АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЯЩЕННИКА, ПЕДАГОГА И ВРАЧА
(на примере Романовской средней школы)
Иерей Олег Галелюк, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Романово
Н.П. Савченко, директор средней школы с. Романово
Харченко Е.В., к.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии ФПК и ППС АГМУ, председатель общества православных врачей Алтайского края
Барнаульская Епархия РПЦ
Средняя школа с. Романово, Алтайский край
Алтайский государственный медицинский университет
Семейное благополучие является важнейшим условием ощущения полноты бытия человека. Неблагоприятная демографическая ситуация в Росси, характеризующаяся падением рождаемости, установкой семей на малодетность, непостижимыми показателями разводов, а также снижением здорового начала в молодежи как потенциала для воспроизводства населения (высокая заболеваемость репродуктивной сферы у юношей и девушек, распространенность токсико- и наркомании, девиантного поведения и суицидальных случаев) требует не только внимания и обсуждения проблемы, но и неотложных действий.
По общему мнению специалистов различных общественных наук, истоки катастрофы лежат в искажении традиционного семейного уклада [1, 4]. Предлагаемые подходы по исправлению ситуации различаются: часть из них носит стимулирующий характер в виде материальной поддержки со стороны государства, часть – в виде корригирующих воздействий, как правило, со стороны медицинской общественности. В числе последних на разных временных этапах различными средствами пытаются нести «свет» «полового просвещения» в школы и обучать детей «планировать» семью [2, 3].
Сторонники последнего направления стараются подходить к этому вопросу «комплексно», зачастую привлекая зарубежные финансовые средства и, по своей сути, занимаются стимулированием раннего начала половой жизни. Об этом довольно откровенно они сами заявляют: «Приоритетными направлениями современной стратегии должны стать массовое сексуальное образование в сочетании с доступными и недорогими контрацептивами и возможностью сделать безопасный аборт, <….> стимулирование использования презервативов, доступность лечения ЗППП, пропаганда здорового образа жизни, формирование у подрастающего поколения ответственного сексуального поведения. Главным условием решения проблем молодежи является скоординированность действий различных государственных и общественных учреждений, организаций и специалистов, а также полноценное финансирование молодежных программ. Для оказания адекватной психологической и медико-социальной помощи подросткам обоего пола необходимо создание молодежных центров. <….> Для решения проблем, связанных с безопасным абортом, необходимо внедрение современных технологий, включая использование аналогов простагландинов, синтетических антипрогестинов и целого ряда других методов» [9]. Предполагалось выполнять эту работу объединенными усилиями «подготовленных кадров как среди медиков, так и среди учителей, воспитателей». Есть пожелания включить в этот коллектив психологов и психиатров.
Существует обеспокоенность родителей, что их дети слишком малы для трансляции им знаний в области сексуальной жизни. Однако, их «успокаивают» тем, что социальная среда невольно формирует комплекс представлений подростков в этой сфере и соответствующие небезопасные модели поведения. Для противодействия такому положению вещей предлагается создание образовательных программ с «научным обоснованием».
Как правило, теоретическая база включает «формирование у них поло-ролевого поведения», «ознакомление детей с процессом деторождения», «формирование представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях».
На деле сторонники полового просвещения пытаются активно внедрять обучение добрачным отношениям, одновременно формируя в сознании молодых людей представление, что беременность может быть нежеланной [5, 7]. При этом они легко обходятся без таких понятий как целомудрие, стыд, совесть, ответственность и т.д. Именно поэтому, сформировалось обоснованное настороженное, а иногда и откровенно негативное отношение большинства педагогов к приходу врача-гинеколога к школьницам старших классов.
Первые результаты реализации программы полового воспитания, например, отражены в работе «Половое воспитание детей в школе как части воспитательной функции классного руководителя», где отмечается: «классный руководитель не достаточно хорошо знает поло-ролевые особенности мальчиков и девочек, а, значит, процесс полового воспитания с его стороны строился не на достаточно высоком уровне», а, с другой стороны, в итоге работы достигнуты положительный эффект выражающийся в «росте грамотности подростков в области половой гигиены».
