Эмоциональное состояние...
("Скажи мне, какое эмоциональное состояние изображено...». // А.Н.Сизанов Психологические игры. - Минск, 1995)
Всмотритесь в схематическое изображение лиц на рисунке и по некоторым деталям попробуйте определить эмоциональное состояние в каждом случае. Проверьте правильность ответов.
6.3 "Умение слушать».
(Мадлин Беркли-Ален "Забытое искусство слушать") "Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите
время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте
себя в роли говорящего.
Поставьте букву П ("положительный") для тех поведенческих
аспектов, которые вы - говорящий - используете для того, чтобы привлечь к
себе внимание слушателя, и Н ("негативный") - для тех, которые, по вашему
мнению, обычно мешают слушателю вас слушать.
(___) 01. Приподнятые брови
(___) 02. Улыбка.
(___) 03. Кивок головой.
(___) 04. При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед.
(___) 05. Молчание.
(___) 06. Морщить лоб.
(___) 07. Взгляд мимо слушателя.
(___) 08. "Бегающий" взгляд.
(___) 09. Свободная, расслабленная поза.
(___) 10. Прикосновение.
(___) 11. Предупредительность, внимательность.
(___) 12. Руки на затылке.
(___) 13. Неподвижность.
(___) 14. Беспрестанное хождение.
Ответы к тесту на стр. 21 - "Эмоциональное состояние"
Проверьте, правильно ли вы угадали эмоциональное состояние на каждом рисунке правильные ответы: 1 - внимание, удивление; 2 - сомнение, недоумение; 3 - недовольство, брезгливость; 4 - отвращение; 5 - агрессия, жестокость; 6 - смех; 7 - горе, печаль; 8 - презрение. Если вы правильно "прочитали" шесть и более рисунков, значит, вы внимательны, наблюдательны, хорошо различаете нюансы мимики, что предсказывает наличие у вас большого воспитательного потенциала. Вы хорошо сможете разобраться в психологии ребенка, вовремя заметить изменения в его поведении, проявите сочувствие и сопереживание. _______
15. Наклон головы.
16. Зрительный контакт.
17. Вздохи.
18. Прищур глаз.
19. Замкнутость в себе.
20. Польщенный вид.
21. Сердитый вид (нахмуренные брови).
22. Обращение к слушателю.
23. Тяжело плюхнуться на стул.
24. Скрещенные на груди руки
25. Покачивание головой.
26. Прищуривание глаз.
27. Вытягивание шеи вперед.
28. Взгляд "сквозь" слушателя.
29. Критическое выражение лица.
30. Взгляд, направленный прямо на слушателя.
31. Постукивание пальцами.
32. Пожатие плечами.
33. Надувание щек.
34 Оттянутые вниз уголки рта.
35. Покачивание ногой, поза "нога на ногу"
36. Дрожащие пальцы.
Одни варианты поведения большинством людей интерпретируются одинаково, другие - по-разному. Признано, что поведенческие акты, описанные под номерами 1, 6, 7, 8, 12,14,15,18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 35, 34, 35, 36, воспринимаются негативно, остальные - положительно....
Еще одним примером невербального поведения, которое может иметь несколько интерпретаций, является молчание. Оно может быть "холодным", заставляющим нас содрогнуться; оно может быть "теплым" - в ответ нам хочется продолжать говорить, ощущая поддержку слушателя; молчание может быть и нейтральным стимулом для продолжения сообщения "Уход в себя" может быть признаком разного: старания уклониться, желания прекратить слушать.... Когда мы прекращаем слушать и погружаемся в себя, произвольная мышечная регуляция приостанавливается, мы начинаем реже моргать, взгляд становится неподвижным, словно остекленевшим.... Когда говорящий так ведет себя, слушатели часто ощущают значительный дискомфорт».
7. Тренинг общения
7.1 Нулевая позиция слушателя-терапевта (Дж. Энрайт "Позиция слушателя-терапевта") - Чем меньше сигналов производит слушатель? тем в большей мере реагирует на них говорящий (пациент).
Эта позиция основана на двух принципах. Согласно первому, говорящий может сам, без входных сигналов извне, вести монолог в наиболее подходящем для него темпе и, преодолевая всевозможные трудности, но будет делать это лучше и с большей энергией в присутствии слушателя. Термин "входные сигналы извне" включает в себя не только слова, но и невербальные средства коммуникации: жесты, выражение лица, мимика, междометия, покашливание и т.д. Такие сигналы (в общем-то, в основном вербальные) отвлекают говорящего от формулировок, которые кажутся ему точными и адекватными, одновременно склоняя его к таким формулировкам, которые по сути являются "смесью" его истинных интенций того, что уже усвоил из предыдущего слушатель. Поскольку очевидно, что чем меньше внешних сигналов принимает говорящий, тем в большей мере он реагирует на каждый из них, представляется весьма важным вообще элиминировать какие бы то ни было входные сигналы извне.
