Развитие ловкости
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П.Матвеев).
Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. По образному выражению автора, «ловкость —...козырная масть, которая кроет все остальные карты» [26, с.28].
Говоря о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними! существуют явные различия. «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную | находчивость» [26, с.32].
По мнению автора, само слово «ловкость» удачно, коротко и ясно отражает основную сущность понятия. «Там, где двигательная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, — помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникающей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость» [26, с. 244]. Кроме образных и красноречивых объяснений автор дает научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способ-ность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
1) правильно (т.е. адекватно и точно);
2) быстро (т.е. скоро и споро);
k 3) рационально (т.е. целесообразно и экономично);
j 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» [26, с.29].
Н.А. Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Он отмечает совершенно закономерную взаимосвязь между повышением точности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее во многих других» [26, с. 32].
Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание быстроте. Например, В.С.Фарфель говорит о ловкости как о быстром выполнении двигательных действий, а Н.А. Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчивости, решительности, реакции, т.е. умению предвидеть, предугадывать. Рациональность же рассматривается в прямой зависимости от правильности движений. «Рациональность движений неотделима от самих движений и мало склонна к переносам. Поэтому о ней приходится заботиться применительно к каждому двигательному навыку» [26, с.31]. Находчивость, по мнению Н.А. Берн-штейна, главное ядро двигательного опыта, зависящее от накопленного двигательного опыта. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, автор выделяет 2 «разряда» ловкости:
1) телесная ловкость;
2) предметная, или ручная, ловкость.
Другой исследователь, Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:
1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;
2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
3) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «Ручная», или «предметная», ловкость;
4) ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;
5) ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим Противодействием и взаимодействием участников.
Определенный системный подход к пониманию сущности лов-Кости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С.Фар-ФЗДя, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание
измерению показателей ловкости. Так, В.С.Фарфель считает основными измерителями ловкости пространство и время. Он выделяет три ступени развития ловкости.
Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость их выполнения.
Второй ступенью ловкости является тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.
Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Итак, мы выяснили, что показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения движений.
Кроме В.С.Фарфеля с этой точкой зрения согласны и другие ученые. Так, например, В.С.Филиппович считает, что ловкость — это способность рационально использовать имеющийся двигательный потенциал.
Согласно теории уровневого построения движений Н.А.Берн-штейна, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы, а низовые уровни служат лишь вспомогательными, фоновыми предпосылками. Реальные проявления ловкости начинаются у человека с уровня пространства «С», при этом для проявления ловкости необходима всегда совместная работа по меньшей мере двух уровней, подчиненных один другому. Один уровень играет роль ведущего, другой — фонового.
Ведущий уровень обеспечивает преимущественно правильность и находчивость действий, фоновые уровни создают для этого необходимые предпосылки, регулируя прежде всего быстроту движений и обеспечивая их рациональность. «Она (ловкость) может находить свое выражение только в тех верховных, наиболее богатых в смысловом отношении, уровнях, которые наделены, во-первых, упражняемостью, во-вторых, тем, что мы называем пере-ключаемостью или маневренностью» [26, с.263]. Н.А.Бернштейн утверждает, что ловкие двигательные акты всегда представляют собой фондированные структуры. Все одноуровневые движения относятся к числу примитивных, в которых даже сложная задача доступна разрешению простыми координационными средствами, не могущими предъявить ощутимых требований к двигательной ловкости.
Итак, дав анализ ловкости, рассмотрим, что же лежит в основе ее психофизиологических механизмов?
физиолог П.К.Анохин выдвинул представления о стадии «предрешения», на которой собственно и формируется решение и предопределяется его направленность. В проблеме принятия решения 0Н отводит ведущую роль мотивации, считая ее обязательным фак-т0ром, определяющим и устанавливающим форму решения, тип решения, его общие очертания. Принятие решений, как говорит П.К.Анохин, переводит один системный процесс (афферентный синтез) в другой системный процесс — в программу действий. Это является переходным моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный характер. По данным д.М.Матюшкина и М.П.Егорова, в процессе решения задачи в проблемных или экстремальных ситуациях выделяются следующие этапы:
1) поиск и обнаружение неизвестного;
2) выработка оптимальных стратегий цели;
3) предварительная или экстренная оценка возможности практического использования выдвинутых стратегий;
4) проверка правильности и контроль за исполнением принятого решения.
Эти авторы различают два основных вида интеллектуальной деятельности:
1) принятие решения представляет собой выбор и оценку известных способов действий в тех или иных ситуациях;
2) быстрота и точность принятия решения исключают применение стереотипов (имеется в виду работа в экстремальных условиях).
Степень адекватности принимаемых решений в неожиданных ситуациях и надежность действий А. М. Матюшкин и М. П. Егоров связывают, прежде всего, со способностью прогнозирования.
Н. А. Бернштейн в работе «О ловкости и ее развитии», анализируя социально-биологические основы формирования двигательных действий, пишет, чтр «...каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи действия» [26, с. 2801. Он утверждает, что организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного провоза, а затем выбора, т.е. «...реакцией организма и его верховных Управляющих систем на ситуацию является не действие, а принятие решения о действии» [26, с. 264]. Говоря о принятии решения в Условиях дефицита времени, физиолог указывает на возможность Формирования срочных тактических решений на низовых уровнях Управления без «согласования» с верхними центрами. В этой связи 0fI объясняет значение подстройки нервно-мышечной периферии, вторая обеспечивает готовность к экспертному действию.
Таким образом, мы видим, насколько велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов в осуществлении ловкого движения, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством уп-ражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает: «...ловкость — не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость — это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая сторона стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства» [26, с. 298].
Исследования В. С. Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость все-таки является качеством воспитываемым и тренируемым. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловкости:
1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений;
2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:
— применение упражнений с необычными исходными положениями;
— зеркальное выполнение упражнений;
— изменение скорости и темпа движений;
— варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;
— усложнение упражнений дополнительными движениями. В понятие ловкость входят следующие компоненты:
1) быстрота реакции на сигнал;
2) координация движений;
3) быстрота усвоения нового;
4) осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.
Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С.Фарфель, Л.П.Матвеев, Л.Б.Кофман и др.).
К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т.д.
Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».
Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Го-лынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале левой или правой рукой, а затем наоборот.
Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.
Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучше нию других психофизических качеств. Их развитие требует при стального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:,
— помоги, но не навреди;
— заинтересуй, но не настаивай;
— каждый ребенок индивидуален.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите особенности обучения ребенка движению.
2. Назовите методы и приемы обучения физическим упражнениям.
3. В чем состоит двигательный навык. Каковы закономерности его формирования?
4. Дайте характеристику функциональных систем двигательных действий (по П.К.Анохину).
5. Каковы особенности многоуровневой системы управления движе- I ниями (по Н.А. Бернштейну)?
6. Перечислите этапы обучения движению.
7. В чем состоят особенности развития творчества при обучении движе- I
ниям?
8. Назовите основные психофизические качества.
9. Какова специфика стрейчинговых упражнений и для чего они пред. назначены?
Глава 3
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 912 | Нарушение авторских прав
|