Глава 1. Психологи о суициде
Введение
Начиная с античности до наших дней, огромное проблемой является сознательное прекращение человеком собственной жизни.
Наиболее подробно эти вопросы отражены в философских работах А. Шопенгауэра, В. Соловьева, А. Камю, В. Франкла, З. Фрейда. Так, например, Альбер Камю считал, что “ Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно”. Серен Кьеркегор - “Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости...”
Самоубийство как предмет изучения и сегодня еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Следует заметить, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между крупными теоретиками. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения.
Глава 1. Психологи о суициде
Рассмотрим работу Зигмунда Фрейда “Печаль и меланхолия”, которая посвящена его теории суицида.
Есть два вида влечений: один из них - инстинкт жизни, Эрос, другой - это влечение к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым “до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти”. [4]
Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса. Убийство - это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен. [6]
Касаясь вопроса о самоубийстве, Юнг указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство.
Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков (“архетипах”) есть знаменитое Распятие: после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскресения, быть оправдан и может быть предотвращен. [3]
Эдвин Шнайдмен был первым директором Центра исследований и профилактики суицидов в Лос-Анжелосе. В 1957 году в соавторстве с Норманом Фейбероу он выпустил книгу “Приметы самоубийства”. Спустя 4 года он написал книгу “Крик о помощи”. Обе эти книги считаются классическими в области суицидологии. В своей поразительной книге “Смерти человека” (1980) Шнейдман, основываясь на классических наблюдениях, приводит типологию индивидов, играющих непосредственную, причем часто сознательную, роль в приближении своей смерти.
Искатели смерти расстаются с жизнью преднамеренно, причем таким образом, что спасение является невозможным или крайне невероятным.
Инициаторы смерти: к ним относятся неизлечимо больные, лишающие себя систем обеспечения, отсоединяя иглы или канюли.
Игроки со смертью - это те кто, говоря языком игры, делают свою жизнь ставкой в ситуации относительно низкой вероятностью выживания, как например, в русской рулетке, где шансы погибнуть составляют 5 из 6. Существует еще тип людей одобряющих смерть, хотя и не играющих активной роли в ее приближении, но честно заявляющих, что желали бы своего конца. Этот тип часто встречается среди тревожной молодежи и одиноких стариков. Суммируя, можно сказать словами Шнейдмана “смерть приближается из-за неосторожности, опрометчивости, безрассудства, забывчивости человека или вследствие других сходных психологических механизмов”.
Элизабет Кюблер-Росс
Она была практикующим врачом в Швейцарии, затем переехала в США и работала над исследованием проблем смерти, сочетая ее с преподаванием психиатрии в Университете Чикаго. Выдающийся бестселлер “О смерти и умирании” (1969), широко известные семинары и лекции сделали ее одним из выдающихся исследователей горя.
Элизабет Росс известна своим изучением психологии различных этапов переживания приближения смерти. Она относит к ним следующие.
Отрицание: “Это не может случиться со мной, это ошибка, вы, наверное, говорите о ком-то другом.” Отрицание действует подобно буферу после неожиданно потрясающего известия.
Гнев: он может иметь любую направленность. Острие гнева человека может быть адресовано группе или отдельному человеку. Гневливая враждебность проявляется в ярости, зависти или возмущении. Их объектом часто бывает медицинский персонал больниц: “От врачей нет никакой пользы. Они только и думают, что об игре в гольф. Они не так делают анализы и назначают неправильное лечение”. [7]
Сделка: этот этап является сделкой, в которой ставкой становится чья-либо жизнь: “Если я пообещаю держаться подальше от гоночной трассы, поможете ли Вы мне выжить?” “Если Вы меня вылечите, я обещаю никогда не обманывать мою жену”. “Давайте бросим карты. Если выпадает козырная карта, я останусь жить, а если нет - то умру”.
Депрессия: она может быть формой предсмертного горя. Все вокруг кажется мрачным, человек чувствует себя нагим и незащищенным. В этом состоянии он становится пророком собственной обреченности. В это время человек часто отличается малообщительностью, теряя интерес к жизни. [1]
Принятие: на этом этапе индивид, скорбя о грядущей потере, начинает думать о смерти с какой-то долей тихого ожидания. Абрахам Маслоу использует для характеристики этого состояния термин “самоактуализация”: “Я прожил полную и завершенную жизнь. Теперь я могу умереть.” Следует отметить, что, по мнению многих психиатров, только менее 2 % населения переживают эту стадию.
Элизабет Росс, характеризуя субъектов суицида, выделяет следующие категории тяжелобольных, обдумывающих самоубийство:
1) те, кто испытывает интенсивную потребность контролировать всех и вся;
2) те, кому прямо сообщают о том, что у них неизлечимое заболевание.
“Мы ничего больше не можем сделать потому, что вы слишком поздно обратились за помощью”:
• больные, нуждающиеся в пересадке органов, которым пообещали нереальную перспективу возможности их получения;
• больные, которые находятся в изоляции, покинуты друзьями и семьей или получают в кризисном состоянии неадекватную медицинскую
помощь.
Некоторые больные кончают с собой далеко не сразу. Вместо этого “они нарушают режим, не принимая медикаментов, таким образом, полу пассивно приближая свою смерть”. [2]
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 529 | Нарушение авторских прав
|