Уже Фрейд, разрабатывая основы психоанализа, нашел решение этой проблемы в выходе терапевта из непосредственного поля зрения пациента. Это находится в согласии с первым принципом, но присутствие слушателя становится для говорящего скорее теоретическим фактом, а не чувственным опытом. Тем самым утрачивается благотворное влияние присутствия слушателя. Поэтому в рассматриваемой позиции терапевт продолжает находится перед говорящим, но его задача - сохранить в течение всего контакта неизменно спокойное, бесстрастное выражение лица и нейтральную экспрессию позы.
Говорящий затрачивает в такой ситуации много сил на слежение за выражением лица терапевта, ожидая, а иногда и домысливая в воображении его реакцию. В конце концов эта практика оправдывает себя: говорящий имеет возможность определить, в каких сферах он чувствует себя наименее уверенным и ожидает психологической поддержки партнера или оценки. Видимое присутствие слушателя, даже если он никак не реагирует, является для говорящего сильным мотивирующим фактором. Это и является основным компонентом нулевой позиции. СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ
Слушатель сидит напротив говорящего в экспрессивно нейтральной, свободной позе, в готовности к контакту. Не следует опускать голову, сплетать пальцы рук, закладывать ногу за ногу и т.п. Задача слушателя - в максимальной мере сосредоточиться на слушании, ничем не выдавая своей реакции и отношения к услышанному. На первых порах рекомендуется выдерживать эту позу в течение десяти минут. При дальнейших тренировках становится возможным удлинение сеанса. КОММЕНТАРИЙ - Слушатель, избавленный от необходимости проявлять отношение к монологу говорящего, получает возможность лучше слушать. Обсуждаемая позиция, хотя и самая простая, может оказаться наиболее важной из всех рассматриваемых ниже, как в плане психотерапии, так и обучения психотерапевтической коммуникации. Слушатели, прошедшие тренировку в этой позиции, отмечают, что, особенно, поначалу им чрезвычайно мешают сложившиеся стереотипы, требующие "поддерживать" собеседника, дать совет, "быть любезным" и т.п. Для некоторых "внутренний шум", связанный с желанием реагировать на слова говорящего, так силен, что они просто не в состоянии внимательно слушать собеседника. "Шум" этот, однако, постепенно стихает и многие начинают замечать, что им удается слушать и понимать говорящего гораздо лучше в этих условиях, когда они избавлены от необходимости внешне оформлять свои реакции и комментировать услышанное.
Девиз такого образа действий - "Не научишься ничего делать хорошо до тех пор, пока не научишься хорошо ничего не делать" Если ты "должен" что-то сказать, у тебя нет возможности свободно и точно определить, что именно ты хочешь сказать. Если же ты не чувствуешь обязанности что-либо говорить, то у тебя есть время и свобода, необходимые для точной формулировки того, что ты хочешь сказать.
Обычным в самоотчетах студентов, проходивших тренировки в нулевой позиции, является наблюдение, что пациент сам приходит к формулировке или точке зрения через 1-2 минуты после того, как слушатель воздержался от высказываний подобных мыслей. Многие студенты начинали относиться к пациентам с большим уважение" и откровенностью после приобретения такого опыта.
Сколь же часто отмечается, что интервенция слушателя нечувствительным образом уводит говорящего от его собственной версии проблемы в сторону концепции, в основном отражающей мнение слушателя-терапевта".
7.2 Шесть способов улучшить навыки слушания
(Час занимательной психологии. – Москва - Воронеж, 1997) "
1. Учитесь медленно сосредотачиваться, практикуйте упражнения типа: "Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?"
2. Устройте себе радио- или телеэкзамен: послушайте вместе с кем-нибудь передачу и проверьте, сколько положений, высказанных в этой передаче, вы оба запомнили, попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею, содержащуюся в основных выводах передачи.
3. Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внимание, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела.
4. Учитесь понимать точки зрения, противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать слушать и придумать "достойный ответ" Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен "убивать" собеседника, он просто должен дать ему понять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного.
5. Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не сможете этого сделать, вы, без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить.
6. Помогайте слушать другим: мы поощряем в наших детях привычку невнимательно слушать, повторяя одно и то же по несколько раз до тех пор, пока не привлечем внимание ребенка или не добьемся послушания. Обращение к ребенку должно быть произнесено только один раз. Если он не послушался, его следует разумно наказать, с тем, чтобы он научился слушать, что ему говорят, с первого раза. В свою очередь, мы должны сами быть для детей хорошим примером, откликаясь на их слова с первого раза».
7.3 "Кодекс оптимального поведения" (фрагменты)
(Э. Цветков Великий менеджер или мастер влияния. - М., 1997, С. 65-82)
21. Если ты можешь исправить последствия своей ошибки, то ты еще не ошибся.
22. То, что случается, случается вовремя.
41. Не стремись быть сильнее соперника, но ищи, где соперник слабее тебя.
42. Когда любишь своего врага, ты лучше его узнаешь. Чем больше ты его узнаешь, тем большее преимущество ты получаешь над ним.
43. Не всегда можно победить, но всегда можно сделать себя непобедимым. Победа зависит от противника. Непобедимость - от себя самого.