Неодобрением было встречено внедрение программы во многих регионах страны, в том числе в Алтайском крае. Возмущение родителей и учителей объясняется тем, что и те и другие усматривают в подобного рода мероприятиях взращивание безнравственного начала в душе подростка.
Православная церковь по этому вопросу занимает недвусмысленную позицию, изложенную в «Основах социальной концепции русской православной церкви». В этом документе говорится: «Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие» [6]. А деятельность по секс-просвету называет разрушающими традиционные нравственные ценности человеческого общества (идеи семьи, брака, супружеской верности, целомудрия). То, что подобные пожелания являются не утопическими, а насущными, указывает политика США, где в настоящее время правительство ежегодно выделяет значительную сумму для воспитания молодых людей в духе целомудрия и воздержания от половых связей до вступления в брак.
Семья, несомненно, является основным фактором, способствующим впечатыванию в сознание молодых людей, определенных моделей сексуального поведения. Совсем не все гладко в наших семьях: как часто мы не можем найти там желанный идеал, сформированный в христианской культуре: «Создать полноценную семью (христианская семья) может человек благочестивый, живущий полноценной жизнью, помнящий, что каждый из нас состоит не только из плоти, но еще и из души и духа. Семейная жизнь в первую очередь духовная жизнь. Только человек духовный может строить отношения с другим человеком, воспитывать детей. Воспитать христианина может только христианин. И суть православного воспитания заключается в том, что родители должны прежде всего воспитывать себя» [8].
Кроме того, мощной негативной силой, коверкающей традиционные истоки семейного воспитания, выступают внешние воздействия, в основном - средства массовой информации (СМИ).
Роль отечественной школы в формировании духовно-нравственных установок молодежи пока еще велика. Однако одному учителю порой трудно противостоять той атмосфере вседозволенности, насилия, пренебрежения своей и чужой жизнью, потери стыда, пошлости и поощрения пороков, которая, к сожалению, укоренилась в нашей жизни. Приведем пример внеклассной работы с выпускниками Романовской средней школы, посвященной формированию духовно-нравственных основ семейной жизни. В ней приняли участие священник, педагог и врач, которых объединил отказ от основных положений программ «полового просвещения». Основополагающая идея – это признание приоритета духовно-нравственных ориентиров в жизни и вторичности материально-телесных целей взаимного существования. Наша цель состояла в том, чтобы привлечь внимание молодежи к базовым принципам создания благополучной семьи, выделяя основные современные «факторы риска» в этом процессе.
Священнослужитель изложил представления о законах нравственной жизни, данных Богом; сообщил об основных понятиях христианской антропологии (составе человека и его силах); знакомил с понятиями «грех» и «добродетель»; рассказывал о существовании Промысла Божия как высшей справедливости событий жизни любого человека; дал понятие о семье как образе малой Церкви, где есть свое особое предназначение для мужчины и для женщины; обозначил различия между состояниями влюбленности, страсти и любви.
Педагог иллюстрировал это понимание предназначения и судьбы человека жизненными примерами из современной жизни, историческими сведениями и сюжетами известных литературных произведений. Например, учитель, приводя образец высокой любовной лирики, приоткрыл завесу над величием состояния духа автора, и, наоборот, указал, как увлечение страстями ведет к закономерному краху семьи, да и самой жизни. Обобщая, он указывал на различие мотивов, двигающих людьми, на трагические исходы неверных жизненных выборов. Как ни печально, но в современных условиях приходится говорить о той развращающей души лжи, которая льется с самого доступного и влиятельного средства воспитания – телевидения. Противопоставить ему приходится, к величайшему сожалению, примеры, совпадающие со сценами из знакомой нам обыденной жизни. Поэтому в результате разговора школьники сами приходили к выводу, от чего зависит достижение ощущения полноты и счастья прожитой жизни.
