Психологические эффекты морфина и героина
В течение долгого времени исследователи изучали воздействие опиатов на организм. Многие из них отметили, что "эйфория" не наблюдалась. Студенты, испытывавшие морфин в Пенсильванском университете, искренне отмечали, что не понимают, почему люди принимают этот неприятный препарат. Отдел обезболивающих средств Гарвардской медицинской школы записал реакции 386 пациентов, принимавших морфин. Только 3 сообщили о чем-то, что можно назвать "эйфорией". Эти данные привели к исследованию психологических эффектов.
В первом тесте 9 человек получили морфин, героин и амфетамин. Отчеты не соответствовали учебникам. Опиаты не дали "эйфории".
В более совершенном исследовании в дополнение к этим препаратам дали снотворные таблетки (барбитураты) и плацебо. Препараты были введены внутривенно 80 человекам, принадлежавшим к трем категориям: здоровые, больные и наркоманы.
Большинство участников классифицировали воздействие амфетамина как позитивное. Плацебо и снотворное были охарактеризованы как нейтральные. Морфин и героин в основном классифицировались как неприятные (только наркоманы считали иначе). Лишь некоторые участники хотели их повторной инъекции, а большинство предпочло бы повторно получить плацебо! Эти данные соответствуют данным Бекера и Вэйла по марихуане: Люди могут приучиться к химическому влиянию, которое по существу неприятно.
В последующие годы было опубликовано еще несколько работ. Пациентам, страдающим от боли, давали морфин, кодеин и плацебо. Особо детально были изучены побочные психологические эффекты. Морфин явно воспринимался негативно и хуже, чем плацебо. В другом исследовании 20 здоровым студентам сделали инъекции морфина, героина и плацебо. Более 90 % из них нашли, что психологические эффекты опиатов неприятны. И снова наркотики считались неприятнее плацебо.
В каждом исследовании было некоторое меньшинство, заявлявшее, что действие опиатов приятно. Может быть, морфинист и героинист имеют какую-то физическую ненормальность, которая и обуславливает их позитивное отношение к действию наркотика?
Теоретически это может быть применимо к отдельным лекарственным наркоманам, но не к уличным. Множество людей пробовали наркотик раз или два и предпочли не употреблять их. Те же, кто стал наркоманом, это давшие положительный ответ на критический вопрос:
"Хочешь ли ты быть вместе с теми, кто потребляет наркотики?" Те, кто не хочет принадлежать к культуре потребителей наркотиков, редко классифицируют их действие как привлекательное.
Это относится не только к опиатам, но и к большинству наркотиков. Единственным исключением кажутся стимулянты. Таким образом, принадлежность к потребляющим наркотики культурам явно более основана на социальных, а не на биологических критериях.
Количество исследований психологических эффектов опиатов ограничено. Но эти исследования, видимо, методологически имеют смысл. В большинстве случаев участники не были знакомы с препаратом и едва ли были подвержены социальному внушению.
Исследования убедительно показали, что опиаты обычно воспринимаются как имеющие неприятные психологические эффекты. Это вполне совпадает с хорошо известным фактом, что только малое число больных, получавших опиаты хотят продолжать их использование, когда для этого уже нет медицинских показаний. Больница в Бостоне сообщила, что из 11 882 пациентов, получавших морфин и другие опиаты, только 4 (четыре) стали наркоманами.
Наркоманы учат, что опиаты позволяют "забалдеть" или дают "кайф". Но пациенты, получавшие морфин (а в Британии прописывают и героин) ожидали только ослабления боли и не имели иных ощущений, кроме некоторых побочных эффектов, в основном тошноты.
Разные группы наркоманов имеют разные ожидания и испытывают разное психологическое воздействие. Ожидания служат в качестве самовыполняющихся предсказаний.
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 387 | Нарушение авторских прав
|