63. Не торопи события. Позволь процессу развернуться самому.
64. Молчание - великий источник Силы.
65. Периодически покидай людей и возвращайся к молчанию. Учись возвращаться к самому себе.
66. Молчание и ясное чувство бытия - источники любого эффективного действия.
69. Слушай скорее легко, чем усердно. Оставь усилия, затрачиваемые на вслушивание в каждое слово. Погрузись в свое внутреннее молчание и наблюдай за собой. Тогда в тебе откроется возможность ясного слышания.
70. Познавай свои собственные глубины, и ты сможешь разговаривать с глубинами другого.
71. Когда ты освобождаешься от того, что ты есть, ты становишься тем, кем ты можешь быть.
75. Когда ты оставишь попытки внушать, ты станешь довольно внушительным.
76. Истинная способность влияния не основана на технических приемах или наборе управления. Находись в Бытии, а не в Делании.
77. Помни сокровенную мудрость: отдай - чтобы достичь.
79. Находись в Бытии, а не в Делании. Используй формулу: Быть - Делать -Создавать. Если ты хочешь что-то создать, спроси: "Что я должен для этого делать?" Но не спеши делать, повторяя ошибки многих -тех, которые пытаются суетливо что-то делать, но ничего не достигают. Отступи еще на один шаг, к началу формулы, и снова спроси: "Каким я должен для этого быть?" И оставайся в Бытии. И Делание будет делаться само, без твоего участия. Но ты получишь четкий, конкретный результат, именно тот, который ты хотел создать. В этом - ядро магии.
88. Твое влияние начинается с тебя и распространяется дальше, как рябь на воде.
90, Доверяй тому, что происходит. Принимай то, что происходит. Доверяя и принимая, ты сохраняешь силу.
95. Тот, кто начинает спор, заведомо оказывается в слабой позиции, потому что он хотя и негласный, но проситель.
98. Учись различать обратимое и необратимое - и ты научишься владеть временем.
Контрольные вопросы по теме
Тесты из книги А.Ю.Панасюка А что у него в подсознании? - М., 1996
01. Классически красиво в любом человеке то, что (выберите один ответ).
а) приятно взгляду;
б) целесообразно (было и есть);
в) привлекает к человеку;
г) считается красивым;
д) у каждого свое понимание "красивого";
02. Зачем женщины красят губы красной (или близко к красному цвету) помадой? (выберите наиболее точный ответ)
а) чтобы быть красивой;
б) чтобы привлекать мужчин (красным цветом);
в) губы - наиболее чувствительная часть лица;
г) чтобы показать здоровье;
д) чтобы нравиться другим;
е) потому, что так принято;
03. Нет связи между ростом человека и уровнем его социального статуса. Эта мысль (выберите один ответ):
а) скорее всего, в сознании людей, а не в их подсознании;
б) скорее всего, в подсознании людей, а не в их сознании;
в) в равной мере представлена как в сознании людей, так и в их подсознании;
04. Поджав губы, какую фразу легче произнести (искренне)? (перед выбором одного ответа попытайтесь произнести эти фразы, поджав при этом -достаточно крепко- губы):
а) "Я ненавижу таких людей";
б) "Я люблю таких людей;
в) "Я рад вас видеть";
г) "Мне интересная ваша идея";
д) Предлагаю сделать перерыв на отдых";
05. Когда люди обмениваются взглядами чаще?
а) при серьезной беседе;
б) при легкой беседе;
06. Голова Вашего собеседника повернута к Вам, но корпус - чуть в сторону. Для вас это скорее(выберите один ответ):
а) ничего не значит;
б) скорее это "плюс", чем "минус";
в) скорее это "минус", чем "плюс";
г) "плюс" или "минус" - в зависимости от других знаков коммуникации;
07. Вялое рукопожатие, скорее всего, говорит о (выберите два ответа):
а) безразличии;
б) неискренности;
в) беспечности;
г) внутренней слабости;
д) скрытой агрессивности;
08. Позиция "рука у рта" "читается" как проявление (выберите один ответ):
а)запрета на самоговорение;
б) неуверенности;
в) агрессивности;
г) зависимости;
09. Если во время беседы Ваш партнер внезапно откинулся на спинку кресла и через несколько секунд не вернулся в исходное положение, то, вероятнее всего (исключите две маловероятные гипотезы):
а) он понял, что Ваша идея - не для него,
б) он принял решение оказать Вам; в) что-то ему не понравилось;
г) это не дает никакой информации, так как не является знаком "языка тела" в строгом смысле этого слова:
д) просто он приглашает вас к ответу на свой вопрос (на свое предложение);
г) скорее всего у него начал пробуждаться интерес к вашим словам;
Вопросы ЯГМА
10. Психологические "техники" присоединения в наибольшей степени связаны с (выберите один ответ)
а) "отзеркапиванием" позы и жестов;
б) пристройкой к ведущей системе репрезентации опыта;
в) "отэеркапиваем" ритма и темпа речи;
г) все ответы верны.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 600 | Нарушение авторских прав
|