он же приводит описанный Зильборгом случай одной женщины. У нее «оргазм имел место в момент представления акта эякуляции, ведь появление спермы является необходимой предпосылкой оргазма». Как узнал в дальнейшем психоаналитик, фантазии этой женщины во время самоудовлетворения обычно заключались в сосании груди. И это вызывало во влагалище оргазм такой же, как тогда, когда она представляла, будто засовывает что-то, по-видимому, член во влагалище женщины.
Как подчеркивала и Кестенберг, существует взаимообусловленная последовательность между ощущениями, связанными с влагалищем, что вызывает беспокойство, и таким способом разрядки, как сосание пальца. Она утверждает, что это идет от вытесненного в подсознание отождествления рот - влагалище, палец - член. Как мы уже видели, то, что сосет ребенок - грудь, большой палец,- это эквивалент члена. А если это так, то можно построить еще одну цепочку ассоциаций и установить еще одно равенство рот -влагалище, то есть вход и выход для пищи, спермы, ребенка. И у того, и у другого есть одна общая черта - это возможность изменения формы под влиянием полового возбуждения, а также в том, что игра мускулов выдает усилие снять либо устранить этот стимул, это половое возбуждение, если вышеуказанного изменения не происходит.
Исходя опять-таки из ассоциаций, можно затронуть еще один теоретический вопрос.
Интересно рассмотреть ту обычно признаваемую всеми связь между кормлением грудью и уменьшением остроты зрения и даже полной его потерей у кормящей женщины. При этом мы будем исходить из двух моментов:
1) Кормление грудью является продолжением процесса беременности. Ребенок уже более не находится внутри матери, которая кормила, питала его своей кровью. Тем не менее он продолжает зависеть от ее - ведь она кормит его своим молоком. С психологической точки зрения и у беременности, и у кормления грудью есть нечто общее - это два выражения нарциссизма дня той женщины, которая забеременела и вскармливает грудью. Во время беременности любование собой в связи с будущим ребенком как частью самое себя было необходимым для продолжения процесса беременности. Теперь же во время кормления грудью большая часть либидо женщины все еще концентрируется на ее собственном теле, а именно на ее груди. Все это легко заметить благодаря тому значению, которое молодая мать придает следующему:
а) своему собственному питанию. Пусть оно не будет избыточно калорийным, но в нем необходимо учесть то факт, что за сутки нужно дать более литра молока;
б) своему собственному отдыху. Кормящей женщине рекомендуется вести спокойный образ жизни, избегать стрессов и спать как можно больше;
в) уходу за своим собственным телом и особенно за грудью. Это нужно, дабы избежать болезненных маститов или некрасивого с эстетической точки зрения обвисания грудей.
2) Беременность была попыткой женщины завладеть чле--ном - это находящийся внутри нее ребенок. Кормление же грудью доставляет женщине такие ощущения, которые можно было бы определить как близкие к ощущениям мужчины во время эрекции и эякуляции. Эрекция соответствует тугой груди, которая наполняется молоком.
Эякуляция же соответствует выходу молока, причем это называется сосанием, своего рода мастурбацией ребенка.
Исходя из пунктов 1 и 2, возможно поставить еще более широко вопрос о психологических аспектах кормящей матери. Как мне думается, было бы слишком узко ставить вопрос следующим образом: хорошей кормящей матерью будет та женщина, у которой были хорошие взаимоотношения с грудью своей матери, которая получала от этого удовлетворение. Да, это так, но нельзя исключать и весь период внутриутробного существования. А ведь в это время закрепляются первые крайне важные образы. Необходимо учитывать период беременности, и тогда будет легче понять, что кормящая мать (почему она и играет активную роль) психологически как бы ощущает себя с пенисом, и это пенис ее матери, пенис, который подсознательно тождественен груди.
