Белорусское Поозерье расположено на севере республики и граничит с запада на восток с Литвой, Латвией, Псковской и Смоленской областями России. Максимальная протяженность по широте – 350 км, по долготе – 160 км. Основу фундамента составляет сложное сочленение Латвийской седловины на севере, склонов Белорусской антеклизы на юге, Оршанской впадины на востоке. Крайний запад в пределах Балтийской гряды занимают Балтийская синеклиза и Вилейский погребенный выступ. Наиболее общей и важной чертой геоморфологии региона является молодость рельефа, оформление которого в настоящем виде связано с последней ледниковой эпохой, позднеледниковьем и голоценом. Основные котловины и возвышенности получили первичные контуры уже в эпоху сожского оледенения. В эти геологические этапы большое значение приобретали восходящие и нисходящие неотектонические и гляциоизостатические движения, оказавшие существенное влияние на осадконакопление в водоемах,
Белорусское Поозерье на Восточно-Европейской равнине является классическим регионом, для которого характерно распространение фронтальных краевых моренных возвышенностей и угловых массивов с явным преобладанием тяжелых моренных суглинков и валунного материала, не покрытых более поздними отложениями, с широким распространением форм рельефа ледниковой аккумуляции и экзарации.. Абсолютные высоты варьируют в пределах от 120 м в центре до 220 м на Свенцянской и 290 м на Витебской возвышенностях.
В рельефе Белорусского Поозерья ясно выражены вытянутые в субширотном направлении полосы краевых ледниковых комплексов. Южное положение края последнего ледника – оршанская стадия. Граница проходит по Южно-Нарочанской гряде и далее на восток через Лукомскую и северную часть Оршанской возвышенности. Севернее выделяется витебская (свенцянская) фаза, Самая северная, а следовательно, и наиболее молодая браславская стадия включающая Браславскую возвышенность, Освейскую гряду, Нещердовскую и Городокскую возвышенности.
Густота расчленения на возвышенностях, которая достигает 0,5–0,8 км/км2. Каждый комплекс включает краевые (напорные и насыпные) гряды и возвышенности, ограниченные с дистальной стороны зандровыми (перигляциальными) низинами, а с проксимальной – сложным сочетанием форм рельефа, свойственным ледниковым языкам. Так, фронтальный комплекс свенцянской фазы (Свенцянская, Ушачская, Витебская возвышенности) отличается разнообразным холмисто-моренно-озерным, рельефом основной морены. На юге он резко ограничен Нарочано-Вилейской, Верхнеберезинской, Лучесинской низинами с остаточными озерами, водно-ледниковыми формами. В пределах браславской стадии выделяются три крупных геоморфологических комплекса: браславский, освейско-нещердовский, городокский, Освейско-Нещердовский геоморфологический комплекс является восточным ответвлением Латгальской возвышенности
Мядельский комплекс расположен к северу от оз. Нарочь и образован ледниковым языком, вытянутым с севера на юг. Южная часть комплекса ограничена грядами Свенцянской
Аналогичное строение имеет Сенненский геоморфологический комплекс. Южная часть ледникового языка ограничена здесь субширотными грядами Оршанской возвышенности. вытянуты с северо-запада на юго-восток котловины озер
Относительные высоты достигают 50–60 м, а углы наклона – 15–20°. Отличительной чертой геоморфологических комплексов Белорусского Поозерья являются отрицательные формы рельефа – замкнутые и полузамкнутые западины, озерные котловины, речные долины.
Внешний вид и морфология большинства озерных котловин отличаются многочисленными признаками молодости, которая выражается в сохранении ледниковой деятельности, значительной глубине вреза в моренные отложения, четком выражении бровки, склонов, подводного рельефа, отсутствии эрозионного расчленения и др. Кроме того, существует явное несоответствие морфологии котловин и возраста заполняющих их озер. Если первые созданы ледником и его водами и имеют значительный абсолютный возраст, то период существования самих озер не превышает 10–12 тыс. лет. Каждый генетический тип котловин:
I тип, – ложбинные котловины (гляцигенные рытвины, ринны), приурочены к проксимальной части ледниковых языков. При небольших площадях они отличаются значительными глубинами, достигающими 20–40 м
II тип, – подпрудные котловины занимают гляциодепрессии между моренными возвышенностями или грядами, чаще всего в краевой зоне геоморфологических комплексов.
III тип, – эворзионные котловины, наиболее характерны для внутренней стороны фронтальных морен и языковой зоны. При небольших площадях озера этого типа (Рудаково, Светлое, Свиты, Воронец, Веркуды) отличаются значительными (более 20 м) глубинами, крутыми склонами и котлообразной формой.
. IV тип, – сложные котловины характерны для фронтальной части геоморфологических комплексов. Они формируются при участии процессов эрозии, эворзии, термокарста.
V тип, – термокарстовые котловины, своим происхождением обязаны просадке грунта при вытаивании находящегося в его толще погребенного (мертвого) льда или мерзлых горных пород.
VI тип, – остаточные котловины, нередко встречаются на месте спущенных приледниковых озер. Пологие, заболоченные склоны, округлые очертания, незначительные глубины, значительная мощность отложений – основные черты этого типа.