АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Мей и Бьюдженталь – представители экзистенциально-гуманистической
Психотерапии
Известными представителями экзистенциально-гуманистической психотерапии являются американские психотерапевты Мей и Бьюдженталь. В 1950
году выходит одна из первых книг Мея «Смысл тревоги», где он проводит дифференциацию тревоги как клинического симптома и экзистенциальной тревоги как важнейшей конструктивной силы в человеческой жизни, как «переживания встречи бытия с небытием», «переживание парадокса свободы и конечности человеческого существования». В своей книге «Искусство психологического консультирования» Мей описывает основные характеристики личности в экзистенциальном понимании и с этих позиций - задачи психотерапевта. Свобода – первая составляющая понятия личности и первый принцип психологического консультирования. Задача консультанта – подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Надо объяснить ему сложный механизм принятия решений с учетом прошлого жизненного опыта и влияния подсознания, что позволяет пациенту осознать и научиться использовать предоставляемые ему свободой возможности. Второй составляющей личности является индивидуальность. Прежде чем быть «самим собой», клиент должен отыскать свое настоящее «Я», а консультант должен помочь ему соединить сознательное Я с различными уровнями подсознания и обрести свое истинное Я, найти в себе имущество стать этим Я. Социальная интегрированность является третьей составляющей устойчивой личности. Невозможно понять личность вне ее социального окружения. Для личности огромное значение имеет умение приспосабливаться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидуумов. Задача психотерапевта – помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, вдохнуть в него мужество, которое поможет ему освободиться от неотступного чувства неполноценности, и направить его стремление в социально полезное русло. Духовная напряженность является четвертой составляющей личности. Задача консультанта – помочь клиенту освободиться от патологического чувства вины и в то же время научить его достойно принять и сделать устойчивым то духовное напряжение, которое присуще природе человека.
Другой известный психотерапевт экзистенциально-гуманистической ориентации Бьюдженталь подчеркивает важность «шестого чувства» или внутреннего осознания, утраченного во многом человеком в процессе социализации, чувства своего внутреннего бытия, которое позволяет постоянно осознавать, насколько внешний опыт соответствует уникальной внутренней природе индивидуума. Важно помочь пациенту открыть для себя свое внутреннее осознание; обратить его внимание на его собственные желания, страх, надежда, намерения, фантазии. Функционально внутреннее осознание похоже на процесс слушания, отсюда понятие «служащий глаз», объединяющее внутреннее зрение и внутренний слух. Внутреннее зрение и внутренний слух. Внутреннее осознание – это переживание своего Я.
Бьюдженталь так описывает основные аспекты психотерапии экзистенциально-гуманистической ориентации: 1) установление психотерапевтических отношений, развитие терапевтического альянса, эволюции переноса; 2) прояснение выявляющихся основных паттернов сопротивления, необходимые конфронтации и процесс проработки; 3) столкновение с некоторыми проблемами управления, вопросы планирования последовательностей, трудности принятия решений; 4) субьективное участие терапевта в лечебном процессе, проблемы контрпереноса, вовлечение и непривязанности; 5) основные экзистенциальные смыслы, которые психотерапевт находит в своей работе. Психотерапия такого рода – это пробуждение или вызывание жизни, спрятанной внутри пациента, внутренней чувствительности, которую научим его подавлять, возможностей бытия, которые слишком редко осуществлялись.
Каркасу, рассматривая экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии, характеризует его следующими основными категориями:
- концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального отчаяния как следствие утраты человеком возможностей, расщепления Я, рассогласование с собственными знаниями);
- здоровье (связано с реализацией потенциала человека – развитием Я, достижением подменности, непосредственности);
- желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение ощущений или чувств в данный момент);
- временный подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);
- лечение (кратковременное и интенсивное);
- задача психотерапевта (сводится к взаимодействию, в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению – от соматического до духовного);
- основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывание» чувств);
- лечебная модель (экзистенциальна: диада равных людей или «Взрослый – Взрослый», то есть человеческий союз);
- характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную важность);
- позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; от выступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А.А. «Современная психотерапия»: курс лекций. – Спб, 1997.
2. Носачев Г.Н. «Введение в психотерапию». – Самара, 1997.
3. Психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – Спб: Издательство «Питер»,
2000.-544с.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 398 | Нарушение авторских прав
|