Вышеуказанное отождествление груди и члена отмечалось и другими психоаналитиками, например, М. Кляйн. Однако эти ученые датировали его всего лишь началом жизни вне материнской утробы. Что же помогает выяснить микропсихоанализ? Женщина, благодаря тому, что она пережила во чреве своей матери (то есть в качестве члена матери), может оказаться в состоянии (или не в состоянии) смириться с тем, что у нее есть член, или, другими словами, сначала понести, а затем вскормить свое чадо.
Итак, кормление грудью по необходимости требует постоянного присутствия матери рядом с ребенком. И тогда-то оно и является физиологическим продолжением тех взаимоотношений, которые существовали у матери с ребенком в период беременности. Тогда это были взаимоотношения между сосудом и его содержимым, теперь же они становятся взаимоотношениями между субъектом и объектом. Между тем и другим находится промежуточный этап, когда мать и сын постепенно привыкают - и тот, и другая - к расставанию. (Необходимо представить себе это так: через несколько недель ребенок начинает требовать грудь все мень-
ше и меньше. Поэтому перерыв между кормлениями возрастает и по этой причине может стать больше время разлуки между матерью и ребенком).
Контакт, который может сложиться у матери с ребенком, будет тем прочнее, чем больше он был у самой матери в ее раннем детстве, пусть даже ее и не кормила грудью ее собственная мать. Мать может присутствовать, быть важной фигурой и доставлять удовлетворение, даже если ребенок-искусственник или же его вскормила другая женщина. Ведь самое важное устремление ребенка - это прикосновение и прижимание (контакт). Вот как, например, одна из испытуемых вновь переживает период вскармливания ее молоком. Дело происходит на сеансе, изучаются фотографии времен ее детства: «...Вот эти две фотографии относятся к моим первым шагам... на первой мне, видимо, всего лишь несколько дней, и моя мать все еще кормит меня грудью... мне никогда не нравилась эта фотография. Там у моей матери такие глаза, какие-то злые, почти что хищные... и я как будто боюсь... тельце у меня какое-то напряженное, глаза почти что выпученные... только ли это оттого, что я такая маленькая?,, а, может, я сделала больно своей матери?., да, конечно, это так, иначе бы с чего у нее такое лицо... но вот смотрю я на нее, а потом смотрю на себя и невольно спрашиваю: а кто же кому сделал плохо?.. Другая фотография снята через несколько недель, мне, наверное, чуть больше месяца... у моей матери не стало молока, пришлось перейти на бутылку с соской... на этой фотографии как раз моя няня дает мне бутылочку... здесь я тоже у себя дома на балконе. Это почти что там, где снято второе фото... но как здесь все по-другому... как будто в другом месте... и не думаю, что это зависит только от того, что здесь больше света, что у меня платьице другого цвета, да и волос чуть-чуть побольше... и не в том даже разница, что здесь и другой человек... да я бы даже сказала, что, кроме всего прочего, моя нянюшка и немного похожа на мою мать... я сама уже не та. Здесь, на руках у моей нянюшки мне удобно,
спокойно, безмятежно... я как будто слилась с ней воедино... я сосу из бутылочки, глаза у меня полузакрыты, мне даже думается, уж не сплю ли я?., как безмятежно, а нянюшка держит меня за руку своей рукой... может, гладит меня... как прекрасно есть, ласкаться, спать...»
По моему мнению, вскармливание грудью - это момент глубоко интимного общения. Здесь удовлетворяются и активные, и пассивные стороны этого общения, которые одновременно наличествуют в женщине. Но - и это самое главное - вскармливание грудью представляет собой для матери самый легкий способ пережить то, что в микропсихоанализе называется «вторым эдиповым комплексом». Что это такое? Женщина когда-то испытывала по отношению к своим родителям бессознательные агрессивные и сексуальные желания. Теперь те же самые желания, и так же бессознательно, переживаются ею вновь по отношению к своим детям. Последние, таким образом, являются прямо-таки по природе своей заменителями, заместителями родителей.