Врач, опираясь на многолетнюю практическую деятельность и богатый жизненный опыт, свидетельствовал о счастье и бедах в семьях, как следствие выбранного поведения; рассказал о факторах «риска», повреждающих репродуктивную систему в этом возрасте; указал на негативные, разрушающие для души и тела последствия раннего начала половой жизни, информировал о свежих новостях, отражающих отказ от политики либерализации сексуального поведения с переходом на пропаганду целомудрия среди молодежи в странах запада (например, США); донес новейшие научные сведения о подтверждении Божиих заветов («не убий», «не прелюбодействуй»).
Тематически беседа всегда выстраивалась вокруг таких понятий, как дружба, преданность и любовь между мужчиной и женщиной; отношения к людям, к Отечеству, к Богу; духовные ценности, цель и смысл жизни человека, счастье. Сомнения в том, что разговоры окажутся пустым чтением нотаций и морализаторством, пропадают, когда мы чувствуем и видим отклик молодежи, выражающийся в неослабном внимании и эмоциональной включенности, отмечаемой при получении ожидаемой реакции как раз на те места, которые нам кажутся наиболее значимыми.
Важными условиями успеха в проведении подобного рода мероприятий, на наш взгляд, является:
- раздельность проведения встреч (девушки отдельно от юношей);
- содержание бесед должно отражать не столько абстрактные «всероссийские» проблемы, но в большей степени включать поиск ответов на конкретные «местные» проблемы, которые волнуют аудиторию;
- преемственность в изложении материала, т.е. работа «единым духом и едиными устами»;
- обеспечение наглядности излагаемого материала с тем, чтобы выраженная мысль с помощью образа и звука стала убедительной;
- определенный уровень педагогического опыта, заключающегося в подаче материала соответственно уровню восприятия подростков, с опорой на оценку реакции слушающих и быстрой коррекции излагаемых сведений.
Современная молодежь, как бы мы ни сетовали на те или иные ее особенности, имеет прежние свойства - пылкость и увлеченность юности, усладу дружбой, ее пленяет перспектива жизни, которая представляется бескрайним полем с громадными возможностями и мечтами по его освоению. Они юны и прекрасны, пока еще достаточно чисты для того, чтобы понять предложенную высоту устремлений. Наша задача заключается в том, чтобы помочь достичь высоту понимания красоты жизни, удержать на этом уровне, продлить и утвердить в признании этой правды существования человека, указать на ориентиры и средства спасения в житейском море, приблизить к пониманию их сопричастности Таинству исполнения назначения человека,
Конечно, выйти на конкретные результаты в виде измеряемых и взвешиваемых показателей трудно, так как, во-первых, предметом формирования являлась категория «нравственность» и, во-вторых, подобные встречи должны носить постоянный и системный характер. Однако триединое желание повторять опыт и положительный настрой самих подростков позволяет оценить данный опыт как положительный. Священник, педагог и врач оказались необходимы и достаточны для освещения проблем современной семьи и разбора основных повреждений трехсоставной природы человека (Дух, душа и тело). Каждый из них в рамках своей компетенции может привести убедительные примеры, но вместе они стоят на страже целостности юного человека, с единым пониманием иерархии и взаимозависимости такого состава.
Литература
- Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. М., 1978.
- Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979.
- Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
- Молодцова В. Секс: развращение вместо просвещения // Российская газета. 1999. № 110. 10.06.99.
- Основы социальной концепции русской православной церкви. М., 2001.
- Плотникова Е. А. Валеология как орудие духовной интервенции // Смоленские епархиальные ведомости. 1999. №3.
- Православная семья. Советы настоятеля самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, кандидата педагогических наук протоиерея Евгения Шестуна. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 2000. – 272с
- Краснопольский В.И., Савельева И.С., Белохвостова Ю.Б., Соколова И.И., Ерофеева Л.В. Планирование семьи и репродуктивное здоровье девочек-подростков и молодых женщин// Вестник Российской ассоциации акушеров гинекологов №1. – 1998.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 567 | Нарушение авторских прав
|