Но присмотримся поближе, о чем идет речь. Ребенок испытывает по отношению к родителям агрессивно-сексуальные желания. Теперь ребенок вырос, в свою очередь стал родителем, и тогдашние желания вновь оживают в нем. А поэтому отец и мать вновь испытывают по отношению к своему ребенку, независимо от его пола, те же самые желания, которые они испытывали в детстве по отношению к своим собственным родителям.
По моему мнению, именно кормление грудью представляет собой наиболее естественный способ как-то «переварить» данную ситуацию, покончить с ней. При помощи физиологического акта кормления грудью у кормящей матери как бы отводится большая часть обращенной против ребенка агрессивности и сексуальности.
Ведь агрессивность частично разряжается по отношению к ребенку при помощи получающегося молока, его количества и качества: в зависимости от интенсивности агрессивных устремлений матери по отношению к ребенку молока
для кормления будет больше или меньше, оно будет более или менее питательным и будет более или менее удовлетворять ребенка. Многие из проблем, вызванных кормлением ребенка грудью, являются всего лишь непосредственно вытекающим из агрессивности матери по отношению к ребенку следствием. Если вышеуказанная агрессивность не слишком сильна, то все ограничится отдельными эпизодами, и эти проявления будут не слишком резко выраженными. В противном случае продолжение кормления грудью станет невозможным.
Частично проекция агрессивности на ребенка является непосредственной - иногда он становится тем «жадным пожирателем», от которого и должна защищаться мать. Зачастую и природные агрессивные задатки ребенка существенно усиливаются благодаря агрессивности матери по отношению к ребенку. Иногда женщина сама прекращает кормление фудью по каким-либо рациональным побуждениям, например, потому, что ребенок слишком настойчиво просит грудь, и это создает серьезные трудности в жизни женщины и противоречит ее привычкам. Иногда она сама слишком физически слаба, и тогда прекращение кормления грудью не зависит от ее воли и желания. Но и в том, и в другом случае (но в первом - иногда, а во втором - всегда) раскрывается невозможность для матери защитить себя от попыток самоуничтожения. А именно это и стоит за проецированием на ребенка своей собственной агрессивности.
В свою очередь сексуальность получает разрядку благодаря контакту через кожу, контакту половому (поскольку благодаря этому контакту мать получает удовлетворение одновременно через органы обоняния и осязания). Это контакт с тельцем ребенка, с его ртом. Благодаря ритму сосательных движений происходит возбуждение нервных волокон соска матери, и это доставляет ей удовольствие, которое может быть воспринято также и на уровне половом {половых органов).
Как мы помним, миф о Эдипе заканчивается слепотой героя - Эдип сам в наказание вырывает себе глаза: ведь он
убил собственного отца и лег в постель со своей матерью, и у него были от ее дети. Теперь можно понять, откуда идет повсеместно распространенное убеждение, будто кормление грудью приводит к потере зрения. На самом деле речь идет о том наказании, которое добровольно возлагают на себя некоторые женщины. Это те женщины, которые испытывают слишком большое чувство вины за возрождение сексуально агрессивных желаний. Те же самые желания были свойственны им по отношению к родителям в детстве, а теперь они вновь проявляются, но уже по отношению к ребенку, которого они кормят.
Вот почему тот, кто отдает себе отчет в этой глубинной динамике, может представить себе, что, действительно, прекращение вскармливания грудью может ослабить все подобные проявления и даже устранить их. Однако это не устранит вызвавших эти проявления причин. А это значит, что они проявляются вновь и у матери, и у ребенка, хотя и в других формах.
Поэтому было бы желательно, чтобы перед вскармливанием будущая кормящая мать подготовилась к этому ответственному делу и прошла курс микропсихоанализа. На его сеансах и найдет свою разрядку ее агрессивность еще до того, как она выльется в концентрированном и, возможно, крайне патологическом виде на ребенка.